Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности



Скачать 45.04 Kb.
Дата26.06.2016
Размер45.04 Kb.
Нехаева Т.А. студентка факультета ФДНиСО ПИ «НИУ БелГУ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема развития творческих способностей младших школьников является одной из важнейших проблем педагогического процесса, которая актуальна на сегодняшний день.

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [1, с.57].

Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности [1, с.145].

Под творческим мышлением понимают такое мышление, которое порождает какой либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. К творческому мышлению относится мышление ученого, писателя, художника, инженера и т.д.

Творческое воображение тесно связано с образным мышлением, и оба этих процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Итак, воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов и новых, не существующих в действительности или имеющих новый смысл. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение не простая сумма представлений. Они изменяются, взаимодействуют с ранее образовавшимися, комбинируются в голове ребенка, складываются в иные образы.

Уместно вспомнить, что говорил по этому поводу Л. С. Выготский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому, что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [2, с.28].

Развитие творческих способностей на уроках технологии как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую деятельность [4, с.11].

Творческие способности наиболее эффективно развиваются в проектной деятельности.

Проектная деятельность в курсе «Технология» рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Проект на уроках технологии – это творческая самостоятельная работа, от идеи до ее воплощения, выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время. Для выполнения проекта младшим школьникам достаточно знаний и умения и качества творческого мышления, которые осваиваются и формируются на уроке [4,с. 64].

В курсе «Технология» проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. Учащиеся выполняют проекты начиная с 1 класса. Результат проектной деятельности – это личностно и общественно значимый продукт: изделие, информация (доклады, сообщения), комплексная работа, социальная помощь.

Сам процесс выполнения проекта складывается в три этапа: разработка проекта, практическая реализация, защита проекта. Наиболее трудным является первый этап, так как этот этап считается интеллектуальным поиском. Здесь основное внимание уделяется мысленному прогнозированию, созданию замысла в строгом соответствии с поставленной целью. Второй этап предполагает материализацию проектного замысла в вещественном виде с вовлечением необходимых корректировок. Цель защиты работы – аргументированный анализ полученного результата.

Например, по программе Е.А. Лутцевой детям предлагается выполнить проекты по следующим разделам: «Мир техники и искусства», «Мир профессий», «Из истории техники и технологий», «Великие изобретатели и ученые» и др. [4, 64].

По программе «Школа России» Н.И. Роговцевой и др. дети выполняют в первом классе следующие проекты:



  • «Осенний урожай»;

  • «Украшение класса к Новому году»;

  • «Чайный сервиз».

Во втором классе дети выполняют более сложные проекты такие как:

  • «Речной плот»;

  • «Праздничный стол»;

  • «Деревенский дворик».

В ходе их выполнения школьники учатся выделять этапы работы над проектом.

В третьем классе выполняют проекты:



  • «Детская площадка»;

  • «Аквариум».

В четвертом классе предлагаются проекты:

  • «Водный транспорт»;

  • «Готовим спектакль»;

  • «Океанариум».

Каждый проект способствует развитию творческой и активной личности. Проектная деятельность поддерживает интерес к изучаемому материалу, к самостоятельной учебно-практической деятельности и способствует включению младших школьников в активный познавательный процесс. 

Таким образом, проектная деятельность на уроках технологии способствует развитию творческого мышления и творческого воображения младшего школьника, развивает их творческие способности и является неотъемлемым компонентом процесса обучения.


Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991

  3. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие / Н.М. Конышева - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2006. – 294 с.

  4. Лутцева, Е.А. Технология: программа: 1 – 4 классы / Е.А. Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 80 с.

  5. Роговцева Н.И. Программа по технологии / Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова и др. // Сборник программ «Школа России»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. – С. 469 – 527


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница