Разнообразие животного мира



Скачать 122.98 Kb.
Дата29.04.2016
Размер122.98 Kb.

Самоанализ урока

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»

Верховажского района Вологодской области


Тема урока

Разнообразие животного мира

Имя урока

Что живо, то и хитро

Предмет

Биология

Класс

7

УМК, авторы образовательной программы

Программа основного общего образования по биологии 6 - 9 класс В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой

Место и роль урока в изучаемой теме

Данный урок открывает изучение учащимися царства животных. Первый урок в новом учебном году очень важен – это мотивация изучения биологии в течение всего учебного года. Он должен быть интересным, может быть, даже неожиданным для учащихся, вызвать у них желание узнать: «А что будет дальше?» Не случайно ещё Козьма Прутков говорил: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!»

Домашнее задание, выбранное учащимися на этом уроке, может выполняться в течение всего учебного года, как и личный план изучения биоразнообразия животных.



Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока (для ученика)

Узнать, почему животных так много (в чем причины их разнообразия)

Цель урока (для учителя)

Создать условия для изучения причин разнообразия животных и применения учащимися знаний о многообразии животных

Задачи урока:

а) образовательные

  1. Способствовать повторению, обобщению и систематизации учащимися знаний о классификации живых организмов и сред обитания.

  2. Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися понятия «жизненная форма», уяснению смысла конвергенции.

  3. Способствовать пониманию учащимися многозначности терминов «форма», «образ», значения слова «разнообразие».

б) развивающие 

Способствовать развитию универсальных учебных действий:

  • познавательных УУД (ПУУД): умений классификации, схематизации учебного материала, сравнения объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы;

  • личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;

  • регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, планирования, рефлексии;

  • коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его.

в) воспитательные 

  • Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой природы: животных.

  • Способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты.

Целесообразность и оригинальность разработки

Урок направлен на развитие универсальных учебных действий.


Использование авторских ресурсов

Шаблоны Тягиной Ирины Алексеевны «Краткий конспект урока», «Методическое сопровождение урока»;

Презентация Лебедева Сергея Николаевича «Советы Дедушки ГуРу. Структура презентации»;

Технологический приём «Матрешка» Лебедева С.Н.

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=web&cd=3&ved=0CDMQFjAC&url=http%3A%2F%2Fcpk.edu35.ru%2Findex.php%3Foption%3Dcom_docman%26task%3Ddoc_download%26gid%3D484%26Itemid%3D&ei=Qt1iUq7rAqXr4wST0oDQCA&usg=AFQjCNFdSNCNIPcG9B7YOiwepvOy7h_pvA&bvm=bv.54934254,d.bGE&cad=rjt Кокарева З.А. Рекомендации по анализу урока с позиций требований ФГОС НОО



Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока

Учащиеся актуализируют знания о классификации живых организмов на царства (бактерии, грибы, растения и животные) и таксоны (систематические единицы: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство).

Учащиеся актуализируют знания о классификации сред обитания организмов (водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная).

Учащиеся актуализируют знания о построении столбчатой диаграммы (математика 6 класс).


Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока

Учащиеся познакомятся с понятием «жизненная форма», научатся определять жизненные формы животных, уяснят смысл конвергенции.

Учащиеся познакомятся с многозначностью терминов «форма», «образ», «разнообразие», представленных в толковых словарях. Выберут значение слов применительно к животным.

Учащиеся сделают вывод о причинах многообразия животных, о значении сохранения биоразнообразия для биосферы.


Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока

Учащиеся продолжат развитие умений целеполагания, рефлексии.

Учащиеся продолжат развивать умения анализа, оценки и отбора информации, умения обобщать и делать выводы, умения переводить информацию из текстовой формы в графическую (диаграмма).



Необходимое оборудование и материалы

Полоски одинакового размера красного, желтого, зеленого цвета.

Компьютер, медиа-проектор, экран.

Распечатанные для каждого учащегося приложения:


  1. Значение слов в толковых словарях;

  2. Биологическое разнообразие животного мира;

  3. Родо-видовые названия зайцев;

  4. Пирамида таксонов;

  5. Число описанных видов;

  6. Приспособления животных к жизни в различных средах обитания. Жизненные формы животных.

Методические рекомендации по использованию материала

С введением ФГОС в основной школе учащиеся в ходе урока должны достигать личностных, предметных и матапредметных результатов. К последним относятся универсальные учебные действия. На данном уроке формируются УУД всех четырех групп: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. Основное внимание обращается на развитие умения определять цель урока, рефлексию содержания учебного материала.

Во время урока учащиеся работают с индивидуальным приложением для учащегося. Записи учащиеся могут служить для оценивания их предметных знаний.

Для активизации познавательной активности используется знакомство с картинами анималиста Лосева Г.В., парная работа по выявлению признаков жизненных форм животных.



P. S.

Во время урока учащиеся должны были построить диаграмму. Это - привычное задание, т.к. строили столбчатые диаграммы в конце 6 класса на уроках математики (репродуктивный уровень).

Нестандартность ситуации заключалась в следующем: цифры – миллионы и тысячи видов - огромные; времени на построение очень мало; ножниц, клея – нет…(творческий уровень)

В ходе беседы строим алгоритм действий:

1. Выбрать не любые типы животных из списка (некоторые учащиеся предлагали взять самое большое число, самое маленькое и среднее число видов), а только самые многочисленные первые три типа.

2. Сделать надписи на полосках бумаги: тип членистоногие, тип моллюски, тип хордовые.

3. Сократить числа (мысленно убрать 4 «нуля»). Получится: 115 : 8,5 : 6,4.

4. Разделить числа. Получится пропорция: 14: 1: 0,75.

5. Отогнуть на бумажке «Тип моллюски» условную единицу, оторвать лишнее. Так же следует поступить и с другими полосками. (Можно использовать клеточки в тетради, линейку).

6. Расположить полоски на парте в порядке уменьшения или увеличения числа видов в типе.

7. Запомнить самые многочисленные типы животных.
При работе в паре по определению жизненных форм животных следует распределить материал (1-5), чтобы сократить время выполнения задания.
После проведения урока в примерной программе нашла материал, желтым цветом выделила примерные виды деятельности учащихся – они совпали с тем, что происходило на реальном уроке. НО (!) это следует делать в начале, когда урок только планируется!
Программный материал: раздел «Живые организмы – 115 часов» [1]:

Примерные темы раздела, число часов

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Многообразие организмов, их классификация (3 часа)

Классификация организмов. Вид. Отличительные признаки представителей разных царств природы.

Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы.

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классифицировать).

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы.

Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Многообразие животного мира (46 часов)




Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения.

Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.

Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Анализ урока с позиций ФГОС (схема Кокаревой З.А.)

1.Целеполагание

Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы в совместной деятельности. Отражают развитие УУД.



2. Содержание

Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.



3. Логика организации учебной деятельности

Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.



4. Методы организации учебной деятельности

Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы.



5. Формы организации учебной деятельности

Формы адекватны целям и задачам. Кроме фронтальной работы организуется включение учащихся в другие формы организации учебной деятельности: индивидуальную и групповую (парную).



6. Организация контрольно-оценочной деятельности

Организация контроля обеспечивает обратную связь. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля и самооценивания.



7. Результаты проведенного урока

Результат соответствует поставленной цели и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.




Цель урока

Дидактические задачи

Этапы урока

Логика содержания

Методы и приёмы

Формы учебной деятельности

Контрольно-оценочная деятельность

Результат







Организационный момент
















Найти причины разнообразия животных

Способствовать повторению, обобщению и систематизации учащимися знаний о классификации живых организмов на царства и таксоны; о классификации сред обитания организмов.


Мотивация, целеполагание

Картины Лосева В.Г. → тема → цель → задачи

Образ → разнообразие → причины разнообразия:

Размеры

Схема биоразнообразия → личный план



Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Приемы рефлексии содержания учебного материала в ходе урока – предположение темы по картинам художника-анималиста, составление схемы; построение диаграммы; создание образа животного определенной жизненной формы; соотнесение признаков и жизненных форм животных;




Фронтальная, индивидуальная

Схема - предположение «Чем может выражаться разнообразие животных»

Выбор нужного значения слова по выдержкам из толковых словарей



1.Подробно раскрыты некоторые причины разнообразия животных:

- Разнообразие размеров;

- Животные – самое многочисленное по числу видов царство (видовое разнообразие);

- В царстве – 20 типов, сотни классов, множество других таксонов (систематическое разнообразие);

- Разнообразие жизненных форм животных;

2.Работа с жизненными формами животных будет продолжена в течение учебного года.

3.Представление выбранных учащимися номинаций животных в течение учебного года.

4.Состоялась работа с метапредметными понятиями «образ», «разнообразие», «форма».

5.Оценены предметные знания при анализе заполненного каждым учащимся индивидуального приложения.


Логический переход

Проблема: нет точного числа видов

Фронтальная




Актуализация знаний

Вид → Видо-родовые названия → Таксоны → 3 самых многочисленных по числу видов типа животных → Исчезновение видов

Фронтальная, индивидуальная

Видо-родовые названия зайцев

Матрешка таксонов

Диаграмма





Логический переход

Виды приспособлены к среде обитания. Все 4 среды обитания заняты животными

Фронтальная




Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися понятия «жизненная форма», уяснению смысла конвергенции.

Способствовать пониманию учащимися многозначности терминов «форма», «образ», значения слова «разнообразие» (метапредметные понятия)




Предъявление новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Сказка Андерсена «Дюймовочка» → Образ → Жизненная форма → Классификация жизненных форм животных

Фронтальная, индивидуальная




Логический переход

Конвергенция

Фронтальная




Применение теоретического материала в условиях выполнения упражнений, задач

Определение ЖФЖ

Групповая (парная)

Заполнение таблицы «Жизненные формы животных»

Определение ЖФЖ у лазающего зайца и летучей рыбы



Логический переход

Пример разнообразия животных – ЖФЖ. Некоторые организмы имеют универсальные приспособления к 2 средам обитания

Фронтальная




Обобщение усвоенного материала и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Выводы (Чем объяснить разнообразие животных?)

Фронтальная




Рефлексия





Приёмы рефлексии по окончанию урока (содержания материала; чувств, эмоций, настроения; деятельности): ответы на вопросы, неоконченные предложения.


Фронтальная, индивидуальная




Домашнее задание








Индивидуальная




Структура презентации «Что живо, то и хитро» На слайде 2. представлены картины художника Лосева Г.В. в виде интерактивной ленты. Движение осуществляется по щелчку левой кнопкой мышки.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница