Развитие креативности у взрослых средствами информационных технологий



Скачать 64.61 Kb.
Дата26.06.2016
Размер64.61 Kb.
Т. А. Барышева

РГПУ им. А. И. Герцена

tomalex2@mail.ru

Развитие креативности у взрослых средствами информационных технологий

(из опыта экспериментального исследования)

Актуальность проблемы развития креативности средствами электронно-коммуникативных технологий обусловлена необходимостью и потребностью адаптации и самореализации современного человека в постоянно изменяющемся, креативном мире, а также углубляющимися процессами информатизации и широким внедрением информационных технологий во все сферы современного российского общества, в том числе в сферу образования и практической психологии.



Проблема нашего исследования заключается в необходимости определения сущности и структуры креативности как сложной психической реальности и разработки адекватных этой реальности технологий развития в условиях современного информационного общества.

Мы предположили, что креативность — сложное психическое образование, имеющее многомерное и многоуровневое строение. Структура креативности включает мотивационные, аффективные, интеллектуальные, эстетические, экзистенциальные, коммуникативные параметры и компетентность.

В нашем исследовании принимали участие студенты педагогического и технического вузов, учителя общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования Санкт-Петербурга. Возрастной диапазон — от 18 до 56 лет.

Эмпирический материал, корреляционный и факторный анализ позволили уточнить психологическую структуру и определить наиболее значимые параметры, определяющие базовую симптоматику креативности у взрослых. Инвариантная «формула» креативности = мотивация (творческая позиция) + интеллект (дивергентность, способность к преобразованиям) + эстетические параметры (формотворчество, перфекционизм, ассоциативность). Интегрируют всю структуру — экзистенции — креативная модель мира — система представлений человека: о мире как стимуле для творчества; о себе как субъекте творческих преобразований; о творчестве как ценности. Креативную модель мира можно рассматривать в качестве новообразования процесса развития взрослого человека.

Креативная модель мира многогранна, потому, что жизнь многофакторна и многополярна; амбивалентна, поскольку реальность существует в единстве противоположностей; мобильна, готова к реконструкции, так как мир постоянно меняется; парадоксальна, так как мир противоречив и парадоксален.

Поскольку в период взрослости развитие уже не определяется биологическим возрастом, а является результатом целенаправленной работы человека над собой в соответствии с динамической системой отношений «Я — МИР», результатом самотворчества и самосовершенствования, мы предположили, что эффективным для развития взрослого человека будет рефлексивная самоорганизация, самопроектирование себя как творческой личности.

Условия для творческого саморазвития предоставляют информационные технологии и современное информационное пространство, которое является в полном смысле креативной средой. Виртуальный мир не исчерпаем, альтернативен и воспринимается как «эволюционная игра» огромного масштаба.

В 2002 году в Институте образовательных технологий РГПУ им. А. И. Герцена была разработана электронно-коммуникативная версия развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания». Методологической основой проектирования стали рефлексивный и синергетический подходы. А художественным импульсом для построения программы стала «нелинейная проза» М. Павича.



Цель развивающей программы: психодизайн креативности в процессе рефлексивной самоорганизации.

Задачи: формирование компетентности субъектов в области психологии творчества; развитие информационно-исследовательского опыта, связанного с получением, освоением и преобразованием информации; развитие мотивации к самопознанию, саморазвитию, самотворчеству; моделирование психологического автопортрета и программы саморазвития; освоение современных технологий, в том числе арт-технологий диагностики и развития креативности; подготовка к творческому проектированию и разработке креативных проектов в профессиональной сфере.

Содержание программы включает шесть основных («Модель творческой личности», «Автопортрет. Опыт самопознания», «Портреты творческой одаренности», «Дневник самопознания», «Банк данных диагностических методик», «Банк данных развивающих методик») и два дополнительных («Словарь», «Библиография») модулей.

Одной из основных линий анализа эмпирических данных, позволяющей констатировать степень эффективности экспериментальной программы, была динамика развития креативности, которая определялась на основе сравнения экспериментальных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента по структурным изменениям креативности как системного (многоуровневого и многомерного) психического образования.

Эмпирический материал, необходимый для анализа, включал три типа данных: T-данные (объективные тесты), Q-данные (самооценка) и L-дан-ные (экспертные оценки). Дополнительным источником информации был также «Дневник самопознания», в котором каждый испытуемый зафиксировал самостоятельно переработанную теоретическую информацию и результаты выполнения различных творческих заданий. Анализ индивидуальных креативных проектов составил самостоятельную линию и анализировался по показателям: новизна, оригинальность, гибкость (многогранность) и совершенство.

Сравнительный анализ индивидуальных моделей креативности до и после реализации развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания» позволил зафиксировать специфику структурных преобразований креативности на индивидуальном уровне. Каждый вариант динамических изменений отражает уникальную психическую реальность и практически неповторим. Вместе с тем, анализируя весь массив индивидуальных вариантов динамики развития креативности, удалось классифицировать основные, наиболее распространенные типы преобразований в структуре креативности.

1. К первому типу относятся варианты с минимальной динамикой (различия не существенны) — всего — 12,6%. Такие варианты встречаются в двух случаях.


  • На фоне очень высокого общего коэффициента креативности и результативности творческой деятельности. Вероятно, такие стабильные варианты структуры креативности соответствуют «непроизвольным креативам» — творчески одаренным личностям (6,9%) (рис. 1).




Рис. 1. Индивидуальный вариант динамики развития креативности

(минимальная динамика)




  • Противоположным вариантом минимальной динамики (или ее отсутствия) являются структуры на фоне низкого и среднего коэффициента креативности (5,7%) (рис. 2). В данном случае причиной стагнации могут быть: ригидность психологической системы, несоответствие воздействия системе ожидания, не развитая рефлексия, а также стрессовая ситуация. По нашим наблюдениям, в некоторых случаях, процесс самопознания и самодиагностики креативности, разрушая стереотипные представления личности о себе и своих возможностях, приводит к нарушению равновесия, эмоциональному дискомфорту и даже к защитной форме агрессивности, которые, вероятно, и блокируют развитие.



Рис. 2. Индивидуальный вариант динамики развития креативности

(минимальная динамика)


2. Второй тип развития мы условно назвали «Динамика доминанты». Основной характеристикой этого типа является интенсивное развитие тех блоков в структуре креативности, которые наиболее ярко выражены. При этом другие блоки стабильны и не имеют существенных сдвигов (5,9%) (рис. 3).

Рис. 3. Индивидуальный вариант динамики развития креативности

(динамика доминанты)


3. Компенсирующая динамика — данный тип изменений, как показали экспериментальные данные, наиболее распространен (29,4%). Его сущность — интенсивная динамика развития проблемных (изначально слабо выраженных) зон в структуре креативности (рис. 4).

Рис. 4. Индивидуальный вариант динамики развития креативности (компенсирующая динамика)


  1. Системная динамика (24,5 %) — гармонично развиваются все параметры структуры креативности и общий качественный показатель результатов креативных проектов (рис. 5).



Рис. 5. Индивидуальный вариант динамики развития креативности

(системная динамика)


5. «Динамика потенциала» (5,8%). Данный тип характеризуется позитивной динамикой изменений параметров потенциальной креативности, при этом динамика общего качественного показателя результатов творческой деятельности не выражена. Таким образом, в данных вариантах креативность не реализуется в конкретных творческих проектах (рис. 6).

Рис. 6. Индивидуальный вариант динамики развития креативности

(динамика потенциала)


6. Мононаправленная динамика — существенные изменения наблюдаются только в одном блоке креативных свойств (5,9%) (рис. 7).

Рис. 7. Индивидуальный вариант динамики развития креативности

(мононаправленная динамика)


Таким образом, экспериментальные факты свидетельствуют о том, что реализация электронно-коммуникативной версии развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания» на основе рефлексивной самоорганизации обеспечивает эффективное развитие креативности у взрослых, а также позволяют зафиксировать динамику структурных преобразований креативности на индивидуальном уровне и определить перспективу развития личности.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница