Результаты опроса, проведенного в рамках XI всероссийской научно-методической конференции «Телематика»



Скачать 202.66 Kb.
Дата01.05.2016
Размер202.66 Kb.
Результаты опроса, проведенного в рамках XI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика»
В данном отчете представлены результаты опроса проведенного 7-8 июня сотрудниками портала "Экономика. Cоциология. Менеджмент" в рамках XI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика».

«Телематика» собрала лучших российских и зарубежных специалистов, работающих в сфере интернет-образования, информационных технологий и телекоммуникаций. Данная конференция совпала с празднованием 10–летия Федеральной университетской компьютерной сети России – RUNNet. По форме и содержанию это напоминало отчетное мероприятие и одновременно презентацию всего того, что происходит на просторах RUNNet в процессе формирования единого информационного пространства высшей школы России.

Работа на конференции велась по следующим секциям:

А. – Федеральная компьютерная сеть RUNNet и региональные телекоммуникации: состояние и перспективы развития.

В. – Наукоемкие компьютерные технологии: высокопроизводительные вычисления, ИПИ-технологии, программирование.

C. – Информатизация общего среднего и профессионального образования.

D. – Повышение квалификации и переподготовка кадров в области ИКТ. 

E. – Единое образовательное информационное пространство СНГ.  

К. – Интернет-обучение: ориентиры, официоз, опыт, организация.

Перечисленные выше названия секций дают представление о спектре интересов собравшихся для совместной работы исследователей и специалистов в области информационных технологий, преподавателей и студентов.

Опрос, проведенный среди участников конференции, носил описательный характер.

Цель опроса состояла в получении экспертной оценки деятельности системы российских федеральных образовательных порталов и федерального образовательный портал "Экономика. Cоциология. Менеджмент" в частности. В дальнейшем планируется использовать материалы опроса для изучения профессионального сообщества RUNNet, подготовки рекомендаций по совершенствованию системы функционирования федеральных образовательных порталов России.

В опросе приняло участие 59 респондентов. Большинство из них заняты в сфере образования – 76% и науки – 13%, сфера бизнеса и гос. управления представлены незначительно 9% и 5 % (Таблица 18); 83% опрошенных хотя бы раз посещали федеральные образовательные порталы, при чем 36% принимают непосредственное участие в разработке одного из федеральных образовательных порталов; 17% заявили, что никогда не посещали не один из указанных порталов, 64% не имеют никакого отношения к разработке федеральных образовательных порталов (Таблица 1, 2). Средний возраст опрошенных – 34 года, 12 женщин, 47 мужчин. Более 50% опрошенных представляют Москву и Санкт-Петербург, (22 и 11 респондентов соответственно), четверо из Волгограда и двое из Воронежа, по одному человеку из Барнаула, Принстона (США), Йошкар-Олы, Самары, Тулы, Владимира, В. Новгорода, Пятигорска, Кемерово, Иркутска, Ярославля, Тамбова, Н. Новгорода, Перми (Таблица 19).

Первый блок вопросов был посвящен комплексной оценке деятельности федеральных образовательных порталов (наполнение, ресурсный потенциал, популярность порталов, перспективы развития). Второй блок связан непосредственно с анализом федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент». В третьем блоке рассматриваются различные стратегии поведения пользователей порталов. Распределения ответов респондентов на вопросы анкеты представлены в Приложении.
Для начала мы попытались выяснить степень известности 15 федеральных образовательных порталов в профессиональной среде, занимающейся внедрением информационных технологий и интернета в образование. В рейтинге популярности лидирующие позиции занимают1 :

1. Федеральный портал “Российское образование”

2. Российский портал открытого образования

3. Естественно-научный образовательный портал  (физика, химия, биология, математика)

4. Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании

5. Российский общеобразовательный портал

Наименее популярны в данной аудитории:

1. Федеральный портал по дополнительному образованию детей

2. Специализированный портал “Здоровье и образование”,

3. Специализированный портал “Международное образование”.

Данный результат говорит о востребованности прежде всего порталов, которые имеют ресурсы для удовлетворения образовательно-исследовательских интересов и познавательных потребностей пользователей по широкому диапазону специальностей и уровней образования. Естественно, что в данной профессиональной среде популярны и востребованы порталы с естественнонаучной / технической ориентацией. В наименьшей степени востребованы узкоспециализированные порталы, предоставляющие ресурсы, несоответствующие профессиональным потребностям наших респондентов, большая часть которых занята в сфере высшего образования и науки.

В настоящее время существует несколько мнений о том, сколько должно существовать федеральных порталов, которые могли бы полностью удовлетворить спрос пользователей. Одни настаивают на слиянии всех ФОП в один, другие отстаивают точку зрения, по которой должно существовать несколько федеральных порталов, называя при этом определенное число. Мнения респондентов разделились приблизительно поровну: 45% считают, что должен существовать единый федеральный образовательный портал, больше чем один портал устраивает 55% опрошенных. Что касается оптимального количества порталов, то действительно, некоторые из участников опроса согласились, что можно назвать точное число порталов, которое будет отвечать всем запросам пользователей: 3 портала оптимально для 7% опрошенных, 5 порталов – 11%, 7 порталов – 2%, более 7 – 35% (Таблица 7).

В отношении перспектив развития федеральных образовательных порталов соотношение сторонников единого портала и сторонников специализированных порталов выглядит следующим образом: 46% респондентов за интеграцию порталов, 34% высказались за дифференциацию порталов. Поскольку вопрос предполагал множественный выбор ответов, мы не зафиксировали значимого количественного различия в предпочтениях опрошенных. Наименее популярной оказалось идея персонализации рабочих мест, ее поддержали 26%, примерно треть 32% респондентов высказались за подписку на новости, новые тематические ресурсы, увеличение мультимедийной обучающей информации приветствуют 34%, и приблизительно половина 44% считает перспективным внедрение дистанционных форм образования (Таблица 5).

Можно назвать еще одно направление развития федеральных образовательных порталов – это коммерционализация образовательного сегмента интернет-пространства. В связи с чем, мы задали участникам конференции два вопроса: допустима ли коммерческая реклама на страницах федеральных образовательных порталов и могут ли федеральные образовательные порталы оказывать пользователям платные услуги? В итоге мы получили довольно противоречивые результаты: притом, что 80% опрошенных допускают возможности оказания платных услуг пользователям, только 49% - приветствуют размещение рекламы, 41% - выступают против рекламы и 17% - против оказания любых платных услуг2 (Таблицы 15, 16).

Существует несколько мнений по поводу размещения на порталах полнотекстовых ресурсов. Например, высказывается опасение, что в идеологии порталов произойдет смещение в сторону ориентации на удовлетворение именно потребности пользователей в полнотекстовых публикациях, что приведет к трансформации порталов в хранилища ресурсов, электронные библиотеки.

Опросы, проведенные нами на портале (см. статистика экспресс-опрос Развитие сервисов портала) и среди участников конференции, показывают, что большинство респондентов (80%) считают, что полнотекстовые ресурсы обязательно должны присутствовать на страницах порталов, 18% высказывают более нейтральное отношение к данной проблеме (могут присутствовать), и только 2 % респондентов выступают против размещения полнотекстовых ресурсов (Таблица 6).


Часть современных исследований в области социологии интернета ориентированы на анализ интернета как источника научной информации и его возможностей в сфере науки и образования. Так, Батыгин Геннадий Семенович писал, что «пока в структуре научной коммуникации интернет не имеет существенного значения»3. В ответе на вопрос об использовании в профессиональной работе средств онлайн-общения большинство (95%) респондентов указали в качестве основного средства онлайн-связи электронную почту (Таблица 13), 2 % респондентов пользуются электронной почтой иногда, 3% не пользуются электронной почтой. Полученные данные отражают картину, которая была описана Е.А Мирской еще в 19984, а именно, интернет используется исследователями преимущественно для переписки, а получение новой информации непосредственно не связано с сетью.


Кроме электронной почты в данной аудитории нашлись пользователи форумов, чатов, ICQ, по суммарным показателям часто и иногда 82% респондентов участвуют в форумах, (из них 34% часто); 29% являются пользователями чатов (из них лишь 2% часто), 53% пользуются ICQ, (из них 34% часто).

В онлайн-коммуникациях закрепилась традиция использования псевдонимов (nickname), среди наших респондентов 39% используют nickname в профессиональном онлайн-общении, соответственно 61% не используют (Таблица 14).

Ряд социологов предсказывают в ближайшем будущем глобальное внедрении интернета в научно-исследовательскую жизнь, так Б. Докторов пишет о том, что приближается время, когда социологические опросы в основном будут осуществляться через Сеть.5 Мы попытались выяснить отношение опрашиваемых к интернету как методу научного (исследовательского) познания, с помощью вопроса об их личном участии в интернет-опросах: две трети респондентов ответили, что участвуют в интернет-опросах (8% участвуют постоянно, 63% участвуют время от времени) , 29% никогда не принимают участие (Таблицу 12).

Нам не удалось получить данные для оценки деятельности федерального образовательного портала "Экономика. Cоциология. Менеджмент" так как большинство опрошенных затруднились ответить на вопросы, лишь 10% смогли оценить работу портала по указанным параметрам: Наполнение / Структура / Загрузка /Дизайн, (Таблицы 3 и 4).

Подведем некоторые итоги. В данной профессиональной среде выделяется несколько наиболее посещаемых порталов, лидирующую позицию занимает Федеральный портал "Российское образование", содержащий информацию наиболее общего характера и в том числе нормативные документы, госстандарты по образовательной тематике, часто выступающий в качестве «справочной», местом ссылок на другие портала и сайты. Приблизительно поровну распределились голоса участников опроса относительно оптимального количества федеральных порталов, которые смогут полностью удовлетворить спрос пользователей, 45% - единый портал, 55% - несколько специализированных порталов. Оценивая перспективы развития федеральных образовательных порталов, 46% респондентов считают наиболее перспективным направлением интеграцию порталов, а наименее перспективным –персонализацию рабочих мест (26% опрошенных). Коммерционализацию порталов, в частности оказание платных услуг пользователям, поддерживают 80% опрошенных, но только 49% - приветствуют размещение рекламы. Однозначно положительно (80%) оценивается размещение на порталах полнотекстовых ресурсов. Для большей части респондентов интернет остается, прежде всего, средством переписки, среди других форм онлайн-коммуникаций наиболее популярны форумы, наименее - чаты. Псевдонимы в онлайн-среде используют 39% респондентов. Две трети опрошенных принимают участие в интернет-опросах.

Полученные в ходе опроса данные носят описательный характер, так как в опросе приняла участие лишь пятая часть участников конференции, мы не можем делать какие-то выводы, претендующие на отражение полной картины деятельности системы российских федеральных образовательных порталов. И все же мы можем, выдвинуть некоторые предположения, которые будут подтверждены либо опровергнуты в ходе дальнейших исследований. Приглашаем Вас к участию в экспресс-опросах, проводимых на федеральном образовательном портале "Экономика. Cоциология. Менеджмент".



Приложение
Результаты опроса, проведенного в рамках XI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика»
Таблица 1

Как часто Вы посещаете перечисленные ниже порталы?





Никогда %

Иногда %

Часто %

Федеральный портал по дополнительному образованию детей

90

10

0

Специализированный портал "Здоровье и образование"

85

15

0

Специализированный портал "Международное образование"

85

15

0

Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ

81

15

4

Портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"

75

20

5

Cпециализированный информационный портал "Реализация федеральных и региональных программ развития образования"

69

24

7

Образовательный портал "Экономика. Cоциология. Менеджмент"

68

32

0

Специализированный федеральный портал "Инженерное образование"

68

27

5

Российский образовательный правовой портал

66

22

12

Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ)

63

27

10

Российский общеобразовательный портал

54

34

12

Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании

53

32

15

Естественно-научный образовательный портал  (физика, химия, биология, математика)

52

31

17

Российский портал открытого образования

47

29

24

Федеральный портал "Российское образование"

27

37

36

Никогда не посещаю федеральные образовательные порталы







17%



Таблица 2

Какое из перечисленных ниже суждений можно отнести к Вам


я принимаю участие в технической разработке одного из федеральных образовательных порталов

18%

я принимаю участие в разработке контента одного из федеральных образовательных порталов

18%

я принимаю участие в административно-организационном обслуживании одного из федеральных образовательных порталов

18%

не имею отношения к разработке

федеральных образовательных порталов



64%


Таблица 3
Примечание: указано количество людей, поставивших тот или иной балл

Оцените, пожалуйста, работу портала «Экономика. Социология. Менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru по 5 балльной шкале по следующим параметрам





Таблица 4
Примечание: указано количество людей поставивших тот или иной балл

Сравните, пожалуйста, работу портала «Экономика. Социология. Менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru с работой других известных вам порталов по следующим параметрам




Таблица 5
Как Вы считаете, каковы наиболее перспективные направления развития федеральных образовательных порталов?

(Можно выбрать несколько вариантов ответа)


интеграция порталов

46%

внедрение дистанционных форм образования

44%

увеличение мультимедийной обучающей информации

35%

дифференциация порталов (по специализированным направлениям)

34%

подписка на новости и новые тематические ресурсы

32%

персонализация рабочих мест

24%



Таблица 6
Определите место полнотекстных ресурсов в структуре федеральных образовательных порталов:


должны присутствовать в большом объеме

80%

могут присутствовать в ограниченном объеме

18%

не должны присутствовать

2%



Таблица 7
В настоящее время наличествует несколько мнений о том, сколько должно существовать федеральных порталов, которые могли бы полностью удовлетворить спрос пользователей. С каким из перечисленных ниже суждений Вы согласны:


должен существовать единый федеральный образовательный портал

45%

должно существовать несколько федеральных образовательных портала

55% (из них)

3

7%

5

11%

7

2%

больше

35%



Таблица 8

Как, по Вашему мнению, необходимо описывать электронные ресурсы:





необходим особый стандарт описания электронных публикаций

56%

соответственно госстандарту библиографических описаний

30,5 %

существует гост на электронные издания


3 %

специальные стандарты не нужны

3 %

в соответствии с международными стандартами

2 %

единый формат по порталам

2 %

мировые стандарты

2 %

не знаю

2 %


расширить стандарт библиографического описаний с учетом медийности и гипертекста

2 %


Таблица 9

Как Вы считаете, необходима ли регистрация на федеральных порталах:


нет

42%

да

39%

другое (не указали ,что именно)

8%

регистрация по желанию

5%

необходима, если скачиваются полнотекстовые документы

2%


не ответили на вопрос


2%



Таблица 10

Если при входе на сайт Вас просят зарегистрироваться, Вы:


регистрируетесь время от времени

73%

всегда регистрируетесь

10%

никогда не регистрируетесь

15%

затрудняюсь ответить

2%








Таблица 11

Если Вы регистрируетесь на сайте, называете ли свои настоящие данные (например: ФИО, телефон, место работы и т.д.)





да

61%

нет

13,5%

затрудняюсь ответить

7%

иногда

10%

зависит от сайта

7%

если выполняется проверка


2%




Таблица 12

Участвуете ли Вы в интернет-опросах?





да, время от времени

63%

нет, никогда

29%

да, постоянно

8%


Таблица 13
Используете ли Вы в профессиональной работе средства онлайн-общении:




Никогда %

Иногда %

Часто %

интернет концеренцию







2

http/ftp







2

msn-messager







2

news







2

z39.50







2

microsoft messager 1 чел







2

электронную почту

3

2

95

форумы

18,5

47,5

34

ICQ

47,5

18,5

34

чаты

71

27

2

Yahoo-messager

90

10

0


Таблица 14
Используете ли Вы псевдоним (nickname) в профессиональном онлайн-общении:

да

39%

нет

61%


Таблица 15

Как Вы считаете, допустима ли коммерческая реклама на страницах федеральных образовательных порталов?


да

49%

нет

41%

затрудняюсь ответить

10%


Таблица 16

Могут ли федеральные образовательные порталы оказывать пользователям платные услуги?


да

80%

нет

17%

затрудняюсь ответить

3%

Несколько вопросов о Вас



Средний возраст участника

34 года

Таблица 17


Пол

Ж

11

М

47

не ответили


1


Таблица 18
Укажите тип организации, в которой вы работаете

учебная организация (ВУЗ, школа и проч.)

45

научно-исследовательская (НИИ и проч.)

8

бизнес

5

государственное управление

3


общественная организация

0

другое

0

(области иногда пересекались)
Таблица 19

Назовите город, в котором живете

Москва

22

СПБ

11

Волгоград

4

Воронеж

2

Барнаул

1

Принстон, Нью Джерси, США

1

Й-Ола

1

Самара

1

Тула

1

Владимир

1

Великий Новгород

1

Пятигорск

1

Кемерово

1

Иркутск

1

Ярославль

1

Тамбов

1

н. Новгород

1

Пермь

1

Не указали

6


1 Полный рейтинг см. Таблица 1.

2 Вы можете присоединиться к обсуждению вопроса о коммерческой рекламе на федеральных образовательных порталах в рамках эксперт-опроса Результаты опроса

3 Батыгин Г.С. Социология и интернет: наука и образование в виртуальном пространстве http:// www.nir.ru/sj/sj/sj1-01bat.html

4 Мирская Е.З., Шапошник С.Б. Компьютерные коммуникации в российской науке // Вестник Российской академии наук. 1998. N 3.


5 Докторов Б. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 2000. №4.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница