Развитие любого научного направления основано на содеятельности сообщества исследователей, интегрированных вокруг ученого-лидера научного руководителя, генератора идей, обладающего особыми человеческими качествами



Скачать 211.27 Kb.
Дата29.04.2016
Размер211.27 Kb.
Современный университет – это научно-образовательный инновационный комплекс, в основе многогранной деятельности которого лежит научно-исследовательская работа. Вопросы формирования и эффективного функционирования научных школ и направлений для любого университета – это вопросы, имеющие собственную историю, исходная точка которой – начало деятельности университета как научно-образовательного сообщества.
Развитие любого научного направления основано на содеятельности сообщества исследователей, интегрированных вокруг ученого-лидера – научного руководителя, генератора идей, обладающего особыми человеческими качествами. Вокруг такого ученого объединяется группа его соратников и учеников, которые разделяют его идеи и общие теоретические принципы, методологию исследования. Как правило, все они вместе выполняют определенную исследовательскую программу, разработанную и предложенную этим ученым.
Ученый-руководитель стремится воспитать единомышленников из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов). Процесс подготовки научной смены долгий и кропотливый, однако решение этой задачи применительно к вузу, облегчается тем, что одновременно выполняются образовательные и научные функции. Творческая атмосфера, наличие талантливых студентов, основательной учебно-вспомогательной и научной базы помогают достигнуть поставленной цели.
Фактически речь идёт о таком важнейшем принципе организации университета, как единство науки, образования и воспитания – единство, которое на общей интеллектуальной и культурной основе связывает профессорско-преподавательский состав, аспирантов, студентов, сотрудников университета. Именно оно формирует преемственность в науке и культуре и, в конечном счёте, обретает значительный социальный смысл. Схема «учитель – ученик – учитель», несмотря на свою простоту, вернее, благодаря именно этой простоте и ясности, сохраняет фундаментальное значение в течение почти всей истории науки.
Научные направления в КГУ имеют разную историю. Их формирование происходит на фоне государственных и региональных потребностей в специалистах высшей квалификации, с учетом научного потенциала вуза, и потому их функционирование наилучшим образом соответствует запросам общества. Всех их отличает высокий уровень исследований, оригинальность, репутация в научном мире и преемственность поколений, наличие собственных научных традиций.
Научное направление «Экономическая теория» получило развитие с 1982 г. и неразрывно связано с именем доктора экономических наук, профессора М. И. Скаржинского. Под его руководством в КГУ сформировалась научная школа политэкономии, объединившая доцентов, докторантов и аспирантов в большую творческую группу. Общее направление «Политическая экономия» в последнее десятилетиеXX века трансформировалось в более широкое русло, включившее в себя исследования методологического и прикладного характера. Такой поворот в проблематике явился закономерной реакцией на ощущавшуюся в течение ряда лет недостаточность методологической базы экономических исследований: традиционная политическая экономия оказалась в глубоком кризисе, возникла необходимость опоры на новые методологические основы. В ходе критического переосмысления неоклассики были выполнены и успешно защищены докторские диссертации В. В. Чекмарева, А. И. Тяжова, Н. Н. Свиридова, Е. М. Скаржинской, Н. А. Александровой. Каждый из учеников профессора М. И. Скаржинского сам стал лидером нового направления в экономической науке. Результаты исследований возглавляемых ими научных коллективов отражаются в фундаментальных монографиях, сборниках научных трудов, статьях, целом ряде докторских и кандидатских диссертаций.
Так, в трудах доктора экономических наук, профессора В. В. Чекмарева и его единомышленников впервые оформлены методологические основы экономической теории образования, развита как самостоятельное течение теория экономического пространства. «Есть все основания утверждать, что пространственный подход в экономических исследованиях и связанные с ними топологические методы сулят в ближайшее время весьма значимые научные результаты», – полагают представители научного направления.
Ученые, объединенные доктором экономических наук, профессором Н. П. Гибало для изучения проблем институционализации трудовых отношений, занимаются исследованием трудового потенциала экономических организаций в плоскости формирования и развития новых трудовых отношений. Реформирование социально-трудовой сферы деятельности представляет собой формирование новой институциональной среды, что делает актуальными исследования экономического содержания внутрифирменных отношений и регулирующих их структуру институтов; основ экономической безопасности; производственной организации; рабочей силы и рабочего места в переходной экономике России; предпринимательства и инновационных процессов; механизмов инвестиций в регионе.
Под руководством доктора экономических наук, профессора Н. Н. Свиридова в течение последних лет выполнена серия исследований, направленных на теоретико-методологическое осмысление и практическую разработку направлений и механизмов совершенствования социально-экономического развития регионов в системе народнохозяйственного комплекса, формирования гражданского общества в России. Научное направление доктора экономических наук, профессора Е. М. Скаржинской развивает экономико-математический подход к моделированию региональных социально-экономических отношений (мезоэкономический уровень анализа).
Страницы журналов «Проблемы новой политической экономии» и «Экономика образования» – трибуна для развертывания широкой дискуссии по общетеоретическим и частным направлениям развития экономической мысли.
Научное направление «Русская литература» начало формироваться под руководством доктора филологических наук, профессора Ю. В. Лебедева на кафедре литературы в 1980-х гг. В центре внимания исследователей – духовно-нравственный потенциал русской классики, в зерне которого заключены тысячелетние традиции православно-христианского мировосприятия. Русская литература и литературная критикаXIX – начала XX в. изучается как духовно-эстетический феномен, преодолевающий ренессансный антропоцентризм. Научно-исследовательская работа В. В. Тихомирова, Н. Г. Морозова, Н. Г. Коптеловой и других литературоведов строится по двум основным направлениям: преемственные связи в отечественной литературе, их духовно-нравственный и эстетический потенциал; литературное общение и формирование творческой индивидуальности.
В рамках первого тематического направления исследуется русская литература XIX – начала XX в. в ее связях с древнерусской литературой, с духовно-нравственными традициями православия, с литературой стран Западной Европы. Предметом исследования выступают: становление жанра русского романа; традиции литературной классики в прозе писателей Серебряного века; духовно-нравственный потенциал и эстетическая природа русской классической литературы в контексте литературы стран Западной Европы. В рамках второго тематического направления исследуются: литература Костромского края с древнейших времен до современности в контексте общероссийского литературного процесса; русская литература XIX в. как предмет школьного изучения; методические и содержательные аспекты регионального изучения литературы в вузе и школе.
Сублимацией накопленного потенциала стало проведение в КГУ международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (2008).
Созданный профессором Ю. В. Лебедевым цикл учебников, учебных и методических пособий по русской литературе для общеобразовательных учреждений и вузов получил заслуженное признание как учителей литературы, так и ведущих научных учреждений страны.
Костромской университет известен миру научными работами филологов в области фразеологии русского языка, которые возглавляются доктором филологических наук, профессором А. М. Мелерович.
Ученые исследуют когнитивно-дискурсивную природу фразеологической семантики современного русского языка, закономерности формирования и развития фразеологического значения, систему и психолингвистический механизм индивидуально-авторских преобразований фразеологизмов, возможности лексикографического описания русской фразеологии в ее вариативном многообразии и речевой динамике. В этих направлениях ведутся исследования И. Ю. Третьяковой, М. А. Фокиной и их коллег. Результаты их работы отражаются в статьях, монографиях, учебных пособиях для вузов и средней школы, словаре «Фразеологизмы в русской речи». Фундаментальное исследование «Семантическая структура фразеологических единиц современного русского языка» (2008) явилось новым шагом в разработке проблемы семантики фразеологизмов. Данная работа принесла много нового в лексикографическую практику: толкования фразеологических единиц в толковых словарях русского языка и в двуязычных словарях получили надежное теоретическое основание. Коллективом ученых собран и картографирован значительный по объему научный материал, на основе анализа которого осуществляется разработка теории фразеологии и фразеографии.
Результаты исследовательской деятельности научного направления традиционно широко представлены на научных собраниях в России и за рубежом. В 2006 и 2008 гг. университет принимал участников международной конференции «Фразеологизм и слово в национально-культурном дискурсе (лингвистический и лингвометодический аспект)». Выход в свет фундаментальных сборников трудов конференций внес существенный вклад в развитие не только фразеологии, но и языкознания в целом.
В рамках направления «Русская диалектология» под научным руководством кандидата филологических наук, профессора Н. С. Ганцовской исследуются проблемы костромской диалектологии и диалектографии, ономастики и языка фольклорных, художественных, документальных и других произведений авторов, связанных с Костромским краем. Основное внимание в подобных исследованиях уделяется полевым методам сбора материалов, накоплению и изучению аутентичных (не бывших в научном употреблении и не опубликованных), связанных с функционированием локальных костромских речевых особенностей.
Результаты исследований отражены в статьях, книгах, диссертациях, докладах на научных и краеведческих конференциях, в материалах (картотеки и карты) Костромского областного словаря, словаря топонимов, Лексического атласа русских народных говоров, подготавливаемого под эгидой Института лингвистических исследований РАН, частных картотеках, составленных по произведениям деятелей Костромского научного общества и костромских писателей. Огромный интерес у диалектологов и краеведов вызвали вышедшие в 2007 г. «Краткий костромской областной словарь» и монография Н. С. Ганцовской «Лексика говоров Костромского акающего острова: проблемы типологии».
Ключевой в исторических исследованиях является тема «Российская провинция и ее роль в историческом развитии государственности и национальной культуры». Она стала многогранной и неисчерпаемой для нескольких поколений исследователей. У ее истоков стояли видные ученые-историки М. Н. Белов и К. А. Булдаков. Долгие годы образцом научной добросовестности для молодых коллег служил доктор исторических наук, профессор В. Л. Миловидов.
В научных публикациях анализируются теоретико-методологические аспекты изучения российской провинции как социокультурного феномена, механизм взаимоотношений центра и регионов, генезис духовной культуры провинции, ее потенциал и противоречия развития, пути и источники формирования российской интеллигенции, проблемы регионального исторического образования. Большое внимание уделяется вопросу о взаимоотношениях власти и общества, выявлению исторического опыта, актуального для современной государственной политики. На протяжении пятнадцати лет ученых собирает традиционная всероссийская конференция, посвященная историческому осмыслению проблем российской провинции (под научным руководством доктора исторических наук, профессора В. Р. Веселова и доктора исторических наук, профессора В. А. Кудинова).
Под руководством доктора исторических наук, профессора А. М. Белова сформировалось научное направление «Методология, историография и источниковедение истории предпринимателей и рабочих России в XX веке». В центре внимания группы ученых (А. В. Новиков, С. А. Чугунов) исследование ключевых аспектов российской модернизации, обусловивших специфику и направленность российского исторического процесса в конце XIX – начале XX в. Выявляются также факторы, определяющие протестное движение рабочих в контексте проблемы возможности конвергенции трех важнейших составляющих российского социума: рабочего класса, предпринимателей, государственной и местной власти. Динамично развиваются исследования активности рабочих в дореволюционной России и в советское время, большое внимание уделяется анализу индустриального наследия и источников его изучения, поставлена проблема изучения «промышленной повседневности». Разрабатываются вопросы формирования и социальной роли предпринимательских династий в дореволюционной России. На базе информационных возможностей «хроники рабочего движения» как вторичного источника изучаются динамика, природа и возможности урегулирования трудовых конфликтов в России в конце XIX – первой трети XX в. Изучение проблемы ведется при поддержке РГНФ в сотрудничестве с Институтом российской истории РАН, учеными Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Риги и других научных центров.
Развитие научного направления «Историография и источниковедение истории Великой Отечественной и Второй мировой войн»связано с именем доктора исторических наук, профессора В. Н. Маина. Под его руководством исследуются изменения социальной структуры воющих стран и их отражение в отечественной и европейской историографии; изучение изменений труда, быта тружеников тыла и научно-технической интеллигенции военно-промышленного комплекса стран антигитлеровской коалиции и профашистского блока (историографии, истории и повседневности); историография военного искусства Великой Отечественной и Второй мировой войн. В области источниковедения научная работа посвящена исследованию комплекса законодательных документов, определяющих жизнь воющих стран в режиме военного времени; изучению процессов функционирования органов власти в 1941–1945 гг.; особенностям трудовой и общественно-политической активности трудящихся России, Германии, США.
Научное направление «Политические институты и политические процессы» возглавляет доктор исторических наук, профессор А. К. Шустов.
В исследовании проблемы участвуют преподаватели и аспиранты кафедры философии и политологии. Основные темы исследований: партийное строительство в современной России; проблемы, состояние и перспективы политической системы в России конца XX – началаXXI в.; общественное мнение, его изучение и роль в политической жизни; местное самоуправление как институт политической системы; политическая культура, ее становление и значение в политических процессах; общественно-политические образования и их взаимосвязи с органами государственной власти и местного самоуправления; социальная политика и деятельность органов власти в ее реализации; политическая специализация различных групп населения в современной России.
Исследования по научному направлению «Современное университетское образование», проводимые по инициативе и под руководством профессора Н. М. Рассадина, направлены на глубокую структурную и программную интеграцию образования и науки, на реализацию инновационной функции университета. Развитие университета как комплекса, реализующего не только цель подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей национального хозяйства, но и миссию формирования гражданского общества, предопределило объединение усилий специалистов различных отраслей науки.
Теоретическое осмысление проблем развития высшей школы России отразилось в выходе в свет целого цикла монографий и статей (2002–2008), посвященных путям реформирования системы образования сообразно развитию общества и государства (И. Г. Асадулина, А. Р. Наумов, А. И. Субетто, В. В. Чекмарев). В условиях развития постиндустриального общества, экономики знаний особое место занимают исследования проблем информатизации образования, описание модели регионального университета и научно-методического обеспечения классического университетского образования.
Вопросы качества производства образовательных услуг и создания научной продукции, их влияния на качество жизни человека отражены в работах коллектива под руководством доктора философских наук, профессора А. И. Субетто. В университете создано специализированное структурное подразделение – центр мониторинга качества. Именно на базе этого структурного подразделения и начал формироваться научный коллектив единомышленников. Междисциплинарный подход к процессам обеспечения качества производства образовательных услуг и научной продукции позволил создать доктрину, разработать концепцию управления качеством образования в КГУ им. Н. А. Некрасова и методики анализа эффективности применения педагогических технологий, качества диссертационных исследований, организации работы диссертационных советов.
Научное направление «Изучение и сохранение культурного наследия России» развивает доктор культурологии, профессор И. А. Едошина. В рамках направления проводятся методологические семинары, посвященные исследованию и формированию основных подходов к изучению культуры как феномена человеческой деятельности. Другой стороной деятельности научного направления является изучение проблемы пространства в искусстве (Н. К. Кашина). Не менее значимым является изучение региональной проблематики культуры. В этом аспекте ученые активно сотрудничают с музеем-заповедником «Щелыково», принимая участие в конференциях, посвященных творчеству А. Н. Островского.
В рамках направления действует Межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В. В. Розанова и П. А. Флоренского. В работе центра принимают участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Воронежа, Петрозаводска, Таганрога, Челябинска и других городов России. Их деятельность отражается в научно-публицистическом журнале «Энтелехия» – уникальном издании, не имеющем, по мнению специалистов, аналогов в современной историко-философской и историко-литературной периодике.
Научное направление «Социальная философия» под руководством доктора философских наук, профессора С. К. Булдакова стало складываться при кафедре философии КГУ им. Н. А. Некрасова в конце 1990-х гг. Контакты с научными учреждениями Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода способствовали выбору перспективного направления в современной социальной философии – исследования социальной роли образования и науки в обществе XXI в. В центре внимания исследователей – проблемы философии образования и науки, духовности и менталитета российского общества, глобальные проблемы современности.
С открытием в КГУ юридического факультета началось формирование научного направления, занимающегося организационно-правовыми проблемами функционирования институтов судебной власти и правоохранительной системы. Под руководством доктора юридических наук, профессора М. С. Шалумова развиваются элементы теории государствоведения и прокурорской деятельности, основанной на признании прокуратуры многофункциональным органом демократического правового государства, элементом системы сдержек и противовесов в механизме разделения властей; разрабатываются теоретические основы концепции поэтапного реформирования системы прокурорских функций.
Ряд предложений, касающихся правового регулирования прокуратурой функций уголовного преследования, надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, был направлен в рабочую группу Государственной думы РФ по подготовке нового Уголовно-процессуального кодекса РФ и учтен в окончательном варианте проекта.
Ежегодно, в День Конституции университетские ученые-юристы проводят научно-практическую конференцию «Конституционные основы развития современного права», посвященную изучению развития конституции как основного закона институтов гражданского общества, дальнейшему развитию судебной системы по охране прав личности, реформированию правоохранительных структур в соответствии с основным законом государства, совершенствованию и развитию системы разрешения гражданско-правовых споров.
С начала 1960-х гг. КГУ им. Н. А. Некрасова сохраняет известность в России и странах СНГ как авторитетный центр научного осмысления проблем детского и молодежного движения. Приобретение этого статуса начиналось с активной научно-организационной деятельности С. М. Миценгендлера, инициировавшего собрания в нашем городе представителей почти всех регионов Советского Союза для обсуждения путей совершенствования деятельности Всесоюзной пионерской организации. Способствовало этому также образование одной из первых в стране кафедры теории и методики пионерской и комсомольской работы. Особо значимой была деятельность А. Н. Лутошкина, оказавшего большое влияние на становление нового поколения исследователей. Книги, в которых представлены разработанные им способы решения воспитательных задач в юношеских и детских группах, получили широкое признание и остаются актуальными до настоящего времени.
В 1990–2000-х гг. костромичи принимают активное участие в учреждении и организации деятельности международной Ассоциации исследователей детского движения. С 1994 г. в университете работает межвузовский центр по научно-методическому обеспечению социальной работы в сфере детского и молодежного движения (руководитель доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Басов). Сотрудникам центра (А. Г. Кирпичник, О. С. Коршунова, В. А. Кудинов и др.) принадлежит инициатива в обосновании детского движения как формы самоорганизации детской активности, как процесса социального сотворчества равнозначащих субъектов социального действия – детей и взрослых. В ходе исследований разработаны принципиально новые подходы к характеристике детского объединения как общественного формирования, его роли и значения в современном обществе, путях и способах взаимодействия с обществом и государством, оценке его социальных, социально-педагогических и педагогических потенциалов. Выработан новый взгляд на роль, позицию, статус, функции взрослого в детском движении.
Традиционными для университета являются исследования социального воспитания детей и молодежи в различных институтах современного общества. Возглавляет это научное направление доктор педагогических наук, профессор В. М. Басова. Существенную поддержку в реализации научно-исследовательской работы оказывают известные в стране ученые А. В. Волохов, Б. З. Вульфов, А. В. Мудрик, М. И. Рожков. В рамках научного направления проведено уточнение воспитательного потенциала социальной среды образовательных учреждений разного типа, получены значимые результаты в изучении путей и средств методического обеспечения и условий эффективности процесса воспитания в специально организованных и спонтанно образующихся детских и молодежных сообществах. Разработаны модели социально-педагогического сопровождения процесса социального воспитания детей, подростков, молодежи в образовательных учреждениях и воспитательных организациях, апробированы их отдельные элементы в общеобразовательных школах, детских учреждениях социальной защиты населения, профессиональных образовательных учреждениях.
Специальное внимание уделяется исследованию особенностей формирования социальной компетентности личности в условиях поликультурной среды. Активно разрабатываются проблемы педагогической поддержки семейно-замещающих форм устройства детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей (Ж. А. Захарова). С учетом новых методологических позиций анализируется специфика развития воспитанника в учреждениях дополнительного образования детей (Б. В. Куприянов). Предпринято теоретическое обобщение социально-педагогического обеспечения профессионального становления будущего специалиста в высшем учебном заведении (А. И. Тимонин).
В начале 1970-х костромские психологи как научное сообщество, разрабатывающее актуальные и значимые для науки и практики проблемы, предлагающие оригинальные концепции, привлекли к себе внимание специалистов страны. Важная роль в этом принадлежала профессору Л. И. Уманскому, возглавлявшему кафедру психологии КГПИ – известному в научном мире исследователю психологии организаторской деятельности и автору параметрической концепции группы как коллектива. По его инициативе в институте была открыта аспирантура по психологии, подготовившая основной состав ведущих психологов сегодняшнего университета. По его предложению в 1978 г. в Костроме был проведен первый всесоюзный симпозиум по социальной психологии, положивший начало продолжающимся в университете по настоящее время регулярным научным собраниям психологов страны.
Развитие традиций в обновленном виде отражает научное направление «Управление психолого-акмеологическими ресурсами личности и малых групп в образовательной и профессиональной деятельности», возглавляемое доктором психологических наук, профессором Н. П. Фетискиным. В рамках научного направления изучаются процессы реализации личностного потенциала в образовательной деятельности учащихся средней и высшей школы, социально-психологические феномены в учебных и производственных группах. Психологами исследованы индивидуальные и групповые эмоциональные состояния, творческое мышление и профессиональная самореализация, противоправные социально-психологические стереотипы, образ русского народа (на примере Костромского региона), психологические средства профилактики девиантного поведения, гендерная самоактуализация, механизмы стилей руководства. Разработаны и апробированы акмеологические модели в образовательной и профессиональной деятельности, применены акмеологические и гендерные критерии качества подготовки специалистов. Определены подходы к обеспечению ментальной устойчивости населения в условиях социальной энтропии, рассмотрены многие аспекты психологии поведения людей в контексте реализации национальных проектов.
Прошедшая в мае 2007 г. на базе университета первая международная научная конференция «Психология совладающего поведения»признала приоритет КГУ им. Н. А. Некрасова в разработке актуального научного направления и констатировала наличие научной школы исследователей, руководимой доктором психологических наук, профессором Т. Л. Крюковой. В исследованиях, проводимых научным руководителем, ее учениками и коллегами (М. В. Сапоровская, С. А. Хазова, Е. В. Куфтяк, Н. О. Белорукова и др.) обоснован новый взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которого у здоровых людей выступает совладающее поведение. На обширной отечественной выборке выполнен цикл эмпирических исследований, в которых установлены условия, определяющие выбор человеком форм поведения, помогающих преодолеть трудную жизненную ситуацию. Получены данные о стилевых характеристиках, критериях и уровнях совладающего поведения. Исследованы негативные и позитивные трансформации семьи в переходный период жизни российского общества.Выявлены истоки и закономерности становления преобладающих у человека действий в стрессовой ситуации, влияние возраста на осознанный выбор способов совладания. Ведется изучение межпоколенных отношений и их изменений в семейном и внесемейном контекстах.
Научное направление «Валеологическая подготовка молодежи» (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор А. А. Бишаева) объединяет исследователей, рассматривающих сохранение здоровья молодежи в современных условиях как приоритетную национальную проблему.
Результаты проведенных исследований доказывают, что обучение движениям, умение управлять ими, дифференцировать в пространстве, во времени и по мышечным усилиям, совершенствование точности движений, чередование упражнений в напряжении и расслаблении способствует повышению стрессоустойчивости человека. Разработанные методы используются при подготовке молодежи к труду с повышенным нервно-эмоциональным напряжением.
Научное направление «Химико-термическое упрочнение металлов» (научный руководитель – доктор технических наук, профессор П. Н. Белкин) занимается изучением явления анодного нагрева металлов и сплавов в электролитах и технологий электрохимико-термической обработки материалов.
На базе лаборатории металловедения и термической обработки проводятся исследования механизма анодного нагрева и диффузионного насыщения, скоростной закалки, других материаловедческих и электрохимических закономерностей явления. Результаты научных исследований отражаются в статьях в журналах, монографиях и диссертациях, активно вводятся в учебные курсы «Элементы теплофизики», «Физическое материаловедение», «Основы технологии новых материалов», «Электрохимия». У специалистов в области материаловедения и электрохимиков настольной книгой стал фундаментальный труд П. Н. Белкина «Электрохимико-термическая обработка металлов и сплавов». Научный коллектив направления (И. Г. Дьяков, С. Ю. Шадрин, А. Б. Белихов, А. Р. Наумов и др.) представляет результаты на международных научных собраниях, а в 2003 и 2007 гг. на базе вуза проходили конференции «Электрохимические и электролитно-плазменные методы модификации металлических поверхностей», собравшие специалистов, работающих в смежных областях.
Аспиранты и студенты старших курсов осваивают в лаборатории установки анодного нагрева, компьютерные и оптические методы металлографического анализа, электрохимические методы исследования. Научные работы молодых ученых неоднократно удостаивались высших наград международных молодежных научных конкурсов по материаловедению и технологиям обработки металлов и сплавов.Разработанные технологии скоростного упрочнения материалов и гальванических покрытий применяются для повышения ресурса деталей и оборудования в текстильной и деревообрабатывающей промышленности.
В лаборатории физической (плазменной) электроники под руководством доктора технических наук, профессора И. В. Герасимова ведутся экспериментальные и теоретические исследования природы открытого нового типа разрядного процесса (безэлектродного разряда униполярного пробоя газа). Феноменология этого разряда была рассмотрена на семинарах в ведущих научных организациях, на различных международных и российских конференциях, в многочисленных публикациях.
В рамках научного направления «Фитоценология и популяционная биология (научный руководитель – доктор биологических наук, профессор В. П. Лебедев) ученые исследуют структуру растительного покрытия и ее изменение под влиянием совокупности экологических факторов. Работа ведется по следующим направлениям: популяционная биология растений разных жизненных форм; состав, структура и продуктивность лесных растительных сообществ; биоразнообразие растительного покрова лесных территорий; анатомо-морфологические особенности растений разных жизненных форм в связи с их онтогенезом (Е. В. Шипова, Г. А. Семенова и др.).
Научное направление «Технология минеральных солей» возглавляет доктор технических наук, профессор О. П. Акаев. Группа исследователей с целью получения новых видов минеральных удобрений изучает физико-химические свойства растворов ряда солей в многокомпонентных системах, изучаются кинетика их растворения и кристаллизации, механизмы фазовых превращений. Исследования А. В. Свиридова связаны с утилизацией промышленных отходов и получением на их основе безопасных связующих промышленных материалов для строительной и деревообрабатывающей отраслей промышленности.
Представителей научного направления «Организация и управление производством» под руководством доктора технических наук, профессора З. В. Брагиной объединяет общая методология исследования проблем организации управления производством, базирующаяся на моделировании многомерных социально-экономических объектов.
В настоящее время осуществляются исследования по двум основным темам: региональная организация управления производственным комплексом и социально-экономическое поведение персонала фирм. В качестве объектов исследования выступают операционные системы разных форм собственности, технологической ориентации и уровней иерархии.
Исследователи сосредоточили свое внимание на особенностях организационной деятельности в социально-экономических системах, в основе которых переплетаются интересы личности и группы; на стимулах и ограничениях, определяемых техникой, технологией, человеческими способностями в разных социально-экономических средах в переходный период развития экономики России. Теоретически обоснованы и экспериментально апробированы методические подходы к оценке эффективности функционирования систем управления предприятиями; к оценке эффективности инновационной деятельности на стадии научно-исследовательских разработок и внедрения новых видов продукции в производство; к оценке эффективности организационных форм производства; к использованию информационных технологий в проектировании оборудования.
Разработан комплекс методов труда, обеспечивающих подвижное равновесие операционной системы на основе теории организации и вычислительной математики. Созданы системы сопровождения и поддержки процесса выработки и принятия управленческих решений относительно проблем как внешней, так и внутренней среды операционной системы. Для оптимизации воздействия внешней среды разработаны и апробированы модели конкретных элементов производственного комплекса региона.
Проблемы технико-технологического и информационного сервиса изучаются под руководством доктора технических наук, профессора Г. М. Травина и доктора технических наук, профессора М. М. Травина. Теоретические и прикладные исследования направлены на совершенствование теории организации систем промышленного сервиса. Разрабатываются и исследуются теоретико-множественные и информационно-управленческие модели процессов технического и технологического сервиса, инфраструктурного обеспечения их функционирования. Системы промышленного сервиса рассматриваются как субъект услуг с использованием аппарата теории массового обслуживания. Предметом исследований становятся как закономерности формирования качества собственно услуг и качества их предоставления, так и особенности управления качеством подготовки технических объектов и полупродукта к производственным процессам.
Системный анализ состояния и путей развития производственной технологической базы предусматривает исследование производственных технологических и технических услуг как объектов структурной и территориальной локализации, их логистического взаимодействия с процессами систем технологий металлообработки, технологий текстильной и легкой промышленности.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница