Роль родителей в государственно-общественном управлении образованием М. Ю. Пухова, начальник информационно-методического отдела бу «Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений»



Скачать 108.38 Kb.
Дата29.04.2016
Размер108.38 Kb.
Роль родителей в государственно-общественном управлении образованием
М.Ю. Пухова,

начальник информационно-методического отдела БУ «Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений»

Грязовецкого муниципального района
«Управлять – значит вести организацию к ее цели, извлекая максимум возможностей из имеющихся ресурсов» (А.Файоль). К какой же цели ведут нас Управляющие советы и работа с родителями в новых условиях? Цель работы Управляющего совета стратегическая – повышение качества образования через подлинное доверие и партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества педагогического коллектива, родителей и общественности, открытое информирование участников образовательного процесса и социума о состоянии, проблемах и перспективах развития системы образования.

Родители более многочисленны, они обладают всей полнотой прав и значительными (в том числе финансовыми и правовыми) ресурсами. Прежде всего, родители являются реальными заказчиками образования, и именно их отношение к школе и процессам, в ней происходящим, является важнейшим критерием успешности ее работы. Это означает, что выстраивание отношений с родителями есть не просто одна из побочных задач школы, а во многом ее важнейшая функция. Невозможно представить себе, что процессы модернизации и реформирования действительно развернутся в школьной системе без активного диалога с родительской общественностью. Ряд тенденций показывает, что обе стороны постепенно начинают понимать это и в некоторых случаях переходят к продуктивному взаимовыгодному сотрудничеству.

Хотя многие не верят в реальную силу и пользу школьных Управляющих советов, и результативность работы с родителями. И для этого имеется немало оснований. Наивно предполагать, что у всех родителей существует некий единый взгляд на образование, на общие цели. Нельзя отрицать того факта, что в большинстве случаев отношения школы и родителей до сих пор неравноправны. Но есть опыт образовательных учреждений, показывающий возможность успешного решения задач и преодоления барьеров. Часто приходится слышать вопросы: «Зачем родителям участвовать в общественном управлении школой? Почему родители должны взять на себя, по сути, полномочия администрации? Как замотивировать родителей на активное участие в управлении школой?» Возможны трипричины: несогласие со многими позициями государственной образовательной политики, желание максимально использовать государственный ресурс в целях образования детей, гласное признание, что администрация школы неспособна решить задачу индивидуального подхода к образованию.

Педагогический союз педагогов и родителей – могучая воспитательная сила. Если говорить о том, повлияет ли участие родителей в управлении школой на качество предоставляемых услуг, то сегодня еще сложно ответить. По результатам анкетирования членов Управляющих советов наибольший эффект от работы Управляющего совета члены совета видят именно в усилении влияния родителей на жизнь школы. Уверенно можно сказать одно: в связи с повышением информационной открытости, прозрачности системы образования работа с родителями вышла на новый уровень, современные семьи стремятся активно вмешиваться в школьную жизнь, появляется новое в их отношении к школе: делая хорошо всей школе, я делаю хорошо и своему ребенку. Именно в связи с этим возникла социальная потребность в со-управлении школой, а оптимальной апробированной формой стали Управляющие советы.

Во всех 35 образовательных учреждениях Грязовецкого муниципального района созданы управляющие советы, в которых принимают участие 136 родителей обучающихся (39 % от числа всех членов управляющих советов). Каковы же первые результаты нового взаимодействия и сотрудничества школы с родителями обучающихся?

Разработаны локальные акты школы по обновлению работы с родителями: положения о родительском собрании, о конкурсе на лучшее родительское собрание в школе, о работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении и «группе риска», о родительском всеобуче,о классном родительском комитете и др.

Большую роль в эффективной деятельности Управляющих советов образовательных учреждений, безусловно, играет стимулирование работы председателей Управляющих советов образовательных учреждений и родителей обучающихся. За активное участие в государственно-общественном управлении учреждением, инициативу, большую помощь в организации образовательного и воспитательно-развивающего процесса почетными грамотами и благодарностями Управления образования награждены в 2012 году 67 родителей, в 2013 году – 72представителя родительской общественности.

По итогам 2012-2013 учебного года семь председателей Управляющих советов (32%)поощрены благодарностью Управления образования района. Растет доверие родителей к системе образования: постепенно снимаются все стрессообразующие факторы в системе взаимодействия школы и семьи, родителям предоставлен выбор форм участия и степени включенности в образовательный процесс. Повышается ответственность руководителей и педагогов за конечные результаты деятельности. Педагоги обучаются вопросам эффективного взаимодействия с родителями (мастер-классы, практические семинары, тренинги). Проводится профилактика семейного неблагополучия, обучение кандидатов в приемные родители в Школе подготовки приемных родителей. Организуется распространение опыта воспитания детей в семьях с социально положительным потенциалом. Используются интерактивные формы сотрудничества с семьями обучающихся.

Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов, ломающих традиционные стереотипы родительского собрания. Способствует успеху в работе с родителями открытие в образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными формами работы являются: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские, а также обучение родителей в рамках районных родительских собраний. Классные руководители используют различные формы сотрудничества с родителями-отцами, проводится профилактика семейного неблагополучия, родителей приемных детей проходят обучение. Пропагандируются ценности семей, имеющих несколько детей, организуется распространение опыта воспитания детей в семьях с социально положительным потенциалом.

Интересен опыт работы общешкольного родительского комитета средней общеобразовательной школы № 1 г.Грязовца. Каждый орган в большом школьном организме должен работать, но не числиться – с такой установкой директор школы О.А. Веселовская выходила на заседания общешкольного родительского комитета. Трудно порой преодолевать установку родителей: «Ага, вот я сейчас и спрошу с директора школы», и далее следуют самые разные «каверзные» вопросы. В первую очередь, вместе с родителями вспомнили про трехстороннюю ответственность за результат образовательного процесса: коллектив школы – ученики – родители. «Повторили», а затем изучили в связи с введением нового закона права и обязанности всех участников образовательного процесса. В ходе этой работы выявился лидер в общешкольном комитете – человек неравнодушный к проблемам школы, с юридическим образованием, с авторитетом среди родителей школы и общественности города.

В ходе заседаний определились мероприятия, проведение которых давало возможность родителям увидеть ситуацию в школе «изнутри»: были проведены рейды по наличию сменной обуви и выполнению режимных моментов: явка в школу без опозданий на первыйурок; работник поликлиники города, представитель общешкольного родительского комитета (ОРК) совместно с родителями провели рейд выполнения санитарных норм и правил на школьном пищеблоке и в школьной столовой, проверили условия приема пищи в перемены, организацию питания в школе. Результаты рейдов очень заинтересовали родителей, стали предметом обсуждения на классных родительских комитетах и собраниях. Председатели классных родительских комитетов получили рекомендации о проведении подобных рейдов по согласованию с администрацией школы в своих классах, обсуждению результатов на собраниях, бесед с родителями и детьми, нарушающими режим.

Большое внимание родители уделяют качеству знаний своих детей. В начальной школе стали традиционными Дни открытых дверей: родители с удовольствием посещают несколько уроков, становятся участниками внеурочных мероприятий. В старшей школе практикуется подобное мероприятие в отдельных «проблемных» классах. Так, в 2012/2013 учебном году родители учащихся 9 класса в течение недели приглашались на открытые уроки, вместе с учителями участвовали в «Смотре знаний» своих детей, вместе проверяли наличие готовых домашних заданий, а после уроков провели совместное с детьми и учителями родительское собрание. Такая работа дает свой положительный результат: родители отказались от предвзятого мнения – «все проблемы в учителе, не умеющем увлечь и научить ребенка», с другой стороны увидели своих детей во время уроков, выработали свою линию поведения с детьми, наладили сотрудничество с учителями. Подобные мероприятия теперь проходят в школе постоянно, инициаторами выступают представители классных родительских комитетов, о результатах работы сообщают на комитете.

В соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. утверждено обновленное Положение об общешкольном родительском комитете (ОРК), который включил в себя более широкий спектр задач и полномочий родительской общественности. Основное направление работы общешкольный родительский комитет в организации 4 постоянных комиссий: по взаимодействию, координации и контролю за работой классных родительских комитетов; по содействию обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса; по соблюдению учащимися и их родителями правил внутреннего распорядка школы; по содействию повышению качества образовательного процесса.

Председатель ОРК входит в состав Управляющего совета, как и лидер школьного ученического самоуправления. На заседаниях Управляющего совета большое внимание уделяется занятости детей во внеурочное время. Представители ОРК не остаются в стороне от решения данного вопроса: отец одного из учеников школы, выпускник школы, уже несколько лет ведет секцию по футболу, в которой тренируется его сын. Команда футболистов, заняв 1 место в районе, принимала участие в областных соревнованиях. Много лет баскетболом с детьми занимается еще один бывший родитель. Команда баскетболистов известна не только в районе, но и в области. Мы стараемся поддерживать эти традиции и привлекать неравнодушных родителей к проведению самых разных мероприятий. И здесь на помощь всегда приходят представители классных родительских комитетов. Родители готовы к сотрудничеству со школой, надо лишь увлечь их этим процессом, вовремя поддержать и чаще благодарить.

Конечно, родителям обучающихся не хватает знаний и опыта для более эффективного участия в управлении образованием. Партнерские отношения образовательных учреждений с родителями детей на современном этапе заключаются не только в информировании, но, прежде всего, в их обучении, консультировании и просвещении. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается низкий уровень родительской компетентности в воспитании детей, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.

С целью просвещения родителей о введении новых стандартов, информатизации образования и других инновационных процессах в образовании ежегодно в районе проводятся районные родительские собрания, в работе которых активное участие принимают члены Совета по развитию образования района, председатели и члены Управляющих советов образовательных учреждений. Педагогические работники в рамках собраний проводят для родителей тренинги, мастер-классы, показывают фрагменты уроков по новым стандартам.

В рамках родительских собраний с педагогами обсуждаются перспективы российского образования, взаимоотношения детей в классе, как правильно вести себя с ребенком в периоды возрастных кризисов, как раскрыть таланты ребенка, о вреде и пользе Интернета и сотовых телефонов, что важнее: ругать или хвалить, правильное, здоровое питание и режим дня.

Современным родителям необходимо участвовать с детьми в совместных творческих делах, проектах, готовить исследовательские работы («Семейные традиции», «История моей семьи», «Долгожитель» семьи» (книга, игрушка), «Мой семейный альбом», «Известные люди семьи», «Я горжусь своим дедом!»). Темы родительских вечеров могут быть следующие: «Наказания и поощрения в нашей семье», «Как мы учим своего ребенка трудиться», «Нравственные уроки нашей семьи», «Друзья моего ребенка».Родительские ринги способствуют активному общению родителей: «Ребенок не хочет учиться», «Школьная форма. «За» и «против», «Вредные привычки. Дети и родители», «Если дети безответственны», «Единственный ребенок в семье».

Цель районного родительского собрания «Федеральные государственные образовательные стандарты – основа государственной политики в области образования» – представление опыта работы образовательных учреждений по использованию в учебно-воспитательном процессе электронных образовательных ресурсов. Районное родительское собрание «Роль государственно-общественного управления образованием в успешной социализации и самореализации обучающихся образовательных учреждений» посвящено развитию лидерских качеств и коммуникативных навыков обучающихся через участие в проектной деятельности. Родители отмечают, что знания, которые они получают в рамках родительских собраний, необходимы и своевременны и помогут им в организации помощи детям для обучения в новой информационно-образовательной среде, подготовке проектов в учебной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС. Родители проявляют инициативу и высказывают пожелания по тематике и содержанию следующих родительских собраний: проблемным для родителей является формирование мотивации школьников на получение прочных знаний, они хотят увидеть свою роль в организации внеурочной деятельности детей, предлагают помощь в развитии патриотического воспитания в школе.

Наряду с определенными достижениями в работе с родителями есть и проблемы. При объективно невысокой родительской активности решение о создании Управляющих советов осуществлялось сверху, а это не способствовало инициативности и активности родителей. Недостаточная компетентность родителей в принятии решений, дефицит времени и высокая загруженность не способствуют росту активности родителей в работе Управляющих советов. Неоднозначна мотивация и готовность руководителей ОУ к участию родителей в управлении школой: возникают разногласия в понимании актуальных проблем, кроме того, директор с авторитарным стилем управления не заинтересован в активном вмешательстве родителей в образовательный процесс. Управляющий совет используется для «защиты» решений школьной администрации по вопросам, не входящим в компетенцию совета. Родители еще мало информированы о функциях и возможностях советов, правах и обязанностях, не видят отличий от прежних форм школьного самоуправления. Не имея опыта стратегического управления, родители рассматривают в основном второстепенные вопросы деятельности школы. Педагоги выражают недовольство по поводу того, что необходимо отчитываться за свою деятельность перед общественностью и родителями. Разделение полномочий между Управляющим советом и руководителем ОУ размыто и вызывает много споров.

Перспективами развития взаимодействия школы и семьи является развитие нормативно-правовой базы по вопросам взаимодействия с родителями, расширение интерактивных форм работы, дальнейшее практическое обучение и просвещение родителей по вопросам развития образования, конкурс проектов детей и родителей, выступления родителей на школьных и районных конференциях, участие вместе с детьми в проектно-исследовательской деятельности. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут достичь желаемых результатов. И мы надеемся, что семья и школа в тесном взаимодействии смогут обеспечить новое качество образования.

Если работа с родителями и ее анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно это даст положительные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками образовательного процесса. Реализация условий позволит перейти родителям из пассивного потребителя в ответственного заказчика содержания и соисполнителя данного заказа. Администрация школы и педагогический коллектив должны опережать общественные инициативы: школа сама должна выступить инициатором создания общественных организаций родителей, старшеклассников, учителей и т.п.



Таким образом, совместная работа с родителями способствует оптимальному решению актуальных проблем учебной мотивации, профилактике асоциального поведения детей и подростков, формированию у них ценностного отношения к здоровью.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница