Рабочая Программа учебной дисциплины с 03 Теория и методика воспитания Трудоемкость



Скачать 431.1 Kb.
страница1/2
Дата03.06.2016
Размер431.1 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета/ директор института

«___» ___________ 20__ года


рабочая Программа учебной дисциплины
С.3. 03 Теория и методика воспитания

Трудоемкость (в зачетных единицах) 4

Специальность: 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения
Специализация: Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения
Квалификация (степень) выпускника: специалист

1. Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины «Теория методика воспитания» заключается в формировании у студентов целостного представления о специфике воспитательного процесса: логике, закономерностях, принципах, механизмах процесса воспитания; теоретической готовности к осуществлению воспитательной деятельности.


Задачи:

– Формировать знание и понимание:



  1. общих вопросов теории и методики воспитания;

  2. базовых теорий воспитания и развития личности;

  3. закономерностей и принципов, форм и методов воспитания

– Развивать:

  1. умение выявлять актуальные проблемы современной теории и практики воспитания;

  2. способность к воспитанию и самовоспитанию;

  • Формировать мотивационную и методическую готовность к осуществлению воспитательной деятельности.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Программа учебной дисциплины «Теория и методика воспитания» разработана для студентов специальности «Педагогика и психология девиантного поведения».

Дисциплина «Теория и методика воспитания» является одной из первых педагогических дисциплин, которую изучают студенты и включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин. Ее изучению предшествовало освоение дисциплины «Общие основы педагогики», в рамках которой у студентов должно сформироваться общее представление о образовательном процессе.

Осваиваемая дисциплина поможет формированию целостного представления студента о теоретических основах воспитания; усвоению основных понятий теории и практики воспитания, форм и методов организации воспитательного процесса. Предполагается личностное развитие студентов, способствование формированию культуры умственного труда, самообразованию, успешному овладению и осуществлению ими учебной и профессиональной деятельности. В этой связи «Теория и методика воспитания» является базовой дисциплиной по отношению к таким курсам, как «История педагогики и образования», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» «Психолого-педагогический практикум», «Коррекционная педагогика с основами специальной педагогики», «Музейная педагогика», предваряя их изучение. Кроме того, данная дисциплина является важнейшим компонентом теоретической подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности в рамках предстоящих педагогических практик.
3. Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения учебной дисциплины «Теория и методика воспитания» должны формироваться следующие общекультурные компетенции (ОК):



  • способность ориентироваться в политических и социальных процессах (ОК-3);

  • способность понимать социальную значимость своей профессии (ОК-4);

  • способность проявлять психологическую устойчивость в сложных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

  • Способность проявлять инициативу, принимать ответственность за свои решения (ОК-7);

  • способность осуществлять устную и письменную коммуникации на русском языке, логически верно, аргументировано строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-9);

  • способность соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-11);

  • способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-13);

В результате изучения курса должны формироваться следующие профессиональные компетенции (ПК):

  • способность анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности (ПК-1);

  • способность реализовывать педагогические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром (ПК-5);

  • способность проводить правовое воспитание, формировать у детей и подростков правосознание, законопослушное поведение и правовую культуру (ПК-42);

  • способность к осуществлению работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков ( ПК-44)

В результате изучения дисциплины студент должен



знать и понимать:

- сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса;

- движущие силы и логику воспитательного процесса;

- базовые теории воспитания и развития личности;

- закономерности, принципы и направления воспитания;

- систему форм и методов воспитания;

- функции и основные направления деятельности классного руководителя;

- особенности воспитательных систем.

- специфику педагогического взаимодействия в воспитании;

- особенности коллектива как объекта и субъекта воспитания;

- национальное своеобразие воспитания;

- особенности воспитания культуры межнационального общения;



уметь:

- конструировать и осуществлять воспитательную деятельность.



4. Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего - 144

2 семестр

Аудиторные занятия

60

60







Лекции

40

40







Практические занятия













Семинары

20

20







Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ













Занятия в интерактиве

20

20







Самостоятельная работа

57

57







Курсовой проект (работа)













Реферат













Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

+

+







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен -2 семестр

27 час.


Экзамен 27 час.








5. Содержание учебной дисциплины
5.1. Разделы учебной дисциплины


п/п


Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

Лекции

Практические

занятия


Занятия

в

интерактиве



Самосто-

ятельная работа




1

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

4




2

17

2

Особенности воспитательного процесса

18

6

6

16

3

Воспитательные системы

4

4

4

14

4

Детский коллектив как объект и субъект воспитания

8

6

4

6

5

Методика организации взаимодействия семьи и школы

6

4

4

4







40

20

20

57

4.2 Содержание разделов дисциплин
РАЗДЕЛ 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Тема 1. Теория воспитания как раздел педагогики (2 часа)

Лекция (2 часа)

Основные понятия теории и практики воспитания. Сущность, предмет и задачи воспитания. Воспитание и социализация. Воспитательный процесс: его цель и сущность. Специфика и взаимосвязь процессов обучения и воспитания в формировании личности. Воспитание, перевоспитание и самовоспитание в педагогическом процессе. Воспитание в условиях целостного педагогического процесса. Факторы воспитания.


Тема 2. Базовые теории и модели воспитания и развития личности (2 часа)

Лекция (2 часа)

Природа человека как основа воспитания. Базовые теории воспитания. Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме. Антропоцентрические и социентрические концепции воспитания. Основные положения личностно-социальной (интегративной) концепции воспитания. Системный подход в педагогической теории и практике. Типы воспитания.


РАЗДЕЛ 2. Особенности воспитательного процесса

Тема 3. Воспитание как целенаправленный процесс (2 часа)

Лекция (2 часа)

Цели воспитания. Источники формирования целей воспитания. Проектирование целей. Содержательные характеристики целей воспитания. Экспертиза воспитательных целей. Критерии оценки результата воспитательного процесса.



Тема 4. Воспитательный процесс как динамическая система. (2 часа)

Лекция ( 2 часа)

Сущность системного подхода к воспитанию. Критерии выделения и анализа структуры воспитательного процесса. Особенности воспитательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности как основа научного подхода в воспитании личности. Закономерности и принципы воспитания.



Тема 5. Содержание воспитательного процесса. (2 часа)

Лекция (2 часа) Понятие «содержание воспитательного процесса». Структура содержания воспитания. Источники и универсальные единицы содержания воспитания. Уровни представления содержания воспитания. Построение содержания воспитательной деятельности. Национальное своеобразие воспитания.

Тема 6. Методика воспитания как компонент воспитательного процесса. (2 часа).

Лекция (2 часа)

Взаимосвязь теории, практики и методики воспитания. Понятие методики воспитания. Сущностные признаки методики воспитания: логика, стра­тегия и тактика действий, технологичность. Уровни применения методики. Параметры методики педагогической деятельности. Структура организации воспитательного процесса на уровне общей и частной методики. Значение методики для педагога-практика. Основания для выбора методики. Осознанность применения методики. Результативность методики.


Тема 7. Методы воспитания (8 часов)

Лекция (4 часа)

Педагогическое взаимодействие: сущность, принципы. Понятие педагогически целесообразных отношений. Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Методы самоопределения личности ребенка. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.



Семинар (4 часа)

Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Методы самоопределения личности ребенка. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.



Тема 8. Формы и средства воспитания (6 часов)

Лекция (4 часа)

Общая характеристика форм воспитания и их классификация. Воспитательный потенциал формы. Выбор форм воспитания. Критерии выбора (возрастные особенности, актуальность, уровень самодеятельности школьников, традиции детского коллектива). Основные действия педагога при организации воспитательного мероприятия.

Понятие средства воспитания. Система средств воспитания: виды деятельности, микросреда, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Средства всестороннего развития личности: знаковые, эмоциональные, предметные.

Семинар (2 часа)

Внеклассная воспитательная работа: цели, задачи, функции, содержание, формы, методы, средства. Требования к внеклассной воспитательной работе. Организация внеклассной воспитательной работы. Формы индивидуальной внеклассной работы. Формы массовой внеклассной воспитательной работы; подготовка общеклассного воспитательного мероприятия. Характеристика средств воспитания.



Тема 9. Результативность воспитательной деятельности (2 часа)

Лекция (2 часа)

Различные подходы к пониманию результата воспитательной деятельности. Результат как показатель качества деятельности воспитателя. Оценка результативности воспитательной деятельности. Эффекты воспитательной деятельности. Преобразование участников воспитательного процесса как показатель эффективности воспитательной деятельности. Выбор критериев оценки воспитательной деятельности. Показатели воспитанности. Инструментарий оценки результативности воспитательной деятельности.



РАЗДЕЛ 3. Воспитательные системы

Тема 10. Воспитательные системы школы и социума (8 часов)

Лекция (4 часа) Воспитательная система: сущность, структура. Характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки. Понятие авторской воспитательной системы и ее принципы. Современные воспитательные системы школы. Воспитательные системы в социуме. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.

Семинар (4 часа)

Характеристика отечественных гуманистических воспитательных систем. Характеристика зарубежных гуманистических воспитательных систем. Характеристика пионерской организации. Скаутизм как воспитательная система.


РАЗДЕЛ 4. Детский коллектив как объект и субъект воспитания

Тема 11. Основные характеристики детского коллектива (4 часа)

Лекция (2 часа)

Структура коллектива. Поле коллектива. Роли и статусы в коллективе. Этапы развития детского коллектива. Разновидности детского коллектива. Сотрудничество взрослых и детей. Личность в системе отношений коллектива. Условия развития личности в коллективе.

Самоуправление: понятие, функции, состав. Органы самоуправления. Воспитательная работа с членами ученического самоуправления и активистами.

Семинар (2 часа)

Анализ образовательной практики (школьная Демократическая Республика; школьная ассоциация нового соуправления; коммунарская методика в системе ученического соуправления; классная газета как средство развития детского самоуправления; долгосрочная игра как средство развития детского самоуправления и др.).



Тема 12. Система работы с детским коллективом (6 часов)

Лекция (4 часа)

Педагогическое управление детским коллективом: этапы, уровни, основные условия развития детского коллектива. Педагогические задачи работы с детским коллективом. Взаимосвязь этапов развития детского коллектива с этапами работы педагога. Планирование работы с детским коллективом.



Семинар (2 часа)

Организация коллективной творческой деятельности школьников. КТД: понятие, особенности, цели. Создание мотивации ребенка для участия в КТД. Типы КТД. Формы и содержание творческих дел. Организационные творческие дела. Познавательные творческие дела. Литературно-художественные конкурсы. Трудовые и творческие дела. Этапы и организация КТД. Изучение педагогического опыта организации КТД. Разработка сценариев КТД.


Тема 13. Методика работы с временным детским коллективом. (4 часа)

Лекция (2 часа).

Понятие ВДК. Стадии развития ВДК. Внутригрупповые процессы. Самоуправление, лидерство. Типажи в структуре детского коллектива. Периодизация ВДК в летней смене. Значение конфликта в ВДК.

Семинар (2 часа)

Методика работы с ВДК. Изучение педагогического опыта работы с ВДК.
РАЗДЕЛ 5. Методика организации взаимодействия семьи и школы

Тема 14. Семья как субъект воспитательного процесса (4 часа)

Лекция (2 часа).

Семья как педагогическая система. Воспитательные функции семьи. Современные тенденции и проблемы семейного воспитания. Значение педагогической культуры родителей в воспитании детей.



Семинар (2 часа).

Методы изучения семейного опыта воспитания. Изучение неблагополучных семей. Психолого-педагогическая диагностика семьи. Изучение педагогического опыта диагностики семейного воспитания. Разработка плана изучения семейного опыта воспитания школьника.

Тема 15. Педагогический альянс школы и семьи (6 часов)

Лекция (4 часа)

Особенности сотрудничества педагогов и семьи учащегося. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Принципы и правила взаимодействия школы и семьи. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. Формы и методы сотрудничества с семьей.

Семинар (2 часа)

Презентация позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации. Дни «открытых дверей». Индивидуальное тематическое консультирование. Родительский клуб. Конкурс родительских комитетов. Ролевые, организационно-деятельностные, деловые игры родителей.



Общие собрания родителей и школьников. Формы учебного взаимодействия родителей и детей. Семейные праздники. Изучение педагогического опыта


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно–методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания : личностно–социальный подход : учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Гриценко. – изд. 2–е, стер. – Москва. : Академия , 2008. – 235 с.

  2. Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / [Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стереотип. - Москва. : Академия, 2009. - 158

  3. Педагогика : учебное пособие / Б. З. Вульфов [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва. : Высшее образование, 2007. – 430 с.


б) дополнительная литература:


  1. Бородина, Н. и др. Пушкинская школа как гуманистическая воспитательная система / Н. Бородина, Т. Есина, Т. Кузнецова // Народное образование = Пушкинский альманах. – 2004. – № 5. – С. 197–206.

  2. Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова и др.; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – Москва. : Просвещение, 2006. – 332 с.

  3. Головнева, Е. В Теория и методика воспитания : учебное пособие. – Москва : Высш. шк. 2006. – 318 с.

  4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н. Л. Селивановой – Москва : Просвещение, 1998. – 336 с.

  5. Евграфова, Е. А. Детское общественное объединение «РАДОР» / Е. А. Евграфова // Классный руководитель. – 2009. - №9. – С.65 -71.

  6. Караковский, В. А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – изд. 2–е, доп. и перераб. –Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 253 с.

  7. Классному руководителю о воспитательной системе класса : метод. пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – Москва : Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

  8. Кузьмина, Е. В. Моя программа воспитательной работы с классом. / Е. В. Кузьмина. // Классный руководитель. – 2008. - № 4. – С. 58-65.

  9. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие для педагогических вузов / В. С. Кукушин. – Изд. 2–е., перераб. и доп.–Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. – 348 с.

  10. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – Москва : Правда, 1988.

  11. Методика воспитательной работы. / Л. А. Байкова и др. – Москва : Просвещение, 2005. – 143 с.

  12. Молчанова, Л. Д. Воспитательная система школы «Юла» / Л. Д. Молчанова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 2. – C. 42–58.

  13. Организация воспитательной работы в школе : пособие для директоров общеобразовательных учреждений / Сост. Г. С. Семенов; ред. Л. В. Кузнецова. –Москва : Школьная Пресса, 2004. – 158 с.

  14. Смирнов С. А. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учебник для вузов / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова; Под ред. С. А. Смирнова. –изд. 4–е, испр .– Москва : Академия, 2007. – 512 с.

  15. Педагогика : учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский [и др.] ; Под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва : Педагогическое общество России, 2004. – 604 с.

  16. Педагогика : учебник /Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – Москва : Проспект, ТК Велби, 2008. – 428 с.

  17. Петунин, О. В. Воспитательная система «Мастерская достижений» / О. В. Петунин, М. Ю. Шошина // Воспитательная работа в школе. – 2006. – № 1. – С. 42–47.

  18. Планирование воспитательной работы в классе : методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – Москва : Сфера, 2001. – 127 с.

  19. Плинер, Я. Г. Воспитание личности в коллективе : пособие для зам. директора школы по воспитанию и кл. руководителей / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. – Москва : Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

  20. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс = Процесс воспитания : в 2 книгах : учебник для педагогических вузов / И. П. Подласый. – Москва : ВЛАДОС. –. Кн. 2 : Процесс воспитания. – 2006. – 255 с.

  21. Работа с родителями : пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова [и др.] ; под общ. ред. : М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск : Экоперспектива, 2003. – 479 с.

  22. Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания : / АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания; Под ред. В. М. Коротова. – Москва : Педагогика, 1989. – 319 с.

  23. Родительские собрания : пособие для классных руководителей / Сост. Г. С. Семенов; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – Москва : Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

  24. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания : учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. – 3–е изд., испр. – Москва : Академия, 2005. – 335 с.

  25. Селиванова, Э Н. Л. Как работают с классом за рубежом / Н.Л. Селиванова // Классный руководитель. – 2007. - №7. – С. 69-74.

  26. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе : Учебно–методическое пособие / В. П. Сергеева. – изд. 2–е, испр. – Москва : ЦГЛ, 2003. – 191 с.

  27. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – изд. 8-е, стер. – Москва : Академия, 2008. – 566 с.

  28. Степанов, В. М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе : учебно–методическое пособие / В. М. Степанов, О. А. Лапина, А. П. Макаровская ; РАО. – Москва : изд-во МПСИ, 2000. – 140 с.

  29. Стефановская, Т. А. Классный руководитель : функции и основные направления деятельности : учебное пособие для вузов / Т. А. Стефановская. – Москва : Академия, 2006. – 190 с.

  30. Фролов, А. Педагогическая система хозяйства : «параллельность» производственного труда и воспитания / А. Фролов // Народное образование. – 2006. – № 6. – С. 145–148.

  31. Фролов, А. Проблема «педагогической нейтральности трудового процесса» в наследии А. С. Макаренко / А. Фролов // Воспитание школьников. – 2005. – № 4. – С. 14–18.

  32. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие для педагогических вузов / И. Ф. Харламов .– 4–е изд., перераб. и доп. – Москва : Гардарики, 2005. – 573 с.

  33. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова; Под ред. А. В. Мудрика. – Москва : Академия, 2004. – 268 с.

  34. Шварева, О. В. Теория и методика воспитания : использование кейс–метода при изучении раздела "Коллектив как объект и субъект воспитания" : методическое пособие / О. В. Шварева, А. Г. Яковлева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : изд–во ТГПУ, 2007 – 108 с.

  35. Шилова, М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе : учебное пособие / М. И. Шилова; МОПО РФ; СОРАО; КГПУ. – Красноярск, 1998. – 194 с.

  36. Шульга, Т. И. Методика работы с детьми "группы риска" / Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. – Москва : изд-во Университета Российской Академии Образования, 1999. – 103 с.

  37. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. : учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 366 с.

  38. Щуркова, Н. Е. Школа и семья : Педагогический альянс / Н. Е. Щуркова. –Москва : Педагогическое общество России, 2004. – 110 с.

  39. Щуркова, Н. Е. Классное руководство : Рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – Москва : Педагогическое общество России,2001. – 94 с.

  40. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. – Москва : Педагогическое общество России, 2001. – 56 с.



6.3.Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа, составленная преподавателем кафедры социальной педагогики ПФ; фонды библиотеки ТГПУ, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, консультации преподавателя, а также интернет-ресурсами:



ucheba.com/.../podpiska_vosprabota.htm

www.prosmi.ru/catalog/3034

www.detskiysad.ru/ped/ped230.html

www.pedagog.by/vnprez.html

uchebniy-school.ucoz.ru/load/...rabota/.../27

junost-klin.ucoz.ru/index/0-11

school168.edusite.ru/p10aa1.html

www.specialschool.ru/school/?id=156

festival.1september.ru/articles/417967/

pedsovet.su/load/55-1-0-813

www.schoolnet.by/~stankovo/Zdorovye.htm

gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./...

imc.rkc-74.ru/catalog/res/1a64124a-da44-1c39-7889.../view/

baxrefer.ru/15/dok.php?id=rk105

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Раздел 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Видеопрезентация учебного материала.

Дидактические таблицы.



Мультимедийное оборудование

2.

Раздел 2. Особенности воспитательного процесса

Видеопрезентация

учебного материала.

Тесты


Мультимедийное оборудование

3.

Раздел 3. Воспитательные системы

Видеопрезентация

учебного материала.

Тесты


Мультимедийное оборудование

4.

Раздел 4. Детский коллектив как объект и субъект воспитания

Видеопрезентация учебного материала

Тесты


Мультимедийное оборудование

5

Раздел 5. Методика организации взаимодействия семьи и школы

Видеопрезентация учебного материала

Тесты


Мультимедийное оборудование


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Содержание учебной программы дисциплины «Теория и методика воспитания» реализуется посредством лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция, обзорная лекция (лекция-консультация).

Рекомендуемые виды семинаров:    семинар-беседа, тематический семинар, реферативный семинар, семинар с докладами, семинар-конференция, семинар-диспут (дискуссионный семинар), семинар-викторина, семинар по методу малых групп, учебно-исследовательский семинар (проблемный).

Рекомендуемые методы обучения: интерактивные методы обучения – кейс-стади, дискуссия, мозговой штурм, диалоговое обучение, совместная деятельность, групповая и индивидуальная форма работы; консультация.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, написание рефератов, анализ учебных ситуаций, составление кроссвордов, опорных схем (с использованием техники кодирования информации), разработка проектов, подготовка докладов, разработка тестовых заданий, формулирование контрольных вопросов по изученным темам.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа,

фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое тестирование, контрольная работа, защита проектов, итоговое тестирование, экзамен.
7.2. Методические рекомендации для студентов

 Рекомендации по написанию реферата.

Реферат – краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новые сведения и определяет целесообразность работы. Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве используемых источников.

Содержание реферата включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Оформление текста следует выполнять в соответствии с примером.

Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя. Она формулируется конкретно и составляет задачу исследования. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность.

Реферат состоит из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка использованной литературы (не менее 6 источников).

Во введении раскрывается значение и актуальность выбранной темы, определяется место проблемы в системе психологических знаний.

В основной части на основе анализа литературных источников излагаются и обобщаются различные точки зрения на исследуемую проблему, высказывается и обосновывается собственная точка зрения выполняющего работу.

В заключение формулируются краткие выводы по изложенному материалу и приводится собственная тоска зрения на представленные в работе проблемы.

Объем реферата 12-15 страниц машинописного текста.

Также рефератом называют краткое изложение научной статьи или монографии. Такой реферат содержит основное содержание первоисточника и обязательно указывается точка зрения составителя, позиция, с которой он рассматривает проблему.

 Рекомендации по написанию эссе.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей и позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т); мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев.

Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.

Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

 Рекомендации по написанию доклада.

Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).



Этапы работы над докладом. Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников). Составление библиографии. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений. Разработка плана доклада. Написание. Публичное выступление с результатами исследования.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль – это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы: предложения могут быть длинными и сложными; часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины; употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”; авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”; в тексте могут встречаться штампы и общие слова. Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата. Титульный лист. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы). Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос). Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада). Список литературы.



  1. Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе. Выступайте в полной готовности – владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно. Сохраняйте уверенный вид – это действует на аудиторию и преподавателей. Делайте паузы так часто, как считаете нужным. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ. При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.

Как подготовить и представить хороший устный доклад. Устный доклад – это способ рассказать о Вашей работе при помощи заранее подготовленного и выученного рассказа не более 7 минут. Грамотный доклад состоит из введения, основной части и заключения. Во введении нужно рассказать о том, зачем нужна Ваша работа (её цель) и почему именно вы выбрали именно эту тему. Основная часть доклада начинается с рассказа о том, что, где, когда и как было исследовано или выполнено практически (материала и методики работы). Далее чётко и кратко, где нужно используя иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) нужно рассказать об основных результатах работы. В заключении формулируются главные выводы (основные мысли Вашей работы) и предлагаются самые важные практические рекомендации. Можно поблагодарить тех, кто помогал Вам при проведении и оформлении работы.

8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Перечень вопросов к экзамену.

  1. Основные понятия теории и практики воспитания. Сущность, предмет и задачи воспитания. Воспитание и социализация.

  2. Сущность воспитательного процесса.

  3. Факторы и условия воспитания.

  4. Базовые теории воспитания и развития личности.

  5. Современные концепции воспитания.

  6. Модели и типы воспитания и развития личности.

  7. Цели воспитания: источники, проектирование, содержательные характеристики.

  8. Воспитательный процесс как динамическая система.

  9. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

  10. Закономерности и принципы воспитания.

  11. Содержание воспитательного процесса: понятие, структура, источники, уровни представления.

  12. Компоненты базовой культуры личности.

  13. Основные положения концепции духовно-нравственного воспитания

  14. Методика воспитания: понятие, признаки, уровни применения, основания для выбора.

  15. Методы воспитания: понятие, классификация.

  16. Методы формирования сознания личности.

  17. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

  18. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей.

  19. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

  20. Методы самоопределения личности ребенка.

  21. Методы воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко.

  22. Формы воспитания: понятие, классификация, критерии выбора.

  23. Средства воспитания: понятие, система средств воспитания.

  24. Труд как средство воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко

  25. Внеклассная воспитательная работа: цели, задачи, функции, содержание, формы, методы, средства.

  26. Результативность воспитательной деятельности.

  27. Воспитательная система: сущность, структура. Характеристика основных компонентов.

  28. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система.

  29. Гимназия К. Мая.

  30. Школа детской рабости (школа-коммуна С.М. Риверса и Н.М. Шульмана).

  31. Воспитательная система П.Г. Година: подготовка молодежи к труду.

  32. Система В.А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы.

  33. «Свободная школьная община» в Виккерсдорфе.

  34. Первая Вальдорфская школа в Штутгарте.

  35. «Справедливое сообщество» Л. Кольберга.

  36. Характеристика пионерской организации.

  37. Скаутизм как воспитательная система.

  38. Сравнительный анализ современных воспитательных систем: общее и особенное.

  39. Детский коллектив: понятие, виды, структура, этапы и условия развития.

  40. Система работы с детским коллективом: задачи, этапы работы педагога, планирование.

  41. Анализ педагогического опыта работы классного руководителя с коллективом класса.

  42. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта работы с классом

  43. Самоуправление: понятие, функции, состав. Воспитательная работа с членами ученического самоуправления и активистами.

  44. Анализ педагогического опыта создания различных видов ученического самоуправления).

  45. Анализ педагогического опыта работы с детской организацией, детским общественным объединением, клубным объединением.

  46. Организация коллективной творческой деятельности школьников. КТД: понятие, особенности, цели, этапы.

  47. Формы и содержание КТД.

  48. Временный детский коллектив: понятие, стадии развития, периодизация в летней смене. Значение конфликта в ВДК.

  49. Методика работы с временным детским коллективом.

  50. Анализ педагогического опыта работы с ВДК.

  51. Семья как субъект воспитательного процесса.

  52. Педагогический альянс школы и семьи.

  53. Формы и методы сотрудничества с семьей.

  54. Организация совместной деятельности родителей и детей.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся

  1. Составить кроссворд основных понятий теории и практики воспитания. (Кроссворд)

  2. Провести сравнительный анализ базовых теорий и концепций воспитания: выделить общее и особенное. (Сравнительная таблица)

  3. Провести сравнительный анализ различных типов воспитания: выделить общее и особенное. (Сравнительная таблица)

  4. Провести сравнительный анализ различных моделей воспитания: выделить общее и особенное. (Сравнительная таблица).

  5. Раскрыть взаимосвязь между целями воспитания и уровнем развития общественных отношений. (Конспект-таблица)

  6. Охарактеризовать структурные элементы воспитательного процесса. (Схема)

  7. Составить схему, отражающую связь принципов воспитания с закономерностями. (Схема)

  8. Каковы особенности формирования содержания воспитания?

  9. Разработать тестовые задания по теме «Содержание компонентов базовой культуры личности. (Тест)

  10. Каковы основные положения концепции духовно-нравственного воспитания?

  11. Каковы условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания?

  12. Какие методы воспитания применял А.С. Макаренко в своей педагогической системе?

  13. Как взаимосвязаны между собой методы и средства воспитания?

  14. Охарактеризуйте труд как средство воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко.

  15. Выполните сравнительный анализ современных воспитательных систем: выделите общее и особенное. (Сравнительная таблица)

  16. Охарактеризуйте способы оценки результативности воспитательной деятельности.

  17. Проанализируйте авторские программы работы с классом. Найдите в них общее и особенное. (Сравнительная таблица)

  18. Выполните анализ образовательной практики на примере детской организации «Атлантида», детского общественного объединения «РАДОР», клубного объединения «Подросток». (Сравнительная таблица)

  19. Выявите особенности и основные черты гуманистических воспитательных систем. (Таблица)

  20. Выполните сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта работы с классом. (Сравнительная таблица)

  21. Каковы возможности внеурочной деятельности в процессе патриотического воспитания школьников?

  22. Охарактеризуйте сотрудничество педагогов и детей как фактор развития детского самоуправления.

  23. Каковы особенности самоуправления в коллективе класса? (Таблица)

  24. Выявите особенности самоуправления в общешкольном коллективе. (Таблица)

  25. Охарактеризуйте самоуправление в детских объединениях и организациях. (Схема)

  26. Как развивается самоуправление во временных объединениях детей?

  27. Охарактеризуйте способы организации коллективной творческой жизни школьников.

  28. Проведите сравнительный анализ различных методических разработок по организации и проведению КТД. Найдите общее и особенное (Сравнительная таблица).

  29. Охарактеризуйте способы формирования активной педагогической позиции родителей.

  30. Проанализируйте педагогический опыт работы с родителями школьников: выявите общее и особенное. (Сравнительная таблица)


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз.

  1. Основные понятия теории и практики воспитания.

  2. Сущность, предмет и задачи воспитания.

  3. Воспитание и социализация.

  4. Воспитательный процесс: его цель и сущность.

  5. Специфика и взаимосвязь процессов обучения и воспитания в формировании личности.

  6. Воспитание, перевоспитание и самовоспитание в педагогическом процессе.

  7. Воспитание в условиях целостного педагогического процесса.

  8. Факторы воспитания.

  9. Подходы к воспитанию.

  10. Базовые теории воспитания.

  11. Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме.

  12. Современные концепции воспитания.

  13. Современные модели воспитания.

  14. Типы воспитания.

  15. Цели воспитания: понятие, содержательные характеристики, источники формирования.

  16. Экспертиза воспитательных целей. Критерии оценки результата воспитательного процесса.

  17. Сущность системного подхода к воспитанию.

  18. Критерии выделения и анализа структуры воспитательного процесса.

  19. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

  20. Закономерности и принципы воспитания.

  21. Содержание воспитания: понятие, структура, источники и универсальные единицы

  22. Уровни представления содержания воспитания.

  23. Национальное своеобразие воспитания.

  24. Программа воспитания в воспитательном процессе.

  25. Воспитанность как продукт программного воспитания.

  26. Взаимосвязь теории, практики и методики воспитания.

  27. Понятие методики воспитания. Сущностные признаки методики воспитания: логика, стратегия и тактика действий, технологичность.

  28. Уровни применения методики.

  29. Параметры методики педагогической деятельности.

  30. Структура организации воспитательного процесса на уровне общей и частной методики.

  31. Значение методики для педагога-практика.

  32. Основания для выбора методики. Осознанность применения методики.

  33. Результативность методики.

  34. Педагогическое взаимодействие: сущность, принципы.

  35. Сущность методов воспитания и их классификация.

  36. Методы формирования сознания личности.

  37. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

  38. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей.

  39. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

  40. Методы самоопределения личности ребенка.

  41. . Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.

  42. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

  43. Общая характеристика форм воспитания и их классификация.

  44. Понятие средства воспитания. Система средств воспитания:

  45. Критерии выбора адекватных средств воспитания.

  46. Оценка результативности воспитательной деятельности.

  47. Выбор критериев оценки воспитательной деятельности.

  48. Инструментарий оценки результативности воспитательной деятельности.

  49. Воспитательная система: сущность, структура. Характеристика основных компонентов.

  50. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки.

  51. Характеристика отечественных гуманистических воспитательных систем.

  52. Характеристика зарубежных гуманистических воспитательных систем.

  53. Характеристика пионерской организации.

  54. Роль детских общественных организаций в воспитательной системе школы.

  55. Скаутизм как воспитательная система.

  56. Коллектив: понятие, сущностные характеристики.

  57. Этапы и условия развития детского коллектива.

  58. Самоуправление: понятие, функции, состав.

  59. Педагогическое управление детским коллективом: этапы, уровни, основные условия развития детского коллектива.

  60. Воспитательная работа с членами ученического самоуправления и активистами.

  61. Организация коллективной творческой деятельности школьников. КТД: понятие, особенности, цели.

  62. Временный детский коллектив: понятие, стадии развития, внутригрупповые процессы.

  63. Методика работы с временным детским коллективом.

  64. Семья как педагогическая система;воспитательные функции семьи.

  65. Современные тенденции и проблемы семейного воспитания.

  66. Значение педагогической культуры родителей в воспитании детей.

  67. Методы изучения семейного опыта воспитания.

  68. Психолого-педагогическая диагностика семьи.

  69. Особенности сотрудничества педагогов и семьи учащегося.

  70. Способы педагогического просвещения родителей.

  71. Способы единения, сплочения семьи, установление взаимопонимания родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье,

  72. Формирование навыков совместной деятельности и общения родителей и детей.

  73. Формы учебного взаимодействия родителей и детей.



8.4. Тематика рефератов (докладов, эссе)

  1. Авторская воспитательная система.

  2. Мастерство педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанниками в опыте В.А. Сухомлинского.

  3. В.А. Сухомлинский о гуманном воспитании.

  4. Эстетическое воспитание младших школьников средствами природы в опыте В.А. Сухомлинского.

  5. А.С. Макаренко и личностный подход к воспитанию.

  6. А.С. Макаренко о путях формирования воспитательного коллектива.

  7. Общечеловеческие ценности , пути их формирования в школе В.А. Караковского.

  8. Пути развития творческих способностей младших школьников в опыте И.П. Волкова.

  9. Опыт нетрадиционного воспитания в семье Никитиных.

  10. Воспитание творчеством.

  11. Педагогическое наследие М.Монтессори и современность.

  12. Дом свободного ребенка М. Монтессори.

  13. Творческое самовыражение в педагогике С. Френе.

  14. Воспитательная система Я.Корчака.

  15. Яснополянская школа Л.Н. Толстого.

  16. Идея национальной школы К.Д. Ушинского.

  17. Педагогическая система В.Н. Сороки-Росинского.

  18. Патриотическое воспитание школьников.

  19. Нравственное воспитание школьников.

  20. Воспитание отношений.

  21. Воспитание культуры межнационального общения.

  22. Воспитание личности в коллективе.

  23. Гендерный подход в воспитании.

  24. Полоролевое воспитание мальчиков.

  25. Полоролевое воспитание девочек.

  26. Основы семейного воспитания.

  27. Роль детских общественных объединений в воспитание школьников.

  28. Воспитание культуры общения мальчиков и девочек.



8.5. Примеры тестов

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница