Рабочая программа учебной дисциплины педагогическая практика Томск 2013 Цели и задачи дисциплины



Скачать 356.51 Kb.
Дата26.06.2016
Размер356.51 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ:

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Педагогическая практика


Томск – 2013



1. Цели и задачи дисциплины
Цели:

● Формирование у студентов профессиональных педагогических умений и навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с учениками младшего школьного возраста, применение разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учеников.

● Углубление и закрепление теоретических знаний, и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками.

● Овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста.



Задачи:

● Выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с учётом их индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья школьников.

● Наблюдение и анализ студентами процесса адаптации детей в коллективе, в школе, в классе (в том числе процесса адаптации первоклассников к обучению в школе).

● Подготовка к самостоятельному проведению учебной и внеурочной работы по всем предметам начального образования с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность детей.

● Использование современных научно обоснованные приёмов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий.

● Анализ и обобщение передового педагогического опыта, использования его в самостоятельной педагогической деятельности.

● Подготовка к выполнению функций классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня.

● Отработка методов установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.


2. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате прохождения практики студенты должны приобрести следующие умения:

● проводить психолого-педагогическое исследование личности ученика;

● анализировать трудности у детей, возникающие в учебном процессе;

● использовать теоретические знания психологии, педагогики, методик преподавания основных дисциплин в учебно-воспитательном процессе;

● планировать и творчески строить образовательный процесс в соответствии с технологией альтернативной системы обучения (Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-Давыдова В.В., «Школа 2100») и УМК («Перспективная начальная школа», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа России» и др.)

● оформлять документацию классного руководителя;

● проводить родительское собрание;

● организовать педагогический эксперимент по теме ВКР и проанализировать полученные результаты.


Во время педагогической практики у студентов должны сформироваться следующие навыки:

● строить учебный процесс с опорой на «зону ближайшего развития» с учётом индивидуальных особенностей детей, заботы об охране здоровья школьников;

● разрабатывать конспекты уроков по учебным дисциплинам в соответствии с технологией альтернативной системы обучения (Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-Давыдова В.В., «Школа 2000», «Школа 2100») и УМК («Перспективная начальная школа», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа России» и др.)

● методически грамотно проводить уроки по учебным предметам: обучение грамоте, русский язык, чтение, математика, естествознание, труд, изобразительное искусство.

● разрабатывать и творчески проводить внеклассные мероприятия.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы:

производственная педагогическая практика



Всего недель

Семестры

5

7

8

9

Общая трудоемкость дисциплины

16 недель

1 неделя

2 недели

4недели

9недель

Аудиторные занятия

-

-

-

-

-

Лекции

-

-

-

-

-

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

-

-

Семинары

-

-

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа

+

+

+

+

+

Курсовой проект (работа)

-

-

-

-

-

Реферат

-

-

-

-

-

Вид итогового контроля




оценка

(экзамен)



оценка

(экзамен)



оценка

(экзамен)



оценка

(экзамен)


Педагогическая практика проводится на базе начальной школы в учреждениях среднего общего образования


4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание этапов практики
Первый этап производственной педагогической практики (3 курс, 5 семестр)

Педагогическая практика проводится в течение 1 недели. Место проведения: образовательные учреждения города Томска. В содержание деятельности студентов включается следующее: в течение указанного времени методом непосредственного наблюдения студенты знакомятся с деятельностью учителя начальных классов, используя методы педагогического исследования (анкетирование, тестирование и т.д.), составляют характеристики класса в целом, отдельных учащихся. Оказывают посильную помощь учителю в организации досуга учащихся, используя знания по теории и методике воспитания. Проводят внеурочное воспитательное мероприятие с учащимися (возможно вместе с учителем).



Второй этап производственной педагогической практики (4 курс, 7 семестр)

Производственная педагогическая практика «Школьный день» является вторым этапом производственной практики, в ходе которой студенты проводят самостоятельно пробные уроки по основным предметам школьных дисциплин. Практика проходит 2 недели. Вначале практики студенты знакомятся с классом, традициями класса, стилем работы учителя, учебными и воспитательными планами и программами. В течение последующего времени студенты разрабатывают конспекты уроков по основным учебным предметам (русский язык или обучение грамоте, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО или физкультура) и проводят пробные уроки. Обязательным является разработка и проведение внеурочного мероприятия.



Третий этап производственной педагогической практики (4 курс, 8 семестр)

Производственная практика проводится в течение 4-х недель. Данному этапу предшествует этап включения студентов в процесс преподавания посредством пробных уроков.

В течение практики студенты на первой неделе знакомятся с классом, традициями класса, стилем работы учителя, учебными и воспитательными планами. Важное значение имеет практическое знакомство с технологией альтернативной системы обучения («Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Гармония», система РО Л.В.Занкова, система РО Д.Б.Эльконина-Давыдова В.В. и др.). В последующие 3 недели студенты непосредственно занимаются реализацией учебно-воспитательного процесса в соответствии с основными дидактическими принципами альтернативной системы обучения. Во время практики студенты обращаются за консультацией к учителю и методисту. Разрабатывают подробные конспекты по учебным предметам и проводят уроки в соответствии с учебными планами по программе. В конце каждого рабочего дня проводится обсуждение уроков по следующему плану:

- самоанализ студента-практиканта (удовлетворён ли студент практической реализацией разработанного конспекта урока; достигнуты ли цели, решена ли основная дидактическая задача урока; разнообразные ли формы и методы работы были использованы на уроке; все ли ученики были вовлечены в учебно-познавательный процесс);

- ответы на вопросы присутствующих учителя и методиста;

- анализ урока учителем и методистом;

- оценивание урока.

Важное значение в учебно-воспитательном процессе имеет внеурочная работа. Студенты творчески разрабатывают и проводят внеклассные мероприятия с детьми младшего школьного возраста. Количество мероприятий и их продолжительность согласно плану воспитательной работы. В содержание практики также включено проведение тематического родительского собрания.



Четвёртый этап производственной педагогической практики (5 курс, 9 семестр)

Производственная преддипломная практика проходит в течение 9 недель. Практика состоит из двух частей:



1 часть – «Первые дни ребенка в школе», 1 неделя. Студенты проходят эту часть практики в первых классах. На данном этапе студенты знакомятся с формой, методами и способами проведения занятий в первые дни посещения учениками школы, проводят исследования готовности детей к школе, наблюдают за адаптацией учащихся в учебном процессе. Студенты анализируют возникающие трудности у детей и помощь учителя в преодолении этих трудностей (учебные, физиологические, психологические и др.) Студенты анализируют, как учитель выстраивает учебный процесс с опорой на «зону ближайшего развития» с учётом индивидуальных особенностей детей.

2 часть – работа в качестве учителя начальных классов, 8 недель. В течение недели студенты знакомятся с классом, традициями класса, стилем работы учителя, учебными и воспитательными планами. Важное значение имеет практическое знакомство с технологией альтернативной системы обучения («Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Гармония», система РО Л.В.Занкова, система РО Д.Б.Эльконина-Давыдова В.В. и др.). В последующие 7 недель студенты непосредственно занимаются реализацией учебно-воспитательного процесса в соответствии с основными дидактическими принципами альтернативной системы обучения. Во время практики студенты обращаются за консультацией к учителю и методисту. Разрабатывают подробные конспекты по учебным предметам и проводят уроки в соответствии с учебными планами по программе. В конце каждого рабочего дня проводится обсуждение уроков. В ходе беседы определяются положительные и отрицательные стороны работы. В ходе анализа и самоанализа проведённого урока по разработанному конспекту определяют достигнуты ли цели, решена ли основная дидактическая задача урока; разнообразные ли формы и методы работы были использованы на уроке; все ли ученики были вовлечены в учебно-познавательный процесс.

После разбора ошибок переходят к обсуждению предстоящих уроков на следующий день с учётом всех замечаний.

Важное значение в учебно-воспитательном процессе имеет внеурочная работа. Студенты творчески разрабатывают и проводят внеклассные мероприятия с детьми младшего школьного возраста. Количество мероприятий и их продолжительность проводится согласно плану воспитательной работы. В содержание практики также должно быть включено проведение тематического родительского собрания.

Во время педагогической практики студент может организовать педагогическое исследование по теме выпускной квалификационной работы по согласованию с групповым руководителем и руководителем ВКР.


Формы отчетности


Перечень отчётной документации

Семестры

5

7

8

9

Учётная карточка

+

+

+

+

Титульный лист

+

+

+

+

Дневник наблюдений

+

+

-

-

Разработка конспекта лучшего урока



+

+

+

Разработка внеурочного мероприятия

+

-

+

+

Лист мониторинга

-

-

+

+

Отчёт о выполнении индивидуального задания

+

+

+

+

Стандартизированный лист оценки умений и навыков студентов-практикантов ТГПУ

-

-

+

+

Самоанализ педагогической деятельности

+

+

+

+


Перечень итоговой отчетной документации по завершении практик:

Учетная карточка (см. приложение 2), заверенная печатью и подписью директора школы (включает отметки за 10 контрольных уроков, внеклассную работу, родительское собрание, характеристику учителя, заключение группового руководителя, факультетского руководителя).

Отчёт, оформленный в виде методической папки студента-практиканта, включающий:

- титульный лист (см. приложение 1);

- характеристику на ученика (см. приложение 3);

- дневник наблюдений «Первые дни ребенка в школе», содержащий материалы наблюдений, исследований, проведенных студентами в 1 классе (см. приложение 4);

- план-конспект урока, наглядные пособия;

- конспект внеклассного мероприятия;

- разработку родительского собрания;

- лист мониторинга, содержащий сведения о консультациях, полученных студентом и отзывы преподавателей и учителей об уроках и мероприятиях (см . приложение 5);

- отчёт о выполнении индивидуального плана;

- самоанализ педагогической деятельности (см. приложение 7)

Динамику роста профессиональных умений и навыков студентов одной школы можно проследить по стандартизированному листу оценки умений и навыков студентов-практикантов ТГПУ (см. приложение 6).

Сроки защиты отчёта определяются последней неделей практики.


4.3. Организация практик
До начала каждого этапа производственной педагогической практики и по результатам практики проводятся конференции, на которых присутствуют студенты, групповые руководители, методисты, психологи, учителя.

На установочной конференции студентов знакомят с целью и задачами прохождения практики, формой отчетности. Организуются консультации методистов и научных руководителей по распределению и выполнению студентами индивидуальных заданий на период практики.

В течение всей практики методисты, преподаватели психологии и педагогики консультируют студентов, посещают уроки, проводят анализ деятельности студентов.

На итоговой конференции определяются результаты педпрактики: даётся анализ педагогических ситуаций; с оценочными суждениями выступают методисты, преподаватели, учителя. Студенты обмениваются впечатлениями, опытом. Рассматриваются проблемы, возникшие на практике, если таковые имели место. Отмечаются лучшие уроки, мероприятия, научные отчеты. Высказываются пожелания.


4.4. Диагностика качества профессиональных умений и навыков студентов
Диагностику и оценивание каждого этапа производственной педагогической практики позволяют произвести:

- учетная карточка с оценками за контрольные уроки и оценкой внеурочной работы учителем;

- лист мониторинга, в котором содержаться замечания методистов и руководителей практики по позитивным и негативным моментам работы студента и их оценивание;

- оценка за выполнение индивидуального задания на период практики;

- качество отчётной документации (конспекты уроков, разработки мероприятий, родительского собрания, характеристика на ученика, педагогический дневник, самоанализ практики).
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:



  1. Логашенко, О. И. Педагогическая практика : учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения / О. И. Логашенко.[и др.]. – Краснодар : Юг, 2010. – 229 с.

  2. Методические рекомендации по организации педагогической практики студентов 5 курса педагогического факультета (специальности «Педагогика и методика начального образования»). Томск, 2006.

  3. Педагогическая практика студентов отделения начальных классов : учебное пособие./ под ред . Меньшиковой Е. А. – Томск : ТГПУ, 2002.

б) дополнительная литература




  1. Анастази, А. Психологическое тестирование. / А. Анастази, С. Урбина – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 688 c.

  2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : методическое пособие / В. И. Байденко. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

  3. Байденко, В. И. Проблемы формирования целостных концептуальных, теоретических и методических оснований образовательного стандарта как актуаль­ная междисциплинарная научная проблема / В. И. Байденко // Политика качества образования и проблема квалиметрического мониторинга в сфере образования. Седьмой симпозиум «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика». – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – С. 32 - 54.

  4. Балыхина, Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т. М. Балыхина. – Москва : Изд-во РУДН, 2000. – 160 с.

  5. Баталова, В. К. Сборник тестовых заданий. Математика. 4 кл. / В. К. Баталова. – Москва : Интеллект-Центр, 2009. – 128 с.

  6. Бочарникова, М. А. Компетентносный подход : история, содержание, проблемы реализации / М. А. Бочарникова // Начальная школа. – № 3. – 2009.– С.86 - 92.

  7. Глушкова, О. В. Тесты по математике : учебное пособие для начальной школы / О. В. Глушкова. – Москва : АСТ-Пресс , 2001. – 199 с.

  8. Елькина, О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников / О. Ю. Елькина // Педагогика. – 2004. – № 7. – С. 23 - 28

  9. Жуков, В. А. Педагогическое проектирование : учебное пособие / В. А. Жуков. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГТУ, 1996.- 31 с.

  10. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атахаров. – Изд. 5-е, испр. – Москва : АСАДЕМА, 2008. – 208 с.

  11. Загвязинский, В. И. Теория обучения : Современная интерпретация : учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / В. И. Загвязинский. – Москва : АСАДЕМА, 2002. – 192 с.

  12. Зайцев, В. В. Технология проектирования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики / В. В. Зайцев // Начальная школа. – № 1. – 2000. – С. 41- 47.

  13. Зайцева, С. А. Методика обучения математики в начальной школе / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – Москва : Владос, 2008. – 192 с.

  14. Зимняя, И. А. Компетентность человека – новое качество результата образования / И. А. Зимняя // Проблемы качества образования. – Кн. 2. Материалы XIII Всероссийского совещания. – Москва, Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – С. 4 - 15.

  15. Купарадзе, Н. Педагогические условия развития умений критически мыслить у учащихся начальных классов / Н. Купурадзе // Начальная школа. – № 8. – 2004. – С. 93-94.

  16. Лазарев, В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. – № 4. –2004. – С. 11 -21.

  17. Чепиков, В. Т. Педагогическая практика в начальных классах / В. Т. Чепиков. – Ростов-на Дону : Феникс, 2002. – 287 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Прохождение производственной педагогической практики обеспечивается общеобразовательными учебными учреждениями городов и сёл Томской области и других субъектов РФ на основе договоров.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, дидактические и раздаточные материалы.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

во время практик

• Все четыре этапа производственной педагогической практики должны быть подчинены основной цели: формирование у студентов профессиональных умений и навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.

• Основное направление первого этапа педпрактики на 3 курсе: психолого-педагогическое. Студенты на практике должны увидеть реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании и развитии младших школьников в процессе обучения (на основе наблюдения за деятельностью учителя; оказания помощи в социализации учащихся и формировании их общей культуры).

• Во время педагогической практики студентам-практикантам необходимо включиться в реализацию составленного учителем плана воспитательных мероприятий в классе. Разработка и проведение внеурочного мероприятия может соответствовать плану (может быть составлено дополнительно к плану). На первом этапе практики студент может открыть в себе потенциальные педагогические возможности (личностные и профессиональные), связанные с желанием обучать и воспитывать детей.

• На втором этапе производственной педагогической практики студенты должны показать свои теоретико-методические знания, разрабатывая конспекты в соответствии с технологией альтернативной системы обучения (Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-Давыдова В.В., «Школа 2000», «Школа 2100») и УМК («Перспективная начальная школа», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа России» и др.). В решении проблем методической разработки уроков рекомендуются консультации у методистов. Первые пробные уроки студенты могут разрабатывать совместно с методистом и учителем начальных классов.

• Для большей эффективности педагогическая практика на 4 курсе (7 семестр) может быть распределена по 1 учебному дню в течение 10 недель.

• На третьем этапе педпрактики (4 курс, 8 семестр) студенты имеют возможность в течение четырёх недель принять на себя роль учителя начальных классов. При постоянном ежедневном общении с учителем-наставником студентам-практикантам рекомендуется установить хорошие взаимоотношения с ним, освоить интересные методические приёмы из его опыта.

• На завершающем этапе производственной педагогической практики (5 курс) студентам в течение 9 недель рекомендуется полностью погрузиться в педагогический процесс обучения младших школьников. На этом этапе уже рекомендуется начать создание собственной методической копилки (сбор всех наглядных пособий, изготовленных во время предыдущих практик; разработка и анализ методических приёмов, форм, средств в используемой технологии обучения младших школьников).

• К концу завершающего этапа практики студенты должны быть готовы к самостоятельной педагогической деятельности в начальной школе.
8.2.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Перечень индивидуальных заданий на период практики

для студентов 3 курса

а) по педагогике:

1. На основании проведённых наблюдений за классом выявить:

• наличие актива и лидера в классе;

• характер взаимоотношений внутри коллектива;

• тип взаимоотношений с учителем (авторитарный, демократический, попустительский).

2. Анализируя результаты наблюдения за отдельным учеником составить характеристику, отразив в ней следующее:

• трудности взаимоотношений со сверстниками;

• причины неуспеваемости;

• интересы и склонности;

• особенности воспитания в семье.

3. После ознакомления с планом учебно-воспитательной работы класса проанализируйте характер мероприятий и их целесообразность в соответствии с возрастом учеником.

4. Проанализируйте план учебно-воспитательной работы класса с точки зрения направленности мероприятий на формирование у учащихся морально-этических норм поведения.

5. Составьте картограмму занятости учащихся во внеурочной деятельности (кружки, секции, музыкальная и художественная школа и т.п.). Определите закономерность влияния внеучебной деятельности на учебную.


б) по общей психологии:

6. Дайте анализ одной из возможных педагогических ситуаций, возникающих во время практики, связанных с проблемами:

• организации обучения (Например, учащийся говорит учителю, что снова забыл тетрадь. Как следует отреагировать на это учителю?);

• взаимоотношения между учениками (Например, ученик, демонстрируя своё плохое отношение к товарищу, говорит, что не хочет с ним учиться.);

• мотивации учения (Например, какой должна быть реакция учителя, если ученик отказывается выполнять задание.).
в) по экспериментальной психологии:

7. Разработать диагностические задания на определение оценки внимания, его устойчивости, распределения, переключаемости и объема. Провести диагностику, обработать полученные результаты оценки внимания (3-5 учащихся). Разработать упражнения и провести 2-3 занятия, направленные на развитие внимания.

8. Определить особенности памяти младших школьников (кратковременный зрительной памяти, оперативной зрительной, кратковременной слуховой, оперативной слуховой, опосредованной памяти) на основе проведённой диагностики. Обработать результаты (кол-во учащихся 3-5 чел.). Провести 2-3 занятия, направленные на развитие памяти.

9. Выявить особенности воображения младших школьников, используя диагностику (кол-во учащихся 3-5 чел.). Обработать результаты. Разработать упражнения, направленные на развитие воображения.

10. Разработать диагностические задания на определение особенностей мышления младших школьников (умение определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различия в объёмах) и апробировать их (кол-во учащихся 3-5 чел.). Обработать результаты. Провести 2-3 занятия, направленные на развитие мышления.

11. Дать анализ ведущей мотивации к школьному обучению младших школьников. Провести диагностику отношения и ведущей мотивации к школьному обучению (кол-во учащихся 3-5 чел.). Разработать упражнения, направленные на развитие мотивации достижения успеха в учебной деятельности.

12. Разработать диагностические задания на определение проявлений дезадаптации (агрессивности) младших школьников. Провести диагностику проявлений дезадаптации (агрессивности) младших школьников и обработать результаты. Разработать задания, направленные на коррекцию дезадаптации (агрессивности), провести с 3-5 учащимися ряд занятий.
Перечень индивидуальных заданий на период практики

для студентов 4 курса (7 семестр)

а) по методике обучения грамоте:

1. Продумайте, как организовать работу с чистоговоркой и скороговоркой. Подберите подходящие виды к своему уроку. Определите, на каком этапе урока следует использовать этот вид работы.

2. Подберите упражнения для работы над ударением и слогом. Проанализируйте, какие упражнения есть в азбуке. Введите в свой урок.

3. Составьте вопросы для детей на выяснение их отношения к азбуке, как к своей первой учебной книге. Сделайте вывод о том, что даёт учителю эта информация.

4. Проанализируйте, каким видом фонетического анализа владеют дети вашего класса. Согласны ли вы с подходом учителя? Внесите коррективы, если это необходимо.

5. Подберите занимательные задания, упражнения, тексты, которые помогут детям изучить буквы. Используйте их на уроке.
б) по методике преподавания математики:

6. Составьте дифференцированные задания для младших школьников по обучению решению задач одного из видов:

• на нахождение суммы (остатка);

• на увеличение числа на несколько единиц (на уменьшение на несколько единиц);

• на разностное сравнение.

Объясните методику работы над ними в соответствии с технологией обучения учащихся (по учебникам Л.Г.Петерсон, Н.Б.Истоминой, М.И.Моро и др). Используйте их на уроке.

Разработайте дидактические игры по отработке вычислительных навыков у младших школьников при изучении одной из тем:

• сложение и вычитание однозначных чисел;

• сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток;

• табличное умножение и деление.

Найдите им практическое применение на уроке или на внеклассном занятии по математике.

8. Составьте тестовые задания для контроля уровня вычислительных навыков у младших школьников к концу изучения одной из тем:

• сложение и вычитание однозначных чисел;

• сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток;

• табличное умножение и деление.

Опробуйте их на уроке.

9. Проанализируйте задания по учебникам математики Л.Г.Петерсон, Н.Б.Истоминой, И.И.Аргинской и др. по решению задач, способствующие формированию у младших школьников следующих логических умений:

• выделение существенных признаков математического объекта;

• классификация;

• построение определений;

• умозаключения.

Объясните методику проведения одного из них. Используйте его на уроке.

10. Разработайте задания по экономическому воспитанию младших школьников в процессе изучения одной из тем:

• решение текстовых задач;

• отработка вычислительных навыков.

11. Проанализируйте геометрические задания, способствующие развитию пространственного мышления у младших школьников (по учебникам В.А.Панчищиной, Л.Г.Петерсон, И.И.Аргинской, Н.Б.Истоминой и др.). Проведите в практике урока одно из них.


в) по методике преподавания «окружающего мира»:

12. Включить в урок задания исследовательского характера

а) наблюдения за зимними изменениями в живой, неживой природе, жизни людей

б) выявление свойств воды, снега, льда. Доступные опыты с ними.

в) работа с дополнительными источниками информации (энциклопедиями и др.)

13. Определить для конкретного урока комплекс необходимых наглядных средств обучения. Подумать, как наиболее эффективно их можно применить.

14. В рамках конкретного урока разработать и реализовать проблемную ситуацию.

б) по методике преподавания технологий:

15. Продумать и реализовать проблемный анализ образца.

16. Организовать групповую работу на уроке технологии в рамках «Мастерской Деда Мороза».

17. Предложить учащимся проблемные задания следующих видов:

а) по оформлению изделия

б) по внесению изменений в конструкцию изделия.
Перечень индивидуальных заданий на период практики

для студентов 4 курса (8 семестр)

а) по методике русского языка:

1. Разработать и опробовать методические приёмы по:

а) введению орфографического правила;

б) его закреплению на примере любой орфографической темы по учебнику Е.и Р. Бунеевых (2 класс).

Проанализировать вышеназванный учебник на определение представленных в нем видов орфографических упражнений.

2. Разработать и опробовать учебные задания для первоклассников в период обучения грамоте:

а) на формирование навыков слогового чтения;

б) формирование текстовых умений;

в) обогащение и уточнение словаря.

Разработать и опробовать три группы занимательных игровых упражнений для периода обучения грамоте (см. выше).

3. Разработать и провести анкету для учащихся (5-6 вопросов), направленную на анализ мотивации учащихся к орфографической работе. Составить вопросы для интервью с педагогами начальной школы по анализу их опыта организации орфографической работы. Провести интервью с 5-6 педагогами, обработать результаты.

4. Разработать виды проблемных заданий для уроков русского языка в 3 кл. по учебнику Е.и.Р. Бунеевых. Составить и провести 2-3 урока с использованием этих заданий. Сделать подробный методический анализ одного из уроков.
б) по методике преподавания математики:

5. Составить дифференцированные задания по обучению младших школьников решению текстовых задач на основе учебников математики Л.Г.Петерсон, Н.Б.Истоминой, И.И.Аргинской. Дайть им сравнительный анализ. Разработать методику их реализации на уроке.

6. Разработать внеклассное занятие с использованием дидактических игр при отработке вычислительных навыков у учащихся на уроках математики. Дайте методический анализ его проведения.

7. Проанализировать виды тестовых заданий:

• альтернативных ответов;

• многовариантных ответов;

• установление соответствия.

Составить по одному заданию на каждый вид. Включите их в уроки.

8. Составить (или выбрать из учебников Л.Г.Петерсон, Н.Б.Истоминой, И.И.Аргинской) по одному заданию на каждую группу логических умений:

• выделение существенных признаков математического объекта;

• классификация;

• построение определений;

• умозаключения.

Включить их в содержание урока. Дать методический анализ их апробации.

9. Разработать внеклассное занятие по математике по экономическому образованию и воспитанию младших школьников. Дать методический анализ его проведения.

10. Подготовить и провести урок по формированию пространственного мышления у учащихся начальной школы (за основу можно взять учебники геометрии для младших школьников В.А.Панчищиной).


в) по методике преподавания «Окружающего мира»:

11. Рассмотреть возможности применения различных видов наглядных пособий на уроках окружающего мира:

• на разных этапах урока (актуализации знаний, постановке учебной проблемы, изучении нового материала, закрепления, обобщения);

• на уроках разных типов (вводный, предметный, обобщающий, комбинированный).

12. Определить возможности, выбрать формы, методы и приёмы формирования культуры общения младших школьников на уроках «окружающего мира» при изучении тем:

• «ты и ученик»;

• «ты и твоя семья»;

• «ты и окружающие люди».

13. Определите возможности организации исследовательской работы учащихся при изучении «Окружающего мира»:

• наблюдение и описание при изучении сезонных изменений в живой и неживой природе;

• выявление различных свойств исследуемых объектов на предметных уроках (при изучении полезных ископаемых, почвы, воды, растений);

• доступные опыты, направленные на выявление свойств изучаемых объектов (с почвой, водой, растениями).

14. Определите и реализуйте на практике возможности нравственного воспитания на уроках «Окружающего мира» при изучении тем:

• природоведения (бережное отношение к природе);

• обществоведения (взаимоотношения между людьми);

• истории (воспитание патриотизма).

Реализовать различные формы нравственного воспитания (беседа, рассказ и др.).
г) по методике обучения технологии:

15. Разработайте и реализуйте на практике постановку проблемных ситуаций на уроках технологии:

• по анализу образца изделия, направленного на выявление материала, техники и последовательности выполнения работы;

• по выявлению конструктивных особенностей изделия (учащиеся должны выявить особенности соединения деталей, внести изменения в чертёж, придумать и внедрить «улучшение» изделия);

• по оформлению изделия (соответствие теме, стилю).

16. Составьте задания, направленные на развитие познавательных способностей учащихся на уроках технологии при работе с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом по моделированию и конструированию.

17. Разработать и реализовать с учащимися 3, 4 класса трудовой творческий проект, в процессе выполнения которого ученики реализуют все этапы от разработки идеи, детального представления будущего изделия на эскизах, подготовки инструментов и материалов до получения результата.

Рекомендуется тематику проекта выбирать в соответствии с календарными праздниками (Например, на «Новый год» - проект «Необычная ёлка нашего класса»; на День защитника Отечества – проект «Парад моделей военной техники»; на Международный женский день 8 Марта – проект «Неделя моды 3 класса»).


Перечень индивидуальных заданий на период практики

для студентов 5 курса

а) по педагогике:

1. Провести наблюдения за учащимися 1 классов с целью выявления причин их дезадаптации.

2. Разработать вопросы анкетирования учителей и родителей учеников с целью определения детско-родительских отношений.

3. Провести хронометраж урочного времени разных учителей. Сделать вывод о том, реализуют ли учителя единые педагогические требования к учащимся, обоснуйте его.

4. Составить развёрнутый конспект родительского собрания и провести его на одну из тем:

• Правила выполнения домашней работы.

• Поощрение и наказание в школе.

• Режим в жизни учащихся младших классов.

• Влияние родительского авторитета на успешность обучения младших школьников.

• Развитие читательского интереса в семье.

Составить протокол проведения родительского собрания, его анализ.



  1. Разработать диагностические задания для выявления мотивации учения, обработать результаты диагностики с целью определения трудностей обучения младших школьников.

б) по методике русского языка:

6. Сделать сравнительно-сопоставительный анализ темы «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 2-3 классов по следующим учебникам: Т.Г.Рамзаева, В.П.Канакина, Е. и Р.Бунеевых. Критерии сравнения разработать самостоятельно.

7. Разработать задания для групповой работы в 4-ом классе для закрепления следующих орфографических тем: «Безударные гласные в корне слова», «Парные звонкие-глухие согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова». Разработать 1-2 урока с использованием дополнительных заданий.



  1. На примере любых 2-3 уроков проанализировать количество и назначение орфографических упражнений:

а) на постановку орфографической задачи;

б) на решение орфографической задачи;

в) комплексного характера.


  1. Проанализировать раздел «Повторение изученного в 3-ем классе» в учебнике Е.и Р. Бунеевых «Русский язык. 4 класс». Определите перечень предметных знаний и умений в каждой теме. Определить, какой вид письменной дискуссии (подготовленной и неподготовленной) можно использовать в каждой теме.

  2. Разработать и провести 3-4 урока русского языка в 4-ом классе с использованием разных видов письменной дискуссии. Примерные темы «Состав слова», «Предложение и текст», «Однородные члены предложения». Сделать методический анализ каждого проведённого урока.

  3. Разработать диагностические задания для определения уровня сформированности полноценного восприятия текста художественного произведения у учащихся 3(4) кл. Выбрать незнакомый детям текст; провести диагностику, обработать результаты. Выявить трудности восприятия текста младшими школьниками.

в) по методике преподавания математики:

12. Проанализировать значение использования технологии тестирования в процессе обучения математике младших школьников. Подготовить несколько уроков, используя тестовые задания на разных его этапах:

• ознакомление с новым материалом (вычислительными приёмами, задачами);

• закрепление;

• контроль знаний, умений и навыков.

13. Разработать конспекты уроков по целенаправленному формированию у младших школьников общелогических умений в процессе изучения отдельных тем разделов:

• арифметические действия;

• текстовые задачи.

Реализовать их на практике.

14. Составить план внеклассного мероприятия по математике на основе дидактических игр, способствующих отработке вычислительных навыков у учащихся начальных классов. Дать методический анализ его проведения.

15. Подготовить систему уроков по целенаправленному формированию у младших школьников пространственного мышления. Провести их на практике.
г) по методике преподавания «окружающего мира»:

16. Организовать проектную деятельность по предмету «окружающий мир» в 4 классе в следующей последовательности:

• познакомить учащихся с понятием проект, этапами его воплощения;

• определить комплекс тем, в рамках которых учащиеся будут реализовывать проектную деятельность («Жизнь и быт древних славян», «Мировые религии», «Зона пустынь» и др.);

• организовать работу над проектом на каждом этапе (включая внеклассную работу детей);

• определить форму представления и защиты проекта.



  1. Разработать задания по формированию природоведческих понятий на уроках «окружающего мира»:

• выбрать основные понятия темы (река, течение);

• определить наиболее эффективные приёмы усвоения данных понятий (работа с наглядным материалом, самостоятельное построение определения, составление энциклопедической статьи и др.).



  1. Составить задания и организовать работу в группах на уроках «окружающего мира» при изучении природных зон; материков; тем, связанных с изучением организма человека; классификации животных и растений.

д) по методике преподавания технологии:

19. Разработать и провести нестандартные уроки технологии (урок-мастерская; урок-выставка; работа с помощниками и др.).

20. Организовать исследовательскую работу на уроках технологии по плану:

• выявление и описание свойств материалов (бумаги, ткани, пластилина и др.);

• поиск, обработка и представление дополнительной информации о возникновении и использовании материалов, инструментов, техники труда).


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования.

Рабочую программу учебной дисциплины составила:


Канд. пед. наук, доцент кафедры

педагогики и методики

начального образования Н.В. Фетисова
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования, протокол № ____ от «___» _________ 2013 г.
Зав. кафедрой

педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ.
Председатель

методической комиссии ПФ Т.Н. Яркина


Согласовано:
Декан ПФ Г.Ю. Титова
Начальник отдела

практик О.В. Перова



Приложения:
Приложение 1. Титульный лист отчёта о производственной педагогической практике студента
Приложение 2. Учётные карточки по производственной педагогической практике студентов ТГПУ
Приложение 3. План-схема составления психолого-педагогической характеристики ученика
Приложение 4. Дневник наблюдений по практике
Приложение 5. Мониторинг качества производственной педагогической практики
Приложение 6. Самоанализ студентом педагогической деятельности
Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

ОТЧЁТ


о педагогической практике

(3 курс)

Выполнила:

студентка 3 курса

691 группы ПФ

Иванова И.И.


Проверила:

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования

Никольская О.Л..

Томск 2013


Приложение 3

План-схема составления психолого-педагогической характеристики ученика
● Фамилия, имя, возраст, год, класс, в котором учится, причины обучения в данном классе.

● Семейные условия: состав семьи, занятия родителей, взаимоотношения в семье и их влияние на школьника; наличие постоянных трудовых обязанностей дома и отношение к ним; характер связи семьи со школой.

● Физическое развитие: состояние здоровья (слух, зрение, какие травмы, заболевания перенёс), его влияние на психическое развитие; занятие физкультурой и спортом, спортивные интересы.

● Общее умственное развитие ученика: кругозор, начитанность, сообразительность, умение рассуждать и доказывать, выражать свои мысли в устной и письменной форме; особенности внимания, памяти, воображения, мышления. Особенности внимания (преобладающий вид внимания, какие свойства внимания больше развиты); память (тип памяти, точность и полнота воспроизведения запоминаемого материала, характерные особенности запоминания); воображение; мышление (умение выделить главное, точность и полнота ответов на вопросы; умение практически пользоваться знаниями и т.д.)

● Отношение к учебной работе: мотивация учебной деятельности, успеваемость по предметам и отношение к ним; уровень самостоятельности в работе; сосредоточенность и устойчивость внимания, отношение к домашним заданиям, систематичность, добросовестность их выполнения; уровень культуры учебного труда; способы воздействия на ученика, применяемые учителем и родителями, каковы результаты.

● Отношение к другим видам труда: добросовестность выполнения трудовых заданий, любимые и нелюбимые виды труда.

● Дисциплинированность: уровень дисциплинированности в различных условиях (на уроках, на перемене, на улице); мотивы дисциплинированности; меры педагогического воздействия, результаты.

● Положение ученика в группе сверстников (классе): традиции класса, взаимоотношения, степень сплочённости и взаимопомощи, участие ученика в коллективных делах; его авторитет у сверстников.

● Участие в общественной жизни класса: деятельность ученика в классе, отношение к поручениям и качество их выполнения; понимание своих обязанностей перед сверстниками; причины пассивности и недобросовестности.

● Взаимоотношения с окружающими и отношение к самому себе: отношение школьника к родителям, учителям и другим старшим по возрасту, мотивы отношения. Отношения к сверстникам, наличие или отсутствие желания приказывать, умение подчиняться; отношение к критическим замечаниям товарищей и старших; уровень этических требований к себе и окружающим (отзывчивость, вежливость, правдивость, добросовестность, обязательство о выполнении данного слова).

● Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, черты характера, круг интересов, идеалы; волевые качества, эмоциональные черты характера.
В конце психологической характеристики необходимо сделать выводы: общее заключение об особенностях личности ученика, перспективы развития школьника; пути и средства дальнейшей индивидуальной работы.

Приложение 4



Дневник наблюдений практики
На первой – второй страницах дневника студенты указывают:

- Место прохождения практики (город, школа, класс, система обучения).

- Сроки прохождения практики.

- Групповой руководитель практики (ФИО).

- Классный руководитель (ФИО).

- Цель практики.

- Методы исследования (наблюдение, беседа, анкетирование и т.п.) с указанием конкретных методик.

- План деятельности по дням.

- Содержание своей деятельности студенты фиксируют в дневнике в следующем порядке: дата, описание проведённой работы (беседы, игры, наблюдения), выводы, рекомендации.
В качестве конкретных методик исследования студентам предлагаются: карта наблюдений за детьми в межличностном взаимодействии; рисунок на тему «Что мне нравится в школе»; тест Л. Переслени на развитие логического мышления. Набор методик может быть индивидуален в зависимости от системы обучения, индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Наблюдения деятельности учителя и учеников во время уроков можно представить в виде таблицы


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников


Методы, формы и приёмы работы на уроке






После каждого урока проводится подробный анализ по следующему плану:

- достигнуты ли цели урока;

- решены ли поставленные задачи урока;

- удалось ли реализовать намеченный план;

- отвечает ли требованиям соответствующей технологии обучения;

- какие методы, формы работы использовались на уроке, их эффективность;

- продуманы ли были записи на доске и в тетрадях;

- проведение физминуток;


  • подведение микроитогов и общего итога урока

Приложение 5

Самоанализ

собственной педагогической деятельности

по производственной педагогической практике

студентки____ курса______ группы
ФИО__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практику проходил(а) в _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

с ________________________ по___________________________20 _____года.
За время прохождения практики мною были реализованы следующие виды педагогической деятельности _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

через проведение _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мною были апробированы и применены на практике современные педагогические технологии, среди них:__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Были приобретены следующие умения и навыки _______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

На основе самоанализа я пришла к выводу об успешности моей педагогической деятельности в дальнейшем при реализации следующих условий ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения (рекомендации) по организации практики



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________________ Подпись практиканта_________________________


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница