Роль современной региональной этнополитической элиты в процессе модернизации российского общества



Скачать 404.77 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер404.77 Kb.
  1   2   3
На правах рукописи

ТАЖИЕВ Наиль Мунирович

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ В ПРОЦЕССЕ

МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА


Специальность 23.00.02 – Политические институты,

процессы и технологии


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Астрахань 2011
Диссертация выполнена на кафедре политологии

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»

Научный руководитель: Рафик Хамматович Усманов

доктор политических наук, профессор


Официальные оппоненты: Косов Геннадий Владимирович

доктор политических наук, профессор


Подвойский Леонид Яковлевич

кандидат философских наук, доцент


Ведущая организация: Кубанский государственный университет

Защита состоится «15» апреля 2011 г. в 14.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.009.12 при Астраханском государственном университете по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Астраханского государственного университета.
Текст автореферата диссертации размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http:aspu.ru
Автореферат диссертации разослан «14» марта 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета по защите

докторских и кандидатских диссертаций,

доктор философских наук, профессор П.Л. Карабущенко

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется возрастающей значимостью политической элиты в политических процессах Российской Федерации. Роль элит особенно повышается в период трансформаций политических систем, становления новых институтов и практик их деятельности. Большое значение в деятельности элит имеют такие характеристики, как политические, социальные и идеологические интересы, ценностные и целевые ориентации.

В политических процессах республик РФ роль региональных элит имеет стратегически важное значение. Начиная с 1990-х гг., политическая система в России многократно переживала процесс трансформации, оказывавший непосредственное влияние на формирование её региональных и федеральных политических элит, включая и этнополитические элиты.

Особая значимость изучения формирования этнополитических элит на современном этапе связана в первую очередь с тем, что политика центра направлена на централизацию и построение вертикали власти. Данный процесс приводит к вытеснению большинства политических элит республик РФ с арены федеральных политических процессов, а сама их политическая деятельность проводится под жестким контролем доминирующей партии власти.

Ослабление позиций этнополитических элит субъектов РФ на арене федеральных политических процессов лишило их возможности выполнения своей первоочередной задачи, а именно: отстаивания интересов своих этносов и территории в целом, в первую очередь в сфере действия Совета Федерации, как в зоне согласования региональных интересов в федеративном государстве. Указанная тенденция приводит к формированию такой региональной элиты, целью деятельности которой является не развитие политического, экономического и социального потенциала региона, а умение быстро реализовывать федеральные трансферты.

Проблема и негативная тенденция данной федеральной политики обусловлена тем, что построенная вертикаль государственной власти на административных ресурсах Центра полностью зависима от федеральной элиты. Следовательно, любые сбои на верхних этажах вертикали власти могут привести к ее параличу на нижних этажах. Одной из причин этой тенденции является отсутствие обратной связи от региональной местной элиты к Центру.

В контексте продолжающихся преобразований в сфере укрепления государственной вертикали власти и ее централизации, особенно актуальным является исследование процесса формирования этнополитических элит национально-территориальных образований РФ. Особый интерес вызывает механизм их взаимодействия с федеральной элитой, а также анализ их качества, деятельность и компетентность в соответствующем этническом сообществе и региона в целом.



Степень научной разработанности темы. Современная зарубежная и отечественная политическая теория широко раскрывает многофакторный характер политической модернизации. Большое значение для формирования целостного представления сущности модернизационного процесса имели работы Е.А. Ануфриева, К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, В.В. Ильина, М.В. Ильина, Б.Г. Капустина, А.М. Ковалева, В.В. Лапкина, А.Ю. Мельвиля, У. Мура, А.С. Панарина, С.А. Панкратова, В.И. Пантина, А. Турена, П. Штомпки, В. Хороса, С. Хантингтона1.

Необходимо отметить существование большого пласта научных работ, посвященных анализу тенденций модернизационного развития современной России. Это труды А.А. Галкина, В.И. Жукова, Я.А. Пляйса, Б.Ю. Кагарлицкого, Ю.А. Красина, И.М. Кривогуза, Г.Ю. Семигина и т.д.2

Пик роста интереса российских наук к проблеме теории элит и связанных с ним социокультурных ценностей, стал проявляться в 1990-х гг. в условиях демократизации российской политической системы. В России была создана комплексная наука «элитология», изучающая проблемы элиты и элитного.

Система взглядов западных теорий формирования элит представлена весьма различными элитистскими концепциями и направлениями: теорией единой элиты, плюралистической теорией и теорией демократического элитизма (Дж. Хигли, Р. Миллс, Р. Даль, У. Хоффман, Т. Дай, Л.Х Зиглер и др.).3

Основы теоретического анализа политических элит изложены в трудах классиков элитологии – В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса. Их работы носят преимущественно социально-философский и историософский характер. Так, в работе Г. Моска была изложена концепция «правящего класса»4. В. Парето разработал теорию циркуляции элит1. Р. Михельс обосновал деградацию демократических форм политического участия в рамках «железного закона олигархических тенденций»2. Все мыслители сходились в том, что в каждом обществе неизбежно выделяется слой правящего меньшинства «творческих личностей». Этот слой, обладая наивысшим статусом и авторитетом, вырабатывает цели развития общества, руководит процессом политических реформ. Остальное население рассматривается как пассивный объект управления - «массы».

Классические учения политической элитологии были конкретизированы и применены к анализу конкретных общественных систем в концепциях М. Вебера, Х. Ортеги-и-Гассета, Г. Лассуэлла, Р. Даля, К. Манхейма, Р. Миллса и многих других теоретиков политической науки3.

Традиции исследования политических элит России берут свое начало в работах Н.А. Бердяева о правлении организованного меньшинства4, П.А. Сорокина о циркуляции элит5, И.А. Ильина об ответственности элит перед обществом и моральных качествах элиты6. В советское время исследование политических и иных элит было прервано, причиной чего являлась коммунистическая идеология, которая расценивала теории элит как буржуазную лженауку. Для советской доктрины критики элит характерны ранние работы Г.К. Ашина, Ф.М. Бурлацкого и А.А. Галкина7.

В это же время зарубежные политологи активно изучали советскую политическую элиту, её роль и место в политической системе СССР. В научный оборот были введены важные для концептуального понимания специфичности данного феномена в условиях советского строя положения о номенклатуре как форме партийной элиты (М. Восленский), «новом классе», обладающем властью и привилегиями (М. Джилас). Была проанализирована структура этого нового социального слоя, занимавшего господствующие экономические и политические позиции (З. Бжезинский, Дж. Поркет, Р. Такер, Л.Дж. Черчуорд, С. Хантингтон).

Советские обществоведы в течение продолжительного периода отрицали саму возможность существования политической элиты в советском обществе. В результате, такие важные вопросы, как количественный и качественный состав советской элиты, закономерности её формирования, трансформация, рекрутация, критерии отнесения представителей социальных групп к элите фактически не рассматривались в научной литературе.

В 1990-е в России сформировались целые группы региональных ученых, специализирующихся на изучении политологических и социологических аспектов деятельности политической и административной элиты России регионального уровня. В работах С.И. Бразилова, О.В. Гаман-Голутвиной, П.Л. Карабущенко, Э.А. Зелетдиновой, А.К. Магомедова, В.И. Осипова, П.В. Смоленского, М.Х. Фарукшина, Р.Р. Галлямова1 и других по существу был начат новый этап в развитии отечественной элитологической регионалистики. Эти и другие авторы заложили теоретическую основу для дальнейшего изучения процессов элитообразования на федеральном уровне.

В начале 2000-х в России сложились несколько элитологических школ как в Центре, так и в регионах: «московская школа» (Г.К. Ашин, О.В. Гаман–Голутвина, Е.В. Охотский и др.); «петербуржская» (В.Я. Гельман, А.В. Дука и др.); «ростовская» (А.В. Понеделков, В.Г. Игнатов, А.М. Старостин и др.) 2; «казанская» (М.Х. Фарукшин, Р.И. Хакимов и др.), «краснодарская» (Е.В. Морозова, А.В. Баранов), «нижегородская» (А.В. Дахин, Н.П. Распопов), «астраханская» (П.Л. Карабущенко, Э.А. Зелетдинова), «армавирская» (А.А. Вартумян, А.В. Поляков)3, «пермская» (Н.В. Борисов, Л.А. Фадеева), «тамбовская» (Д.Г. Сельцер, В.Ф Пеньков), «уфимская» И.М. Габдрафиков, Р.Р. Галлямов, Буранчин А.М.).

В некоторых регионах были созданы специализированные лаборатории (Пермь - В.П. Мохов), в других - определенное время даже выходили специализированные научные журналы (Астрахань – «Элитологические исследования» (1998 – 2001 гг.): П.Л. Карабущенко, Р.Г. Резаков).

Исследование структуры постсоветских властвующих элит в большей степени исследуется в направлении политической социологии. Авторы данного направления предполагают выявление статусных позиций, каналов рекрутирования и ротации элит, их социального состава, мобильности, ресурсов влияния и взаимосвязей с другими стратами общества. На материалах общероссийского уровня эти вопросы изучали О.В. Крыштановская, В.В. Радаев, С.П. Перегудов, Ю.Г. Коргунюк и др.1

Проблемы социальной характеристики элит рассматриваются на основе различных концепций: влияние социальной системы на тип элитогенеза (М. Урбан)2: трансформация номенклатуры (В.В. Радаев), клиентелизм (М.Н. Афанасьев), организация государственной власти и «административных рынков» (В.В. Ледяев, С.Г. Кордонский).3

Процессы формирования региональных (в т.ч. в национально-территориальных образованиях РФ) властных элит, их рекрутирования и мобильности рассмотрены в работах А.В. Понеделкова, А.М. Старостина, А.Е. Чириковой, О.В. Крыштановской, А.В. Кинсбурского, Э.А. Зелетдиновой, П.Л. Карабущенко, Р.Х. Усманова4.

Новое направление исследований – анализ роли элит в создании регионалистских и национальных идеологий и идентичностей. Цикл работ на основе современных методик анализа первым создал А.К. Магомедов, выявивший убеждения и ценности правящих элит национально-территориальных образований РФ (по материалам Поволжья)5. Стратегии элит по созданию региональных идентичностей и «образов» региона выясняются в работах В.Я. Гельмана и Е.В. Друзяки (по материалам Новгородской, Оренбургской, Саратовской и Ростовской областей)1.

В начале 1990-х гг. в период вспышки националистических настроений, особенно остро встал вопрос изучения этноконфликтологии. Отдельные характеристики этнократии были даны в работах А.В. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, Т.Д. Мамсурова, В.А. Тишкова, А.Р. Аклаева и др.2 Особенно детально вопрос «этнократии» был изучен в работе члена-корреспондента РАН Ж.Т. Тощенко «Этнократия: история и современность (социологические очерки)». Он раскрывает суть этого вопроса, используя описание деятельности по привлечению национального фактора для достижения политических целей3.

Рассмотрением общественно-политических проблем в национально-территориальных образованиях РФ в 2000 гг., а именно в республиках Татарстан и Башкортостан, а также в республиках Северного Кавказа занимались такие авторы, как М.Х. Фарукшин4, Р.Р. Галлямов5, О.И. Зазнаев6, С.Н. Абашин, В.А. Авксентьев7, М.А. Аствацатурова8, З.А. Жадэ.9 А.Ю. Коркмазов10, С.В. Передерия1, М.В. Савва2, А.А. Вартумян3, Л.Л. Хоперская4, А.А. Санглибаев5, В.Д. Дзидзоев,6 Р.Ф. Туровский7, И.М. Габдрафиков8, А.М. Буранчин, А.Ш. Бадранов9, Й. Гревингхольт10 и д.р.

Таким образом, можно говорить о сформировавшейся в России политической элитологии как научном направлении. Достигнута первичная институционализация данного направления в академической и вузовской науке. Исследованы практически все аспекты политической активности как общероссийских элит, так и региональных. Начат сравнительный анализ региональных этнополитических элит.

Однако в научном дискурсе до сих пор остаются не в полной мере исследованными вопросы этнополитических элит в субъектах РФ, а именно: специфика их формирования, функционирования и эффективного использования управленческих ресурсов в целях оптимизации процесса политической модернизации в современной России. Особенно значимым решение этих вопросов становится в период построения вертикали власти. Данные обстоятельства обусловили постановку настоящей проблемы в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования – этнополитические элиты национальных республик Российской Федерации.

Предмет исследования – роль современной региональной этнополитической элиты в процессе модернизации российского общества.

Цель исследования диссертации – исследовать процесс формирования региональных политических элит в национальных республиках Российской Федерации на современном этапе, выявить особенности их взаимоотношений с федеральным центром в процессе построения вертикали власти, а также их роль в модернизационных процессах.

Задачи исследования:

- проанализировать и конкретизировать сложившиеся в зарубежной и российской политической науке концептуальные понятия в изучении «региональных этнополитических элит» и «этнократии»;

- раскрыть особенности процесса институционализации и структурирования региональных этнополитических элит России, их модернизационные ресурсы;

- определить специфику и тенденции развития региональных этнополитических элит в ситуации модернизационных преобразований в современной России;

- выявить основные факторы, влияющие на формирование политических ориентаций современных региональных этнополитических элит республик РФ на современном этапе политической модернизации;

- доказать, что механизмы рекрутирования элит национальных республик могут выступать как условием политической стабильности, так и угрозой модернизационных устремлений современной России;

- выявить особенности трансформации взаимодействия этнополитических элит с элитой федерального центра в ситуации построения государственной вертикали власти.

Теоретико-методологической основой исследования являются общелогические методы исследования – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, ограничение, индукция, дедукция, аналогия, спецификация. Среди общенаучных методов исследования следует отметить системно-функциональный анализ, исторический подход, описательно-сравнительный метод, деятельностный подход. В процессе исследования получили применение качественный контент-анализ, ивент-анализ, метод case-study; использовался нормативно-институциональный подход.

Диссертантом широко использовались концептуальные подходы к этничности и этнической идентичности; теория социального конструктивизма, применимая в контексте этнополитических исследований; теория национализма (В.А. Тишков, В.С. Малахов, Э. Геллнер, Ф. Барт, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум); положения и принципы конструктивистского структурализма П. Бурдье, а также регионализации элитных групп (Г. Дай, Р. Дэль, С. Келлер, Р. Миллс). Значимость процесса патрон-клиентельных отношений в деятельности и формировании элит рассматривается в работах М. Вебера, М. Восленского, М. Афанасьева.

В диссертационном исследовании были изучены данные, полученные благодаря конкурирующим методам эмпирического анализа: позиционному (Р. Миллс, Р. Патнэм), репутационному (Ф. Хантер) и «решенческому» (Р. Даль). Для изучения переходного общества предпочтительнее сосредоточить свое внимание на изучении данного процесса на основе позиционного подхода.

Эмпирическая основа диссертационного исследования включает в себя библиографические справочники законодательной и исполнительной власти СССР, РФ, Башкортостана, Татарстана и республик Северного Кавказа; вторичный анализ данных ряда социологических исследований, проведенных различными исследовательскими центрами в период с 1990 по 2008 гг. по России в целом и в ряде республик (ВЦИОМ, Сектор изучения элиты Института социологии РАН, «РОМИР Мониторинг», «Фонд «Общественное мнение» и др.), а также данные опросов, этнодемографической и социальной статистики, публикации в средствах массовой информации, включая ресурсы сети Интернет. В работе использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики; нормативно-правовые документы; материалы периодической печати; статистические материалы, собранные автором в 1990 - 2010 гг. путём анализа кадрового состава администраций различного уровня. Изучались также нормативно-правовые акты РФ и национальных республик, регулирующие взаимоотношения между ними и федеральным Центром.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в процессе исследования методологических аспектов элитологии конкретизировано понятие «региональные этнополитические элиты», которое значительно отличается от дефиниции «этнократия»;

- раскрыты критерии и особенности институционализации, тенденции структурирования региональных этнополитических элит, что позволило выявить их модернизационный потенциал;

- конкретизированы специфика и тенденции формирования региональных этнополитических элит в процессе построения вертикали власти как элемента модернизации российского государства;

- выявлены основные факторы, влияющие на формирование политических ориентаций современных региональных этнополитических элит республик РФ;

- определены причины ограничения каналов рекрутирования региональных этнополитических элит национальных республик, связанные с политикой построения государственной вертикали власти;

- сделан анализ и определена специфика изменений в процессе взаимодействия этнополитических элит с элитой федерального центра в условиях модернизации общества, а также сформулированы практические рекомендации по преодолению барьеров рекрутирования региональных этнополитических элит в условиях построения вертикали власти.

Пространственные рамки исследования определены как национально-территориальные образования РФ, а именно: республики Татарстан и Башкортостан, а также республики Северного Кавказа.

Хронологические рамки исследования включают период с распада СССР и образования суверенного государства Российской Федерации до настоящего времени (1990 -2010 гг.).

Гипотеза исследования. В результате политики федерального центра по централизации государственной власти роль этнополитических элит республик РФ в политической системе России как представителей интересов определенных этносов и национально-территориальных образований минимизировалась, а в некоторых случаях даже стала формальной. Этот процесс был обусловлен в первую очередь дотационной зависимостью республик от федерального Центра, что вынуждало их адаптироваться к его требованиям.

Тенденция по становлению вертикали власти способствовала возникновению проблем в процессе рекрутирования этнополитических элит республик РФ, выраженных в увеличении численности правящего аппарата и падением эффективности ее деятельности, сужением каналов формирования элит и доминированием неформальных связей при назначении на должности и пр.

Главной целью деятельности этнополитических элит стало не отстаивание интересов этноса и республики, а получение из федерального Центра государственной преференции и максимального быстрого ее освоения. Вопрос по модернизации каналов и механизмов рекрутирования этнополитических элит республик РФ является стратегически важным для всей российской политической системы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Региональная этнополитическая элита определяется как социальная группа, которая выполняет стабилизирующие функции в этническом сообществе и обладает наибольшим влиянием и ресурсами (экономическими, политическими, административными, идеологическими) при подготовке и принятии важнейших политических решений с целью поддержания институциональных порядков в национально-территориальном образовании. Она выступает как связующее звено интересов населения республик и элиты федеральной власти. Вместе с тем, необходимо разграничивать такие понятия, как этнополитические элиты и этнократия, которые представляют собой систему политических отношений, основным принципом которых является управление политическими процессами в пользу интересов доминирующего этноса, но без учета интересов представителей других национальностей.

2. Процесс институционализации элит можно определить по следующим основным критериям: устойчивость группировок во власти и возможность эффективно использовать свой статус; воспроизводство себя как правящей страты; наличие собственной социальной базы, сегмента общества для рекрутирования и кадрового резерва в административных органах. Практики деятельности становятся постоянными, а стабилизация политических властвующих групп совпадает по времени и переплетается организационно с концентрацией собственности. Постепенно складываются семейно-родственные и служебные кланы, в деятельности которых невозможно разделить экономические и политические интересы.

В структурировании института региональных этнополитических элит в российском обществе выявлены следующие три тенденции: 1) региональные этнополитические элиты вытесняются с арены деятельности политических акторов на федеральном уровне, ее интересы все больше замыкаются только на подконтрольной ей территории; 2) процесс институционализации современных региональных этнополитических элит характеризуется постепенным слиянием правящей элиты с крупным бизнесом; 3) структура институтов местных этнополитических элит соответствует монархической (единовластной) модели функционирования, где центром власти выступает либо административное, либо экономическое ядро.

3. Тенденция и процесс формирования региональных этнополитических элит обусловливаются не только текущей социально-политической обстановкой в республиках, но и историческими, культурными, социально-экономическими, географическими особенностями регионов. При этом сочетания действия этих факторов определяют устойчивую специфику местного института власти. В процессе становления института этнополитических элит за последние два десятилетия новейшей политической российской истории, стали проявляться такие негативные явления, как теневизация, традиционализация и этнизация. С учетом трансформации политической системы России механизмы формирования этнополитических элит республик видоизменялись и находили новые направления в данном процессе.

Специфика формирования этнополитических элит российских национальных республик в условиях политических трансформаций сопровождается реализацией соответствующих политико-правовых технологий осуществления политической власти. В национально-территориальных образованиях важную роль играет ценностный критерий формирования и осуществления власти. Речь идёт не столько о «заслугах», «достоинстве» элиты, сколько о ценностных ориентациях населения – носителей, во многом, традиционалистской политической культуры, связывающих с образом политического лидера или группы лиц, входящих в высшие слои политики.

4. Для национальных республик России характерна персонифицированная власть, где явно выражены особые качества сильного и авторитарного руководителя. При этом особенность сильного лидера складывается из сочетания доминирующих факторов: «отца», «хозяина», «героя» и «борца». Преобладание того или иного фактора, либо их сочетание определяется текущими массовыми настроениями людей, а также стратегий идентичности самой элиты. В национальных республиках формирование политических ориентаций этнополитических элит во многом зависит от политического позиционирования главы национальной республики. Политические ориентации этнополитических элит республик РФ определяются рядом критериев: особенностью, характеризующей многонациональность или мононациональность региона, его миграционной привлекательностью, пограничным положением, богатством экономических ресурсов, спецификой существующей промышленности, уровнем культуры и образования, социальной стратификацией и т.д.

5. В формировании правящей группы в республиках РФ выделяются определенные сферы рекрутирования в ряды политической элиты - бизнес, политические партии, общественные организации, учреждения науки, культуры, образования, СМИ и различные конфессии. Однако основным каналом вхождения в правящую группу в национальных республиках РФ является решение главы республики, который посредством своих полномочий и ресурсов влиянии, путем назначения на руководящие посты в регионе, отбирает претендентов из действующей исполнительной и (в меньшей степени) законодательной власти.

На современном этапе процесс становления и формирования политической элиты республик РФ, находится под абсолютным контролем главы региона, что приводит к слабости институтов парламентаризма и политических партий, а также к блокированию таких путей рекрутирования как общественные организации и другие структуры гражданского общества. Кроме того, в последнее время наблюдается интенсивное слияние представителей бизнеса и власти, т.е. экономический фактор вхождения в правящую группу зачастую становится приоритетным.

6. На современном этапе имеет место подчинение региональных процессов федеральным, в результате чего элиты республик становятся все более расколотыми и неоднородными из-за отсутствия эффективных механизмов и институтов лоббирования и попадают в зависимость, в связи с чем начинают управляться извне. Элиты национальных республик, сохранив определенные ресурсы влияния, утратили роль неза­висимых властных центров и статус самостоятельных политических акторов общероссийского масштаба. Таким образом, республики получили гарантии экономической помощи Центра в обмен на поддержку Кремля в ходе федеральных выборов.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница