Разработка научных основ университетского технического образования и их реализация в ведущих вузах россии



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ РОССИИ


Описание работы

выдвинутой на соискание Премии Президента

Российской Федерации в области образования за 1998 год

АГРАНОВИЧ Б.Л. _____________ КОЗЛОВ В.Н. ___________________

директор Западно-Сибирского проректор по учебной работе,

регионального центра социальных д.т.н., проф.

и информационных технологий, Санкт-Петербургский государственный

к.т.н., доц. технический университет

Томский политехнический университет


АЛЕШИН Н.В. _________________ ПОХОЛКОВ Ю.П. ______________

первый проректор, к.т.н., проф. ректор, д.т.н., проф.

Санкт-Петербургский государственный Томский политехнический университет

морской технический университет


БАЛТЯН В.К. _________________ РОСТОВЦЕВ Д.М. ______________

проректор, к.т.н., доц. ректор, д.т.н., проф. Московский государственный технический Санкт- Петербургский государственный университет им. Н.Э. Баумана технический морской университет


ВАСИЛЬЕВ Ю.С. ______________ СОКОЛОВ Э.М. ________________

президент, д.т.н., проф. ректор, д.т.н., проф. Санкт-Петербургский государственный Тульский государственный университет

технический университет

ВЯТКИН Г.П. _________________ ФЕДОРОВ И.Б. _______________

ректор, д.х.н., проф. ректор, д.т.н., проф. Южно-Уральский государственный Московский государственный

университет технический университет

им. Н.Э. Баумана


1999 г.
1. ВВЕДЕНИЕ



Представленные в настоящей работе исследования по созданию научных основ университетского технического образования и их реализация в ведущих вузах, а также разработка нормативно-методического обеспечения и организационная деятельность по формированию системы университетского технического образования России, охватывают период с 1990 по 1998 годы.
Работа выполнена коллективом авторов следующих организаций:

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;

Санкт-Петербургский государственный технический университет;

Томский политехнический университет;

Тульский государственный университет;

Южно-Уральский государственный университет.
Работа выполнялась в течении указанного периода в рамках различных государственных, отраслевых и межвузовских программ, основные из которых:
Федеральная программа “Развитие образования в России”;
Президентская программа “Национальная технологическая база” (раздел “Подготовка кадров для национальной технологической базы”);
Федеральная целевая программа “Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки”.
Государственная научная программа "Университеты России";
Межвузовская комплексная программа "Наукоемкие технологии образования."

Работа включает следующие составляющие, объединенные целевой установкой создания в России новой, построенной на гуманистических принципах и конкурентно-способной относительно ведущих стран мира системы университетского технического образования:
научные основы университетского технического образования, представленные в монографиях, научных публикациях авторов и отчетах о НИР;
реализация научных основ университетского технического образования в ведущих вузах России;

оpганизационно-методическое, нормативное и информационно-аналитическое обеспечение формирования и развития системы университетского технического образования, представленное методическими, организационными, нормативными, распорядительными, информационно-аналитическими и др. материалами по формированию и развитию целостной системы университетского технического образования России;


описание созданной системы университетского технического образования России.

  1. РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ


  1. Концепция УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Авторами работы выполнен системный анализ причин, обусловивших необходимость глубоких изменений в высшем техническом образовании России, и показано, что объективная необходимость его реформирования на рубеже ХХ и ХХI вв. вызвана как рядом устойчивых тенденций в миpовом развитии, изменением социально-экономического базиса развития страны, так и становлением новой ценностно-смысловой характеристики образования [1.1, 1.5, 1.8, 1.9, 1.10, 1.14, 1.19, 2.1, 2.2].

К ведущим факторам мирового развития, оказывающим существенное влияние на инженерно-техническое, образование следует отнести сформировавшийся императив "выживаемости" человечества и перехода к "модели устойчивого развития" цивилизации, перестройку экономики промышленно развитых стран на путь технологического развития, доминирование науко- и интеллектуальноемких экономик, а также формирование на этой основе социально-экономического уклада постиндустриального общества [1.2, 1.7, 1.12., 2.1, 2.5, 2.26].

Новая парадигма образования как основной механизм обеспечения "выживаемости" человечества и устойчивого динамического развития цивилизации содержательно ориентирована на развитие качеств человека, ставит с необходимостью задачи личностно-ориентированного образования, укрепления связей между образованием и культурой, резкого повышения требований к научному уровню и творческому потенциалу специалистов, усилению фундаментальной подготовки, приоритетному развитию университетского типа высшего образования, которое наиболее полно отвечает новым задачам развития цивилизации и человеческих качеств.

Сложные политические и социально-экономические процессы, происходящие в России, связанные с переходом к рыночным отношениям, со структурной перестройкой производства, развитием региональных экономик, а также с конверсией российского оборонного комплекса и интеграцией национальной экономики в мировое экономическое сообщество вносят определенное своеобразие в реформирование национальной системы высшего технического образования и усложняют становление новых социально-экономических отношений в высшей школе страны [1.7, 2.26, 2.30, 2.44, 2.58, 2.70, 2.88, 2.104].

В связи с этим созданная концепция университетского технического образования отражает как ведущие факторы мирового развития и новую ценностно-смысловую характеристику образования, складывающуюся на пороге третьего тысячелетия, так и своеобразие настоящего периода развития страны. В основу концепции, кроме факторов указанных выше (основные тенденции мирового развития и новая парадигма образования), положен также зарубежный опыт формирования технических университетов и анализ лучших традиий российских университетов и высшей инженерной школы [1.1, 1.3, 1.5, 1.14, 2.5, 2.15, 2.20, 2.30, 2.72].

Традиции высшей технической школы России формировались в течении более чем двух столетий. Уже в конце ХVIII-начале XIX столетий подготовка инженеров в технических вузах России строилась на сочетании высокого теоретического уровня преподавания и значительного практического обучения, в то же время высшее техническое образование в Германии, США носило ремесленно-практический характер.

Развитие отечественной высшей технической школы шло в тесной связи с естественными факультетами университетов, что позволяло повысить теоретический уровень обучения и избежать узкопрактического подхода к подготовке инженеров, выпускать энциклопедически образованных специалистов.

Важнейшей традицией высшей технической школы России является органичное включение в учебный процесс системы производственной практики, основанной на развитии сети учебных мастерских, лабораторно-экспериментальной базы, а также на оригинальных педагогических идеях.

Приоритет российской технической школы по этим позициям в XIX веке признавался специалистами Англии, США, Германии, а разработанные в России принципы, идеи и методы подготовки инженеров составили один из важнейших источников развития высшей школы этих стран.

Таким образом, создание системы университетского технического образования в России не есть простое копирование, заимствование опыта развитых стран. Скорее, следует говорить о продолжении отечественных традиций, обогащенных опытом их развития в различных странах мира [1.1].

В развитых странах технические университеты стали появляться в 60 70-х годах текущего столетия как форма комплексной адаптации высшего образования к уровню и бурным темпам кардинальных технологических преобразований, диктуемых научно-технической революцией [1.3].

В Англии на протяжении всей истории высшего образования университеты препятствовали проникновению прикладных инженерных наук в учебные программы и по традиции давали только гуманитарное образование. Однако в связи с требованиями научно-технического прогресса в 1966-67 годах восемь технологических колледжей стали техническими университетами. Открывается инженерный факультет в университете Кембриджа, институт естественных наук и технологии в университете Манчестера, Имперский колледж науки и технологии в Лондонском университете.

В этот период на базе традиционных университетов были созданы: Университетский центр науки и техники при университете Клермон-Ферран-II; Университетская инженерная школа при университете Лилль-II; Институт инженерных наук при университете Монпелье-II и др. Подготовка инженеров в некоторых из указанных университетов предопределила их развитие как технических университетов. Так, университет в Лилле-II был преобразован в дальнейшем в университет науки и техники. В этот период начинает возрастать роль традиционных университетов в подготовке инженерных кадров. К 1986 году в рамках университетов функционировали 55 инженерных школ и 7 институтов.

В Японии подготовку инженеров осуществляют, в основном, университеты, а также технологические институты и колледжи технологии. Токийский университет, который при своем основании имел четыре колледжа - права, естественных наук, филологии и медицины, впоследствии, одним из первых в мире включил в свой состав инженерный факультет.

В настоящее время Токийский университет является крупнейшим вузом страны. По инженерным специальностям в Токийском университете обучаются 40% его общего контингента студентов.

Для Японии является характерным, что большинство студентов, изучающих инженерные специальности, сосредоточено в ведущих университетах страны. Так, например, в университете Осака более половины студентов обучается по техническим специальностям, а в университете Киото и Васада - 40%. В США ведущее место по количеству выпускаемых бакалавров, магистров и докторов в области технических наук занимают такие университеты как Иллинойский, Пенсильванский, Пурдью, Техасский, Стенфордский, Калифорнийский (г. Беркли), а также технические университеты: Массачусетский технологический институт, Карнеги-Меллона и др.

Начиная с середины 70-х годов все статистические справочники, издаваемые Американским Советом по вопросам образования, национальным научным фондом и другими федеральными организациями, уже не отделяют друг от друга различные типы университетов. Такие вузы как: Массачусетский технологический институт; Калифорнийский технологический институт; Технологический институт Джорджии; Иллинойский технологический институт в своих официальных изданиях именуют себя техническими университетами.

Анализ становления и развития технических университетов в различных странах мира позволяет выделить четыре основных пути их формирования (рис.1) [1.3, 1.19].




]

Изучение отечественного и зарубежного опыта формирования системы университетского технического образования, а также анализ ее организационной структуры, кадрового и материально-технического обеспечения, сложившихся традиций, форм, методов и содержания подготовки специалистов позволяют выделить те основные характерные особенности, которые определяют эти высшие учебные заведения как технические университеты [1.1, 1.3, 1.5, 1.9] и дать следующее определение технического университета [1.3] (рис.2).
Технический университет - центр интеграции науки, образования и культуры, осуществляющий преимущественно фундаментальные исследования и подготовку профессионалов, повышенного творческого потенциала, в основном для научно-технической деятельности по широкому спектру направлений и специальностей.

В отличие от традиционного представления технический университет ориентирован на подготовку профессионалов, носителей целостной системной профессиональной деятельности, способных воспринять идеи устойчивого развития цивилизации и реализовать их в профессиональной сфере, а также обладающих повышенным творческим потенциалом, обеспечивающим им успешную профессиональную деятельность в условиях доминирования наукоемких, интеллектуальноемких и образовательноемких технологий.

Научные исследования являются ведущей сферой деятельности технического университета, источником получения нового знания, создания эталонов и стандартов технико-технологического знания, формирования перспективных программ подготовки специалистов для производств будущего, а также создания передовой техники и технологии, формирования федеральной и региональной экологически, экономически и социально сбалансированной научно-технической политики и инновационных образовательных технологий.







Рис.2

Приоритетными для технического университета являются фундаментальные исследования по прорывным направлениям науки, техники и технологии, межотраслевые исследования, исследования по проблемам высшего образования, методологии профессиональной, познавательной, коммуникативной и аксиологической деятельности.

В техническом университете ведутся исследования по гуманитарному, социально-экономическому, естественно-научному и технико-технологическому направлениям, осуществляются разработки по практическому применению результатов фундаментальных исследований к созданию передовой техники и технологии.

Научные исследования в техническом университете характеризуются высокой степенью интеграции в отечественные и мировые научные структуры [1.3, 1.19].

Образование в техническом университете строится на сочетании подготовки специалистов-профессионалов по инженерно-техническому, естественно-научному, социально-экономическому, гуманитарному направлениям и предоставления широкого спектра образовательных услуг, обеспечивающих развитие индивидуальных качеств личности [2.3].



Содержание образования в техническом университете строится на принципах непрерывности, согласованной фундаментальности, гуманизации, гибкой вариативности [2.2]; направлено на интеграцию знаний и методов познания и деятельности, духовное саморазвитие личности [1.3]; ориентирвано на высокие интеллектуальные образовательные технологии [1.13].

Образование в техническом университете характеризуется высокой степенью диверсификации и индивидуализации структуры подготовки и образовательных услуг; комплексной подготовкой ( абилитацией ) личности к изменяющимся условиям профессиональной деятельности; интеграцией учебного и научного процессов в единый научно-образовательный процесс [1.1, 1.3, 1.8, 1.10, 1.19].



Для системы образования технического университета характерны преобладание высших ступеней и уровней образования; высокая академическая мобильность и широкая включенность в отечественные и мировые образовательные структуры; а также сочетание подготовки специалистов по инженерно-техническому, естественно-научному, социально-экономическому и гуманитарному направлению [2.12, 2.13, 2.27, 2.30].

Культурная среда технического университета обеспечивает формирование единой методологии познания и деятельности на основе "синтеза культур"; наследование и сохранение ценностей, идеалов и традиций; воспроизводство инженерно-технического менталитета; полноценное духовное и физическое развитие, высокий уровень качества жизни коллектива; включение коллектива в социально-культурные процессы мировой цивилизации.



Высокий уровень культуры характерен для всех сторон жизнедеятельности технического университета и реализуется через: культуру обучения и воспитания, культуру научных исследований, качество обслуживания научного и учебного процессов, уровень развития социальной инфраструктуры и качество жизни коллектива, языковую культуру общения.
2.2. КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВЫХ СИСТЕМ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Наиболее полно задачам университетского технического образования (УТО) в условиях рыночного социально-экономического уклада и складывающихся основных направлений развития мировой цивилизации отвечает многоуровневая (градуальная) образовательная система [ 1.12, 1.14, 3.1, 3.4]. Многоуровневая образовательная система широко представлена в вузах Европы и США и имеет достаточно устойчивую тенденцию к развитию [1.10].

В многоуровневых структурах воплощен фундаментальный академический стандарт высшего технического образования. Реализация вариантов многоуровневых систем (МС) возможна прежде всего в университетах, так как именно там сложились фундаментальные научно-технические школы и широкие связи, гарантирующие систему дополнительного профессионального образования [1.5, 3.4., 3.7].

Наибольшее распространение в настоящее время получили два концептуальных предложения по структуре МС УТО:

двухуровневая система по схеме 4+2 (лет);

трехуровневая система по схеме 2+2+2 (лет).

В ряде вузов возможны и целесообразны также и другие схемы МС УТО. Например, схема 3+2+1 (лет) или даже 4+2+2 (лет) и другие.

В системе УТО следует выделить три достаточно естественных уровня, в той или иной форме присутствующих в организации учебного процесса в каждом вузе:

I. Общенаучный уровень с элементами общетехнической подготовки.

II. Общетехнический уровень.

III. Специальный научный или специальный технический уровень.

Соответствующая схема приведена на рис.3.




Рис. 3
Многоуровневая система образования в университетах позволяет реализовать гибкую систему подготовки специалистов и оказания образовательных услуг, управляемую рынком, потребителями. В рамках многоуровневой образовательной системы каждый потребитель имеет возможность сформировать свою личную образовательную траекторию с учетом своего представления о развитии будущих потребностей рынка интеллектуального труда, своих будущих планов самореализации, своего представления о мире и отношениях в нем.

Для решения указанных задач многоуровневая система предъявляет определенные требования к структуре и организации профессионально-образовательного процесса в техническом университете, которые на основе анализа отечественного и зарубежного опыта могут быть сведены к следующему [1.13]:

модульность и безтупиковость профессионально-образовательной системы: что обеспечивает реализацию непрерывной и многоальтернативной структуры подготовки специалистов;

модульность структуры учебных курсов, наличие обязательных модулей свободного и ограниченного выбора, что обеспечивает реализацию личной образовательной траектории каждым студентом;

динамизм, систематическое обновление содержания модулей учебных курсов и гибкость при стабильной их структуре (лаконичной формы);

индивидуальность форм обучения (традиционная, экстернат, включенное обучение, продолженное обучение, сэндвич технология, информационная технология и т.д.).

рейтинговая система оценки и аттестации результатов обучения;

организация специальных служб, помогающих студентам ориентироваться в рамках предоставленных университетом образовательных возможностей: институт персональных кураторов студентов, служба планирования карьеры, служба мониторинга рынка интеллектуального труда, социально-психологическая служба, специальные службы, организующие учебный процесс лиц с физическими недостатками и т.д.; высокое качество студенческой жизни в период обучения.

2.3. Методы системного проектирования содержания университетского технического образования.


Формирование содержания университетского технического образования будем проводить на базе системно-структурной модели профессиональной деятельности специалиста определяется теоретически на основе принципов системно-деятельного подхода и должна обеспечить полноту описания существенных элементов структуры деятельности при заданных условиях и ограничениях [2.2].

Рассмотрим формирование системно-структурной модели профессиональной деятельности на примере инженерной деятельности. Наиболее исследованным и распространенным способом представления системно-структурной модели является древовидная иерархическая структура - дерево целей инженерной деятельности [1.3].

Представим процесс общественного труда в виде совокупности инженерной и производственной деятельности. Такое представление является следствием разделения общественного труда на умственный и физический труд и, отражает отделение формирования цели и способа деятельности (инженерная деятельность) от непосредственного процесса труда (производственная деятельность), что является характерным в настоящее время для инженерной деятельности ведущих отраслей экономики.

Конечные продукты инженерной деятельности представляют собой средства удовлетворения общественных потребностей в виде идеального продукта в информационной форме (проект системы, новой технологии, чертеж конструкции, модель и т.п.). В соответствии с этим, в качестве конечных продуктов инженерной деятельности выступает комплекс инженерно-технических, инженерно-экономических, инженерно-управленческих и инженерно-социальных и инженерно-экономических решений.

Пространство целеполагания задается множеством систем, оказывающих существенное влияние на характер и содержание инженерной деятельности.

Главные требования к качеству и содержанию инженерных решений определяются общественными потребностями в искусственных средах. Система инженерной деятельности на основе заданных общественных потребностей в искусственных средах разрабатывает цели и способы осуществления производственной деятельности, проектирует эффективную технологию, а также организацию труда и систему управления производственной деятельностью.

Система производственной деятельности на основе разработанного способа деятельности обеспечивает производство искусственных сред и соответствие их параметров требованиям всех целеполагающих систем.

Определив состав, целеполагающих систем, а также конечные продукты инженерной деятельности, можно сформировать глобальную цель инженерной деятельности (рис.4).
Р
ис.4

Дерево целей инженерной деятельности построим в результате процесса последовательностей декомпозиции (разложения) глобальной цели на многоуровневую систему подцелей. Второй уровень декомпозиции глобальной цели проведем на основе модели состава конечных продуктов инженерной деятельности (см. рис.4). В основание третьего уровня декомпозиции положим модель жизненного цикла производства конечных продуктов, общая логическая структура которой состоит из следующих этапов: выявление потребности в конечном продукте, производство, потребление и сопровождение конечного продукта. Каждый из конечных продуктов инженерной деятельности в силу своей специфики будет иметь присущие только ему этапы. Следующие уровни декомпозиции дерева целей инженерной деятельности приведены в [2.2].
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница