Роль оценки качества профессионального образования и обучения в европе



Скачать 132.74 Kb.
Дата01.05.2016
Размер132.74 Kb.


РОЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ
О.Н. Олейникова,

руководитель Национальной Обсерватории

профобразования РФ, канд. пед. наук
Вопросы оценки качества профессионального образования и обучения приобретают все большее значение в современной теории и практике образования. Повсеместно осознается необходимость совершенствования методов и процедур оценки как образовательных программ, так и результатов их освоения с учетом соответствия получаемых обучающимися компетенций потребностям рынка труда, индивидуальным запросам обучающихся и общества в целом. Формирование надежной системы обеспечения качества является одной из основных задач модернизации системы профессионального образования и обучения в России. В этой связи может оказаться полезным знание опыта, накопленного в странах Европейского Союза, краткий обзор которого предлагается в данной статье.

Как известно, оценивание позволяет решать несколько задач: во-первых, совершенствовать содержание обучения, во-вторых, обеспечивать необходимую обратную связь между процессом обучения и обучающимися и, в-третьих, более эффективно осваивать требуемую квалификацию. Адекватное оценивание дает возможность обучающимся сознательно подходить к процессу обучения и придает им уверенность в получении качественного образования. Изменение характера профессионального образования и обучения привело к необходимости пересмотра традиционных процедур и методов оценки, в связи с чем активизировался, пусть и не всегда успешно, поиск новых подходов и решений.

В ходе проводимых исследований обозначились следующие ключевые направления и принципы:


  • связь между оценкой и обучением;

  • акцент на компетенциях;

  • необходимость разработки процедур признания компетенций, полученных вне сферы формального образования и обучения;

  • выработка единых (сквозных) процедур и методов оценки для различных типов образовательных учреждений и структур, осуществляющих обучение, позволяющих проводить сравнительный анализ качества обучения.

При разработке процедур и методов оценивания следует исходить из его важности для обучающихся как механизма управления процессом обучения. Экзамены заключают в себе определенные политические, идеологические и образовательные аспекты, в связи с чем неизбежно встает вопрос: что контролируют экзамены и кто отвечает за осуществление этого контроля [1]. На эти вопросы нет единственно правильного ответа ни в одной стране, поскольку экзаменационная политика и практика всегда является определенным компромиссом или серией компромиссов между интересами, ценностями и точками зрения различных заинтересованных сторон. Традиционное оценивание, предполагающее сравнение обучающихся друг с другом, показало свою недостаточную эффективность в профессиональном образовании и обучении. И в этой связи оценивание получило новое осмысление. В настоящее время оно рассматривается как процесс сбора информации для выработки суждений о степени и характере успешности продвижения обучающегося к достижению заключенных в стандарте требований, предъявляемых к его будущей деятельности [2].

Как известно, в прошлом оцениванию подвергались те параметры, которые можно было легко измерить, а именно, материал, который требовал запоминания или же умения низкого уровня. Сам принцип оценивания заставлял обучающихся уделять особое внимание темам, которые подлежали оценке, за счет других разделов курса обучения. Помимо этого проводимое оценивание не могло не влиять на процесс обучения и часто приводило к тому, что, успешно сдавая экзамены, обучающиеся, тем не менее, не имели адекватного понятия о предмете изучения.

Переосмысление традиционной практики выявило необходимость установления взаимосвязи между компетенцией, обучением и оценкой [3].

Подход, основанный на компетенциях, позволяет обеспечить нацеленность обучения и оценивания на достижение конкретных результатов и дает возможность оценивать компетенции, освоенные за рамками формального образования и обучения, а также помогает обучающимся лучше понять, что от них ожидается, а работодателям – что означает та или иная квалификация.

Каждый факт оценивания представляет важность для процесса обучения, поскольку он указывает обучающимся на то, что следует изучать и как нужно это делать.

Важно помнить о так называемых незапланированных последствиях оценивания, являющихся функцией сам оценочных заданий и предыдущего опыта обучающихся в плане сдачи экзаменов или прохождения иных форм оценивания. Если когда-либо раньше для подготовки к успешной сдаче экзаменов, студенты использовали определенные формы работы, есть вероятность, что они могут попытаться «перенести» этот опыт и на подготовку к экзаменам или другим проверочным испытаниям, основанным совсем на других принципах. И, следовательно, предыдущий опыт будет влиять и на подход к обучению, и на интерпретацию самих проверочных заданий, что также необходимо учитывать при организации оценивания. Более того, задания, сформулированные преподавателями, которые прекрасно владеют своим предметом, могут быть по-разному интерпретированы обучающимися. Ведь они имеют значительно меньший опыт в данной области и принадлежат к другому поколению и, возможно, другой культуре.

Также необходимо не допускать концентрации большого количества проверочных испытаний, проводимых одновременно или с небольшим интервалом. Поскольку это может отрицательно повлиять на восприятие их обучающимися и на творческий подход к выполнению предлагаемых заданий.
Типы оценивания

Оценивание может быть «формирующим» и «итоговым». Формирующая оценка устанавливает «обратную связь» между обучающимися и степенью успешности достижения ими целей обучения в процессе обучения. Итоговая оценка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся в курсе обучения. Естественно, обе формы оценки взаимосвязаны и между ними нет четких границ. Следует, однако, особо подчеркнуть важность формирующей оценки, поскольку именно ее часто игнорируют в угоду итоговой оценке, несмотря на то, что она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.

Важно также помогать обучающимся осваивать технику самооценки, поскольку умение оценивать самого себя, собственные умения и достижения, в конечном счете, имеет большее значение для человека, чем освоение какого-нибудь конкретного предмета, так как оно необходимо человеку в течение всей его профессиональной жизни.

Как правило, в настоящее время обучающиеся спонтанно (а потому и не всегда адекватно) оценивают себя в процессе выполнения проверочных заданий. Для формирования умения адекватно оценивать собственную деятельность нужно помочь обучающимся сформулировать свои представления о том, что является «хорошим» выполнением какой-либо работы / деятельности. Необходимо предложить им подробные критерии оценки, включающие область оценивания, цели оцениваемой работы / деятельности и стандарты, которые должны быть достигнуты.

Следует также помнить, что оцениванию подлежит только выполнение деятельности или освоение какого-либо умения, а не личность или сам человек.

В свете вышеизложенного нужно особо подчеркнуть важность хорошей подготовки персонала, отвечающего за проведение оценки.

Персонал, проводящий оценивание обучающихся в системе ПОО, должен уметь [4]:


  • определять показатели успешности;

  • собирать необходимую информацию, относящуюся к этим показателям;

  • принимать решение о компетенциях обучающегося путем сравнения полученной информации с требуемыми результатами (стандартами);

  • описывать полученные результаты;

  • вносить необходимые изменения в используемые процедуры.

Модель оценивания, основанная на стандартах, предполагает, во-первых, наличие самих стандартов и, во-вторых, возможность соответствия этим стандартам большинства обучающихся. При этом допускается, что один и тот же стандарт может быть достигнут различными способами. Тесты / проверочные испытания в рамках данной модели направлены на измерение понимания обучающимися процессов и понятий, которые лежат в основании деятельности, осуществляемой в реальной ситуации (на рабочем месте). Такого рода тесты / проверочные испытания становятся действенным обучающим механизмом и могут проводиться в различное время в течение учебного года. Они также помогают выявить индивидуальные особенности различных обучающихся, что может помочь оптимизировать сам процесс обучения путем его индивидуализации. И следует еще раз подчеркнуть важность соответствующей подготовленности персонала, проводящего оценивание, поскольку в данном случае от него требуется умение делать выводы и выносить суждения об уровне обученности или освоения каких-либо умений относительно установленных стандартов, а не просто выставлять отметки.

Какую информацию и в каком объеме должен получить персонал, проводящий оценивание, для вынесения достоверных суждений? Вопрос достаточно сложный. Очевидно, нужно стремиться к достижению определенного баланса между различного рода данными, позволяющими заключить, что компетенция обучающегося «не вызывает сомнений». При этом следует учитывать и то, что все методы оценки неизбежно предполагают определенный риск, а сами процедуры и технологии оценки должны разрабатываться таким образом, чтобы этот риск минимизировать. А это, в свою очередь, требует предельной точности в формулировках и их направленности на конкретный уровень квалификации, раздел курса и т.д.

К основным принципам проведения оценки можно отнести надежность, обоснованность, гибкость и непредвзятость.

Обоснованность предполагает четкое определение области оценивания, наличие соответствующих критериев оценки и связь заданий, служащих источником информации, с объектом оценки, а также наличие репрезентативной выборки, представляющей различные аспекты информации, которая позволяет делать выводы о соответствии установленным критериям.

Надежность предусматривает последовательное оценивание и интерпретацию полученной информации по каждому студенту и в рамках различных контекстов/ситуаций. Гибкость – это возможность адаптации методик оценки к различным формам обучения и потребностям обучающихся.

И, наконец, непредвзятость означает одинаковое отношение ко всем обучающимся и информирование их о том, что от них ожидается во время проведения оценочных испытаний, в какой форме они будут проводиться.

Как известно, компетенцию нельзя наблюдать непосредственно: о ней можно сделать заключение только на основании осуществляемой деятельности. В этой связи при оценивании необходимо определить некий набор различных видов деятельности, который позволит сделать достоверные выводы или заключения о компетенции обучающегося. Поэтому:


  • Нужно использовать такие методы оценивания, которые могут наилучшим образом интегрирование оценить компетенцию. Как известно, компетенция включает в себя знания, понимание, умение решать проблемы, технические умения, отношения и этику. Интегрированные методы позволяют оценивать одновременно несколько составляющих компетенции и все критерии деятельности. Так, например, наблюдение за работой в классе может помочь оценить, помимо всего прочего, и умение учителя управлять учениками и процессом обучения, его знание предмета, этические установки и т.д.

  • Нужно выбирать методы оценки, адекватные объекту оценивания. Так, например, при обучении автомехаников для оценки умений проводить диагностику нужно пронаблюдать за тем, как обучающийся осуществляет последовательные этапы этого процесса, в то время как знание соответствующих инструкций может быть проверено и оценено в ходе письменного теста. Совокупность полученных оценок позволит сделать выводы о компетенции обучающегося.

  • Выводы о компетенции должны основываться на большом объеме соответствующей информации.

Таким образом, выводы о компетенции обучающегося основываются на целом ряде данных, отражающих ее различные составляющие.

Этапы разработки стратегии оценивания, основанного на компетенции, включают:



  • соотнесение составляющих компетенции с соответствующими критериями деятельности;

  • анализ методов оценивания для выбора тех, которые наиболее полно соответствуют задачам интегрированного и непосредственного оценивания;

  • оценку выбранных методов с точки зрения временных и финансовых ресурсов и составление матрицы, связывающей метод оценки и оцениваемые компетенции.

Полученные оценки в конечном счете будут представлять собой субъективное профессиональное суждение, однако, это суждение будет основано на опыте, что делает его достоверным.

В качестве примера ниже приведены методы оценивания компетенций пилотов [21].



Категории



Методы оценки



Техническая деятельность, которую можно
наблюдать

Шестимесячная проверка на тренажере/стимуляторе (мин. 1500 час);

Шестимесячная проверка маршрута;


Продление лицензии;
Шестимесячная асимметричная проверка (например, сбой двигателя);
Работа при ненаправленном радиомаяке (90 дней);
Многонаправленный радиодиапазон и система посадки VHP,
Взлет и посадка в дневное и ночное время (90 дней);
5 часов полетов по приборам;
Медицинский осмотр;

Решение проблемы

Тренажер;
Проблемы во время полета, оцениваемые проверяющим капитаном.

Знания

Системы самолетов – устный опрос;

Экзамены по гражданской авиации (метеорология, планирование полетов, законодательство в области авиации).



Отношения
Рабочие привычки

Устный опрос по вопросам политики компании и требований к работникам

Заключительным этапом разработки стратегии оценивания является решение управленческих вопросов, таких как обучение персонала, проводящего оценивание, разработка методических рекомендаций для них и т.д. Универсальные процедуры оценивания Следующий важный вопрос – универсальные процедуры оценивания, обеспечивающие единообразие и сравнимость полученных результатов независимо от того, где проводилось оценивание. Это, в свою очередь, означает, что компетенции обучающихся не должны быть тесно «увязаны» с ситуацией их применения, что вступает в определенное противоречие с ранее описанными требованиями оценивания компетенций по совершаемой человеком конкретной деятельности. Разрешение этого противоречия является одной из актуальнейших проблем для систем ПОО в большинстве стран.

Как известно, крупномасштабное унифицированное оценивание проводится во многих странах и позволяет обеспечить исполнение стандарта. В данном случае имеется в виду итоговое внешнее оценивание, проводимое специальными независимыми службами.

Как известно, создание таких служб является до сих пор нерешенной задачей в России и, как представляется, не столько из-за нехватки ресурсов, сколько из-за отсутствия четких представлений о том, как такие службы должны функционировать.

В западных странах деятельность этих служб четко регламентирована. Они находятся в ведении и под контролем государства и действуют по принципу самоокупаемости. Эти службы предоставляют соответствующую информацию основным заинтересованным сторонам в сфере профессионального образования и обучения, таким как студенты, преподаватели и управленцы, ответственные за принятие решений по вопросам занятости, продолженного образования и обучения и высшего образования. Материалы по оцениванию, разрабатываемые этими службами, должны отвечать потребностям всех типов обучающихся, которые стремятся получить определенную квалификацию данного уровня, и потребностям общества и экономики страны. Эти службы отвечают за внешнее оценивание в paмках больших систем, которое проводится в форме экзаменов и тестирования в образовательных учреждениях, промышленных и коммерческих организациях за очень умеренную плату.

Как правило, оценивание проводится в форме письменных тестов или экзаменов (осуществляют его сотрудники службы оценивания), а также устных и практических заданий (осуществляют преподаватели учебных заведений). Практически во всех странах службы по проведению оценивания имеют сходную организацию и принципы функционирования. Они состоят из экзаменационной комиссии, утверждаемой правительством, которая проводит оценивание с целью выдачи сертификатов о получении профессионального, технического или общего образования. Для обеспечения адекватности оценивания курса обучения комиссией публикуются программы обучения и разрабатываются пакеты учебных программ и материалов, а так же подробные инструкции по процедуре проведения оценивания, которые направляются в соответствующие центры оценивания.

Учебные заведения и другие структуры, которые планируют проведение оценивания своих студентов, должны зарегистрироваться как экзаменационные центры. Для получения регистрации они должны предоставить экзаменационной комиссии подробную информацию о типе учебного заведения, возрасте обучающихся, гарантии обеспечения сохранности экзаменационных материалов, сведения о наличии условий для проведения практических проверочных заданий, а также имена и адреса экзаменаторов.

Центр возглавляется директором учебного заведения, который отвечает за:



  • назначение сотрудника, ответственного за проведение в центре проверочных испытаний и контакты с экзаменационной комиссией;

  • обеспечение сохранности и неразглашение содержания пакетов экзаменационных материалов;

  • обеспечение условий проведения проверочных испытаний;

  • назначение преподавателя по каждому предмету для координации и стандартизации проверки работ.

Центры обязаны информировать экзаменационную комиссию о методике приема заявлений на прохождение проверочных испытаний и предполагаемом количестве кандидатов.

Основным документом, который Центр направляет в экзаменационную комиссию, является так называемое заявление о зачислении (на проведение проверочных испытаний / экзаменов). Оно содержит перечень проверочных испытаний, которые будет проходить каждый обучающийся, даты экзаменов и данные о кандидате.

Комиссия четко регламентирует деятельность преподавателей, допущенных к оцениванию вышеуказанных проверочных испытаний.

Для обеспечения объективности проводимого внешнего оценивания разработаны четкие механизмы его регулирования на трех уровнях:



  • регулирование деятельности экзаменационных центров экзаменационной комиссией;

  • саморегулирование деятельности экзаменационной комиссии посредством четких внутренних процедур и документов (излагающих принципы и формы их деятельности), которые обычно публикуются в печати;

  • регулирование, осуществляемое внешними организациями (назначаемыми правительством), которые утверждают учебные программы и механизмы оценивания, осуществляют мониторинг проводимого оценивания, проводят сравнительные исследования для анализа исполняемости стандартов.

В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость отхода от традиционных форм и принципов оценивания в пользу оценивания, основанного на компетенциях, и в этой связи:

  • роль стандартов профессионального образования и обучения;

  • важность оценивания (прежде всего, формирующего) как фактора оптимизации процесса обучения;

  • необходимость тщательной подготовки кадров, способных организовывать и проводить оценивание в рамках новой парадигмы.

Что касается независимых служб по проведению оценки, этот вопрос применительно к России требует серьезного и взвешенного похода как с точки зрения самого механизма их организации, так и необходимых финансовых и человеческих ресурсов.
Библиография

  1. Eckstein MA and Noah HJ. Secondary School Examinations: International Perspectives on Policies and Practice. Newhaven: Yale University Press, 1993.

  2. Hagar P.,Athanasou J. & Gonczi A. Assessment Technical Manual. Canberra: Australian Government Publishing Service, 1994.

  3. McDonald R., Boud D., Francis J., Gonczi A. New Perspective on Assessment. UNEVOC. Section for Technical and Vocational Education, UNESCO, Paris, 1995.

  4. CSB Workplace Assessor Competency Standards. Canberra, Australia: Assessor and Workplace Trainer Competency Standards Body, 1994.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница