Рабочая Программа учебной дисциплины с 05 история педагогики трудоемкость



страница1/3
Дата19.05.2016
Размер0.61 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждением

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

___________________________

декан факультета

«___» ___________ 2013 года


рабочая Программа учебной дисциплины
С.3.05 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Трудоемкость (в зачетных единицах) ____6___

Специальность: 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения
Специализация: Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения
Квалификация (степень) выпускника: специалист
1. Цели изучения дисциплины
Цель: расширение общего педагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию.
Задачи изучения дисциплины.

1. Представить закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества;

2. Раскрыть пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики, обобщить то положительное, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи;

3. Способствовать усвоению студентами знаний педагогических фактов, повышать их педагогическую культуру.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «История педагогики» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, и, занимает важное место в системе подготовки специалиста. Изучается в течение второго курса. Освоение наследия прошлого расширяет научный кругозор, повышает педагогическую культуру специалиста, содействует развитию его педагогических способностей и помогает творчески использовать накопленные знания.

Данный курс опирается на изучение обучающимися следующих дисциплин: «История», «Культурология», «Общие основы педагогики», «Теория обучения и педагогические технологии», «Теория и методика воспитания», «Общая психология», «Педагог-психолог в системе профессиональной деятельности».

Дисциплина «История педагогики» является базой для изучения последующей дисциплин: «Философия», «Социология», «Коррекционная педагогика», «Социальная политика», «Основы социальной работы».
3. Требования к уровню освоения программы
В процессе изучения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные компетенции:

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-2);

- способность владеть культурой научного мышления, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);

- способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять методы, способы и средства получения, ранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-14).
Профессиональные компетенции:

- способность учитывать современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков, особенности образовательной среды (ПСК 3.3).


В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

- историю возникновения и развития института образования и педагогической науки;

- закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления;

- педагогические теории, концепции в их исторической взаимосвязи;

- тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире.
Уметь:

- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

- формулировать принципы обучения и воспитания, конструировать содержание образования и образовательных технологий на различных этапах становления института образования;

- оценивать педагогические факты, теории, концепции с позиции исторического подхода.


Владеть:

- историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений;



- базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах) и практическими навыками их применения;

- способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).


4. Общая трудоемкость дисциплины_6__зачетных единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

3 семестр

4 семестр



Всего часов

216

101

115

Аудиторные занятия

118

60

58

Лекции

59

30

29

Практические, семинарские занятия

59

30

29

Лабораторные работы

-

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

-

Занятия в интерактиве

48

30

18

Самостоятельная работа

71

41

30

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Реферат

-

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

-

Формы текущего контроля

+

+

+

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет 3 сем., экзамен 4 сем.

Зачет


Экзамен (27 ч.)



5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины


/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

(час)

ВСЕГО


лекции

практические

(семинары)

лабораторные

в т.ч. интерактивные формы обучения




Семестр III



















1

Введение. Воспитание и обучение в Древнем мире

50

15

15

-

15

20


2

Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения

50


15


15


-



15

21








101

30

30

-

30

41




Семестр IV



















3

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время.

44


10


19


-


9


15


4

История новейшей школы и педагогики

44

19

10

-

9

15








88

29

29

-

18

30




ИТОГО:

216 ч. /

6 зач. ед

59

59

-

48

71



5.2. Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Воспитание и обучение в Древнем мире

Тема 1 Введение. История образования педагогической мысли как области научного знания.

Объект, предмет цель, задачи, функции истории педагогики как науки и как учебной дисциплины. Методы, источники историко-педагогического исследования. Методологические подходы к историко-педагогическому знанию. Межпредметные связи истории педагогики с другими науками: философия, история общества, культурология, психология, педагогика. Этапы становления истории педагогической мысли: донаучный (с древнейших времен до XVII в.); становление научной педагогики (середина XVII – конец XIX в.); обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами, формами педагогической деятельности (XX в. – начало XXI в.)).



Тема 2. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе.

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Зарождение организационных форм обучения и воспитания. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя. Появление организованных форм воспитания.



Тема 3. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций.

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций. Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамии) - «Дома табличек». Школа писцов в Древнем Египте. Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве.



Тема 4. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира

Воспитание и обучение в Древней Греции. Особенности воспитание в Афинах и Спарте. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма (III – I вв. до н.э.). Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме. Идеалы обучения и воспитания у ранних христиан. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира.


РАЗДЕЛ 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения

Тема 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии (Средние века - IV(V) – XV(XVI) вв.)

Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии (395 г. – 1453 г.). Воспитание и образование в Византии.



Тема 6. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на Средневековом Востоке.

Образование и педагогическая мысль на Ближнем и Среднем Востоке (VII – XVII вв.): Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет, Северная Америка. Воспитание и обучение в Средневековой Индии: индуизм и буддизм. Школа и взгляды на воспитание в Средневековом Китае.



Тема 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего Средневековья.

Философско-педагогическая мысль европейского средневековья. Традиции дохристианского воспитания. Особенности рыцарского воспитания. Сословно-семейное воспитание и обучение. Типы и виды учебных заведений. Первые университеты.



Тема 8. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпохи Возрождения и Реформации.

Педагогические идеи Возрождения в Италии, Франции и других странах Европы. Педагогические идеи Реформации. Иезуиты и воспитание. Школы элементарного (начального) образования, повышенного общего образования, высшего образования в XV – начале XVII в.



Тема № 9 Воспитание и учение в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (VI - XVII вв.)

Воспитание и обучение у древних славян (VI – IX вв.). Воспитание в Киевской Руси (X – XIII вв.). Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве в XIV - XVI вв.


РАЗДЕЛ 3.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время

Тема 10. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения.

Педагогическая мысль начала Нового времени (первые три четверти XVII в.). Педагогическая мысль эпохи Просвещения (конец XVII – конец XVIII вв.). Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции (1789 - 1794). Школьное образование в Англии (XVII – XVIII вв.). Тенденции развития образования и новые типы учебных заведений. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогические идеи Я. А. Коменского. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж. Локка. Дени Дидро – французский философ-просветитель. Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо. Просветительско-педагогическая мысль и школа в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения.



Тема 11. Педагогическая мысль и школьные реформы в России XVIII в.

Школьные реформы первой половины XVIII в. Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. Школьное дело при Петре I. Деятельность Л. Ф. Магницкого. Деятельность В. Н. Татищева и начало профессионального образования. Просвещение и школа после Петра I. Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (1760 – 1780 гг.). Педагогическая деятельность И. И. Бецкого.



Тема 12. Педагогическая мысль и школьные реформы на Западе и США в XIX в. (до 1890-х гг.)

Педагогические идеи в философии. Классики педагогики XIX в. о воспитании и образовании. Тенденции развития и проблемы общего образования. Университеты и другие высшие школы.



Тема 13. Школа и педагогика России XIX в. (до 1890-х годов)

Просвещение и школа в России в первой четверти XIX: создание государственной системы общеобразовательных школ; влияние декабристов на педагогическую мысль и школу; деятельность правительства Николая I. Революционно-демократическая педагогика в России в 30 – 40-х гг. XIX: В.Г. Белинский; А.И. Герцен, А.И. Огарев. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. Развитие семейной педагогики. Женское и педагогическое образование.


РАЗДЕЛ 4. История новейшей школы и педагогики

Тема 14. Образование и педагогика за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.

Основные педагогические течения за рубежом в первой половине XX в. Зарубежные представители социальной педагогики в первой половине XX в.: Э. Дюркгейм (Франция), В Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер (Германия), Б. Рассел, М. Макмиллан, С. Айзеке (Англия), Р. Зейдель (Швейцария). Итоги школьных реформ к середине XX в. в США, Англии, Германии, Франции, Японии. Модернизация учебно-воспитательного процесса за рубежом в первой половине XX в.: школа в Саммерхилл (А. Нейлон); Школа свободной умственной работы (Г. Гаудинг); Вальфдорская школа (Р. Штайнер); Дальтон-план (Элен Паркхерст), школа в Бикон-Хилле (Бертран Рассел); начальная школа (Селен Френе); метод проектов (У. Килпатрик); Винетка-план (К. Уошборн); «Научный центр – Экспериментальная школа» (А. Флекснер). Экспериментальная педагогика: Э. Торндайк, С. Холл, А. Бине, Дж. Дьюи. Деятельность Пауля Наторпа.



Тема 15. Школы и педагогика за рубежом во второй половине XX в.

Основные направления зарубежной педагогической мысли во второй половине XX в. Смена образовательных ориентиров. Организация образования, содержание, формы и методы обучения. Модернизация форм обучения. Дидактические концепции в западной педагогике во второй половине XX в.: традиционная парадигма, рационалистическая модели, феноменологическое направление. П. Бурдье, Ж Капель, Л. Кро, Ж. Фурасть как интерпретаторы социального воспитания в западной педагогике во второй половине XX в. Зарубежные школьные системы во второй половине XX в. Дифференциация образования в западной педагогике во второй половине XX в. Программированное обучение (Б. Скиннер). Школа как центр общинного воспитания (США), воспитательный город (Франция), Дом свободного ребенка (северная Европа) – как образцы пожизненного воспитания в западной педагогике во второй половине XX в.



Тема 17. Школа и педагогика России с 90-х гг. XIX до 90-х гг. XX в.

Народное образование в России в конце XIX начала XX в. (до 1917 г.). Отечественная школы и педагогика советского периода: 1917 – начало 1930-х гг.; 1930-е гг.; 1945 – 1991 гг. История образования в Западной Сибири. Педагогическая мысль российского зарубежья (Н А. Бердяев, Сергей Иосифович Гессен, Василий Васильевич Зеньковский) и религиозного воспитания в советской России. Судьба педологии в советской России. Пионерские организации. Педагогика сотрудничества. Частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в Москве: «Дом свободного ребенка» (1906 – 1909 гг.) К. Н. Вентцеля; «Сеттльмент» (1907 – 1908 гг.) С. Т. Шацкого. Вклад в советскую педагогику Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского. Опытно-показательные учреждения С. Т. Щацкого (Первая опытная станция), М. М. Писарева (школа-коммуна), А. С. Толстова (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция). Виктор Николаевич Шульгин как автор теории отмирания школы. Алексей Капитонович Гастаев как разработчик индустриальной педагогики. Педагогическая логика А. С. Макаренко. Система высшего образования в начале XX в. Школы во время Великой Отечественной войны. Педагогическая наука в годы ВОВ. Педагогическая мысль России на рубеже XIX - XX вв.: П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт. Концепция общего среднего образования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).



Тема 18. Образование и педагогика в России конца XX - начала XXI вв.

Принципы реформирования образования после распада СССР в 1992. Изменение ценностных образовательных ориентиров в постсоветский период. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Школьная система в России в конце XX в. Изменения в официальной стратегии воспитания с 1990-х г. Проблема дифференциации образования в России в конце XX в. Возрождение религиозного воспитания. Педагогическая деятельность О. С. Газман (гуманистическая концепция воспитания, экзистенциональная сущность ребенка, его право на самоопределение, и самореализацию), В. Юркевич (детская одаренность), М. Н. Кузьмина, Г. Цукерман, Н. Д. Никандрова, В. А. Кан-Калика, С. Н. Лысенковой, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, В. К. Дьяченко, В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л. В. Занкова, В. С. Библер.


5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература по дисциплине

  1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для вузов : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2012. - 675 с.

  2. Попов, В. А. История педагогики и образования : учебное пособие для вузов/В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина.- Москва : Академия, 2010. - 200 с.

  3. Шварева, О. В. История педагогики и образования : учебно-методическое пособие / О. В. Шварева. – Томск : Издательство ТГПУ, 2013. – 188 с.


6.2. Дополнительная литература


  1. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX – нач. XX веков / АПН СССР ; сост. П. А.Лебедев. – Москва : Педагогика, 1990.- 603 с.

  2. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века (до реформы 60-х гг.) / сост. П. А.Лебедев. – Москва : Педагогика, 1987.

  3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII веков / сост. С. Д. Бабишин, Б. М. Митюров. – Москва : Педагогика, 1985.

  4. Антология педагогической мысли России XVIII века / сост. И. А. Соловков. – Москва : Педагогика, 1985.

  5. Вахитова, Г. Х. Педагогика. История педагогики и образования : учебное пособие для педагогических вузов / Г. Х. Вахитова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.- Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008.-121 с.

  6. Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию : учебное пособие для вузов / С. И. Гессен. - Москва : Школа-Пресс, 1995.- 447 с.

  7. Гончаров, Н. К. Историко-педагогические очерки / Н. К Гончров. - Москва : Издательство АПН РСФСР, 1963.-247 с.

  8. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учебное пособие для пед. учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. – Москва : Сфера, 2008. – 510 с.

  9. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Я. А. Коменский ; под ред. А. И. Пискунова. – Москва : Педагогика. – Т. 2. 1982. 575 с.

  10. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения = Мир чувственных вещей в картинках...: в 3 т. / Я. А. Коменский ; пер. с лат. Ю. Н. Дрейзина ; под ред., вступ. ст. А. А. Красновского. – Москва : Учпедгиз Наркомпроса РСФСР.- (Педагогическая библиотека). Т. 3 : Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни.-1941.-351 с.

  11. Корнетов, Д. Б. Всемирная история педагогики : учебное пособие / Д. Б. Корнетов. – Москва : Издательство РОУ, 1994. – 138 с.

  12. Корнетов, Г. Б. История педагогики: Введение в курс "История образования и педагогической мысли": учебное пособие / Г. Б. Корнетов. - Москва : Изд-тво Университета Российской Академии Образования, 2003.- 292 с.

  13. Королев, Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931 / Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, З. И. Равкин ; под ред. Ф. Ф. Королева, В. З. Смирнова ; АПН СССР, Институт теории и истории педагогики. – Москва : Издательство АПН СССР, 1961.-507 с.

  14. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 8 томах / А. С. Макаренко ; под ред. Ф. А. Фрадкина ; сост. : Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов ; АПН СССР.- Москва : Педагогика. Т. 7. - 1986. - 319 с.

  15. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли : учебник для вузов / В. Г. Торосян. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 350 с.

  16. Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки : [монография] / Ф. Г. Паначин. - Москва : Педагогика, 1979.-214 с.

  17. Певзнер, М. Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX – начала ХХ веков. – Новгород, 1996.

  18. Рахимов, С. Педагогические идеи Абу ибн-Сины / С. Рахимов. – Москва, 1998. – 113 с.

  19. Руттенберг, В. А. Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо / В. А. Руттенберг. – Москва, 2000. – 245с.

  20. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Сухомлинский; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская; АПН СССР. - Москва : Педагогика. Т. 3.- 1981.-639 с.

  21. Фролов, А. А. Макаренко А. С.: основа педагогической системы / А. А. Фролов. – Москва, 1996. – 333с.

  22. Чистяков, Н. В. Толстой – литератор и педагог / Н. В. Чистяков. – Москва, 1998. – 145 с.

  23. Цырлина, Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и находок ХХ века. – Москва, 1997.

  24. Шаталов, А. А. Проблема народной школы в педагогике Толстого Л.Н. / А. А. Шаталов. – Москва, 1999. – 347 с.

  25. Шацкий, С. Т. Работа для будущего / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. – Москва, 1989.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины и Интернет-ресурсы
Рабочая программа по данному курсу, составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ТГПУ.

Рекомендуется использовать следующие Интернет-ресурсы:



  1. Биография. Ру - информационно-образовательный ресурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.biografia.ru.

  2. История педагогики [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.gala-d.ru/parts/1088-part7.html.

  3. История педагогики [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://maxbooks.ru/pedogog1/pg38.htm.

  4. Модернизация российского образования [Электронный ресурс] . – Режим доступа : www.modern.ed.gov.ru.

  5. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://elibrary.ru/defaultx.asp.

  6. Официальный сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.ed.gov.ru.

  7. Портал «Все образование» [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.alledu.ru/about.

  8. Российский общеобразовательный портал. Педагогические концепции: материалы по истории педагогики [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://hist-ped.chat.ru.

  9. Педагогические концепции и материалы по истории педагогики [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://hist-ped.

  10. Сайт «Век образования» [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm.

  11. Статистика российского образования [Электронный ресурс] . – Режим доступа : www.stat.edu.ru.

  12. Хронос. Всемирная история в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.hrono.info/index.php


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины


п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов




Введение. Воспитание и обучение в Древнем мире

Раздаточный материал. Пакет программ Openoffice

Учебные и методические пособия, тесты. Компьютерный класс и мультимедиапроектор, экран.




Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.

Пакет программ Openoffice

Компьютерный класс и мультимедиапроектор, экран.




Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время.

Раздаточный материал (тесты). Пакет программ Openoffice

Компьютерный класс и мультимедиапроектор, экран.




История новейшей школы и педагогики

Наборы слайдов или кинофильмов. Пакет программ Openoffice

Компьютерный класс и мультимедиапроектор, экран.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница