Ресурсы сетевого пространства как инновационное средство организации эффективной коммуникации педагога-психолога



Скачать 62.93 Kb.
Дата14.05.2016
Размер62.93 Kb.
РЕСУРСЫ СЕТЕВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Казеичева Ирина Николаевна (ikazeicheva@yandex.ru)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с углублённым изучением отдельных предметов (МОУ СОШ №18 с УИОП) г. Орехово-Зуево

Аннотация

Статья посвящена использованию информационных технологий в деятельности педагога-психолога; перспективам разработки такого электронного ресурса, как интерактивный плакат; возможности расширения взаимодействия психолога и других участников образовательного процесса посредством создания персонального сайта.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» отмечается, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования на основе эффективного использования возможностей современных информационно-­коммуникационных технологий, которая «позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить подлинную вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли преподавателя, расширению его профессиональной деятельности, возможности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся». К 2015 году планируется укомплектовать образовательные учреждения компьютерным, сетевым, мультимедийным оборудованием, программным обеспечением – всем необходимым для эффективного использования информационно­-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. В этом случае будет осуществлен переход от внедрения к плодотворному использованию ИКТ, сопровождаемому постоянным обновлением его и обеспечивающей его работу инфраструктуры. В свою очередь потребуется постоянное совершенствование профессионализма преподавателя, приведение в соответствие требованиям времени его роли в организации и повышении эффективности самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Особая роль ИКТ отводится в области создания условий доступности качественного образования для обучающихся с особыми потребностями.

Принимая за аксиому заинтересованность широкого круга лиц в психологических знаниях, даже скептик вынужден признать, что использование информационно-коммуникационных технологий открывает огромные возможности в расширении практической деятельности психолога системы образования, предлагает дополнительные пути взаимодействия психолога и других участников образовательного процесса.

В настоящее время практическая деятельность школьного психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий, позволяющих сделать работу педагога-психолога более продуктивной. Компьютер можно использовать практически на всех направлениях деятельности школьного психолога: профилактической, просветительской, диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной. Владение компьютерными технологиями – необходимое условие повышения эффективности деятельности и роста профессионального мастерства психолога в системе образования. При этом в практической работе становится возможным не только использование готового продукта, но и создание и разработка нового.

Помимо ставших уже традиционными форм применения ИКТ – таких как использование компьютерной психодиагностики, готовых программных продуктов известных компаний, разработка несложных тестов для проведения различных психолого-педагогических срезов, создание электронного банка данных учащихся разных категорий, разработка собственных компьютерных слайд-презентаций, работа с интерактивной доской при проведении коррекционно-развивающих занятий, размещение информации на том или ином сайте – в арсенале психолога может и должна появиться еще одна форма работы: свой собственный, персональный сайт.

В настоящее время подавляющее большинство родителей школьников обладает хорошими навыками работы на компьютере, следовательно, они являются уверенными пользователем сети Интернет. Вот ресурс, который позволяет большому количеству потенциальных посетителей сети, нуждающихся в психологической консультации специалиста, стать виртуальными клиентами психолога. Одна из возможностей – обратиться за необходимой информацией на школьный сайт, к примеру, на страничку психолога. На ней даётся полезная информация по различным разделам: родителям, учителям – размещены полезные советы, ссылки. Однако у такой странички есть заведомые недостатки: ограниченный объём материалов, доступных к размещению. В этой связи весьма важными представляются возможности использования службы Интернет, среди которых есть услуги по созданию, размещению и продвижению персональных сайтов, что позволяет психологу, не имеющему специальных знаний в области компьютерных технологий, создать свой собственный веб-сайт. С помощью информационно-поисковой системы Яндекс на домене ucoz я создала и в настоящее время активно разрабатываю персональный сайт http://vpomosh.ucoz.net. Он создан в качестве сетевого инструмента для передачи различной информации: по результатам проведенных опросов; исследований, проходивших в школе, размещению сведений по проблематике, интересующей всех участников образовательного процесса. На страницах сайта содержатся материалы, интересные как администрации, учителям, родителям, так и школьникам. Среди них – тесты, полезные советы, методические материалы, выполненные с помощью Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Office PowerPoint, «полезные» ссылки на Интернет-сайты с дополнительной информацией, гостевая книга.

При разработке сайта были созданы интерактивные плакаты для родителей «А ваш ребёнок готов к школе?» и учащихся «Готовимся к ЕГЭ и ГИА».

Плакат «Готовимся к ЕГЭ» (цифровой методический ресурс также размещён в «Сети творческих учителей» по адресу: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat­­_no=55057&d_no=55494&ext=attachment.aspx?ld=14541) предназначен для демонстрации старшеклассникам, а также родителям выпускников в период проведения подготовки к итоговой аттестации. Плакат выполнен с помощью программы Microsoft PowerPoint, что даёт оригинальную возможность представления информации по интересующим вопросам психологической подготовки к сдаче ЕГЭ в наиболее полной и ненавязчиво доходчивой форме. Кроме того, у ребят есть возможность потренироваться в развитии своих познавательных способностей, а у взрослых – более подробно ознакомиться с информацией о ЕГЭ по указанным ссылкам. На плакате имеется информация по следующим разделам (на которые даётся переход по гиперссылкам):


  • Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам

  • Советы выпускникам: как подготовиться к сдаче экзаменов

  • Подготовка к экзамену

  • Накануне экзамена

  • Во время тестирования

  • Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования

Помимо этого на плакате имеются ссылки на доступные сайты, с помощью которых учащиеся могут потренироваться в выполнении ЕГЭ в режиме on-line, узнать свежие новости о ЕГЭ, поработать над развитием мыслительных процессов. По отзывам старшеклассников, которым демонстрировался плакат, представленная информация важна, интересна, познавательна, доступна. Проведение занятия с учащимися 10-11 классов с использованием подобной разработки делает его живым, насыщенным, несёт дополнительную информативную и развивающую нагрузку. Полезными для родителей оказались ссылки на сайты с официальной информацией по ЕГЭ и советы о подготовке к экзаменам (по данным опроса родителей).

Мониторинг посещений и скачивания материалов позволяет сделать вывод о востребованности такого электронного ресурса, как интерактивный плакат, и наметить рамки продолжения работы по созданию новых плакатов различной тематики. Безусловный плюс – данная форма представления информации стимулирует творческую активность учителей и учащихся, в создание подобных электронных пособий с удовольствием вовлекаются и старшеклассники.

Ещё один аргумент в пользу собственного сайта педагога-психолога – наличие гостевой книги, мини-чата. Они дают возможность посетителям сайта задавать вопросы психологу, высказывать свои предложения, что позволяет корректировать информацию на страницах сайта, добавляя необходимые материалы, а так же корректировать те или иные виды деятельности в зависимости от проблем, которые были обозначены.

Таким образом, можно сделать вывод, что персональный сайт педагога-психолога является серьёзным инструментом в работе, поскольку позволяет эффективно распространять специальные психологические знания, в немалой степени способствует процессу эффективной коммуникации родителей, педагогов, учащихся школы.


Литература


1. Казеичева, И.Н. Некоторые аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога-психолога / И.Н. Казеичева // Материалы III Международной научно-практической конференции: Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – С. 35 – 38.

2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 364 с.



3. Проект современной модели образования [Электронный ресурс]. 2009 – режим доступа http://normativka.resobr.ru/archive/year/articles/1361, свободный. – Нормативные документы образовательного учреждения. – Яз.рус.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница