Роль коммуникативной компетнтности в системе образования



Скачать 56.82 Kb.
Дата29.06.2016
Размер56.82 Kb.
РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Долгополова Елена Николаевна (elen-dolgopolova@yandex.ru), учитель математики и информатики.

МОУ лицей № 8 г. Кисловодск

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования коммуникативной компетентности молодых людей в условиях информатизации образования. Рассматриваются факторы влияющие на развитие коммуникаций.

В современном мире от уровня технологического развития каждой страны зависит не только ее экономическое могущество и уровень жизни населения, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности политической и экономической интеграции с другими странами. В то же время, уровень развития и использования современных технологий определяется способностью производить, усваивать и применять новые знания. Общество вступает в эру информатизации, характеризующуюся усилением роли средств информатики, достоверного, исчерпывающего и опережающего знания во всех областях человеческой деятельности.

Одним из важных направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Одна из основных идей реформирования образования заключается в компетентностном подходе к результатам образования, включающем следующие аспекты:



  • наличие компетентности означает общую способность к определенному аспекту бытия и деятельности человека;

  • деятельностная формулировка компетентности соответствует ориентации на ее использование в жизни учащегося во время обучения и после его окончания;

  • основы компетентности закладываются уже в начальной школе, минимально достаточный для жизни в обществе уровень достигается по завершению основной, ее формирование продолжается на протяжении жизни.

Личность можно представить как совокупность компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность. Ключевые компетенции основываются на свойствах личности и проявляются в определённых способах поведения, которые опираются на психологические функции человека, имеют широкий практический контекст, обладают высокой степенью универсальности.

Для образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:



  • коммуникативная компетентность;

  • информационная компетентность и т.д.

Существует много определений понятия "коммуникативная компетентность". Обратимся к классикам: "коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения" [2], "коммуникативная компетентность - ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения" [3].

Информационная компетентность обозначается как "владение информационными технологиями - умение работать со всеми видами информации" [4].

В "Концепции модернизации российского образования до 2010 года", говорится о том, что "должна формироваться новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования" [5].

Именно на педагогический состав возложена эта миссия - "формирование современных ключевых компетенций обучающихся". Но для этого нужно обучить педагогов работать не только на формирование ЗУН, а на формирование ключевых компетенций, т.е. педагогу нужны качественно новые характеристики педагогической деятельности, которая стала мобильной, разнообразной и не укладывается в рамки единой универсальной теории, нужны новые смыслы для тех традиционных педагогических понятий и концепций, которые реально действуют и не утратили актуальность.

По мнению учёных, сегодня общество находится в стадии перехода от индустриального типа к информационному. Весь мир окутан системами связи, коммуникациями. Поэтому молодой человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями, лавировать в информационном потоке жизни. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой [6].

В существующей сегодня системе образования, компетентность должна оказаться междисциплинарной, обеспечивающей возможность формирования целостной картины мира.

Новые целевые ориентиры, отражённые в государственных образовательных стандартах, в образовательной программе школы побуждают учителя к педагогическому осмыслению новых задач и применению системы инноваций. Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности молодых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а формирование компетентности должно стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема формирования компетентности не решается одним лишь информированием испытуемого о результатах тестирования – суть её в том, чтобы организовать процесс, таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своих знаний.

Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения [2].

Информационно-коммуникационные технологии и, в частности, глобальная сеть Интернет, становясь неотъемлемым атрибутом взаимодействия как на неофициальном (бытовом), так и на официальном уровне, заставляют переосмыслить подходы к моделированию пространства как информационного, так и коммуникативного с учетом появления и устойчивого функционирования виртуального пространства.

Современные концепции управления, в том числе и в информационно-коммуникационной сфере, неразрывно связаны с повышением роли в обществе социальной коммуникации как таковой и, в частности, средств массовой коммуникации. Коммуникативные процессы, объединяющие общество на всех уровнях, пронизывающие социальную среду, распределяющие и транслирующие значимую информацию, оказывают существеннейшее влияние на жизнь общества. Растущая информатизация социальной жизни ведет к повышению воздействия интерпретационных схем и парадигм на чувства и настроения больших масс людей, сближает ранее закрытые друг для друга культурные миры, не исключая, а, напротив, активно и целенаправленно применяя методы манипулирования массовым сознанием.

Важной особенностью начала XXI века является формирование единого мирового информационного пространства на базе сети Интернет, проникновение процессов информатизации, глобализации и виртуализации во все сферы жизнедеятельности, создание международного рынка информации и управления.

Такие факторы окружающего нас мира не могут не сказаться на формировании коммуникативной компетентности, вмещающей в себя информационные поля различной степени общности, которые в свою очередь могут и должны быть объединены в информационно-коммуникативное пространство, сформированное на основе известных научно-методических и организационно-управленческих достижений.



Литература

  1. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч. 1. Обучение: Учеб.пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 162 с

  2. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989

  3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.:ЛГУ, 1985

  4. Селевко Г.К. Педагогические технологи на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005

  5. "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 [Электр. ресурс] СПС Гарант

  6. Извозчиков В.А. Школа информационной цивилизации: "Интеллект-XXI". - М.: Просвещение, 2002, С. 16-18


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница