Разработка урока «Дисперсные системы и их классификация»



Скачать 105.08 Kb.
Дата30.04.2016
Размер105.08 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края



«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»

(ГАПОУ КК «НКСЭ)

Методическая разработка урока

«Дисперсные системы и их классификация»

Выполнила: преподаватель

Зайцева Маргарита Игорьевна

2015


Тема урока «Дисперсные системы и их классификация»

Тип урока – комбинированный

Цель урока - реализации целей контроля знаний, формирования и совершенствования знаний, умений и навыков

Содержание урока

  1. организационный и постановка цели - преподаватель готовит учащихся к активной деятельности.

Приветствие студентов. Создание позитивной обстановки на уроке.

  1. Второй этап - контроль знаний. Его цель - выявить качество выполнения домашнего задания и усвоения материала, изучаемого на предыдущем уроке.

Продолжить определение:

  1. Химическая связь образуется при взаимодействии…

  2. Ковалентная химическая связь образуется за счёт…

  3. Ковалентная связь называется неполярной, если…

  4. Ковалентная связь называется полярной, если…

  5. При образовании ионной связи происходит…

Найти соответствия:

HCl связь ковалентная неполярная

H2 ионная связь

CaBr2 связь ковалентная полярная

H2S связь ковалентная неполярная

Y2 связь ковалентная полярная

H2O ионная связь

КСl связь ковалентная неполярная



Выбрать из перечисленных веществ оксиды, кислоты, основания, соли:

CaO, BaSO4, Zn, AgNO3, HCl, SO3, Na2O, FeCl3, Cl2, NaOH, O2, HNO3, P2O5, Al(OH)3, Na2SO4, H3PO4, SO2, H2S, BaO, KOH, Al2(SO4)3



Дать характеристику элементам № 8, 12, 20, 35, согласно нахождению в Периодической системе химических элементов: назвать заряд ядра, количество протонов и нейтронов, определить количество энергетических уровне в атоме, число валентных электронов, составить формулы высших оксидо и гидроксидов.

  1. Введения знаний Его цель - формировать у учащихся предусмотренные программой знания и способы деятельности.

Следует оптимально, в соответствии с рабочей программой, подобрать учебный материал для формирования соответствующих знаний, способов деятельности, личности обучающихся.

На этом этапе реализуются принципы научности, доступности, межпредметных связей, связи обучения с жизнью; методы, поставленные цели обучения. Активно используются наглядные пособия, технические средства обучения. Оптимально сочетают репродуктивные и проблемные методы.

План


  1. Характеристика дисперсных систем

  2. Классификация дисперсных систем в зависимости от размера частиц.

  3. Коллоидные растворы

  4. Эффект Тиндаля

  5. Коагуляция


Дисперстные системы- это гетерогенные системы, в которых одно или несколько веществ в виде мелких частиц распределены в другом веществе. Дисперсия означает рассеяние, раздробление. Вещество, в котором происходит распределение называют дисперсионной средой, а вещество, которое распределяется, - дисперсной фазой.

Дисперсные системы состоят из двух или нескольких фаз. Каждая фаза отделена от другой поверхностью раздела. Частицы состоят из множества молекул, атомов или ионов. В зависимости от размера частиц дисперсной фазы дисперсные системы подразделяют на высокодисперсные, или коллоидные (их также называют коллоидными растворами, размер частиц ото 1 до 100нм), и грубодисперсные, или взвеси(размеры частиц более 100нм).



Классификацию дисперсных систем можно представить в виде следующей схемы:

Дисперсионная среда и дисперсная фаза могут быть в различных агрегатных состояниях, что приводит к большому разнообразию дисперсных систем. Например, дисперсные системы с газообразной дисперсионной средой(туман, дым, пыль атмосфере, где воздух является средой, а частицы воды или твердые частицы – фазой, с жидкой дисперсионной средой(эмульсия , суспензия, пена), с твердой средой (сплавы металлов)

Дисперсные системы распространены в природе и играют важную роль в физиологических процессах (яичный белок, кровь); применяются в быту (продукты питания, зубная паста, клей, лаки), в медицине, в сельском хозяйстве, в промышленности(производство сплавов, красок, обогащения руд, методов флотации и др.)

Системы с размерами частиц не превышающие размеров, отдельных молекул или ионов(до 1нм), относятся к истинным растворам или просто растворам.



Коллоидные растворы иначе называют золями. Примерами коллоидных растворов являются золи гидроксида железа (3), кремниевой кислоты и такие биологические жидкости, как лимфа, цитроплазма, кровь. Золи с водой дисперсионной средой называют гидрозолями. Коллоидно-дисперсионные и грубо дисперсные системы с газовой(воздушной) дисперсионной средой-аэрозолями, например дым, туманы, пыль, смог. В виде аэрозолей сжигают жидкое и твердое топливо, наносят лакокрасочные покрытия, используют лекарственные препараты, продукты бытовой химии, парфюмерные изделия и д.р.

Коллоидные растворы обладают рядом специфических свойств. Так, золи в зависимости от размерах частиц могут иметь различную окраску и ее интенсивность. У истинных растворах(гомогенная система) окраска одинаковая. Золи золото, например, могут быть синими, фиолетовыми, вишневыми, рубиново-красными. В отличии от истинных растворах для залей характерна рассеяние света коллоидными частицами- эффект Тиндаля: при пропускании через золь луча света появляется светящийся конус, видимый затемненном помещении. Там можно распознать, является ли данный раствор истинным или коллоидным.



Эффект Тиндаля аналогичен, но не тождественен, известным всем явлению, когда в комнате в пучке солнечного луча хорошо видны сверкающие частички пыли. Подобное явление вы наблюдаете в кинотеатре(луч кинопроектора), а также при освещении туманного воздуха фарами автомобилей, прожекторами и т.д.

Одним из важных свойств золи является то, что их частицы имеют одинаковые заряды. Благодаря этому коллоидные растворы относительно устойчивы, длительное время не соединяются в более крупные частицы и не осаждаются.

При нагревании или введении сильного электролита коллоидные частицы теряют заряд и начинают укрупняться(слипаться) в более крупные агрегаты либо всплывают на поверхность.

Соединения частиц в более крупные агрегаты называют коагуляцией. При коагуляции частиц коллоидной системы золи превращаются в студенистую массу, которую называют гелем. В этом случи вся масса коллоидных частиц, связывая растворитель, переходит в своеобразное полужидкое-полутвердое состояние; система в целом теряет текучесть. Например, 3%-ный раствор желатина в теплой воде превращается в гель. Это обусловлено тем, что коллоидные частицы связывают множество молекул воды. Многие гели вам известны из повседневной жизни(желе, мармелад и др.)

К грубодисперсным системам относят суспензии и эмульсии.

Суспензии – это дисперсные системы, в которых дисперсионной средой является жидкость, дисперсной фазой - твердое вещество, не растворимое в жидкости, например глина в воде, строительные растворы и др.

Эмульсии это дисперсные системы, в которых дисперсионная среда и дисперсная фаза являются несмешивающимися жидкостями, например молоко (мелкие шарики масло в жидкости), лимфа, смесь бензина с водой и тд.

Суспензии и эмульсии являются мутными, частицы и капельки видны невооруженным глазом. Суспензии легко осаждаются, задерживаются обычными фильтрами(например фильтровальной бумагой)




  1. Этап обобщения знаний преследует цель - свернуть изложение знания, выявить сущностные признаки, выделить главное.

На уроке мы познакомились с дисперсными системами, узнали как дисперсные системы классифицируются, в чём заключается эффект Тиндаля, как происходит коагуляция, чем являются суспензии и эмульсии.


  1. На этапе закрепления и совершенствования знаний учащиеся воспроизводят введенные знания, учатся переносу знаний в новые ситуации.

Ответить на вопросы, используя презентацию

  1. Что называют дисперсной системой

  2. Из скольки фаз состоят дисперсные системы

  3. Классификация дисперсных систем

  4. Что называют золями

  5. Что называют гидрозолями

  6. В чём состоит эффект Тиндаля

  7. В чём заключается явление коагуляции

  8. Что такое суспензия

  9. Что такое эмульсия

  10. Привести примеры дисперсных систем с газообразной дисперсионной средой

  11. Привести примеры дисперсных систем с жидкой дисперсной средой

12.Привести примеры дисперсных систем с твёрдой дисперсной средой

  1. Этап подведения итогов обучения непродолжителен, но крайне необходим. Его цель - выявить, насколько успешно реализовывались задачи обучения, а также стимулировать последующую учебно-познавательную деятельность учащихся.

Из предложенных веществ, находящихся в пробирках необходимо определить дисперсные системы. В 1 пробирке находится раствор поваренной соли, во 2 пробирке яичный белок, в третьей молоко, в 3 раствор глины в воде, в 4 раствор сульфата меди. Студенты делают вывод, что яичный белок, молоко и раствор глины в воде являются дисперсными системами. Раствор глины в воде – это суспензия, молоко – эмульсия, яичный белок – коллоидный раствор.

По результатам работы на уроке наиболее активным студентам правильно ответившим на вопросы выставляются оценки.



  1. Определение и разъяснение домашнего задания. Цель - обосновать и определить содержание, объем и виды домашней работы, способствующей углублению, расширению, обобщению и систематизации знаний

Каждому студенту необходимо привести примеры дисперсных систем, с которыми они сталкиваются в быту, определить в этих системах дисперсную фазу и дисперсную среду, в каком агрегатном состоянии они находятся. Работа выполняется в виде отчёта с элементами исследования.

Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия – обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); здоровьесберегающие технологии.

При объяснении нового материала используется презентация, демонстрируемая на интерактивной доске.



Способы оценки результатов урока и рефлексии - Отчет по выполненным работам представляется для проверки преподавателю. Усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества.

При правильных ответах на вопросы в течение урока, каждому студенту, ответившему на тот или иной вопрос, выдается карточка. Если ответ правильный – «зелёная», если ответ неправильный – «красная». Студенты заработавшие максимальное число «зелёных» карточек получают «5», на 1-2 меньше «4». Студенты, получившие «красные» карточки приглашаются на дополнительные занятия.



Домашнее задание

Каждому студенту необходимо привести примеры дисперсных систем, с которыми они сталкиваются в быту, определить в этих системах дисперсную фазу и дисперсную среду, в каком агрегатном состоянии они находятся. Работа выполняется в виде отчёта с элементами исследования.

Экспертная оценка выполнения домашнего задания

Оборудование урока -

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-набор печатных учебно-наглядных пособий;

-набор электронных носителей информации, видеофильмов.

Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-интерактивная доска.

Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей

Эффект Тиндаля можно рассматривать на уроках физики.

В методической разработке урока «Дисперсные системы и их классификация» представлены материалы для устного опроса, лекция по теме «Дисперсные системы и их классификация», презентация к уроку, вопросы для закрепления пройденного материала, варианты практического задания и домашней работы.

Данная разработка может быть использована при подготовке теоретического материала по дисциплине «Химия» для всех специальностей СПО технического профиля 1 курса.



Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программы по предмету «Химия».


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница