Рабочая Программа учебной дисциплины с 28 Социальные службы, учреждения и организации профилактической направленности г. Томска



Скачать 178.17 Kb.
Дата20.05.2016
Размер178.17 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета

«___» ___________ 2013 года


рабочая Программа учебной дисциплины

С.3.28 Социальные службы, учреждения и организации профилактической направленности

г. Томска

Трудоемкость (в зачетных единицах) 3

Специальность 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения
Специализация Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения
Квалификация (степень) выпускника специалист


  1. Цели изучения дисциплины.

Целью учебной дисциплины «Социальные службы, учреждения и организации» является формирование у студентов представления об инфраструктуре социально-педагогической практической деятельности, рынка труда для социальных педагогов.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:


  • выработка установки на информированность о социальных службах, учреждениях, организациях муниципального, регионального уровней и видах оказываемых ими услуг и направлениях деятельности;

  • формирование многомерно-диалектического представления о социально-педагогической деятельности с различными категориями детей и семей.




  1. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Социальные службы, учреждения и организации профилактической направленности г. Томска» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла, изучается на первом году обучения с целью знакомства студентов с инфраструктурой социальных учреждений г. Томска, которые в дальнейшем могут стать предполагаемым местом прохождения практики или местом будущей работы студентов. Знание данной учебной дисциплины потребуется для успешного дальнейшего освоения практических курсов и прохождения практики по специальности.


  1. Требования к уровню освоения программы.

По итогам изучения дисциплины студент должен понимать природу социально-педагогических проблем современного общества, роль социально-педагогических и социальных служб, учреждений и организаций в их разрешении, ориентироваться в социально-педагогической инфраструктуре муниципального уровня и обладать следующими компетенциями:

-способностью анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности (ПК-1);

-способностью учитывать современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков, особенности образовательной среды (ПСК-3.3);

-способностью проводить оценку рисков и ресурсов позитивного развития социальной и образовательной среды (ПСК-3.7);

-способностью применять навыки междисциплинарного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, участвующими в работе с детьми и подростками (ПСК-3.11).




  1. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единиц и виды учебной работы.




Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего 108

1 семестр

Аудиторные занятия

38

38

Лекции

19

19

Практические занятия

-

-

Семинары

19

19

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ (интерактив)

-

-

Другие виды работ

10

10

Самостоятельная работа

70

70

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

тестирование, моделирование, творческие работы

тестирование, моделирование, творческие работы

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет – 1 семестр

Зачет




  1. Содержание учебной дисциплины.

    1. Разделы учебной дисциплины.




п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

всего

лекции

практические

(семинары)

в т.ч. интерактивные формы обучения

СРС

1

Понятие и сущность социально-педагогической инфраструктуры

6

4

-

20

30

2

Профилактическая деятельность социального педагога в образовательных учреждениях Томска и Томской области

6

6

4

24

40

3

Профилактическая деятельность специалистов социально- педагогического профиля в учреждениях, организациях и службах других ведомств Томска и Томской области

7

9

6

26

48




ИТОГО

19

19

10

70

108ч./ 3 зач. ед




    1. Содержание разделов дисциплины.


РАЗДЕЛ 1. Понятие и сущность социально-педагогической инфраструктуры (10 час.)

Тема 1. Сущностные характеристики социально-педагогической инфраструктуры (2 часа)

Понятия «инфраструктура», «социальная инфраструктура», «социально-педагогическая инфраструктура». Социально-педагогическая инфраструктура в РФ. Типология социально-педагогических учреждений и организаций. Схематизация социально-педагогической инфраструктуры.



Тема 2. Взаимосвязь государственной социально-педагогической инфраструктуры с социальной политикой государства (2 часа)

Социально-педагогическая инфраструктура как отражение направлений государственной социальной политики. Социальная работа и социально-педагогическая деятельность в структуре социальной политики государства.



Тема 3. Социально-педагогическая проблематика региона (4 часа)

Основные социальные проблемы Томского региона. Положение детей в Томской области. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности в Томской области. Актуальные направления социально-педагогической (профилактической, коррекционно-реабилитационной) работы в г. Томске.



Тема 4. Социально-педагогическая инфраструктура Томска и Томской области (2 часа)

Характеристики социально-педагогической инфраструктуры Томска и Томской области. Схематизация социально-педагогической инфраструктуры. Профориентология: перечень специалистов социально-педагогической направленности.


РАЗДЕЛ 2. Профилактическая деятельность социального педагога в образовательных учреждениях Томска и Томской области (12 час.)

Тема 5. Социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях в г. Томске и Томской области (10 час.)

Система и структура образовательных учреждений в г. Томске и Томской области. Профилактика как одной из направлений деятельности социального педагога в средней школе (лицее, гимназии), школе-интернате, в учреждениях дополнительного образования, специальной (коррекционной) школе, в профессионально-технических училищах, лицеях, техникумах, вузах.

Тема 6. Система и структура образовательных учреждений в г. Томске и Томской области, осуществляющих подготовку специалистов социально-педагогической направленности (2 часа)

Учебно-профессиональные заведения г. Томска и Томской области, реализующие профессиональную подготовку специалистов социально-педагогической направленности. Особенности профессиональной подготовки данных специалистов.


РАЗДЕЛ 3. Профилактическая деятельность специалистов социально- педагогического профиля в учреждениях, организациях и службах других ведомств Томска и Томской области (16 час.)

Тема 7. Социально-педагогическая работа в необразовательных учреждениях (12 час.)

Ведомственный подход в организации социально-педагогической деятельности. Социальные службы в учреждениях: детских домах, социально-реабилитационных центрах, социальных приютах, центрах комплексного социального обслуживания населения, медико-педагогических центрах, учреждениях ювенальной юстиции (в специальных школах, училищах, воспитательных колониях, центрах временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей).



Тема 8. Профилактическая деятельность общественных организаций (4 часа)

Законодательство РФ о некоммерческих организациях. Типология общественных организаций. Социально-педагогические функции некоммерческих организаций. Социально-педагогическая деятельность НКО в г. Томске и Томской области, ее профилактическая направленность.


5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

1. Методика и технология работы социального педагога в общеобразовательном учреждении : учебное пособие / сост. Г. Ю. Титова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2009. - 70 с.

2. Социальные службы, учреждения и организации Томска : справочное пособие / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ ; сост. Т. А. Тужикова. - Томск : издательство ТГПУ, 2009. – 34 с.
6.2. Дополнительная литература:


    1. Социальная политика : хрестоматия / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ ; сост. Г. Ю. Титова. – Томск : издательство ТГПУ, 2009. – 207 с.

    2. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. В. Шакурова. – Москва : Академия, 2007. – 265с.

    3. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для вузов / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. - 2-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2007. – 204 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Рекомендуемые к использованию Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники:



1. http://libserv.tspu.edu.ru/

2. http://tspu.edu.ru/
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.



п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Понятие и сущность социально-педагогической инфраструктуры

Слайды (презентация)

Компьютер, проектор, экран

2

Профилактическая деятельность социального педагога в образовательных учреждениях Томска

Слайды (презентация)

Компьютер, проектор, экран

3

Профилактическая деятельность в учреждениях, организациях и службах других ведомств Томска

Учебный фильм

Видеоплеер, телевизор

4

Специфика профилактической социально-педагогической деятельности в Томске

Интернет-экскурсия

Компьютерный класс с доступом к сети Интернет, проектор, экран


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю.
Наиболее эффективной организации учебных занятий по дисциплине способствуют теоретические и практические занятия со студентами, использование в образовательном процессе видеоматериалов, практических занятий, экскурсий, выполнение самостоятельных заданий, подготовка сообщений и рефератов.
7.2. Методические рекомендации для студентов.
Наиболее эффективному усвоению теоретических знаний, получению практических умений и навыков по дисциплине способствуют выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, подготовка сообщений и рефератов по предлагаемым темам.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе).
1.Социально-педагогическая модель учреждения культуры.

2.Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного образования.

3.Социально-педагогическая модель работы по месту жительства.

4.Социально-педагогическая модель детского дома.

5.Социально-педагогическая модель приюта.

6.Социально-педагогическая модель школы-интернаты.

7.Социально-педагогическая модель воспитательной колонии.

8.Социально-педагогическая модель коррекционной школы-интерната.


8.2 Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся.
1. Дайте характеристику понятию «социальная инфраструктура». Ка­кую роль играет развитость инфраструктуры для становления социаль­но-педагогической деятельности?

2. В чем особенности институционального и территориального подхо­дов в организации социально-педагогической деятельности? Оцените, какой из подходов преобладает в вашем регионе?

3. Какова специфика деятельности социального педагога в системе образования? Назовите учреждения системы образования, в которых работает социальный педагог, и специфику его деятельности в каждом.

4. Каковы обязанности социального педагога в учреждениях системы социальной защиты населения?

5. Подберите аргументы, доказывающие необходимость введения дол­жности социального педагога в учреждениях здравоохранения.

6. Каковы возможности социально-педагогической деятельности в учреждениях культуры и спорта?


8.3 Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз.
1. Ка­кую роль играет развитость инфраструктуры для становления социаль­но-педагогической деятельности?

2. Какие социальные службы работают в нашем городе?

3. Охарактеризуйте основные социальные проблемы вашего региона.

4. Какие категории граждан относятся к «группе риска»?

5. Создайте модель (схему) взаимодействия социального педагога с социальными службами и учреждениями на примере конкретной проблемы.
8.4 Примеры тестов.


п/п

Вопрос

Варианты ответа

1

От какого греческого слова происходит термин «организация»?

А) Органон

Б) Аргон

В) Арго

2

В каких значениях в повседневной речи и научной терминологии используется термин «организация»?

А) как процесс

Б) как деятельность

В) верны все варианты

3

Основная характеристика некоммерческих организаций

А) создаются ради благотворительных целей

Б) не имеют целью получение прибыли

В) создаются для удовлетворения духовных потребностей граждан

4

Могут ли некоммерческие организации заниматься коммерческой деятельностью?

А) Нет

Б) Да

В) да, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации

5

Основная отличительная черта организаций

А) создаются для удовлетворения духовных потребностей граждан

Б) создается для осуществления функций некоммерческого характера

В) не являются собственниками своего имущества

6

Школа - это

А) учреждение

Б) социальная служба

В) общественное движение



7

Могут ли коммерческие и некоммерческие организации создавать объединения в виде союзов и ассоциаций?

А) Да

Б) Нет


8

Предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица - это

А) учреждения

Б) социальные службы

В) общественные организации

9

Центры экстренной психологической помощи по телефону – это

А) учреждения

Б) социальные службы

В) общественные организации

10

Дома ночного пребывания - это

А) учреждения

Б) социальные службы

В) общественные организации

11

Бесплатное социальное обслуживание предоставляется:

А) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;

Б) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

В) Верны все варианты

12

Совокупность органов и учреж­дений, материальная и нормативно-законодательная база, обес­печивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав – это

А) социальная инфраструктура

Б) социальная служба

В) социальная база

13

Одна из форм «карты учреждения», позволяющая систематизировать базовую информацию о нем в лаконичной форме - это

А) Устав учреждения

Б) Социальный паспорт учреждения

В) Лицензия учреждения

14

Какие характеристики учреждения включены в его социальный паспорт?

А) Полное наименование социального учреждения

Б) Ф.И.О. сотрудников

В) Ф.И.О. клиентов

15

Каково основное назначение социального паспорта учреждения?

А) Сформировать общее представление об учреждении

Б) Помогает презентовать учреждение

В) Верны все варианты

16

Базовый документ, дающий общее представление о социальных особенностях территории, на которой действует данный социальный педагог или учреждение - это

А) Паспорт социальной инфраструктуры микрорайона

Б) Физическая карта

В) Политическая карта

17

Греческое слово «органон» в переводе означает:

А) орган

Б) инструмент

В) организм

18

Каково основное назначение паспорта социальной инфраструктуры микрорайона?

А) Содержит информацию, позволяющую спланировать оптимальный маршрут до места назначения.

Б) содержит информацию, позволяющую делать обоснованные оценки и принимать решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне (характеристики природной и материальной среды микрорайона, а также социальные особенности в нем проживающего населения).

В) Содержит информацию, позволяющую участвовать в общественно-политических событиях и акциях.

19

Какие характеристики включены в паспорт социальной инфраструктуры микрорайона?

А) Карта-схема микрорайона

Б) Описание природной среды

В) Верны все варианты

20

В каких источниках может содержаться информация о населении микрорайона, которую вносят в паспорт социальной инфраструктуры микрорайона?

А) документах администрации района

Б) в ЖЭКах, домоуправлениях

В) во всех вышеперечисленных и других официальных источниках.


8.5 Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету).


  1. Понятия «инфраструктура», «социальная инфраструктура», «социально-педагогическая инфраструктура». Схематизация социально-педагогической инфраструктуры.

  2. Характеристики социально-педагогической инфраструктуры Томска и Томской области.

  3. Система и структура образовательных учреждений в г. Томске и Томской области.

  4. Направления деятельности социального педагога в средней школе.

  5. Направления деятельности социального педагога в детском доме, школе-интернате.

  6. Направления деятельности социального педагога в коррекционной школе.

  7. Направления деятельности социального педагога в социальных приютах, социально-реабилитационных центрах.

  8. Направления деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного образования детей.

  9. Направления деятельности социального педагога в профессионально-технических училищах, лицеях.

  10. Работа социальных (социально-педагогических, психолого-педагогических) служб в образовательных учреждениях.

  11. Центры комплексного социального обслуживания населения – в решении социальных и социально-педагогических проблем.

  12. Медико-педагогические центры, психолого-педагогические и др. учреждения и службы – в решении социальных и социально-педагогических проблем.

  13. Общественные организации Томска и Томской области как воспитательные и социозащитные структуры.

  14. Актуальные направления профилактической работы в г. Томске.

  15. Основные социальные проблемы Томского региона.

  16. Особенности реализации социаль­но-педагогической функции в необразовательных учреждениях и организациях.


8.6 Темы для написания курсовой работы (представляются на выбор обучающегося, если предусмотрено рабочим планом).
Не предусмотрено учебным планом.
8.7 Формы контроля самостоятельной работы.
Семинары в диалоговом режиме, дискуссии, рецензирование студентами работ друг друга, защита рефератов, проверка конспектов, тестирование, отчет студентов о проделанной самостоятельной работе.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050607.66 Педагогика и психология девиантного поведения.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

Доцент кафедры _____________ Г.Ю. Титова

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики

протокол № __ от ____________ 20__ года


Зав. кафедрой социальной педагогики ______________ Л.Г. Смышляева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета



протокол № __ от ____________ 20__ года
Председатель методической комиссии ______________ Т.Н. Яркина


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница