Реализация Модели образовательной деятельности в условиях требований фгос до заместитель заведующего по воспитательной и методической работе мбдоу «Центр развития ребёнка детский сад №5»



Скачать 95.63 Kb.
Дата29.04.2016
Размер95.63 Kb.
МБДОУ Грязовецкого муниципального района

«Центр развития ребёнка - детский сад №5»

(бывшее БДОУ «Детский сад комбинированного вида №18»)


Реализация Модели образовательной деятельности

в условиях требований ФГОС ДО

Заместитель заведующего

по воспитательной и методической работе

МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №5»

О.В. Макова

Перед педагогическими коллективами образовательных организаций в условиях введения ФГОС ДО стоит задача проектирования педагогического процесса, отвечающего условиям и требованиям современности.

Одной из важных стадий процесса проектирования образовательной системы учреждения является создание модели образовательной деятельности.

Педагогический коллектив, как Субъект процесса моделирования, является, как правило, одновременно инициатором создания модели и одним из пользователей результатов. Объектом является педагогическая система, которую необходимо создать.

Реализуя федеральный государственный стандарт, наш педагогический коллектив поставил перед собой цель создать модель образовательной деятельности, приемлемую конкретно для нашей дошкольной организации, содержащую оптимальный комплекс форм и методов организации детских видов деятельности и логику их использования для решения актуальных задач воспитания, обучения и развития дошкольников.

На первом этапе работы мы определили для себя требования к модели:

- ЭФФЕКТИВНОСТЬ;

- СОГЛАСОВАННОСТЬ создаваемой модели с реальными условиями,

- ПРОСТОТА модели для восприятия любым педагогом, как схематичность в отражении реального объекта, возможность свободного практического применения;

- ОТКРЫТОСТЬ модели - возможность внесения необходимых изменений в модель в соответствии с меняющимися условиями;

- ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ (технологичность) модели – возможность многократного тиражирования модели без существенного снижения эффективности».

В основу модели были заложены следующие компоненты

- нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность образовательной организации;

- целеполагание;

- научно-методологический компонент.

Не останавливаясь подробно на первом компоненте фундамента нашей модели, учитывая его неоспоримую значимость и актуальность, обращаю ваше внимание на второй компонент – целеполагание.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольных организаций определили единые для всех принципы и цели организации образовательной деятельности, одновременно предоставив детским садам право самостоятельно дополнить их целями и задачами, выбранной для реализации примерной образовательной программы дошкольного образования, задачами отражающими специфику, особенности и возможности конкретного учреждения.
Отличительной особенностью компонента Целеполагание нашей модели является наличие задач, отражающих деятельность группы компенсирующей направленности (логопедической) и участие Детского сада в федеральном эксперименте по апробации программы «Мир открытий».
Следующим компонентом, определяющим основу нашей модели, стал Научно - методологический компонент. В основе его реализуемые в ДОУ программы.
Содержательную основу Программы «Мир открытий» составляют культурно-исторический, а технологическую – системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды.

Следует отметить, что СДП как технологическая основа используется не только в организации образовательной деятельности, его составляющие элементы находят своё эффективное применение и в организации режимных моментов, и в работе с семьями воспитанников, и в организации методической работы с педагогами

Считаем, что качественную реализацию данного компонента обеспечит «Открытый» методический комплекс программы, представленный парциальными программами, УМК и пособиями, под авторством ведущих современных учёных дошкольного образования. Особенно в этом отношении радует то, что большинство пособий, выпущенные за последние годы кафедрой дошкольного образования вошли в перечень УМК, а это значит, что реализация регионального компонента будет обеспечена.
Для успешной организации модели образовательной деятельности необходимы определённые условия: кадровые, материально-технические, финансовые. Именно они и стали следующим компонентом нашей модели.

Понимая значимость кадровых условий в вопросе качества реализации модели мы, прежде всего, чётко определили место, функционал и ответственность каждого специалиста и воспитателя в каждом компоненте и на каждом этапе реализации модели. Проанализировали и учли возможности разумного сочетания опыта педагогов – стажистов и перспектив развития молодых специалистов, предусмотрели возможные изменения в кадровых условиях со вступлением в силу Профессионального стандарта.


Работа по совершенствованию кадровых условий была вынесена в качестве одной из приоритетных задач годового плана (способствовать развитию педагогического потенциала и профессионального мастерства педагогов в рамках реализации требований ФГОС к кадровым условиям реализации Программы).

В качестве результата работы по реализации данной задачи мы можем рассматривать следующие показатели :

На 1 января 2015 года более 60% педагогов прошли курсовую подготовку по проблеме ФГОС ДО и 100% педагогов прошли курсовую подготовку

Осенью в детском саду прошёл семинар-практикум из пяти взаимосвязанных занятий по теме «Методологические основы построения образовательного процесса в рамках реализации ФГОС ДО»

В течение учебного года в детском саду работают два МО:

- МО педагогов ДОУ по теме «Технология деятельностного метода как основа проектирования и организации образовательного процесса в программе «Мир открытий».

- МО «Формирование предпосылок УУД как приоритетный целевой ориентир ФГОС ДО»

Организация всех этих мероприятий позволила более глубоко и детально проработать наиболее актуальные в плане освоения стандарта для педагогов направления деятельности.

В основу материально-технических условий МОДЕЛИ образовательного процесса были положены рекомендации программы «Мир открытий». Предложенный перечень оборудования был дополнен с учётом рекомендаций программ, реализуемых на группе компенсирующей направленности и возможности реализации регионального компонента. На основе этого составлены паспорта среды групп и дополнительных помещений.
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ было определено в текущем учебном году также в качестве приоритетной задачи. Работа по её реализации шла в двух направлениях:

- во – первых, приведение в соответствие с требованиями ФГОС имеющейся базы;

- во - вторых, создание новых вариантов предметно-пространственной среды;

Если говорить о первом направлении, то здесь как показала практика, одним из эффективных мероприятий стало проведение самоаудита.

Основною целью данного мероприятия стало изучение и анализ качественных изменений, происходящих за определённый период времени (полугодие) в развивающей предметно-пространственной среде групповых помещений детского сада, выявление передового педагогического опыта, перспектив совершенствования, оценка имеющихся условий и личного вклада педагогов в их создание.

Как показывают последние изменения в процедуре аттестации педагогических кадров, наша идея с проведением каждое полугодие Самоаудита развивающей среды довольно перспективна.

Говоря о финансовых условиях построения модели, прежде всего мы проанализировали возможности совершенствования развивающей среды, откорректировали систему материального стимулирования педагогов в рамках введения эффективного контракта.

Рассматривая МОДЕЛЬ как прообраз будущей педагогической системы, необходимо предусмотреть простоту и доступность её восприятия, возможность использования данной модели как конкретного образца построения образовательной деятельности каждому педагогу.

Поэтому следующие компоненты нашей модели несут в себе именно практическое значение, отвечая на вопрос «Как конкретно организовать педагогический процесс?»

Итак, что же это за практические компоненты?



  • Содержание образовательного процесса

  • Методы, средства и формы образовательного процесса

  • Логико-временной компонент

  • Взаимодействие с социумом

  • Взаимодействие с семьями воспитанников

Понятно, что каждый компонент модели заслуживает более детального рассмотрения, подробных комментариев в объяснении структуры и взаимосвязи с другими составляющими, поэтому сегодня большинство компонентов будет представлено обзорно.

Первый компонент «Содержание образовательного процесса» включает в себя описание содержания ОО и содержание регионального компонента.

Компонент «Методы, средства и формы образовательного процесса» раскрывает педагогам то, как реализовать данное содержание на практике.

Как уже говорилось ранее, в нашем случае методологической основой программы «Мир открытий» определён системно-деятельностный подход.

Кроме того, в программе представлена технология «Ситуация», единственный на сегодняшний день адаптированный вариант технологии деятельностного метода для работы с дошкольниками. Использование данной технологии позволяет не просто объяснять новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами откроют его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия – в зависимости от тех целей, которые ставит воспитатель. И, следовательно, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей, а ведь именно на это нас и ориентирует новый стандарт. Технология «Ситуация» дает воспитателю ключ управления этим процессом.

Заслуживает внимания и то, что в настоящее время системно-деятельностный подход рассматривается в качестве теоретико-методологической основы построения преемственности в работе Детского сада и начальной школы.

Поэтому одна из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом в ближайшие годы, является не только освоение технологии Ситуация, но и поиск новых методов и форм образовательной деятельности, основанных на системно-деятельностном подходе.

Кроме того, особого внимания в данном компоненте заслуживает использование игровых технологий, гармонично сочетающихся с ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста.


Логико-временной компонентпомогает педагогу спланировать организацию воспитательно-образовательного процесса.

В основе его Годовой календарный учебный график деятельности и



учебный план.

Взаимодействие с социумом, как компонент модели, рассматривается нами в рамках взаимодействия с конкретными учреждениями. В нашем случае это ДК, Музыкальная школа и Музей. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьей, именно поэтому основной направленностью следующего компонента становится создание единого воспитательно-образовательное пространства «родители–дети– воспитатели», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Важным моментом в реализации данного компонента мы определили для себя использование Технологии поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности, позволяющей родителям освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми. Подробное описание данной технологии представлено в программе «Мир открытий».

Определяя формы взаимодействия с семьями воспитанников, особое внимание мы уделили возможности родителей принимать непосредственное участие в образовательном процессе и это не случайно, ведь именно на такой подход ориентирует нас стандарт дошкольного образования.

Завершающим компонентом нашей модели стали целевые ориентиры дошкольного образования, заданные в ФГОС, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Закономерно возникает вопрос: «А каким образом возможно отследить эффективность данной модели организации образовательного процесса? Ведь стандарт чётко указывает на то, что целевые ориентиры дошкольного образования не подлежат оценке».

Отвечая на данный вопрос, мы решили оценивать не эффективность результата, а отдельные компоненты модели, качество и полноту их реализации.

Так, при оценивании качества реализации компонента «Содержание образовательного процесса» мы планируем использовать мониторинг, предложенный в программе «Мир открытий».

В определении эффективности используемых в образовательном процессе методов, средств и форм, мы предполагаем опираться на предложенную в программе систему принципов деятельностного метода.

Традиционные формы методического контроля помогут оценить нам качество и точность выполнения логико-временного компонента.

Система анкетирования и опроса родителей и общественности, надеемся, позволит нам получить объективную информацию об уровне взаимодействия с семьями воспитанников и социумом.

В плане оценки развивающей предметно-пространственной среды мы определили для себя проведение Самоаудита.



Такой подход к оценке эффективности модели позволит своевременно выявлять проблемные моменты, и устранять их, корректировать модель в изменяющихся условиях, а значит сделать её более гибкой и мобильной.

Итогом работы первого этапа проектирования стала модель, сконструированная с учетом определенных условий, характерных для конкретной дошкольной организации. Данная модель носит нормативный характер для дальнейшей деятельности, играет роль стандарта, образца, по которому строится образовательная деятельность организации, оцениваются ее результаты. В итоге работы наша модель приобрела определённый образ, который, как нам кажется, поможет педагогу действительно более реально представить и освоить логику и последовательность педагогической системы.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница