Решением педагогического совета моу гимназии №12 от 2011 г. №



страница1/11
Дата29.04.2016
Размер2.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

«СОГЛАСОВАНО»

в отделе образования

Администрации

г. Каменск-Шахтинского

Начальник _________ В. М. Гугуева

«ПРИНЯТО»

решением педагогического совета

МОУ гимназии № 12

от __ ____________ 2011 г.

__________



Директор МОУ гимназии № 12

________________ Т. С. Шиндер




Основная образовательная программа

начального общего образования

муниципального общеобразовательного

учреждения гимназии № 12

для классов, перешедших на ФГОС

г. Каменск-Шахтинский

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………. 3



Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)…………………………………………………………………………….. 7

Русский язык …………………………………………………………………….11

Литературное чтение ……………………………………………………………21

Иностранный язык (английский) ………………………………………………25

Математика ………………………………………………………………………27

Окружающий мир ………………………………………………………………32

Музыка ………………………………………………………………………......36

Изобразительное искусство и художественный труд……. ………………….38

Физическая культура …………………………………………………………...40

Учебный план НОО …………………………………………………………..45

Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)

на ступени НОО ………………………………………………………………..48

Русский язык ………………………………………………………………….....62

Литературное чтение ……………………………………………………………62

Иностранный язык ………………………………………………………………63

Математика ………………………………………………………………………64

Окружающий мир ……………………………………………………………….65

Музыка ……………………………………………………………………….......66

Изобразительное искусство и художественный труд ………………………...66

Физическая культура ……………………………………………………………68

Программы учебных предметов, разработанные в свете требований

Стандарта ………………………………………………………………………..69

Русский язык ……………………………………………………………………..69

Литературное чтение …………………………………………………………....75

Иностранный язык ……………………………………………………………....79

Математика ……………………………………………………………………....80

Окружающий мир ……………………………………………………………….84

Изобразительное искусство и художественный труд…………………………89

Музыка ……………………………………………………………………….......89

Физическая культура ……………………………………………………………94

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени НОО ……………………………………………………………….100

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа

жизни ……………………………………………………………………………126

Система оценки достижения планируемых результатов освоения

ООН НОО …………………………………………………………………......133

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

- формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Пояснительная записка
Введение

Данный документ разработан педагогическим коллективом МОУ гимназии

№ 12 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей МОУ гимназии № 12, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова и «Перспективной начальной школы», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).
Цели и задачи реализации Образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

к результатам образования
Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

- личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

- предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Гимназия – это образовательное учреждение, дающее гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур, реализует задачи интеллектуального и нравственного развития личности.

В соответствии с особенностями образования в гимназии и Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Основной целью начального этапа развивающего образования в системе

Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова является формирование психологических механизмов учебной деятельности, т. е. механизмов, позволяющих ученикам ставить пред собой очередную учебную задачу и находить средства и способы её решения. Важнейшим условием достижения этой цели является включение в деятельность учащихся понятия, т.е. той особой формы знания, в которой фиксируется общий способ построения определённого класса действий с изучаемым объектом.
Данная цель направлена на реализацию следующих задач:

- заложить основы желания и умения учить себя самостоятельно;

- заложить способности к рефлексии как основе теоретического мышления и сознания и в сфере контрольно-оценочных действий, и при решении учебной задачи;

- сформировать умение работать с различными видами моделей (знаковых, графических, словесных) на этапе обсуждения «продукта» решения учебной задачи (фиксация способов, последовательности и результатов проделанной работы);

- освоить способы внутригруппового и межгруппового взаимодействия учащихся при решении учебной задачи.
Принципы построения содержания и способов обучения в системе Эльконина-Давыдова.


  1. Принцип поиска.

  2. Принцип постановки учебной задачи.

  3. Принцип содержательного обобщения.

  4. Принцип моделирования.

  5. Принцип движения от общего к частному.

  6. Принцип соответствия содержания и формы.

Таким образом, система Эльконина-Давыдова на первой ступени образования ставит своей задачей не получение ребёнком суммы знаний, умений и навыков, а формирование общих способностей, познавательного интереса, другими словами, «инструмента», с помощью которого он сможет продолжать своё образование на следующей ступени школы.
Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа» является оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Средствами УМК решаются следующие задачи:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.
Основными принципами развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:


  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития.

  2. Принцип целостности образа мира.

  3. Принцип практической направленности предусматривает формирование УУД.

  4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

  5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частого к пониманию общего и затем от общего к частному.

  6. Принцип охраны и укрепления психического и физического развития ребёнка.


Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:



  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результат для каждой учебной программы с учётом ведущих целей установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов дав представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:


  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.


Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и их основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущ­ностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсопифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а же потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправ­ленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выно­сится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопитель­ной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполни­тельскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью за­даний базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышен­ного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для поло­жительного решения вопроса о возможности перехода на сле­дующую ступень обучения.



Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как про­педевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебно­го предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, мо­гут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, име­ющие более высокий уровень мотивации способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отраба­тывается со всеми без исключения обучающимися как в си­лу повышенной сложности учебных действий для обучающих­ся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимуще­ственно в ходе процедур, допускающих предоставление и ис­пользование исключительно неперсонифицированной инфор­мации. Частично задания, ориентированные, на оценку дости­жения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить воз­можность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее под­готовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируе­мых результатов этой группы целесообразно вести в ходе те­кущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оцен­ки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых ре­зультатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обу­чающихся.

На ступени начального общего образования устанавлива­ются планируемые результаты освоения:



  • двух междисциплинарных программ — «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текс­том»;

  • программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математи­ка», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное ис­кусство», «Технология», «Физическая культура».

Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у учащихся 1-х и 2-х классов будут сформированы основы личностных, регулятивных, познава­тельных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.



В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся на конец 1-го и 2-го классов будут сформированы основы:

- внутренней позиции обучающегося;

- адек­ватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентации на моральные нормы и их выполнение, способности к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных дейст­вий у учащихся 1-х и 2-х классов будут сформированы основы овладения всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образователь­ном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализа­цию (в том числе во внутреннем плане) контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий у учащихся 1-х и 2-х классов будут сформированы основы умения воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства.

В сфере коммуникативных универсальных учебные действий у учащихся 1-х и 2-х классов будут сформированы основы умения учитывать позиции собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять со­трудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адек­ватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщени­ях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Чтение и работа с текстом

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования учащиеся на конец 1-го класса приобретут первичные навыки:

- работы с содержащейся в их текстах информацией в процессе чтения соответствую­щих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций;

- овладеют элементарными навыками чтения информации, представлен­ной в наглядно-символической форме.


На конец 2-го класса учащиеся научатся:

- читать информацию, представлен­ную в наглядно-символической форме, приобретут опыт ра­боты с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграм­мы, схемы;

- смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей.
Русский язык

1 класс

На конец 1 класса у учащихся будут сформированы результаты:

личностные:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • осознание необходимости изучения родного языка;

  • осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и учителям и следование принятым нормам поведения в школе;

  • осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе.

метапредметные:

  • умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе; принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы;

  • умение сравнивать результат своей работы с предложенным образом, а также с результатами работ одноклассников (в паре, группе);

  • умение задавать вопросы с целью получения недостающей информации;

  • умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.

предметные:

  • осознание смыслоразличительной роли звуков;

  • овладение способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности;

  • различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих;

  • умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;

  • умение различать звуки и буквы;

  • умение правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений;

  • умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их;

  • умение обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв я, ю, е, ё, и и буквы ь; обозначать на письме звук [й'] с помощью букв я, ю, е, ё;

  • умение переносить слова с одной строки на другую по слогам;

  • овладение обобщенным понятием об орфограмме;

  • умение писать заглавную букву в именах людей и кличках животных;

  • применение правил правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также ЧК, чн, щн, щк;

  • умение определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки;

  • употребление в речи слов речевого этикета;

  • овладение способом различения слов-названий и служебных слов;

  • умение правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;

  • умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;

  • умение устно составлять 3 – 5 предложений на определённую тему.


Содержательная линия «Система языка»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница