Раскрыть основные понятия и принципы детской практической психологии



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4   5
Цель курса – сформировать у студентов представление о различных видах аномального детского развития, познакомить их с методами психолого-педагогического изучения и психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Задачи курса:

  • раскрыть основные понятия и принципы детской практической психологии;

  • рассмотреть основные направления деятельности детского психолога;

  • раскрыть содержание работы практического психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии;

  • познакомить студентов с методами психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

  • рассмотреть принципы работы детского практического психолога с педагогическим коллективом;

  • раскрыть основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии.

Теоретической основой курса являются возрастная и педагогическая психология, специальная психология и психология индивидуальных различий, социальная психология.

Освоение содержания дисциплины позволит студентам осуществлять диагностику психического развития ребёнка дошкольного возраста, решать конкретные консультативные задачи, связанные с разносторонним анализом условий развития и воспитания ребёнка, проводить коррекционно-развивающую работу с детьми.

В результате изучения дисциплины «Психокоррекционная работа с детьми» студенты должны знать:


  • теоретико-методологические основы возрастного и функционального развития ребёнка-дошкольника;

  • особенности первичных и вторичных нарушений у детей;

  • принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития;

  • технологии психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

студенты должны уметь:

  • использовать на практике приемы и методы психологической диагностики, консультирования, психологической коррекции в работе с детьми с отклонениями в развитии;

  • определять наиболее адекватные пути и средства специализированной психологической помощи детям с различными вариантами психического дизонтогенеза;

  • владеть эффективными формами взаимодействия детского психолога с родителями и педагогическим персоналом.

  • При составлении программы были использованы следующие источники:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- М.: Международная педагогическая академия. – 1994.

  2. Базиков М.В., Сиренина Н.Н. Основные принципы психокоррекционной работы в лечебно-воспитательном детско-подростковом коллективе./ Сб.Записки торжских психологов. – Тверь,1998. – с. 88-102.

  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. – 1995. – с. 23-45.

  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.

  5. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. – М.: Просвещение,1993.

  6. Никишина В.Б. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.// Актуальные проблемы медицины и фармации. – Курск, 1996.

  7. Никишина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития. – Методические рекомендации для школьных психологов. – Курск,1998.

  8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Практикум по детской психологии. – М.:Просвещение, 1995.

  9. Хрестоматия. Дети с нарушением развития. Сост.В.Астапов. – М.:Международная педагогическая академия. –1995.

  10. Урываев В.А. Актуальные проблемы психологии в практической медицине. – Ярославль. – 1998



Темы для самостоятельного изучения.


№ № п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Количестово

часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1 вар

2 вар

I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)

1.

I. Основы детской практической психологии

Психологическая служба в системе образования

4

2

Составление опорных схем психологической службы в системе образования

2.

I. Основы детской практической психологии

Актуальные проблемы возрастно-психологического консультирования

4

2

Понятийный диктант

3.

I. Основы детской практической психологии

Виды и причины отклонений в развитии ребёнка

4

2

Составление опорных схем причин и видов нарушений развития

II. Темы для самостоятельного изучения

1.

I. Основы детской практической психологии

Психологическая служба в системе образования

4

2

Контрольная работа

2.

I. Основы детской практической психологии

Виды и причины отклонений в развитии ребёнка

4

2

Аудиторное семинарское занятие

3.

I. Основы детской практической психологии

Дети «группы риска» в отдельные возрастные периоды

4

2

Аудиторная контрольная работа

4.

II. Прикладная детская практическая психология

Основные направления работы детского практического психолога

4

2

Промежуточный тест

5.

II. Прикладная детская практическая психология

Содержание работы детского психолога с детьми дошкольного возраста

4

2

Темы рефератов:

  • Оптимизация психологического состояния матери в пренатальный период развития

  • Роль взаимодействия с матерью в первые месяцы развития ребёнка

  • Игровая и предметная среда в развитии ребёнка

6.

II. Прикладная детская практическая психология

Работа практического психолога с семьёй

4

2

Аудиторная контрольная работа

7.

II. Прикладная детская практическая психология

Работа детского практического психолога с педагогическим персоналом

4

4

Составление опорных схем работы практического психолога с педагогическим персоналом

8.

II. Прикладная детская практическая психология

Психологическое обследование ребёнка

4

4

Составление опорных схем психологического обследования ребёнка

9.

II. Прикладная детская практическая психология

Психологическая диагностика отклонений в развитии

4

4

Понятийный диктант

III. Контрольные вопросы и задания

1.

III. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии.

Психологическая коррекция в системе психологической помощи

4

4

Аудиторная контрольная работа



2.

III. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии.

Принципы организации коррекционно-развивающей работы.

4

4

Составление опорных схем принципов организации коррекционно-развивающей работы

3.

III. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии.


Основные направления психологической помощи детям с нарушениями развития

4

4

Составление опорных схем основных направлений психологической помощи детям с нарушениями развития

4.

III. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии.

Методы психологической коррекции

4

4

Промежуточный тест



5.

III. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии.

Социально-психологическая готовность ребёнка к школьному обучению

4

4

Аудиторная контрольная работа



6.

III. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии.

Диагностика и коррекция психологической школьной дезадаптации

4

4

Аудиторная контрольная работа



ИТОГО:

72

54





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница