«Роспись матрешки на плоскости»



Скачать 117.36 Kb.
Дата30.04.2016
Размер117.36 Kb.
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Вологда

Технологическая карта урока по ИЗО-деятельности

Тема: «Роспись матрешки на плоскости»

Мельникова Нина Александровна,

учитель начальных классов, высшая категория.

г. Вологда

2015 год

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 2

Тема: Роспись матрешки на плоскости.

Цель: Создание модели матрешки на плоскости.

Задачи:

  • Развивать воображение, проявляющееся в конкретных формах художественной деятельности.

  • Овладевать начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.

  • Формировать первичные навыки изображения на плоскости.

  • Приобретать навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

  • Воспитывать чувство патриотизма через познание культуры своего народа.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

-развивать умение выражать свои эмоции;

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



  • Познавательные:

-развивать умение извлекать информацию из текста;

-выявлять сущность, особенности объектов;

-на основе анализа объектов делать выводы;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-находить ответы на вопросы в иллюстрации.


  • Регулятивные:

-развивать умение высказывать своё мнение;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию;


  • Коммуникативные:

-развивать умение слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива;

- формировать умение работать в группе.



Предметные результаты:

-учиться различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;

-научиться расписывать игрушки;

-уметь различать национальные традиции страны, самобытность культуры;

-углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: Матрешки, презентация, словарь С.И. Ожегова, тексты и рисунки для определения видов матрешек, образцы росписи, краски, кисточки.

Учитель: Мельникова Нина Александровна, МОУ «СОШ № 12» г. Вологда

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Формулирование темы урока.

Целеполагание.

- Урок изобразительного искусства начнем с загадки:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -…

(слайд №1 и демонстрация матрешки в натуральном виде)

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Что вы знаете о матрешке?

- Что хотите узнать?

- Сформулируйте цель урока.

-Какие задачи поставите перед собой для достижения цели?

(слайд №2)



-Матрешки.

- Роспись матрешки.

- Высказывают мнения.

- Высказывают мнения.

-Научиться рисовать матрешку.

- Дать определение понятия «матрешка».

- Узнать историю возникновения матрешки.

- Выделить виды матрешек и их отличительные черты.

- Нарисовать матрешку.



Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно обучающимся, и того, что еще неизвестно.

Изучение нового материала.

- Матрешки бывают очень разные, но всех их объединяет один существенный признак. Как вы думаете, какой?

( Если дети будут испытывать затруднение, обратиться к слайду № 1 и загадке)

- Как вы думаете, какое количество кукол должно быть в одной матрешке?

- Количество кукол в одной матрешке не ограничено. В 1913 году токарь Николай Булычев для выставки в Париже выточил 48 кукол (слайд № 3)

-Дайте определение понятия «матрешка». (Учитель фиксирует определение на доске)

- С помощью чего можете проверить, правильно ли вы дали определение?

- Найдите и зачитайте, как объясняется понятие в словаре С. И. Ожегова.

- Сравните с определением, которое дали вы. Какие признаки вы указали?

- Что надо дополнить в ваше определение?

- Какую задачу урока выполнили?

- Приступим к решению второй задачи: узнаем историю возникновения русской матрешки. Чтобы определить дату рождения матрешки вам надо найти значение данных выражений:

20 – 19=


41 - 33=

70 - 61=


40 - 40=

(слайд №4)

- В каком году?

- Сосчитайте, сколько лет исполняется матрешке в этом году?

- Первая матрешка была изготовлена в мастерской, которая принадлежала Савве Ивановичу Мамонтову крупному российскому промышленнику. По эскизу художника Сергея Малютина токарь Василий Звездочкин выточил первую деревянную куколку (слайд № 5)

- Рассмотрите ее. Из скольких куколок состояла игрушка? ( слайд № 6)

- Опишите самую большую куклу.

- Опишите самую маленькую куклу.

-Что напоминают куклы?

- Действительно, матрешка – символ семьи, поэтому на Всемирной торгово-промышленной выставке в Париже в 1900 году матрешке присудили бронзовую медаль за лучшее воплощение идеи единства семьи.

- А как вы думаете, почему куклу назвали матрешкой?

- Название куклы произошло от старинного русского имени. Для того, чтобы определить, от какого имени, прочитайте значения нескольких старинных русских имен и докажите свое мнение:



Марфа – наставница.

Милица – милая на лицо.

Матрена – мать семьи, матушка

Мира – мирная. (слайд №7)


-Внутри матрешки находятся такие же куклы, но меньшего размера.

 

- Высказывают мнения



- Дают определение.

- С помощью толкового словаря.

- Полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

- Высказывают мнения

- Дополняют определение

-Дали определение понятия «матрешка»

-В 1890 году

-125 лет


- из 8 кукол

- Девушка в народном костюме, с черным петухом в руках.

- Младенец, завернутый в пеленку.

-Семью


- Высказывают мнения

- От имени Матрена, потому что это имя обозначает мать семьи, а куклы в матрешке напоминают семью.



Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, подведение под понятие.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль в форме сличения с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона, корректировка.

Личностные: нравственная ориентация

Логические: построение логической цепи рассуждений.




- Итак, какую задачу решили?

- Что следующее предстоит узнать?

- Для того, чтобы узнать, какие основные виды матрешек существуют, вам необходимо выполнить работу в группах.

- Каждой группа получает рисунки, на которых изображены различные матрешки. Вам надо прочитать текст и определить, какая матрешка изображена на вашем рисунке.



Задание: Опираясь на текст, определите, какая матрешка нарисована на вашем рисунке.

Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. Матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.



Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. У семёновской форма заужена книзу. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов.

Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Матрешки можно узнать по удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый. У неё нет платка, сарафана и фартука. Вверху овал лица, а все остальное занято крупными, яркими цветами, в черном контуре.

Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может быть любой сюжет, форма, краски. Приложение № 1

- Расскажите, какая матрешка изображена на рисунке и докажите, указав ее отличительные признаки.

- А теперь посмотрите на слайд. (слайд№ 8) Какая матрёшка изображена на слайде?

- Как вы это определили?

- Какую задачу урока выполнили?

- Конечно, это не все виды матрешек, где вы можете найти материал про другие виды матрешек?



- Узнали историю возникновения матрешки.

- Виды матрешек.

- Читают текст и, опираясь на его содержание, определяют, какой вид матрешки изображен на рисунке у каждой группы.

( Если в классе большое количество детей, можно взять и другие виды матрешек).

- Выступают, доказывают правильность выбора, демонстрируя рисунок.

- Семеновская

- Доказывают

- Узнали, какие основные виды матрешек существуют.

- В книгах, интернете.


Регулятивные: сохранение учебной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, ориентация и восприятие текстов научного содержания, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; разрешение конфликта, управление поведением партнеров; владение монологической и диалогической речью.




- Какая следующая задача?

- Обратимся к инструкции. Какую работу поможет она вам выполнить?

Приложение № 2

- Как вы думаете, почему в инструкции даны только эти шаги, но не показано, как украсить матрешку.

- Да, вы можете выбрать любой вид матрешки и проявить свое творчество в создании своей игрушки. В качестве опоры я предлагаю вам виды орнамента, которые можно использовать при росписи различных видов куклы. Приложение № 3

- Русские мастера, расписывая матрешки, слушали народные песни, как вы думаете, почему?

- Для того, чтобы вы тоже могли лучше передать характер русского народа, предлагаю вам работать под звучание русских народных песен.


- Научиться расписывать матрешек

- Нарисовать основу матрешки.

- Матрешки бывают разные, мы можем выбрать любой вид матрешки и нарисовать.

- Для того, чтобы передать характер русского народа

- Выполняют работу под музыку


Регулятивные: сохранение учебной задачи.

Регулятивные: развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива.


Оценивание

- Разработаем критерии оценки ваших работ.

-Соответствие вида и содержания рисунка матрешки

- Оригинальность замысла

- Выбор цветовой гаммы

-Демонстрация рисунков и оценивание (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)



Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Рефлексия

- Вернемся к цели урока. Как вы считаете, достиг ли урок своей цели?

- Продолжите предложение: Я узнал…

Я удивился…

Я хочу задать вопрос детям, учителю…

- Как вы думаете, зачем надо знать народное творчество?


- Высказывают мнения

- Это история нашего народа.



Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Домашняя работа ( по желанию)

- Что еще вы бы хотели узнать про матрешку?

- Если вас заинтересовала данная тема, можете выполнить проектную или исследовательскую работу, узнать новое об этой удивительной кукле и рассказать своим одноклассникам.

- Дома вы можете вместе с родителями расписать деревянную заготовку матрешки, следуя инструкции.


- Высказывают мнения




Приложение № 1



министерство физической культуры, спорта и работы с молодежью московской области

http://www.giftsgalary.ru/images/_________________4a9d9dd288c74.jpg

смотреть слайды цветы

магазин матрешек, русская матрешка, матрешки оптом, семеновская матрешка, купить матрешку в москве, матрешка сувенир, деревянные

Шаг 1 Приложение №2

Нарисуй очертания матрёшки. Она должна быть полностью симметричной.



как нарисовать матрёшку поэтапно

Шаг 2

Разметь матрёшку двумя линиями — в верхней и нижней части корпуса, а также нарисуй круг над верхней линией.



как нарисовать матрёшку карандашом

Шаг 3

Прорисуй черты лица. Глаза изобрази в виде кругов и здесь же закрась их, оставив по одному белому блику в каждом глазе. Чуть выше глаз изобрази в виду коротких дуг брови, ресницы обозначь парой ресниц, нарисуй также по одной дуге под глазами. Дальше — рисуй нос, щеки, рот. как нарисовать матрёшку картинки



Приложение № 3





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница