Раев Использование интерактивных технологий в процессе обучения информатике



Скачать 106.95 Kb.
Дата30.04.2016
Размер106.95 Kb.

Раев Использование интерактивных технологий в процессе обучения информатике


А.В. Раев

Руководитель: Е.Д. Соколова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому для развития детей приобретает значимость интерактивное обучение. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество (работа в парах; ротационные (сменные) тройки; карусель; работа в малых группах; аквариум; незаконченное предложение; мозговой штурм; броуновское движение; дерево решений; суд от своего имени; гражданские слушания; ролевая (деловая) игра; метод пресс; займи позицию; дискуссия, дебаты). Рассмотрим применение некоторых интерактивных технологий подробнее.

Очень нравится учащимся такой вид работы, как «Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики, которые через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы («вертушка», «большой круг», «аквариум»). Ценное в этих формах в том, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Наиболее простая форма группового взаимодействия — «большой круг». Работа проходит в три этапа [4].

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

«Аквариум» — форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название — аквариум.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются по определенной проблеме.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

На уроках информатики очень удачно осуществляется интерактивное обучение. Одним из методов такого обучения является метод проектов. Он прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как:·принцип обучения деятельности;·принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;·принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика;·принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;·креативный принцип. На предмете информатика проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, не изученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Темой для проектной деятельности на уроках информатики может являться практически любой раздел школьной программы: от компьютерных вирусов до изучения конкретной программы.

В школе на уроках информатики перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся. Проект разрабатывается на протяжении нескольких уроков. Ученики должны постоянно согласовываться с учителем для правильного выполнения проекта. Этапы совместной деятельности учителя и учащихся можно изобразить в виде схемы:


Совместное выполнение проектов приводит к следующим результатам:

Для учащегося

1.Формируются и отрабатываются:

- навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;

- навыки публичного выступления (ораторское искусство);

- умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;

- умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

- умение работать в группе, в команде;

- умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все выше перечисленное дает обучающемуся возможность, выходя из стен школы, стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для учителя.

1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества.

2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.

3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.

4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

Следующая интерактивная технология - это метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века.

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы и правила мозгового штурма [5]:

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор учеников, то есть участников штурма и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не нужно делать никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Нужно комбинировать и улучшать любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

1) ученики, предлагающие новые варианты решения задачи;

2) ученики, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких учеников и учитель. Перед самим сеансом мозгового штурма учитель производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма ученики высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у учеников начинают возникать необычные идеи. Учитель записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль учителя в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Мозговой штурм на уроках информатики может применяться, например, при изучении темы «Услуги компьютерных сетей». Вопросами для штурма могут быть: Какие услуги Сети вы характеризуете как вредные? Какие услуги вы бы однозначно запретили или контролировали? Существует ли Интернет-зависимость, в чем ее причины? И т.п.

Дебаты как интерактивный метод обучения.

Цель участников дебатов - убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен.

Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение.

Дискуссия в форме дебатов используется при обсуждении сложной или противоречивой проблемы, мнения участников уже четко определены и резко отличаются друг от друга.

Цель этой формы - научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере. Участники приводят аргументы за или против обсуждаемой идеи и стараются убедить оппонентов в правильности своей позиции, а не просто набрасываются на них с нападками.

Время выступления каждого участника во время дебатов ограничено и одинаково для всех. Решившись на такую форму дискуссии, надо быть готовым к тому, что оценки многих участников будут носить субъективный характер.

Учитель делит учеников на две группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения на проблему). Ученики или сами выбирают группу или распределяются по жребию.

Учитель рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах, общее время на выступление группы в дебатах. Представители групп выступают поочередно. Каждая группа имеет право на три выступления.

Во время подготовки учащиеся распределяют роли между собой и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другую наглядность. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений.

Учитель начинает дебаты, предоставляет участникам слово, следит за регламентом.

В завершении дебатов можно провести опрос среди участников тайным голосованием.

Методические рекомендации:

Подготовительная работа. Нужно помочь учащимся разобраться в теме дебатов.

Распределение ролей. Нужно отобрать учащихся для участия в дебатах. Разделить их на две группы: в поддержку резолюции и выступающих против. Убедиться, что участники дебатов знают порядок их проведения. Выбрать представителя и его помощника, который будет следить за соблюдением регламента.

Подготовка участников занятия. Предоставить участникам достаточно времени для подготовки «конструктивных аргументов». Помочь учащимся в этом. Попросить их предсказывать, какими будут доводы противной стороны, и подготовиться опровергнуть эти доводы. Помочь учащимся понять пользу участия в дебатах.

Подготовка помещения. Председатель и участники дебатов занимают места перед присутствующими, и группа участников, выступающих против резолюции, размещаются слева от председателя.

Проведение дебатов. Описываемый механизм широко распространен. Но можно использовать менее формализованную процедуру или проводить дебаты в другой форме.

Председатель кратко формулирует обсуждаемую проблему и предлагаемую резолюцию, устанавливает регламент выступлений.

Председатель предоставляет слово первому выступающему от группы, поддерживающей резолюцию. Порядок выступлений должен быть заранее определен.

Затем выступает представитель противоположной группы.

Председатель предоставляет слово поочередно представителям групп, пока не выступят все участники дебатов.

Затем каждому участнику предоставляется возможность опровергнуть доводы противников и ответить на их критику. Здесь нельзя приводить новые аргументы. Полемику всегда начинают представители группы, выступающей против резолюции. Процедура та же, что и на предыдущем этапе.

Учащиеся могут на этом этапе изложить причины, по которым они занимают ту или иную позицию в отношении резолюции. Учитель может записать эти причины на доске. Учащиеся могут ответить на вопросы, касающиеся причин, но не переходить к доказательству правоты своей позиции.

Все должны указать на те аргументы, которые, несмотря на то, что противоречат их взглядам, заставили задуматься или звучали особенно убедительно.

В конце дебатов учащиеся должны оценить последствия реализации позиции противоположной стороны. Дебаты, так же как и метод проектов, могут широко использоваться на уроках информатики. На дебатах могут рассматриваться вопросы о программном обеспечении, методах решения задач, сравнение программ одного направления и т.д. Таким образом, интерактивные технологии можно и нужно использовать в процессе обучения информатике.



Литература

  1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  3. Чечель И. "Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула", "Директор школы", 3, 1998

  4. http://aida.ucoz.ru/publ/9-1-0-65

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/мозговой_штурм


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница