Рабочая программа учебной дисциплины в. Дв 2 Институты публичной власти в зарубежных государствах



Скачать 463.24 Kb.
страница1/4
Дата30.04.2016
Размер463.24 Kb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
М2.В.ДВ.3.2
Институты публичной власти в зарубежных государствах
Направление подготовки: «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, , заочная

Москва 2015
1. Цели освоения учебной дисциплины
1.1. Основные виды профессиональной деятельности. Магистр по направлению подготовки «Юриспруденция» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.



1.2. Целью освоения учебной дисциплины «Законодательство зарубежных стран о народных голосованиях» является получение магистрантами теоретических знаний о различных типах народных голосований в зарубежных странах, о целях, потенциале и эффектах их использования и значении для реализации конституционных положений о демократическом характере государств. Анализируя нормы зарубежного законодательства о народных голосованиях, магистранты получают навыки сравнительного анализа и обобщения, формулирования предложений, направленных на совершенствования российского законодательства.

1.3. Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится магистр в рамках учебной дисциплины. Магистр по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

- подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охрана общественного порядка;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

- осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

- проведение научных исследований по правовым проблемам;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

- преподавание юридических дисциплин;

- осуществление правового воспитания.

1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



ЗНАТЬ:

• типы, значение и сущность народных голосований для учреждения и деятельности представительных учреждений;

• внутривидовые различия между народными голосованиями;

• понятие, признаки и виды представительных учреждений;

• выборы представительных учреждений: понятие, функции, виды;

• иные способы формирования представительных учреждений (сословное представительство, кооптация, др.);

• институты непосредственной демократии. Соотношение представительного правления и институтов непосредственной демократии.

УМЕТЬ:

• применять на практике правовые нормы, регулирующие проведение народных голосований;

• оценивать различия положений законодательства, регулирующих различные виды народных голосований;

• оценивать демократический потенциал народных голосований;

• оценивать целесообразность использования зарубежного опыта правового регулирования различных видов народных голосований в российском законодательстве.

ВЛАДЕТЬ:

• навыками оценки демократического потенциала различных видов народных голосований и их воплощения в законодательстве;

• навыками правильного понимания смысла и предназначения положений российского законодательства о выборах, референдуме, отзыве и других видов народных голосований;

• навыками оценки эффективности положений отечественного и зарубежного законодательства о народных голосованиях с точки зрения задач, которые призвано решить правовое регулирование в соответствующей сфере.



Общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление уважительного отношения к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2).

Профессиональные компетенции:

- способность квалифицированно применять нормативные правовые акты о статусе и деятельности субъектов избирательного процесса в избирательных кампаниях федерального, регионального и местного уровня и в межвыборный период, формах взаимодействия субъектов избирательного процесса, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7).



2. Место учебной дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Законодательство зарубежных стран о народных голосованиях» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла ОП.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриате (прежде всего, по конституционному праву России, муниципальному праву), а также знание теоретических дисциплин, изученных в рамках базового (профессионального) цикла: теории государства и права, философии и социологии права, истории государства и права России, ИППУ, сравнительного правоведения.


3. Структура и содержание учебной дисциплины
Тематический план для очной формы обучения студентов
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетные единицы.

Всего аудиторных часов – 10 час.

(из них: лекции – 2 час., практические занятия – 12 час.)

Самостоятельная работа – 58 ч.




п/п




Раздел (тема)

учебной


дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции



Практические

занятия



СРС

1

Раздел I. Народные голосования: типы, значение и сущность

3

2

-

8

Лекция с элементами дискуссии

Проверка анализа научной литературы по теме, работы с нормативными правовыми актами

2

Раздел II. Выборы: понятие, виды, функции, место в системе народных голосований

3

-

4

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Устный опрос, разбор конкретных ситуаций, составление таблицы

3

Раздел III. Референдум в системе народных голосований

3

-

2

10

подготовка обзора научной литературы по теме;

анализ конкретных ситуаций



Устный опрос, составление таблицы, разбор конкретных ситуаций

4

Раздел IV. Иные институты непосредственной демократии

3

-

2

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Устный опрос, составление таблицы, разбор конкретных ситуаций

5

Раздел V. Соотношение представительного правления и институтов непосредственной демократии

3

-

-

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Выполнение творческого задания

6

Раздел VI. Оспаривание результатов выборов, референдумов и применения других институтов непосредственной демократии

3

-

4

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Устный опрос, составление схемы, разбор конкретных ситуаций




ВСЕГО

3

2

12

58








Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетные единицы.

Всего аудиторных часов – 10 час.

(из них: лекции – 2 час., практические занятия – 10 час.)

Самостоятельная работа – 60 ч.




п/п




Раздел (тема)

учебной


дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции



Практические

занятия



СРС

1

Раздел I. Народные голосования: типы, значение и сущность

3

2

-

10

Лекция с элементами дискуссии

Проверка анализа научной литературы по теме, работы с нормативными правовыми актами

2

Раздел II. Выборы: понятие, виды, функции, место в системе народных голосований

3

-

2

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Устный опрос, разбор конкретных ситуаций, составление таблицы

3

Раздел III. Референдум в системе народных голосований

3

-

2

10

подготовка обзора научной литературы по теме;

анализ конкретных ситуаций



Устный опрос, составление таблицы, разбор конкретных ситуаций

4

Раздел IV. Иные институты непосредственной демократии

3

-

2

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Устный опрос, составление таблицы, разбор конкретных ситуаций

5

Раздел V. Соотношение представительного правления и институтов непосредственной демократии

3

-

-

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Выполнение творческого задания

6

Раздел VI. Оспаривание результатов выборов, референдумов и применения других институтов непосредственной демократии

3

-

4

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Устный опрос, составление схемы, разбор конкретных ситуаций




ВСЕГО

3

2

10

60








Тематический план для студентов заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетные единицы.

Всего аудиторных часов – 10 час.

(из них: лекции – 2 час., практические занятия – 8 час.)

Самостоятельная работа – 58 ч. Контроль – 4 час.




п/п




Раздел (тема)

учебной


дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

лекции



Практические

занятия



СРС

1

Раздел I. Народные голосования: типы, значение и сущность

3

2

-

8

Лекция с элементами дискуссии

Проверка анализа научной литературы по теме, работы с нормативными правовыми актами

2

Раздел II. Выборы: понятие, виды, функции, место в системе народных голосований

3

-

2

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Устный опрос, разбор конкретных ситуаций, составление таблицы

3

Раздел III. Референдум в системе народных голосований

3

-

2

10

подготовка обзора научной литературы по теме;

анализ конкретных ситуаций



Устный опрос, составление таблицы, разбор конкретных ситуаций

4

Раздел IV. Иные институты непосредственной демократии

3

-

2

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Устный опрос, составление таблицы, разбор конкретных ситуаций

5

Раздел V. Соотношение представительного правления и институтов непосредственной демократии

3

-

-

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Выполнение творческого задания

6

Раздел VI. Оспаривание результатов выборов, референдумов и применения других институтов непосредственной демократии

3

-

2

10

комментирование научной статьи;

подготовка обзора научной литературы по теме



Устный опрос, составление схемы, разбор конкретных ситуаций




ВСЕГО

3

2

8

58









3.1. Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел I. НАРОДНЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ: ТИПЫ, ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Тема 1. Понятие и типы народного голосования в зарубежных государствах

Понятие народного голосования. Типы народного голосования. Значение народного голосования при решении ключевых вопросов государственного устройства.

Понятие и сущность референдума. Понятие плебисцита. Значение референдума. Особенности института референдума в разных государствах.

Понятие и сущность выборов. Отличие голосования на выборах от референдума. Понятие, признаки и виды представительных учреждений. Значение выборов в формировании системы органов государственной власти.


Раздел II. ВЫБОРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ, МЕСТО В СИСТЕМЕ НАРОДНЫХ ГОЛОСОВАНИЙ
Тема 2. Понятие, виды, функции выборов в зарубежных странах

Понятие выборов. Эволюция понятия «выборы» в законодательстве зарубежных стран. Классификации (виды) выборов. Функции выборов. Выборы как форма непосредственной демократии. Выборы как способ формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Выборы как порядок замещения выборных государственных и муниципальных должностей. Выборы – непосредственное выражение принадлежащей народу власти. Непрямые выборы. Косвенные выборы. Уровни выборов.

Организация выборов в зарубежных государствах. Организация выборов при мажоритарной избирательной системе. Организация выборов при пропорциональной избирательной системе. Организация выборов в унитарных государствах. Списки избирателей. Избирательные участки и избирательные округа. Избирательные комиссии: виды, порядок образования, состав и срок полномочий. Выдвижение кандидатов. Голосование. Определение и обнародование результатов выборов. Организация выборов в федеративных государствах. Назначение выборов. Списки избирателей. Избирательные округа. Избирательные участки. Избирательные комиссии. Выдвижение кандидатов. Голосование. Установление результатов выборов.

Понятие отзыва и отставки. Институт отзыва выборных лиц. Система единственного непередаваемого голоса. Кумулятивный вотум. Система единственного передаваемого голоса.

Иные способы формирования представительных учреждений (сословное представительство, кооптация, др.).
Раздел III. РЕФЕРЕНДУМ В СИСТЕМЕ НАРОДНЫХ ГОЛОСОВАНИЙ
Тема 3. Понятие и виды референдумов в зарубежных странах

История развития законодательства о референдуме в зарубежных странах. Институт референдума, его основные элементы. Референдум в законодательстве зарубежных стран. Виды референдумов. Функции референдумов. Непосредственная демократия и теоретические основы референдума. Референдум как процесс правотворчества.

Референдумный процесс: его стадии и правовое регулирование. Процедура назначения референдума в зарубежных государствах. Вопросы, выносимые на референдум. Подведение итогов референдума. Юридическая сила решений референдума. Источники референдумного процесса в зарубежных странах.
Раздел IV. ИНЫЕ ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
Тема 4. Иные институты непосредственной демократии и их правовое регулирование в зарубежных странах

Понятие народной правотворческой инициативы: понятие, цель, классификация, значение. Общие собрания жителей небольших поселений (сходы) и их правовое регулирование. Опрос граждан. Инициаторы проведения опроса граждан. Порядок назначения и проведения опроса граждан. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан.

Публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование) и их правовое регулирование в законодательстве зарубежных стран.
Раздел V. СООТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница