Региональный ресурсный центр астраханского государственного университета



Скачать 58.92 Kb.
Дата07.06.2016
Размер58.92 Kb.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Петрова И.Ю., Шмелева Г.Ю.

(Астраханский государственный университет)
Реализация ФЦП «Электронная Россия» позволяет обеспечить доступ образовательных и научных учреждений органов здравоохранения, культуры и населения к компьютерным сетям. Важным результатом распространения информационно - коммуникационных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни будет создание правовых, организационных и технологических условий для повышения качества образования за счет обеспечения возможности свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации.

За последний год в Астраханской области было сделано несколько важных шагов в сторону развития современной телекоммуникационной инфраструктуры, способствующей активизации использования ресурсов сети и информационных технологий в целом.

Было завершено строительство 2-й очереди цифровой сети передачи данных на основе технологии IP MPLS. Количество абонентов сети Интернет выросло приблизительно до 14000.

В рамках ФЦП «Электронная Россия» и программы «Развитие информационно – коммуникационных технологий в Астраханской области на 2003-2004 годы» был завершен пилотный проект по созданию сети пунктов общественного доступа в Интернет. Этот проект был подготовлен при активном участии ученых Астраханского государственного университета, регионального филиала ОАО ЮТК «Связьинформ» Астраханской области и стал победителем творческого конкурса Минэкономразвития России по отбору заявок на реализацию проектов с участием государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в рамках программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В рамках проекта открыты 14 пунктов общественного доступа.

Таким образом, на начало 2004 года в области была создана материальная база для использования Интернет. Но, как показали социологические и маркетинговые исследования одной из главных причин, сдерживающих внедрение новых информационных технологий в процесс обучения, и активное использование имеющейся технологической базы, является низкий уровень компьютерной грамотности учителей средних школ, и как следствие учащихся.

Анкетирование учителей сельских школ с целью изучения их готовности и мотивации к эффективному использованию информационных технологий, проведенное в январе 2004 года во время акции «Информационный студенческий десант», направленной на повышение уровня компьютерной грамотности учителей, еще раз подтвердило предыдущие исследования.

О важных событиях 86,5 % опрошенных узнает по телевидению (рис. 1) и только 2,7 % из Интернет.

Рис.1. « Откуда Вы узнаете о важных событиях?»

75,4 % опрошенных не пользуются текстовыми редакторами, 85,1 % не применяют средств презентационной графики.

Рис.2. Результаты ответов на вопрос: «Пользуетесь ли Вы текстовым редактором, применяете ли программные и технические средства презентационной графики при подготовке к урокам?»

Но, не смотря на такой уровень использования информационных технологий в ответе на вопрос относительно областной целевой программы «Создание единой информационной образовательной среды Астраханской области на 2003 — 2005 годы», преподаватели отмечают необходимость такой программы и выделяют 3 наиболее важных раздела программы (рис.3):

приобретение вычислительной техники в школы (31%);

подготовка кадров преподавателей, свободно владеющих ИКТ (30%);

накопление региональных образовательных информационных ресурсов (25%).

Рис.3. «Наиболее важные разделы Программы "Создание единой информационной образовательной среды Астраханской области на 2003-2005 годы"

2 апреля 2004 г. для сбора информации об актуальности новой формы доступа в сеть Интернет через ЦОД при одном из районных узлов электросвязи проводился опрос старшеклассников школы.

На вопрос «Что нужно сделать, чтобы у Вас возросла потребность работы с материалами Интернет в ЦОД » подавляющее большинство, 78% отметило необходимость обучения навигации в сети, причем большинство хотело бы пройти обучение в кружке при ЦОД.

Группа вопросов была направлена на анализ потребности молодежи в информационных ресурсах. Наибольшая заинтересованность в поиске информации для подготовки к урокам – 57%.

Таким образом, для распространения информационно - коммуникационных технологий и их активного использования в образовательных учреждениях Астраханской области кроме материальной базы необходимы:

обучение приемам работы с Интернет;

информационные ресурсы.

В январе 2004 года по предложению Губернатора Астраханской области А.П. Гужвина силами студентов Астраханского государственного университета в дни зимних школьных каникул была проведена массовая акция под названием «Информационный студенческий десант», направленная на повышение уровня компьютерной грамотности учителей сельских школ.

Основными задачами, решаемыми в ходе этого мероприятия, были:

знакомство учителей с основными информационными технологиями и их применением в сфере образования;

демонстрация возможности сети Интернет и рассказ об информационных ресурсах этой сети, предназначенных специально для усиления интеллектуального потенциала учителя-предметника.

Кроме того, не один год университетом проводятся курсы повышения компьютерной грамотности работников образования различных уровней: учителей, директоров школ, преподавателей техникумов и ВУЗа.

Но массовая переподготовка и повышение квалификации большого количества учителей, возможны только при использовании технологий дистанционного обучения.

Астраханский государственный университет, как один их крупнейших ВУЗов Астрахани, выступил в роли организатора сети дистанционного обучения на базе центров общественного доступа Астраханской области посредством Интернет - технологий и регионального ресурсного центра.

Университет уже включен в мировую систему дистанционного образования (подписан договор о создании Локальной сетевой академии Cisco), обладает достаточным педагогическим потенциалом, методическим обеспечением.

Анализ образовательных ресурсов, созданных в Астраханской области еще раз подтвердил необходимость создания регионального ресурсного центра.

В настоящее время в городе функционируют 19 высших учебных заведений (ВУЗов, филиалов, представительств), 35 средних специальных профессиональных учебных заведений, 85 школ. Работают 6 сайтов высших учебных заведений, 4 средних специальных и 4 школьных сайта.

В двух крупнейших ВУЗах Астрахани – Астраханском государственном техническом университете и Астраханском государственном университете образовательные ресурсы хранятся на серверах. Это файлы с отдельными лекциями, практические задания, контрольные вопросы, но доступны эти ресурсы только по локальной сети.

На базе Астраханского областного института усовершенствования учителей создан центр "Информационные технологии в образовании". Этот центр имеет медиатеку, но медиаресурсы центра не являются доступными для школ города по сети Интернет.

Т.о. на сегодняшний день на сайтах образовательных учреждений области отсутствуют образовательные ресурсы, к которым учащиеся, студенты и преподаватели школ, средних специальных и высших учебных заведений могли бы иметь доступ с помощью сети Интернет.

Региональный ресурсный центр дистанционного обучения АГУ с настоящее время разработал и опробовал сетевой курс начальной переподготовки и повышения квалификации учителей школ в области компьютерной грамотности - интерактивное методическое пособие "Использование современных информационных технологий в преподавательской деятельности", которое содержит методику преподавания начинающим пользователям навыков работы на компьютере и в сети Интернет. Приказом департамента образования Астраханской области № 1062 от 30.12.03 методическому пособию присвоен гриф "Рекомендовано научно - методическим советом по редакционно- издательской деятельности департамента образования Астраханской области".

Кроме того, подготовлены документы для открытия трех специальностей высшего образования для получения посредством дистанционных технологий.

Разработана программа переподготовки преподавателей университета для работы в режиме удаленного доступа (программа подготовки тьюторов) на базе выбранной платформы дистанционного обучения.



Разработан внутривузовский стандарт подготовки электронных учебно – методических комплексов на основе которого поводиться работа по подготовке электронных учебно – методических комплексов по дисциплинам специальностей, которые выбраны для дистанционного обучения.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница