Разработка методики обучения информатике на основе синергетического подхода



Скачать 39.46 Kb.
Дата26.06.2016
Размер39.46 Kb.


Разработка методики обучения информатике на основе синергетического подхода

Бабич И.Н. (ibabich@mail.ru)

МОУ «Гимназия №5» г. Юбилейный, Московская обл

Как сделать обучение информатике более качественным с учетом актуализированных образовательных потребностей информационного общества – привести его в соответствие с потребностями современной жизни? Обучение информатике на основе синергетических методов [1] способствует достижению оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний, информационной компетенции учащихся. Личностная направленность, индивидуализация изучения информатики и воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) включает развитие вариативных программ, ориентированных на различных учащихся – от одаренных детей до детей с проблемами.

В методике рассмотрены не только проблемы содержания образования, но и учитывается соответствие стандартов по информатике реальным возможностям школы, социальному заказу. Гибкие стандарты, определяющие основы содержания по информатике и задающие ориентиры его развития, и дифференциация образования предложены как взаимообусловленные тенденции в преподавании информатики.

Как показали эксперименты, использование ИКТ в общеобразовательных предметах от начальной до старшей школы ведет к повышению качества образования. ИКТ в методике рассмотрены в контексте непрерывного образования: начальная школа, основная, профильная старшая. Обучение младших школьников направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, формирование индивидуализированных программ применительно к способностям отдельного ученика. В основу базового курса информатики положены «три фундаментальных и взаимно дополняющих друг друга метода научного познания: системный подход, синергетический подход и информационный подход» [2]. Введение профильного обучения по информатике в старшей ступени школы позволяет учитывать индивидуальные склонности и интересы учащихся и более эффективно готовить выпускников школы к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности. При этом расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Непрерывное образование по ИКТ включает также непрерывное педагогическое образование: учителей предметников и учителей информатики. ИКТ меняют представления о возрасте, в котором человек приобретает компьютерную квалификацию. Практика показывает, что дети с большим успехом, чем взрослые, осваивают компьютер и технологии. Проблемы учителя-предметника, использующего ИКТ в своей деятельности, удается решать методами интенсивной подготовки, позволяющими научить их уверенно и грамотно пользоваться компьютером, и интеграцией школьных дисциплин с информатикой, выполнением междисциплинарных проектов. В частности, это проекты по формированию естественнонаучного мировоззрения на основе синергетической парадигмы, и проекты, направленные на воспитание духовно-нравственного и гражданского мировоззрения школьников [3].

Более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития подростков и взрослых. Методика предусматривает использование ИКТ в самообразовании учащихся и учителей, в осознанном и целеустремленном самостроении личности как важного фактора ее становления.

Усиление социальной, гуманистической направленности процессов информатизации в школе, расширение и конкретизация духовного, социального, культурного контекста применения ИКТ, формирование информационной культуры призваны преодолеть существующий «технократизм» образования по информатике, сделать его более гуманным [4].

Глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в XX веке, порождены техногенной западной цивилизацией, западными ориентирами деятельности и представлениями о ценностях бытия. Синергетический подход к учебно-воспитательному процессу вызван необходимостью перехода к новым нормам поведения, ценностным ориентирам в рамках нового информационного общества. Возникают этические проблемы в связи с повсеместным распространением ИКТ, а беспорядочное поглощение разнородной информации приводит к проблемам психофизического развития учащихся. Следовательно, формирование критического мышления - умения критически анализировать и продуктивно пользоваться сведениями, предоставляемыми средствами ИКТ, и воспитание ответственности за принимаемые решения способствуют адаптации к жизни в мире глобальных проблем.

Исследование отдельных феноменов ИКТ сквозь призму межцивилизационного их значения привело к необходимости не только повышения роли коммуникативных дисциплин (информатика и английский язык), но и к их интеграции при изучении компьютерных коммуникаций и выполнении проектов, способствующих креативной коммуникации.

Обеспечение разгрузки содержания школьного образования и установка на здоровьесберегающую организацию образовательного процесса происходит за счет применения технологий образовательного процесса, сберегающих здоровье детей, испытывающих информационные и компьютерные перегрузки. Происходит накопление и анализ информации по психолого-социальному сопровождению педагогического процесса с использованием ИКТ в школе.



Разработанная методика способствует формированию универсальных знаний, умений, навыков, а также приобретению опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащегося, т.е. формированию современных ключевых компетенций.

Литература

  1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. - СПб.: Алетейа, 2002.

  2. Колин К.К. Приоритетные направления развития системы обучения и воспитания. Синергетика и учебный процесс. М.: Изд-во РАГС, 1999.

  3. Бабич И.Н. Шаг к информационному обществу. Журнал «Наука и школа». - 2003. № 3. – С.29-32.

  4. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница