Рабочая программа учебной дисциплины «Осмотр места происшествия, проведение обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности»



Скачать 281.28 Kb.
Дата27.06.2016
Размер281.28 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

имени О.Е.Кутафина» ( МГЮА) Оренбургский институт (филиал)


Кафедра уголовно-процессуального права и криминалистики



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Осмотр места происшествия, проведение обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности»

Наименование магистерской программы



«Теория и практика квалификации и

расследования коррупционных

преступлений»

М2.В.ДВ.4.1

Направление подготовки: 40.04.01 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Оренбург- 2015

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Внешние требования…………………………………………………… 4

1.1.Требования к результатам освоения основных

магистерских программ……………………………………………… 4

1.2 Требования к структуре основных образовательных программ

магистратуры………………………………………………………… 5

1.3 Цели освоения дисциплины…………………………………………. 6

2. Место учебной дисциплины в структуре магистерской

программы и ее особенности………………………………………… 6

3. Содержание и структура учебной дисциплины…………………… 7

3.1Содержание учебной дисциплины……………………………. 7 3.1.2.Организационно-методические данные дисциплины…………. 9

3.1.3 Тематический план……………………………………………… 9

3.2. Лекции…………………………………………………………….. 10

3.3. Практические занятия……………………………………………. 11

3.4.Самостоятельная работа магистранта…………………………… 14

4. Образовательные технологии …………………………………….. 16

5. Оценочные средства ……………………………………………… 16

5.1.Вопросы для подготовки к зачету……………………………… 17

6. Учебно – методическое обеспечение дисциплины…………………. 18

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1 Нормативные акты…………………………………………………… 18

6.1.2 Основная литература……………………………………………… 19

6.1.3Дополнительная литература………………………………………… 19

6.1.4 Периодическая литература………………………………………… 21

6.1.5 Электронные источники………………………………………… 21

7. Материально – техническое обеспечение учебной дисциплины…………………………………………………………… 21




1. Внешние требования

1.1. Требования к результатам освоения основных магистерских программ.

Реализация в дисциплине « Осмотр места происшествия, проведения обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности» требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей образовательной программы в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 – Юриспруденция должна учитывать следующее:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):


  • осознанием социальной значимости своей будущей профессией, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  • способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

  • способностью совершенствовать и развивать сой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

  • способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения (ОК-4);

  • компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической деятельности:



  • способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

  • способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

  • готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

  • способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

  • способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

  • способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

  • способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

  • способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданий для условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

  • способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

  • способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

  • способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

  • способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

  • способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

  • способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

  • способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

1.2. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов:



  • общенаучный цикл;

  • профессиональный цикл;

и разделов:



  • практика и научно-исследовательская работа;

  • итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможности расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.


1.3.Цели освоения учебной дисциплины


Целями освоения курса «Осмотр места происшествия, проведения обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности» являются: формирование у обучаемых четкого представления и углубленных знаний и навыков в области тактики и особенности проведения осмотра места происшествия, обыска и выемки по делам коррупционной направленности; четких знаний о сущности осмотра места происшествии, обыска и выемки; формирование знаний в области грамотной организации осмотра места происшествия, обыска и выемки; формирование практических навыков по подготовке, организации и проведению осмотра места происшествия. Обыска и выемки, использование при этом научно – технических средств, познания специалистов, криминалистов.

Кроме того обучающиеся должны не только владеть терминологическим аппаратом, но также грамотно знать существенные особенности процесса и тактики проведения осмотра места происшествия, обыска и выемки по делам коррупционной направленности, но и иметь представлении о возможностях исследования изымаемых вещественных доказательств в государственных экспертных учреждениях.


2. Место учебной дисциплины в структуре магистерской программы и ее особенности.


Курс «Осмотр места происшествия, производство обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности» является профессиональным компонентом магистерской программы «Теория и практика расследования коррупционных преступлений». Данный курс является прикладным и требует освоения понятийного аппарата уголовного права, уголовно – процессуального права, криминалистики, таких как: доказательство; виды доказательств; относимость и допустимость доказательств; собирание, исследование и оценка доказательств; коррупция, преступление, взяточничество, превышение должностных полномочий, криминалистическая тактика проведения отдельных следственных действий, тактический прием, тактическая операция, тактический риск и др.

Изучение дисциплины предусматривает овладение теоретическими и практическими навыками при организации, подготовке, проведения осмотра места происшествия, обыска и выемки.



Большинство рекомендаций и положений, изучаемых в рамках курса разработано уголовно – процессуальным правом, но теснейшим образом связано с теорией криминалистики о механизме преступления, криминалистической тактикой, теорией обнаружения, фиксации и исследования вещественных доказательств, полученных при проведении осмотра места происшествии, обыска и выемки.


3. Содержание учебной дисциплины
Тема.1 «Осмотр места происшествия как первоначальное следственное действие по делам о коррупции»
Виды и задачи осмотра места происшествия по делам о коррупции. Общие требования к ОМП по обнаружению и фиксации следов преступления. Принципы осмотра места происшествия (неотложность, объективность, полнота всесторонность, единое руководство и т. д.) Цели следственного осмотра: обнаружение, фиксация, изъятие и сохранение следов преступления и других источников информации о расследуемом событии. Выявление изменений обстановки места происшествия, определение, какие из них могут являться следами преступления, установление характера происшедшего события, его участников.

Тема 2. «Методы и приемы осмотра места происшествия»
Методы криминалистики, применяемые при осмотре места происшествия (наблюдение, измерение, сопоставление и др.). Подготовительные действия следователя до выезда на место происшествия и по прибытии на него. Организация начала осмотра места происшествия, распределение ролей участников данного следственного действия, разъяснение им прав и обязанностей. Выбор метода и приема осмотра исходя из обстоятельств совершенного преступления. Особенности осмотра места происшествия при статической и динамической стадии. Возможности применения научно – технических средств и специалистов в ходе осмотра места происшествия. Рабочий этап осмотра места происшествия. Методы фиксации, применяемые в ходе осмотра места происшествия по преступлениям коррупционной направленности.

Тема 3. «Назначение и производство судебных экспертиз по делам о коррупции »
Общие положения и тактика получения образцов для сравнительно исследования по должностным преступлениям. Особенности назначения и производства экспертиз по делам о взяточничестве (ст. 290-291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и др. Оценка заключения эксперта при расследовании уголовных дел коррупционной направленности. Обязательное назначение судебной экспертизы. Комиссионная судебная экспертиза. Комплексная судебная экспертиза. Дополнительная и повторная судебная экспертиза.
Тема 4. « Особенности проведения обыска при расследовании преступлений коррупционной направленности».
Особенности проведения обыска и выемки при расследовании преступлений коррупционной направленности. Виды обыска (личный обыск, в жилом помещении и ином подсобном помещении, обыск служебных и производственных помещений, транспортных средств). Особенности проведения обыска в жилище и получение судебного решения. Неотложность обыска по делам коррупционной направленности в целях пресечения дальнейшей преступной деятельности и уничтожения или сокрытия объектов. Подготовка следователя к производству обыска (определение предмета поиска, выяснение индивидуальных признаков искомого объекта, прогнозирование возможности его хранения, способов маскировки и утаивания, определение времени и места поиска). Состав Следственно – оперативной группы при проведении обыска по делам коррупционной направленности (специалисты товароведы, бухгалтеры, программисты, искусствоведы, ювелиры, специалисты в области компьютерной информации и др.) и ее техническое оснащение ( научно – технические средства и средства связи).

Случаи воспрепятствования проникновению СОГ и их прогнозирование. Средства фиксации результатов обыска.



Тема 5. « Особенности проведения выемки при расследовании преступлений коррупционной направленности».

Понятие и сущность выемки. Особенности проведения выемки при расследовании преступлений коррупционной направленности. Отличие выемки от обыска. Виды выемки и особенности получения судебного решения. Особенности выемки почтово-телеграфной корреспонденции. Тактика проведения выемки по делам коррупционной направленности. Подготовка следователя к производству выемки. Участие специалиста и криминалиста при проведении выемки. Средства фиксации результатов выемки.




3. 1.2 Организационно-методические данные дисциплины


Виды работы


Трудоемкость,ч.


Общая трудоемкость

72

Аудиторные занятия (всего)

24

Лекции (Л)

4

Практические занятия (ПЗ)

20

Самостоятельная работа студента ( СРС)

48

Самоподготовка (самостоятельное изучение, повторение лекционного материала, материала учебников, учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, консультирование у преподавателя и др.) ( СР)



Вид итогового контроля

зачет



3.1.3. Тематический план


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Л


ПЗ


СРС




Образовательные технологии

Формы текущего контроля

1.

Осмотр места происшествия как первоначальное следственное действие по делам о коррупции.


2




Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование




Домашнее задание

2.

Методы и приемы осмотра места происшествия



2


6




Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование




Домашнее задание

3.

Назначение и производство судебных экспертиз по делам коррупционной направленности






4




Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование




Домашнее задание

4.

Особенности проведения обыска при расследовании преступлений коррупционной направленности


2


4




Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование




Домашнее задание

5.

Особенности проведения выемки при расследовании преступлений коррупционной направленности





4




Лекция,

Презентация

Групповая дискуссия

Индивидуальное консультирование




Домашнее задание




Итоговый контроль










зачет







Всего часов:

4

20

48



72

3.2 Лекции

Лекция № 1
«Методы и приемы осмотра места происшествия» ( 2 часа)
1.Методы криминалистики, применяемые при осмотре места происшествия (наблюдение, измерение, сопоставление и др.).

2.Подготовительные действия следователя до выезда на место происшествия и по прибытии на него.

3.Организация начала осмотра места происшествия, распределение ролей участников данного следственного действия, разъяснение им прав и обязанностей. Выбор метода и приема осмотра исходя из обстоятельств совершенного преступления. Особенности осмотра места происшествия при статической и динамической стадии.

4.Возможности применения научно – технических средств и специалистов в ходе осмотра места происшествия. Рабочий этап осмотра места происшествия.

5.Методы фиксации, применяемые в ходе осмотра места происшествия по преступлениям коррупционной направленности.

Лекция № 2

« Особенности проведения обыска при расследовании преступлений коррупционной направленности» ( 2 часа)


1.Особенности проведения обыска и выемки при расследовании преступлений коррупционной направленности. Виды обыска (личный обыск, в жилом помещении и ином подсобном помещении, обыск служебных и производственных помещений, транспортных средств).

2.Особенности проведения обыска в жилище и получение судебного решения. Неотложность обыска по делам коррупционной направленности в целях пресечения дальнейшей преступной деятельности и уничтожения или сокрытия объектов.

3.Подготовка следователя к производству обыска (определение предмета поиска, выяснение индивидуальных признаков искомого объекта, прогнозирование возможности его хранения, способов маскировки и утаивания, определение времени и места поиска). Состав Следственно – оперативной группы при проведении обыска по делам коррупционной направленности (специалисты товароведы, бухгалтеры, программисты, искусствоведы, ювелиры, специалисты в области компьютерной информации и др.) и ее техническое оснащение ( научно – технические средства и средства связи).

4.Случаи воспрепятствования проникновению СОГ и их прогнозирование. Средства фиксации результатов обыска.




3.3 Практические занятия


(для студентов очной форме обучения в 3 семестре)
Практическое занятие 1

«Осмотр места происшествия как первоначальное следственное действие по делам о коррупции» ( 2 часа)
1.Виды и задачи осмотра места происшествия по делам о коррупции. Общие требования к ОМП по обнаружению и фиксации следов преступления. 2.Принципы осмотра места происшествия (неотложность, объективность, полнота всесторонность, единое руководство и т. д.)

3.Цели следственного осмотра: обнаружение, фиксация, изъятие и сохранение следов преступления и других источников информации о расследуемом событии.

4.Выявление изменений обстановки места происшествия, определение, какие из них могут являться следами преступления, установление характера происшедшего события, его участников.


Практическое занятие 2,3

«Методы и приемы осмотра места происшествия» ( 4 часа)
1.Методы криминалистики, применяемые при осмотре места происшествия (наблюдение, измерение, сопоставление и др.).

2.Подготовительные действия следователя до выезда на место происшествия и по прибытии на него.



3.Организация начала осмотра места происшествия, распределение ролей участников данного следственного действия, разъяснение им прав и обязанностей.

4.Выбор метода и приема осмотра исходя из обстоятельств совершенного преступления.

5.Особенности осмотра места происшествия при статической и динамической стадии.

6.Возможности применения научно – технических средств и специалистов в ходе осмотра места происшествия.

7.Рабочий этап осмотра места происшествия.

8.Методы фиксации, применяемые в ходе осмотра места происшествия по преступлениям коррупционной направленности.



Практическое занятие 4

«Методы и приемы осмотра места происшествия»

( в форме лабораторной работы)

(2 часа).

1. Осмотр места происшествия в помещении

2. Осмотр предметов

3. Составить протокол следственного действия

по предложенной преподавателем ситуации.



Практическое занятие 5

«Назначение и производство судебных экспертиз по делам коррупционной направленности» ( 2 часа)
1.Общие положения и тактика получения образцов для сравнительно исследования по должностным преступлениям.

2.Особенности назначения и производства экспертиз по делам о взяточничестве (ст. 290-291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и др.

3.Оценка заключения эксперта при расследовании уголовных дел коррупционной направленности.

4.Обязательное назначение судебной экспертизы.

5. Комиссионная судебная экспертиза.

6.Комплексная судебная экспертиза.

7.Дополнительная и повторная судебная экспертиза.
Практическое занятие 6

«Назначение и производство судебных экспертиз по делам о коррупции»

( в форме лабораторной работы) ( 2 часа)
Составить постановление о назначении следующих видов экспертиз и сформулировать вопросы перед экспертом:

1.Почерковедческой экспертизы.

2.Физико – химической экспертизы.

3. Дактилоскопической экспертизы.



Практическое занятие 7

« Особенности проведения обыска при расследовании преступлений коррупционной направленности» ( 2 часа)


1.Особенности проведения обыска при расследовании преступлений коррупционной направленности.

2.Виды обыска (личный обыск, в жилом помещении и ином подсобном помещении, обыск служебных и производственных помещений, транспортных средств). Особенности проведения обыска в жилище и получение судебного решения.

3.Неотложность обыска по делам коррупционной направленности в целях пресечения дальнейшей преступной деятельности и уничтожения или сокрытия объектов.

4.Подготовка следователя к производству обыска (определение предмета поиска, выяснение индивидуальных признаков искомого объекта, прогнозирование возможности его хранения, способов маскировки и утаивания, определение времени и места поиска).

5.Состав Следственно – оперативной группы при проведении обыска по делам коррупционной направленности (специалисты товароведы, бухгалтеры, программисты, искусствоведы, ювелиры, специалисты в области компьютерной информации и др.) и ее техническое оснащение ( научно – технические средства и средства связи).

6.Случаи воспрепятствования проникновению СОГ и их прогнозирование. 7.Средства фиксации результатов обыска.




Практическое занятие 8

« Особенности проведения обыска при расследовании преступлений коррупционной направленности» ( 2 часа)



( в форме лабораторной работы)
1.Проведение обыска в жилом помещении.

2.Использование научно – технических средств для фиксации результатов проведения обыска.

3. Составить протокол следственного действия.

по предложенной преподавателем ситуации.


Практическое занятие 9
« Особенности проведения выемки при расследовании преступлений коррупционной направленности» ( 2 часа)
1.Понятие и сущность выемки.

2.Особенности проведения выемки при расследовании преступлений коррупционной направленности. Отличие выемки от обыска.

3.Виды выемки и особенности получения судебного решения. 4.Особенности выемки почтово-телеграфной корреспонденции. 5.Тактика проведения выемки по делам коррупционной направленности.

6.Подготовка следователя к производству выемки.

7.Участие специалиста и криминалиста при проведении выемки.

8.Средства фиксации результатов выемки.



Практическое занятие 10

« Особенности проведения выемки при расследовании преступлений коррупционной направленности»



( в форме лабораторной работы)

( 2 часа)

1.Проведение выемки в жилом помещении.

2.Составить протокол следственного действия.

3. Применением научно – технических средств и способов фиксации результатов выемки.

по предложенной преподавателем ситуации


3.4 Самостоятельная работа магистранта
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Лектор разъясняет наиболее важные и сложные вопросы, рассматриваемой темы, обращая особое внимание на актуальные вопросы, изменения в законодательстве и практику его применения. Каждая лекция охватывает и исчерпывает определенную тему курса и представляет собой логически законченную работу. Это особенно важно с учетом того, что объем часов, отведенных учебной программой дисциплины «Осмотр места происшествия, производство обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности» на лекции гораздо меньше объема часов, отведенных на практические занятия.
Кроме того, лектор дает рекомендации по самостоятельному изучению соответствующей темы.

Наибольший эффект достигается в том случае, если студент до лекции изучает соответствующий раздел учебника уголовного и уголовно – процессуального кодекса. Это позволит лектору не тратить время на освещение вопросов, изложенных в нем.

Содержание лекции определяется лектором на основе нижеприведенных рекомендаций. Чтение лекций поручается, как правило профессору или доценту.

Особые затруднения у студентов очного отделения вызывает подготовка к практическим занятиям. Поэтому были разработаны примерные вопросы, которые будут рассматриваться на практических занятиях. Приступая к изучению дисциплины, студент должен предварительно ознакомиться с ее содержанием, чтобы получить представление о ней в целом: ее системе, тематическом содержании, круге проблем и вопросов по каждой теме, последовательности изложения материала.

Для подготовки к практическим занятиям разработаны примерные вопросы, которые будут рассматриваться на практических занятиях. Студент обязан изучить план проведения практических занятий, но и освещать теоретические положения, выполнять творческие задания, самостоятельно пользоваться некоторыми технико-криминалистическими средствами.

Успех изучения курса во многом зависит от того насколько систематически и регулярно студент работает над учебным материалом. Изучение каждой темы курса необходимо осуществлять в следующем порядке:

1. прослушать лекцию по теме;

2. изучить соответствующие разделы рекомендуемой литературы;

3. если по теме лекция не предусмотрена, студентам необходимо изучить рекомендуемую литературу и сделать выписки из нее;

4. к практическому занятию студенты в обязательном порядке должны подготовить конспект в соответствии с рассматриваемыми вопросами и представить его преподавателю перед занятием;

5. решить задачи, соответствующие темам и рекомендуемым планам практических занятий;

6. грамотно использовать технические средства поиска, обнаружения и фиксации объектов, грамотно описать их в протоколе следственного действия.

Кроме того, рекомендуется:

1. знакомство с юридической профессией при прохождении практик;

2.участие в работе студенческого научного кружка (клуба) и студенческих научных конференций и конкурсов;

3.участеи в работе правоохранительных органов на общественных началах (в качестве общественного помощника следователя Следственного комитета и др);

В самостоятельной работе студент руководствуется тематическим планом, программой курса, расписанием занятий ( при подготовке к семинарам) и стремится к достижению планируемых результатов освоения учебной дисциплины.

При возникновении каких – либо сложностей в ходе самостоятельной работы студент обращается к преподавателю за консультацией. Преподавателям рекомендуется также сообщать студентам свой адрес электронной почты, по которому студент может получить необходимые ему консультации и светы по освоению дисциплины.


4. Образовательные технологии.
При освоении программы используются аудиторные занятия (лекции и практические занятия) и самостоятельная работа студента.

При чтении лекций рекомендуется использование наглядных пособий, в том числе электронных презентаций. Презентация позволяет сосредоточить внимание студента на ключевых вопросах темы и основных системных взаимосвязях, без понимания которых сложно правильно уяснить проблематику лекции. Лектор самостоятельно готовит презентации с учетом тех педагогических задач, которые он намерен решить при проведении занятия, если он сочтет, что использование презентации в конкретном случае целесообразно.

Все практические занятия ( 70% от общего объема аудиторных занятий) проводятся в интерактивных формах. Наиболее приемлемой интерактивной формой представляется разбор конкретных ситуаций, организуемых преподавателем в учебном полигоне, в ходе которых студенты получают практический навык по проведению осмотра места происшествия, обыска, выемки с активным применением следственного чемодана и других научно – технических средств.
5. Оценочные средства

Итоговой формой контроля по дисциплине «Осмотр места происшествия, производство обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности» является экзаменационный зачет в виде собеседования по билетам. Билеты включают два вопроса.

Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

- оценка « зачтено» выставляется обучаемому, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, хорошо ориентируется в законодательстве и правильно понимает нормы закона, способен творчески мыслить;

Оценка «незачет» выставляется обучающемуся, если он не усвоил значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при ответах на поставленные вопросы, допускает неточности, испытывает затруднения при ответах на уточняющие дополнительные вопросы.


5.1. Вопросы для подготовки к зачету

1.Виды и задачи осмотра места происшествия по делам о коррупции. Общие требования к ОМП по обнаружению и фиксации следов преступления. 2.Принципы осмотра места происшествия (неотложность, объективность, полнота всесторонность, единое руководство и т. д.)

3.Цели следственного осмотра: обнаружение, фиксация, изъятие и сохранение следов преступления и других источников информации о расследуемом событии.

4.Выявление изменений обстановки места происшествия, определение, какие из них могут являться следами преступления, установление характера происшедшего события, его участников.

5.Методы криминалистики, применяемые при осмотре места происшествия (наблюдение, измерение, сопоставление и др.).

6.Подготовительные действия следователя до выезда на место происшествия и по прибытии на него.

7.Организация начала осмотра места происшествия, распределение ролей участников данного следственного действия, разъяснение им прав и обязанностей.

8.Выбор метода и приема осмотра исходя из обстоятельств совершенного преступления.

9.Особенности осмотра места происшествия при статической и динамической стадии.

10.Возможности применения научно – технических средств и специалистов в ходе осмотра места происшествия.

11.Рабочий этап осмотра места происшествия.

12.Методы фиксации, применяемые в ходе осмотра места происшествия по преступлениям коррупционной направленности.

13. Судебные экспертизы по делам о коррупции.

14.Общие положения и тактика получения образцов для сравнительно исследования по должностным преступлениям.

15.Особенности назначения и производства экспертиз по делам о взяточничестве (ст. 290-291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и др.

16.Оценка заключения эксперта при расследовании уголовных дел коррупционной направленности.

17.Обязательное назначение судебной экспертизы.

18. Комиссионная судебная экспертиза.

19.Комплексная судебная экспертиза.

20.Дополнительная и повторная судебная экспертиза.

21.Особенности проведения обыска при расследовании преступлений коррупционной направленности.

22.Виды обыска (личный обыск, в жилом помещении и ином подсобном помещении, обыск служебных и производственных помещений, транспортных средств). Особенности проведения обыска в жилище и получение судебного решения.

23.Неотложность обыска по делам коррупционной направленности в целях пресечения дальнейшей преступной деятельности и уничтожения или сокрытия объектов.

24.Подготовка следователя к производству обыска (определение предмета поиска, выяснение индивидуальных признаков искомого объекта, прогнозирование возможности его хранения, способов маскировки и утаивания, определение времени и места поиска).

25.Состав Следственно – оперативной группы при проведении обыска по делам коррупционной направленности (специалисты товароведы, бухгалтеры, программисты, искусствоведы, ювелиры, специалисты в области компьютерной информации и др.) и ее техническое оснащение ( научно – технические средства и средства связи).

26.Понятие и сущность выемки.

27.Особенности проведения выемки при расследовании преступлений коррупционной направленности. Отличие выемки от обыска.

28.Виды выемки и особенности получения судебного решения.

29.Особенности выемки почтово-телеграфной корреспонденции.

30.Тактика проведения выемки по делам коррупционной направленности.

31.Подготовка следователя к производству выемки.

32.Средства фиксации результатов выемки



6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
6.1Рекомендуемая литература

6.1.1нормативные акты:

Конституция Российской Федерации. /СЗ РФ. 1994. Ст.1/

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ (в ред. от 25.11.2013 г.)

Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.8.1995. №144-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральными законами РФ по состоянию на 28 июня 2013 г.)

Уголовный кодекс Российской Федерации. ФЗ РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральными законами РФ по состоянию на 23 июля 2013);

Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ РФ от 18.12.2001 г. № 177-ФЗ (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу 19.04.2013)

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ( ФЗ РФ от 14. 11. 2002 г. № 137-ФЗ, с изменениями, внесенными федеральными законами РФ по состоянию 02 июля 2013 г.);

Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» № 39 от 17 ноября 1995 // СЗ РФ. 1995. № 47 ( с изменениями внесенными на 03.12.2012 г.)



6.1.2 основная литература

1. Ищенко Е.П. Криминалистика / Е. Ищенко, А. Топорков. – М. : – ИНФРА-М, 2010. – 752 с.

2. Криминалистика: учебник / Т.В. Аверьянова [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма; Инфра-М, 2010. – 944 с.

3. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Р.С. Белкина. – М.: Издательство НОРМА, 2009. – 990 с. С. 5984.

4.Бастрыкин, А. И. Криминалистика: Техника, тактика и методика расследования преступлений : науч.-практ. пособие / А. И. Бастрыкин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010. - 460 с.
5. Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Коррупция: современные подходы к исследованию. М., 2009.


6.1.3дополнительная литература: .

1.Методические основы осмотра места происшествия: учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. М.П. Филиппова. Барнаул, Барнаульский юридический институт МВД России, 2004. С. 215

2. Шурухнов, Н.Г. Тактика следственного осмотра и освидетельствования [Текст] / Н.Г.Шурухнов / Криминалистика: Курс лекций. М.: Эксмо. 2006. С. 232

3. Колдин В.Я., Яблоков Н.П. Общие положения криминалистической тактики // Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: «Юристъ», 2005.

4. 6.Кушниренко С.П. Особенности расследования коррупционных преступлений // Противодействие коррупции на муниципальном уровне. Сборник. М.: «Волтерс Клувер», 2008

5.Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000.

6. Разматуллин Р.Р. Криминалистические проблемы преодоления противодействия раскрытию и расследованию преступлений. Екатеринбург, 2007.

7.Луценко О.А Обыск и выемка. Процессуальный порядок, тактика и доказательное значение / О.А. Луценко, Ростов н/Д, Изд – во « Феникс».2005. 63 с.

8. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. М.Проспект.2011 - 216 с.

9. Статкус В.Ф. Осмотр места происшествия/ учебное пособие под ред В.Ф. Статкуса. М.:ЭКЦ МВД России,1995- 214 с.

10. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. М: ЛексЭст. 2002. С. 168.

11.Белкин, Р. С. Очерки криминалистической тактики : учеб. пособие / Р. С. Белкин. - Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1993. - 200 с.


12.Белкин, Р. С. Тактика следственных действий / Р. С. Белкин, Е. М. Лифшиц. - М.: Новый юрист, 1997. - 176 с.
13.Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие / В.М. Коршунов – М.: Экзамен,2001. – 288 с.

14. Карлов В.Я. Использование криминалистической техники в расследовании преступлений: Научное пособие / В.Я. Карлов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 192 с.


15.  Криминалистическая видеозапись: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. канд. юрид. наук Р.Ю. Трубицына и канд. юрид. наук О.А. Щеглова. М.: Издательство «Щит-М», 2004. С. 150

16.Кузьмин Н.А. К вопросу о понятии и природе коррупции // Российский следователь. 2009. № 24.

17.Исаева Л. Новые виды фотосъемки при осмотре места происшествия [Текст] // Законность. 2003. №8. С. 14

18. Быков, В. М. Фактические основания производства следственных действий по УПК РФ / В. М. Быков // Журнал российского права. - 2005. -№ 6. - С. 59-70.


19. Васильев, Ф. П. Вопросы борьбы с коррупцией и ее проблемы / Ф. П. Васильев // Безопасность бизнеса. - 2009. - №9 4. - С. 29-35.
20. Гуськова, А. П. Особенности соблюдения правовых гарантий неприкосновенности жилища при производстве обыска / А. П. Гуськова, Х. П. Шептунова // Российский следователь. - 2008. - № 18. - С. 8-11.
6.1.4 Периодическая литература

Журналы


  • «Российская юстиция»

  • «Государство и право»

  • «Правоведение»

  • «Законность»

  • «Следователь»

  • «Собрание законодательства РФ»

  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Газеты


  • «Российская газета»

  • «Парламентская газета»

6.1.5. Электронные источники:

В процессе изучения дисциплины «Осмотр места происшествия, производство обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности» проводятся занятия, которые способствуют овладению практическими навыками работы с юридическими документами и справочными правовыми системами «Гарант», «Консультант+», «Кодекс».

http: // wwwHYPERLINK "http://www.knigafund.ru/".HYPERLINK "http://www.knigafund.ru/"knigafundHYPERLINK "http://www.knigafund.ru/".HYPERLINK "http://www.knigafund.ru/"ru. – электронный библиотечный ресурс «Книгафонд»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения учебного процесса кафедра располагает необходимой материально – технической базой, к которой относится компьютерный класс (аудитория № 610), подключенный к локальной сети Оренбургского института (филиала) Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), который предназначен для проведения практических занятий студентов и их самостоятельной работы. Кроме того,

имеется в наличии следственный чемодан, видеокамера, ультрафиолетовые источники, дактилоскопические порошки и дактопленки, микроскопы, лупы, а также учебный полигон, предназначенный для проведения практических занятий студентов. В ходе изучения дисциплины могут применяться DVD, имеющие в наличии в количестве и ЖК телевизор, позволяющие демонстрировать учебные фильмы. Оборудован специальный кабинет криминалистики (ауд.609), в котором имеются стенды и витражи с научно – техническими средствами.

Рецензент:

доктор юридических наук Плотников А.И.

Рабочая программа учебной дисциплины «Осмотр места происшествия, проведение обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности» / сост.: к.ю.н., доцент Назаров В.А.- Оренбург, 2015 г.

Рабочая программ предназначена для преподавания учебной дисциплины «Осмотр места происшествия, проведение обыска и выемки по преступлениям коррупционной направленности» по направлению 40.04.01 – Юриспруденция( квалификация ( степень) магистр) на очной и заочной форме обучения.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 - «Юриспруденция, квалификация (степень) магистр», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации.
Составитель:_Назаров В.А.

2015 г.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовно- процессуального права и криминалистики



20 июня 2015 г. протокол №10


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница