Равные среди равных. Термин



Скачать 82.06 Kb.
Дата29.04.2016
Размер82.06 Kb.
Армеева Ольга Валентиновна – воспитатель .

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 «Радость» .

Село Верховажье.
Равные среди равных.
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включённость». Инклюзивное или (интегративное) образование даёт возможность всем обучающимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объёме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе.

Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней.

Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.

В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей:

- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);



- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;

- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения.

Наш детский сад «Радость» - комбинированного вида.

В детском саду есть одна группа раннего возраста, четыре группы дошкольного возраста и компенсирующая (логопедическая) группа для детей с речевыми нарушениями.

С детьми с ОВЗ работают специалисты:

- учитель-логопед – Тетерина Светлана Анатольевна;

- инструктор по физической культуре – Шипицына Наталья

Сергеевна;

- музыкальный руководитель – Истомина Людмила Вениаминовна;

- воспитатели – Армеева Ольга Валентиновна, Бречалова Антонина Николаевна;

Немаловажным мы считаем психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся детей, вовлеченных в инклюзивное образование. 

Логопедическая группа формируется из детей старшего дошкольного возраста, имеющих разный уровень развития, индивидуальную структуру нарушений, а также различные социальные условия их воспитания, сроком на один или два года обучения.

Речевое развитие для нашей группы является приоритетным.

Образовательный процесс осуществляется на базе государственной «Программы воспитания и обучения детей» под редакцией М.А. Васильевой. Коррекционную работу мы строим на основе программ Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада», «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим нарушением речи», методических рекомендаций и разработок по обучению дошкольников с особыми образовательными потребностями, рекомендованных Министерством образования.

Обеспечить коррекционную направленность дошкольного образования – значит дополнить и обогатить общеразвивающие программы теми методами и приемами, которые обеспечат более естественное вхождение проблемного ребенка в окружающий мир.

В силу специфики нашей группы вся работа строится с учётом речевых нарушений и, как следствие, упором на коррекционную работу. Реализуемые программы строятся на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. В программах соблюдается светский характер образования.

- Основные направления деятельности группы:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- коррекция отклонений речевого развития детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребёнка;

- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

- подготовка детей к школе;

- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка, оказание психолого-педагогической помощи родителям.

В основу организации работы при осуществлении индивидуального подхода к детям заложено взаимодействие всех служб сопровождения, которые строят свою работу с учётом медицинских показателей здоровья ребёнка, его психофизиологических особенностей, общего уровня развития и темпа развития, склонностей и интересов.

С воспитанниками работает учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физическому развитию, музыкальные руководители, медицинская сестра.

«Каждый ребёнок имеет право на своё развитие» - эта фраза стала девизом работы педагогов нашей группы. Ведь понятно, что чем раньше ребёнок начнёт получать квалифицированную помощь, тем больших успехов можно достичь. И пусть некоторые дети (дети с ограниченными возможностями) никогда не станут как все, мы прилагаем все усилия, стараемся сделать всё от нас зависящее для каждого нашего воспитанника. Мы всегда стремимся организовать содержательную жизнь своим детям, используя для этого современные педагогические технологии, разнообразные формы и методы в работе потому, что внедрение новых форм дошкольного образования, введение современных технологий в педагогический процесс обеспечивает поступательное развитие в соответствии с современными требованиями.

При выборе форм работы с ребенком мы учитываем реальные данные о состоянии здоровья и функциональном развитии дошкольников.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, нестандартных подходов в обучении, воспитании и реабилитации.

Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет важное условие подготовки детей к школьному коллективу. Особое внимание необходимо уделять детям, испытывающим затруднение в общении со сверстниками.

Специфика работы нашей группы – разновозрастный состав детей. Пребывание в одной группе детей разного возраста требует выработки особого стиля взаимоотношение – сочетания требовательности к старшим и снисходительности к малышам, «поисковой активности» в общении со старшими детьми и доходчивости в общении с малышами, то есть отношения строятся по образцу большой семьи, являющейся как бы продолжением семьи ребенка. В разновозрастной группе статус ребенка постоянно изменяется: от малыша («за ним нужно ухаживать», «ему нужно помогать») – к старшему («подготовишка» - он все умеет, всегда придет на помощь).

Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предполагающего активное участие родителей в педагогическом процессе.

Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетенции, придает уверенность в своих силах, способствует осознанию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов в коррекционной работе детского сада было проведено анкетирование. В целом родители и педагоги положительно оценили коррекционную деятельность ДОУ; однако воспитатели ожидают большего участия родителей в работе с детьми, родители же считают, что воспитатели делают для детей достаточно, но при этом признаются, что сами нуждаются в квалифицированной помощи учителя-логопеда, педагога-психолога. Изучив эту проблему, мы поняли, что нужно менять традиционный подход к коррекционной работе детского сада с семьей.

По интересам родителей и волнующим нас вопросам формы разнообразные: консультации, беседы, семинары, практикумы, родительские собрания. Опыт показывает, что работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционной педагогики. Занятия предусматривают участие воспитателей, учителей, медиков, психологов, логопедов, физрука, совместную работу с детьми, проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений.

Взаимодействие с семьей – одна из приоритетных задач работы нашего дошкольного учреждения, и мы постоянно ищем новые методы и формы сотрудничества. Именно поэтому у нас была открыта «Школа дошкольных наук» для родителей.

Задачи работы «Школы дошкольных наук»:

1. Обучение родителей специалистами ДОУ методами игрового взаимодействия с детьми.

2. Помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком.

3. Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка.

4. Поддержание инициатив родителей.

Мы считаем, что сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствует сохранение и эффективному формированию психологического здоровья ребенка и говорит о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка.

Индивидуальная педагогическая и психологическая работа с родителями органично вливается в процесс обучения и воспитания их ребенка, переориентирует взрослых с позиции наблюдателя на позицию активного участника процесса.

Важным критерием эффективности педагогического процесса является удовлетворенность всех субъектов образования – воспитанников, педагогов, родителей, общественности. Удовлетворенность воспитанников, чаще всего ими неосознаваемая, не может определяться через анкетирование, тесты или другие методы исследования, но она проявляется через желание детей посещать детский сад, состояние комфортности, возможность реализовать себя в творческой деятельности.

Дети привыкают к обществу сверстников с нормальным развитием, учатся взаимодействовать с ними. А мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

В соответствии с ФГТ содержание образовательной деятельности группы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, что позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к школе.



Как показывают результаты коррекционно-воспитательной помощи, уровень освоения детьми образовательных программ из года в год имеет стабильную положительную динамику: выпускники логопедической группы имеют оптимальные показатели по подготовке к школе, стабильно хорошую мотивационную и социальную готовность, что обеспечивает безболезненный переход к школе и благоприятный прогноз дальнейшего обучения.

Таким образом, образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница