Региональная система подготовки учителей-предметников к работе в среде инновационной компьютерной дидактики



Скачать 59.14 Kb.
Дата07.06.2016
Размер59.14 Kb.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ К РАБОТЕ В СРЕДЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИДАКТИКИ

Шернина Наталья Сергеевна (shmoky@newmail.ru)

Кубанский государственный университет (КубГУ), г. Краснодар


Аннотация

В настоящее время основным направлением реформирования образовательной системы России является ее информатизация. Однако большинство учителей не готовы использовать в учебном процессе современные информационные коммуникационные технологии. Поэтому необходимо не просто повышение квалификации педагогов, а профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров системы образования.


Развитие системы послевузовского педагогического образования невозможно без использования новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные технологии. Это связано с тем, что современный этап научно-технической революции характеризуется глобальной информатизацией экономики, производства, других сфер общественной жизни, в том числе системы образования. Этот процесс следует рассматривать не как механическое включение компьютеров в арсенал средств послевузовской подготовки педагогических кадров, а как составную часть решения глобальной проблемы создания единой образовательной среды.

Компьютерные средства обучения столь значительно модифицируют компоненты традиционного образовательного процесса, что следовало бы говорить о новой системе обучения со специфической теоретико-методической основой – компьютерной дидактике. «Под компьютерной дидактикой мы понимаем систему научно-обоснованных гипотез, касающихся закономерностей компьютерного обучения, развития теоретических и методических основ новых информационных технологий, а также определения комплекса практических мер для наиболее продуктивного развития индивидуальных качеств обучающегося». Следовательно, объектом компьютерной дидактики является специально организованный процесс формирования научных и профессиональных знаний, умений и навыков в специфических условиях образовательной среды, обеспечивающий высокий уровень индивидуализированного самообразования посредством компьютерных технологий. Совокупность методов, форм и средств образовательного процесса в специально сконструированной на основе НИТ обучающей среде является предметом компьютерной дидактики.



В настоящее время коллектив кафедры информационных систем и технологий в образовании Кубанского государственного университета проводит обучение учителей-предметников работе в среде инновационной компьютерной дидактики. Для этого предстоит решить основные задачи:

  • подготовить педагогические кадры, способные эффективно использовать в учебном процессе инновационные информационные технологии;

  • создать условия для поэтапного перехода к качественно новому уровню образования на основе синтеза современных педагогических и инновационных технологий с компьютерной поддержкой;

  • создать региональные системы информационного и научно-методического обеспечения преподавания учебных предметов на основе информационно-образовательных сред;

  • сформировать банки учебно-методической информации (БУМИ) по предметным областям государственных образовательных стандартов;

  • разработать и внедрить в сферу послевузовского образования учебники и учебно-методические материалы нового поколения, интегрирующие учебную информацию, формы, методы, средства, технологии обучения, учебно-методические, Internet – технологии.

Этапы организации и подготовки к обучению включают:

  1. Трансформацию содержания учебного курса в соответствие с моделью технологического учебника, в котором работает формула: информация + методика + программное сопровождение (в отличие от традиционных учебников, представляющих только учебную информацию). В настоящее время эта формула хорошо себя зарекомендовала. Освоение методики преподавания учебных предметов и курсов по таким учебникам и учебным пособиям неизбежно будет сопровождаться параллельным освоением инновационных дидактических и информационных технологий.

  2. Учебник представляет собой набор блоков, которые превращаются в интерактивные версии – электронные приложения. Теоретическая часть является основой, на которой строится система дидактических блоков: повторение, самоподготовка, самопроверка, поиск алгоритма, составь задачу, реши задачу, программированные задания, экспресс-задачи, опыты и наблюдения, реши проблему, знания в систему, давайте поиграем, расширяющий блок, экспериментальные задания. Дидактические блоки предназначены для самостоятельной работы обучаемых над программным материалом, в них излагается и методика освоения содержания.

  3. Разработка методики обучения учителей включает подготовку презентационных систем, которые обобщают все материалы учебника. Разрабатываются также инструментарии для диагностики результатов обучения. При этом учебные материалы базируются на принципах: адекватности информационных и компьютерных технологий специфике научного содержания, соответствия научного содержания и структуры учебно-методических материалов, их вариативности и воспроизводимости, функциональности и информативности, дифференциации и индивидуализации обучения; соответствия содержания педагогических программных продуктов потребностям практики обучения; преемственности обучения на различных ступенях образования и его профессиональной ориентированности; структурированности содержания и контента проектируемых учебных материалов, как в печатной, так и в компьютерных формах.

  4. Программа подготовки педагогических кадров предусматривает различные формы учебных занятий и научно-методической деятельности: лекции по методологическим и теоретическим основам информатизации образования; семинары, круглые столы, педагогические мастерские, мастер-классы по обсуждению существующих информационных образовательных технологий и педагогическому проектированию новых, практические занятия по работе в компьютерных классах в локальном и сетевом режимах, по использованию удалённого доступа к информационным ресурсам посредством сети Internet, по применению в учебном процессе и научно-методических исследованиях телекоммуникационных технологий, по изучению и тиражированию фрагментов виртуальной лаборатории инновационной компьютерной дидактики (ВЛИКД), по разработке фрагментов электронных учебников, учебно-методических и учебно-информационных комплексов, по организации педагогического эксперимента с применением новых информационных технологий.

  5. Организация дистанционной формы обучения учителей и студентов является одним из самых эффективных способов обучения. Перечислим необходимые качества, которыми должна обладать современная дистанционная среда:

- возможностью размещения любых материалов в системе (тестовых, мультимедиа, видео);

- высокой надежностью размещаемых материалов, а также их защитой от несанкционированного доступа;

- высокими возможностями для контроля знаний (размещение задач и тестов любой сложности, установка времени выполнения и количество попыток);

- возможностью общения преподавателя и обучающегося (форумы, вопросы при выполнении заданий).

Одной из дистанционных сред, которая, по нашему мнению, отличается наиболее подходящими свойствами для решения этой задачи и активно используется нами, является Moodle. Система позволяет размещать любые учебно-методические материалы, поэтому широко используется для внедрения учебных курсов по изучению учителями и студентами методики создания дидактических объектов инновационной компьютерной дидактики.

Итак, в региональной системе подготовки учителей к работе в среде инновационной компьютерной дидактики активно используются компьютерные педагогические объекты, такие как ВЛИКД, с функциями аккумулирования инновационных дидактических технологий и их освоения посредством применения дистанционных средств обучения, которые размещены на сайте http://icdau.ru/.

Литература:

1. Поздняков В. А. Введение в компьютерную дидактику. Труды Х Всероссийской научно-методической конференции Телематика ‘2007 (http://ito.edu.ru/2007/Moscow/III/2/III-2-7325.html)

2. Архипова А.И. Содержательная основа переподготовки учителей по применению информационных технологий в образовании. / А.И.Архипова, С.П.Грушевский, Б.Е.Левицкий, СП.Седых // Труды Х Всероссийской научно-методической конференции Телематика ‘2003 Том 2 Москва. 2003. c. 431-432.

3. Архипова А.И. Технологический учебник в структуре банка учебно-методической информации. Технологический учебник как компонент предметного информационного ресурса. – г.Ростов-на-Дону: Издательство ООО «ЦВВР», 2003.

4. Архипова А.И. Учебник нового поколения как важнейшее средство информатизации среднего образования. Телекоммуникации и информатизация образования. Москва. № 5 (30) сентябрь-октябрь, 2005



5. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков // – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница