Рекомендации по введению профильного обучения в системе общего образования Вологодской области



страница1/3
Дата03.06.2016
Размер0.51 Mb.
  1   2   3
ПРОЕКТ
Рекомендации по введению профильного обучения в системе общего образования Вологодской области
В качестве приоритетных мер в области модернизации образования в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года определены обновление содержания и технологий общего образования , а также завершение перехода к профильному обучению на уровне среднего общего образования.

Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения представлено следующими документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (утв. от 29.12.2012г. № 273-ФЗ);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413);

  3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. Правительством РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р);

  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, (утв. Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р);

  5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015);

  6. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями)
    от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.

  8. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской федерации от 04.09.2014 г. №1726-р 9в части поддержки внеурочной деятельности и блока дополнительного образования).

  9. Государственная программа развития образования Вологодской области на 2013-2017 годы (утв. Постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 года № 124);

  10. Постановление Правительства Вологодской области «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения» от 24.02.2014 г., №122;

  11. Положение о базовой общеобразовательной организации (утв. Приказом департамента образования области от 13.08.2015 г.. №2264);

  12. Форма примерного договора о реализации образовательной программы (части образовательной программы) в сетевой форме (утв. Приказом департамента образования области от от 28.01.2014 г. №145).

Профилизации обучения ставит ребенка перед необходимостью совершения ответственного выбора в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировано: ««Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению обучения и началу профессиональной деятельности"1.

Одной их важных характеристик, нашедших отражение во ФГОС, является подготовленность обучающегося к осознанному выбору профессии и понимание им значения профессиональной деятельности для человека и общества. Ее формированию призваны помочь дополнительные учебные предметы и курсы по выбору, целью которых является решение проблем профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.

Согласно ч.4 ст.66 Закона "Об образовании в Российской Федерации " профильное обучения - это способ организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который основан на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

Таким образом, Закон об «Образовании в РФ» законодательно закрепляет возможность ранней профилизации обучающихся. По сути, в рамках реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования предусматривается возможность углубленного изучения отдельных предметов с учетом образовательных потребностей обучающихся для подготовки к осознанному выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования. В Вологодской области в 2014-2015 учебном году 53 % обучающихся 10-11 классов городских школ, 48% обучающихся сельских школ осваивали указанные программы. Наибольшее количество школ, в которых открыты профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов, действуют в Сокольском, Грязовецком, Великоустюгском, Вологодском районах, в городах Вологде и Череповце.

В общеобразовательных организациях Вологодской области профильное обучение реализуется на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года. По итогам августовского образовательного форума поставлена задача введения профильного обучения во всех 10 классах средних общеобразовательных школ с 1 сентября 2016 года. По мере готовности общеобразовательных организаций возможен переход на ФГОС среднего общего образования в опережающем режиме. В условиях Вологодской области поэтапное введение ФГОС среднего общего образования начнется с 2017 года.

С учетом новых образовательных условий необходимо решение следующих задач перехода на профильное обучение в среднесрочной перспективе:

- обеспечить углубленное изучение учебных предметов в соответствии с профилем обучения;

- создать условия для реализации индивидуальных учебных планов;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования.

При планировании введения профильного обучения следует принять во внимание объективную необходимость подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.). Следует также учитывать необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании, в частности, совершенствование процедуры и моделей государственной итоговой аттестации. Органам управления образованием различных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействию образовательных организаций, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получения обучающимися среднего общего образования.

С учетом реально складывающейся ситуации предлагаются следующие этапы перехода на профильное обучение в среднесрочной перспективе:

1 сентября 2016 года - переход на профильное обучение в условиях реализации ФК ГОС 2004 года во всех 10 классах средних общеобразовательных школ Вологодской области;

2017-2019 г.г.- поэтапное введение ФГОС среднего общего образования в общеобразовательных организациях;

1 сентября 2020 г. – введение ФГОС среднего общего образования в общеобразовательных организациях в штатном режиме.

Настоящие рекомендации направлены на разъяснение ключевых вопросов, связанных с введением профильного обучения: выбор профиля обучения в рамках освоения основной общеобразовательной программы, подходы к формированию учебных планов профилей, модели организации профильного обучения в условиях муниципальной образовательной сети, создание условий для введения профильного обучения и оценка готовности к его реализации на муниципальном и институциональном уровнях.

Рекомендации адресованы руководителям общеобразовательных организаций, руководителям и специалистам органов местного самоуправления в сфере образования муниципальных районов и городских округов.
Выбор профиля обучения в рамках освоения основной общеобразовательной программы
В соответствии с п. 25 ст. 2 Закона «Об образовании в РФ» профиль (направленность) образования определяет предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Следовательно, профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область, связанную с определенным видом деятельности человека, для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга.

Согласно ФГОС среднего общего образования общеобразовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.



Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности, поэтому в данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Естественно-научный профиль формирует научное мировоззрение на основе знакомства с формами и методами научного познания, изучения основных биологических и химических теорий, формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности, раскрытия роли естественных наук как производительной силы. Он ориентирует на такие сферы деятельности как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Гуманитарный профиль обращён к миру человека, целям и мотивам его деятельности, его духовным ценностям, субъективному, личностному восприятию мира, к изучению общества, культуры и истории. Он ориентирует на такие сферы деятельности как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Филология» и «Общественные науки».

Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, в таких сферах деятельности как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Математика и информатика»и «Общественные науки».

Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. С одной стороны он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения по большинству предметов, с другой- ученик может изучать ряд учебных предметов и на углубленном уровне с точки зрения удовлетворения индивидуальных образовательных интересов или с целью подготовки к ЕГЭ для поступления в соответствующий профильный Вуз.

Таким образом, выбор профиля обучения должен строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности и с учетом предполагаемой модели продолжения образования обучающихся. В этом отношении профильное обучение тесно связано с сопровождением непрерывного профессионального самоопределения. По сути, являясь его результатом с точки зрения формирования профессиональных предпочтений в выборе сферы деятельности на этапе школьной (первичной) профориентации.

Решение задач профильного обучения обучающихся требует обеспечения вариативности содержательно-целевых направлений профориентационной работы в общеобразовательных организациях. Она реализуется через учебный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Стандарты закладывают основу для создания программ сопровождения непрерывного профессионального самоопределения обучающихся в рамках программ воспитания и социализации личности. В этой связи, формирование способности к профессиональному самоопределению является не отдельно стоящей задачей для основной и старшей школы, а частью всей образовательной деятельности школы, начиная с начальной ступени. Создание программ, нацеленных на формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся, является немаловажным условием выбора ими направления и модели продолжения обучения, как в профильных классах старшей школы, так и в профессиональных образовательных организациях.

Перед введением профильного обучения в общеобразовательных организациях должен быть проведен значительный объем работ по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения на уровне основного общего образования. Основная ступень общего образования определяет вектор построения индивидуального образовательно-профессионального маршрута, к реализации которого обучающиеся приступают в старшей школе.

Наиболее эффективными направлениями профориентационной деятельности, реализуемыми в общеобразовательных организациях, являются профессиональное просвещение, включающее профинформирование; профессиональная диагностика (анкетирование, тестирование, в том числе компьютерная диагностика склонностей и интересов обучающихся); индивидуальное и групповое консультирование по вопросам выбора профессии.

В общеобразовательных организациях Вологодской области реализуются курсы профориентационной направленности «Твой выбор» «Выбор профессии», курсы в рамках предмета «Технология» ("Юный столяр", "Цветоводство", "Физика человека", "Занимательное черчение", "Основы делопроизводства"); предметно-ориентированные элективные курсы: "Физика в задачах", "Решение задач повышенной сложности по химии", "Термодинамика", "Антропология". Процент охвата обучающихся 9 классов фиксируется в среднем на уровне 45-50%, в отдельных муниципальных образованиях 80-85%. Процент охвата обучающихся 10-11 классов по сравнению с 9-классниками низок и фиксируется в среднем на уровне 20-25%.

В формировании профессиональных намерений обучающихся необходимо шире использовать потенциал кружковой деятельности: работа школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам, факультативов и предметных кружков во внеурочной деятельности обучающихся. Комплексная профориентационная работа с обучающимися включает в себя многообразие форм. Среди них:



  • работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);

  • исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики;

  • индивидуальная работа с тьюторами (другими подготовленными педагогами) по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.

  • профессиональные пробы с целью формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, трудовой образ жизни, осознанное отношение к профессии;

  • участие в массовых профориентационных мероприятиях, акциях, встречах, направленных на создание положительного имиджа специалиста (День карьеры молодежи, Ярмарка специальностей, Чемпионат профессий и т.п.);

  • участие в днях открытых дверей в профессиональных образовательных организациях (не менее 4 раз в учебном году);

  • экскурсии на производство с целью ознакомления учащихся со спецификой профессиональной деятельности, технологией производства, современной техникой (не менее 3 раз в году);

  • посещение мастер-классов специалистов той или иной профессии для ознакомления с содержанием их трудовой деятельности;

  • изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии;

  • трудовая деятельность в каникулярное время;

  • ознакомление с картой муниципальной и областной образовательной сети, возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных образовательных организациях.

Очень важно, чтобы различные направления и соответствующие им формы профориентационной работы не противоречили, а взаимно дополняли друг друга. Должно быть согласовано взаимодействие всех специалистов, участвующих в процессе сопровождения профессионального самоопределения в вопросах оказания педагогической поддержки обучающимся и их родителям, что предъявляет к таким специалистам особый набор требований в современных образовательных условиях.

Проведение массовых профориентационных мероприятий с большим охватом обучающихся (как правило, имеющих информационно-просветительский характер) должно сочетаться с индивидуальными формами поддержки профессионально-образовательной траектории обучающихся, их вовлечением в систему практико-ориентированной (трудовой, проектной, исследовательской деятельности) для формирования готовности к профессиональному самоопределению. Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия мероприятий, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из них.



Подходы к формированию учебного плана профиля
В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один - два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательной организации с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.

В пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденному Приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312, определено: «Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам».

Базисный учебный план ФК ГОС 2004 года является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения. Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Общеобразовательные организации исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура. Учебный предмет Естествознание представлен только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения он может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология. Для всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Физическая культура (если какие-либо из этих учебных предметов не выбраны для изучения на профильном уровне), а также интегрированные курсы Обществознание (включая экономику и право) и Естествознание. Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору

Для формирования учебного плана отдельного профиля обучения на базе БУП 2004 необходимо:

1. Выбрать в вариативной части БУП два учебных предмета на профильном уровне, которые будут определять направление специализации образования в данном профиле.

2. Добавить к ним набор обязательных предметов (инвариантная часть БУП) на базовом уровне. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний исключается из состава инвариантной части, т.к. содержание предмета на профильном уровне поглощает его содержание на базовом.

3. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п.1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (2100 часов), предусмотренного на федеральный компонент, то можно дополнить состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или профильном уровне (из вариативной части БУП).

4. После этого вновь подсчитать суммарное число часов на изучение выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом федерального компонента. Если полученное число часов менее 2100, то следует перейти к п.3, если равно, то следует перейти к формированию компонента образовательного учреждения. В том случае, если суммарное число часов превысит допустимую норму (2100 часов), то следует исключить из формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших в него в соответствии с п.3. Оставшиеся после этого учебные часы можно перенести в компонент образовательного учреждения.

В отличие от федерального базисного плана 2004 года примерный учебный план ФГОС определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования – 2 года; количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).

Модель общеобразовательной организации с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.

Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Математика», «Иностранный язык», История», « Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».



Профильные предметы – предметы, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, математика, химия, биология – профильные предметы в естественно-научном профиле; русский язык и литература, иностранные языки, история, право – в гуманитарном профиле; математика, география, экономика – в социально-экономическом профиле; математика, информатика, физика – в технологическом профиле. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Обучающийся имеет право на обучение на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).



Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей:

Предметная область «Филология», включающая учебные предметы: «Русский язык и литература» (базовый и углубленный уровни). Предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы: «Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни); «Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни). Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы: «История» (базовый и углубленный уровни); «География» (базовый и углубленный уровни); «Экономика» (базовый и углубленный уровни); «Право» (базовый и углубленный уровни); «Обществознание» (базовый уровень); «Россия в мире» (базовый уровень).

Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый и углубленный уровни); «Информатика» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы: «Физика» (базовый и углубленный уровни); «Химия» (базовый и углубленный уровни); «Биология» (базовый и углубленный уровни); «Естествознание» (базовый уровень).

Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы: «Физическая культура» (базовый уровень); «Экология» (базовый уровень); «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень). Учебные предметы могут быть представлены в учебном плане и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая общеобразовательная организация, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать индивидуальный учебный план. Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе, ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами школ.

В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые школой (например, «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История Вологодского края», «Экономика Вологодской области») в соответствии со спецификой и возможностями общеобразовательной организации. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Необходимо также обратить внимание на то, что примерный учебный план предусматривает интегрированные предметы, в частности «Естествознание» и «Обществознание». Так в профилях гуманитарной и социально-экономической направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». При рассмотрении предлагаемого введения этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду. Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» строился не как сумма отдельных элементов знаний из физики, химии, биологии, географии. Он построен на основе задачи формирования целостной естественнонаучной картины мира и задачи ознакомления школьников с методами познания, характерными для естественных наук. Эти задачи в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности.

Интегрированный курс «Обществознание» в старшей школе на базовом уровне включает модули (разделы) « «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета на базовом уровне, так и в качестве самостоятельных учебных предметов в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля.

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом. При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).

Основная общеобразовательная программа на уровне среднего общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения. При этом общебразовательная организация:

- предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся;

- обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.

Для формирования учебного плана профиля необходимо:

1. Определить профиль обучения.

2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее 3 учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.

3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).

4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п. п. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени (2170 часов), предусмотренного Стандартом, то можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне, завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами. 4
5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов или включить в план другие курсы по выбору учащегося

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов. Построение обучения на основе индивидуального учебного плана (ИУП) меняет порядок формирования учебного плана общеобразовательной организации, а также порядок составления и форму расписания занятий. Рассмотрим порядок формирования ИУП в условиях реализации ФК ГОС 2004 года.

На первом этапе происходит формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся. Данный этап начинается с составления предварительного варианта учебного плана школы, включающего в себя набор учебных предметов, которые данное учреждение может предложить на выбор учащимся. В соответствии с БУП определяется перечень обязательных предметов базового уровня (федеральный компонент). Далее перечень дополняется профильными предметами, которые предлагает школа. Затем учебный план дополняется элективными курсами (перечень и содержание элективных курсов определяется школой в рамках компонента образовательного учреждения).

На втором этапе учащиеся выбирают предметы, которые желают изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). После выбора обучающимися предметов и курсов производится подсчет суммарного количества их часов и установление соответствия с объемом учебной нагрузки, предусмотренной БУП и СанПиНами. Необходимо разъяснить учащимся порядок составления ИУП, возможности и правила его изменения в период обучения, формы и порядок отчетности по выбранным курсам.

Далее ведется работа по составлению школьного расписания с учетом нормативов БУП, объемов допустимой учебной нагрузки, возможностей и интересов школы и т.д. Администрация общеобразовательного учреждения создает сводную таблицу, в которой суммируются ИУП учащихся. Аналогичным образом обобщается информация по предметам регионального и школьного компонентов.

После сопоставления сведенной информации о пожеланиях учащихся с возможностями школы (включающими кадры, учебные помещения, оборудование, средства и т.п.) возможна коррекция ИУП в режиме переговоров с учащимися и их родителями. Подготовка школьного расписания фактически предполагает составление индивидуальных расписаний учителей и каждого учащегося. Предполагается также изменение порядка ведения классного журнала. Данный цикл может быть применим и к формированию ИУП в условиях введения ФГОС среднего общего образования.



Модели организации профильного обучения в условиях муниципальной образовательной сети
Важнейшим вопросом введения профильного обучения является выбор модели организации профильного обучения.

Основной моделью профильного обучения являлась внутришкольная профилизация, то есть профилизация была «внутренним делом» одной общеобразовательной организации. В условиях введения ФГОС все активнее заявляет о себе внешняя открытая модель сетевой организации профильного обучения. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы происходит за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных организаций. В этом случае образовательные услуги предоставляются уже целой сетью образовательных организаций.

В соответствии со ст.15 Закона «Об образовании в Российской Федерации», при сетевой форме реализации образовательных программ могут привлекаться ресурсы (материально-технические, кадровые, информационные) иных образовательных организаций, ведущих образовательную деятельность. Это могут быть образовательные организации дополнительного образования детей, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, учреждения здравоохранения, культуры, научные и иные организации, располагающие ресурсами, необходимыми для обучения, прохождения учебных и производственных практик, а также иных видов деятельности, предусмотренных основной образовательной программой.

Во многих случаях введение профильного обучения на этом уровне представляет собой проектирование и формирование муниципальных сетей профильного обучения, а распространение профильного обучения – включение в созданные муниципальные сети пока еще не охваченных ими образовательных учреждений. Поэтому на муниципальном уровне принимаются и выполняются важные управленческие решения о введения профильного обучения по всей совокупности подведомственных образовательных организаций.

Современное понимание роли муниципального управления образованием во многом связано с приданием его деятельности сервисного характера по отношению к объектам, институтам и процессам, существующим (происходящим) внутри муниципальной образовательной системы. Иными словами, было бы неверно свести ответственность муниципального управления образованием только к отслеживанию введения профильного обучения в подведомственных школах. Речь идет об управлении этим процессом, создании для него необходимых условий, поддержке школ (как общей, так и дифференцированной, учитывающей специфические возможности каждого образовательного учреждения) и межшкольных сетей. Например, такое важное решение, как определение школы в качестве ресурсного центра, или выбор иной модели сетевого взаимодействия, может осуществляться только во взаимодействии школьного и муниципального уровней управления. Кроме того, муниципальный уровень управления формирует для профильной ступени общего образования свой специфический заказ рынка труда.

Анализ состояния сетевого взаимодействия позволяет сделать вывод, что для муниципальных образований возможна реализация следующих моделей сетевого взаимодействия:



- кооперация нескольких общеобразовательных школ (сетевая кооперация);

- ресурсные модели.

Кооперация нескольких общеобразовательных школ (сетевая кооперация). Эта модель может быть особенно популярна в малых городах, а также в микрорайонах городских округов, где несколько общеобразовательных школ расположены поблизости друг от друга.

Преимущества кооперации:

- дает возможность реализации профильного обучения в условиях недостатка кадровых и других ресурсов в каждой отдельно взятой школе;

-экономична, т.к. строится на основе более интенсивного использования объединенных ресурсов;

-позволяет открывать классы, укомплектованные школьниками из нескольких входящих в кооперацию школ, что делает возможным введение обучения на основе индивидуальных учебных планов;

- устойчива к внешним негативным факторам, таким как увольнения или болезни учителей, т.к. ее элементы обладают высокой степенью взаимозаменяемости;

- повышает степень открытости школы;

-способствует расширению и увеличению разнообразия профессиональных контактов педагогов.

Все это, вместе взятое, оказывает положительное влияние на улучшение условий для профессионального роста и развития кадров. Однако сетевая кооперация, как и другие модели, не лишена недостатков, которые связаны, в основном, с организацией работы кооперированных между собой общеобразовательных организаций.



Сложности могут проявляться в неготовности школ к осуществлению партнерских отношений, например, в стремлении к доминированию, в конфликтах по вопросам совместного использования объединенных ресурсов и др. При кооперации школ выигрывают наиболее сильные учителя: они получают преимущественное право работать в профильных классах, имея при большой нагрузке минимальное число подготовок. Однако кооперация способствует возникновению конкуренции между педагогами нескольких школ за право работать в старших профильных классах. Этот факт может вызвать у учителей тревогу, недовольство объединением.

Ресурсные модели проще по своей организации, чем сетевые, т.к не нуждаются в координации работы сразу нескольких общеобразовательных организаций. Ресурсные центры строятся на основе объединения нескольких общеобразовательных организаций вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом и играющим роль ресурсного центра. В ресурсной модели одна из организаций является донором для других, использующих ее ресурсы.

Для муниципалитетов наиболее распространена реализация следующих ресурсных моделей сетевого взаимодействия:


  1. Базовая школа, которая используется как ресурсный центр – объединение нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом. В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку (по нескольким профилям) берет на себя базовая школа. Для детализации модели взаимодействия учебного ресурсного центра необходимо учесть ряд дополнительных факторов:

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница