С. Р. Филонович



Скачать 166.99 Kb.
Дата30.04.2016
Размер166.99 Kb.


Министерство

экономического развития

и торговли

Российской Федерации



Министерство

образования

Российской

Федерации








Государственный Университет –

Высшая школа экономики




Утверждена УМС

Секция «Менеджмент»

Одобрена на заседании

Кафедры Управления

человеческими ресурсами


Председатель

С.Р.Филонович


«____» ___________________

2001 г.


Зав. кафедрой

В.В.Щербина


«____» ____________________

2001 г.





Программа дисциплины


«Управление персоналом»


Для направления 521200 – «Социология»
(вторая ступень высшего профессионального образования)

Москва, 2001 г.



I. Пояснительная записка


Автор программы:

Ассистент кафедры управления человеческими ресурсами - Фадеева Марина Леонидовна.


Требования к студентам:

Курс «Управление персоналом» предназначен для студентов 4 курса бакалавриата факультета «Социология», и опирается на совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных ими на предшествующих этапах образования в высшей школе. Предполагается, что студенты имеют достаточно прочные и внутренне согласованные знания в таких областях, как общий менеджмент, теория организации, микроэкономика и макроэкономика.





    Аннотация:

    Знание основ управления человеческими ресурсами является необходимой составной частью профессиональной подготовки современного менеджера.

    Курс «Управление персоналом» предполагает ознакомление студентов с основными проблемами управления персоналом, обучение основным методикам подбора и оценки персонала, исследуются психологические аспекты кадровой работы, методы управления мотивацией и поведения персонала.

    Курс «Управление персоналом» предназначен для подготовки студентов к профессионально-грамотному исследованию социально-экономических процессов, к адекватному использованию знаний в области управления персоналом, для решения проблем современного менеджмента, позволяет понять роль человеческих ресурсов в этом сложном процессе.

    Курс рассчитан на 24 аудиторных часа, включающих в себя 14 часов лекционных и 6 часов семинарских занятий. В самостоятельную работу студента входит:


- освоение теоретического материала по рекомендованной литературе (список основной и дополнительной литературы прилагается),

- регулярная подготовка к семинарским занятиям,

- написание аналитического эссе (примерная тематика эссе приводится в

программе).


Учебная задача курса:

В результате изучения курса «Управление персоналом» студент должен:



  • понять роль человеческих ресурсов в условиях рыночной экономики и значение управления персоналом в общей системе менеджмента современной организации;

  • знать тенденции развития теоретических и практических подходов к управлению персоналом в различных странах мира и в современной России, эволюцию государственной политики в сфере занятости;

  • уяснить принципы классификации персонала организации, уровни управления персоналом и процесс формирования коллектива организации;

  • изучить направления и содержание кадровой политики организации, взаимосвязь стратегий развития организации и её персонала, методы кадрового планирования и определения потребности в персонале;

  • знать функции и структуру, направления и методы работы, требования к сотрудникам, практические аспекты и оценку эффективности деятельности службы персонала организации;

  • освоить основные принципы привлечения, методы отбора и диагностику направления развития и регламентации работы персонала;

  • уяснить психологические аспекты кадровой работы, методы управления мотивацией и поведением персонала, дать оценку эффективности работы по управлению человеческими ресурсами в организации;

  • знать правовые вопросы регулирования трудовых отношений, причины возникновения, динамику, методы управления и процедуры разрешения трудовых споров (конфликтов) в хозяйственной организации;

  • уметь использовать полученные знания в самостоятельной работе в области менеджмента персонала, как одного из направлений профессиональной деятельности современного специалиста.


Формы контроля:

- текущий контроль предполагает систематическую проработку тем курса по указанной преподавателем учебной и научной литературе в ходе семинарских и лекционных занятий; качество работы студента в семестре (модуле) оценивается по 10-балльной шкале;

- качество выполнения эссе по теме (оценивается по 10-балльной шкале);

- итоговый контроль проводится в форме зачета (тестирование с оценкой результатов по 10-балльной шкале);

- итоговая оценка складывается следующим образом:

«отлично»: сумма баллов от 30 до 25;

«хорошо»: сумма баллов от 24 до 19;

«удовлетворительно»: сумма баллов от 18 до 11;

«неудовлетворительно»: сумма баллов менее 10.





II. Содержание программы

Тема 1. Система управления персоналом

Место управления персоналом в системе научного менеджмента. Основные понятия управления персоналом как науки. Цели и задачи управления персоналом. Объект и субъект управления персоналом. Предмет «Управление персоналом». Основные понятия курса. Технология управления персоналом в организации. Особенности современного процесса управления персоналом. Основные функции кадровых служб организаций. Принципы и методы управления персоналом.

Управление персоналом в исторической ретроспективе. Основные принципы управление персоналом. Понятия: национальная культура, деловая культура, ценности и нормы. Модели управление человеческими ресурсами в США, странах Западной Европы и Японии. Учет национального менталитета в управлении персоналом. Российская национальная культура. Управление персоналом в СССР. Управление персоналом в современных организациях. Использование зарубежных методик управления персоналом в России.


Тема 2. 0рганизационная культура

Основные составляющие организационной культуры. Функции организационной культуры. Уровни изучения культуры. Рационально-прагматический и культурно-феноменологический подходы к изучению организационной культуры. Взаимосвязь между силой культуры и успехом компании. Роль лидера в формировании и поддержании культуры. Типология организационных культур. Способы формирования организационной культуры. Методы поддержания организационной культуры. Возможности изменения организационной культуры.

Понятие организационной культуры. Влияние национальной культуры на организационную культуру. Исследования влияния национальной культуры на деловую. Организационная культура многонациональных компаний. Особенности организационной культуры в современных российских организаций.



Тема 3. Кадровое планирование

Кадровая стратегия организации: виды и основные этапы построения, влияние внешних и внутренних факторов. Основные этапы планирования трудовых ресурсов. Источники привлечения персонала: преимущество и недостатки. Определение качественной потребности в персонале. Определение количественной потребности в персонале. Нормирование и основные виды норм. Характеристика основных методов определения численности персонала.

Тема 4. Набор и отбор персонала

Основные этапы процесса отбора персонала. Заочное знакомство с претендентом. Анализ анкетно-биографических данных, рекомендаций, послужного списка. Собеседование (персональное интервью). Характеристика основных типов, этапы и техника проведения интервью. Основные ошибки при проведении интервью. Психодиагностика (тестирование): преимущества и недостатки. Критерии качества тестов. Медицинский контроль. Анализ результатов испытания. Принятие решения о найме. Трудовой договор (контракт).

Тема 5. Служба персонала и ее функции

Основные задачи службы управления персоналом. Место службы управления персоналом в структуре организации. Статус руководителя службы управления персоналом. Функции службы управления персоналом. Планирование работы службы управления персоналом. Организационная структура службы управления персоналом. Требования к специалистам службы управления персоналом. Социально-психологическая поддержка персонала. Основные показатели эффективности функционирования службы управления персоналом.

Анализ рабочего места. Проектирование рабочего места. Методика разработки паспорта рабочего места. Планировка помещений. Требования к размещению сотрудников. Нормы площадей для размещения служащих.

Профессиональная ориентация персонала. Адаптация персонала. Виды и порядок адаптации. Процесс адаптации. Содержание движения персонала. Формирование кадрового резерва. Высвобождение персонала. Безопасность персонала.

.

Тема 6. Структура персонала и формирование коллектива организации


Содержание понятия персонал организаций. Профессионально-квалификационная структура персонала. Классификация персонала. Квалификационные признаки персонала. Составляющие структуры персонала. Уровни управления персоналом. Профессионализм, компетентность и квалификация работника. Фазы развития персонала.

Классификация социальных групп. Характерные особенности социальных групп. Понятие коллектива организации. Функции коллектива. Признаки коллектива. Классификация коллективов. Формальные и неформальные коллективы. Стадии формирования и развития коллектива. Роль лидера в функционировании коллектива. Ролевая структура коллектива. Факторы, влияющие на эффективную работу коллектива. Пути обеспечения эффективности работы коллектива.



Тема 7. Мотивация труда

Мотивы и их основные виды. Типы мотивированных работников. Основные формы мотивации. Стимулы и их основные формы. Принципы стимулирования труда. Системы оплаты труда персонала. Схема оплаты труда менеджеров и руководителей высшего звена. Поощрения для высококвалифицированных специалистов и профессионалов. Поощрения в масштабе всей организации. Потребности, мотивы и стимулы. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Сущность мотивации труда. Традиционная система компенсации. Материальное и нематериальное стимулирование персонала. Управление системой льгот и выплат. Нетрадиционные методы компенсации.

Тема 8. Основные направления развития персонала

    Развитие организации и ее сотрудников. Понятие трудового пути и карьеры. Виды профессиональной карьеры. Планирование карьеры. Развитие карьеры. Партнерство по планированию и развитию карьеры. Модели карьеры. Выбор карьеры. Основные принципы управления карьерой. Роль службы персонала в планировании и развитии карьеры сотрудников. Оценка и анализ карьеры. Развитие персонала организации. Переподготовка и повышение квалификации персонала. Планирование профессионального обучения. Виды обучения персонала.


Тема 9. Коррекция лидерского поведения как элемент развития персонала

    Лидерство и руководство. Понятие лидерства. Основные качества лидера. Типы лидерства. Четыре базовые системы лидерства. Заменители лидерства. Способы воздействия на сотрудников.

    Сферы деятельности руководителя. Основные черты руководителя. Организаторские задачи руководства. Стили управления и руководства. Эффективность деятельности руководителя. Критерии и методы оценки эффективности деятельности руководителя. Планирование и подготовка резерва руководителя. Процесс подготовки преемников.




Тема 10. Системы оценки персонала

Понятие эффективности работы персонала. Цели оценки персонала. Тактика работы с персоналом. Составляющие оценки персонала. Виды деловой оценки. Построение системы оценки. Показатели оценки персонала. Текущая оценка персонала. Аттестация персонала. Этапы проведения аттестации. Методы аттестации. Виды аттестации персонала. Эффективность работы персонала. Критерии оценки работы руководителей. Роль службы персонала в процессе аттестации персонала.

Тема 11. Трудовые споры и конфликты в управлении персоналом. Правовое регулирование трудовых отношений

Понятие конфликта. Субъект и объект конфликта. Признаки конфликтов. Классификация конфликтов. Функции конфликтов. Позитивные и деструктивные последствия конфликтов. Причины конфликтов в организации. Динамика развития конфликтов. Критерии конфликта. Управление конфликтами в организации. Роль руководства в управлении конфликтами. Модель конфликта как процесса. Трудовые споры. Виды и способы разрешения трудовых споров.

Предмет трудового права. Метод трудового права. Источники трудового права. Понятие трудового договора (контракта). Гражданско-правовые договоры. Порядок заключения трудового договора (контракта). Содержание трудового договора (контракта). Обязательные пункты трудового договора (контракта). Режим рабочего времени и времени отдыха. Материальная ответственность. Взаимная ответственность работодателя и работника. Основания для прекращения трудового договора (контракта). Российское и зарубежное трудовое право.





III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература
Базовый учебник:

Кибанов А.Я., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т.А.. Управление персоналом. Регламентация труда./ Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Экзамен, 1999.

Основная литература:

1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков.: Фортуна-Пресс, 1998.

2. Беляцкий Н.П. Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: Учеб. Пособие. Минск.: Экоперспектива, 2000.

3. Каверин С.Б. Мотивация труда. М.: Институт психологии РАН, 1998.

4. Мордовин. Управление персоналом. М.: НФЛК, 1999.

5. Технология управления персоналом./П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н.К.Маусов и др. М.: Экзамен, 2000.

6. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: Учеб. практ. пособие. М.: Интел-Синтез,1997.



7. Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. М.: Интел-Синтез, 1997.


Дополнительная литература:

1. Алавердов А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. М.: СОМИТЭК, 1997.

  1. Бородина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА - М, 1998.

  2. Васильева И.Н. Основы делопроизводство и персональный менеджмент. М.: Финстатинформ, 1999.

  3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998.

  4. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ПРИОР, 1998.

  5. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997.

  6. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. М.: Рос. экон. акад.; Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

  7. Зайцев Г.Г. Управление персоналом. Учеб. пособие. СПб.: Северо–Запад, 1998.

  8. Кочеткова А.И. Основы управления персоналом. М.: ТЕИС, 1999.

  9. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: ЗЕРЦАЛО, 1999.

  10. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.

  11. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М.:ИНФРА-М, 1998.

  12. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Интел-Синтез, 2000.

  13. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учеб. М.: Финстатинформ, 1997.

  14. Пугачев В.П. Управление персоналом организации: Учеб. М.: Аспект Пресс, 1998.

  15. Пушкарев Н.Ф., Троицкая Е.В., Пушкарев Н.Н. Практикум по кадровому менеджменту: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.

  16. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

  17. Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

  18. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. СПб., 2000.

  19. Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. СПб.: Знание, 2000.

  20. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? М.: Бухгалтерский бюллетень, 1997.

  21. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 1998

  22. Травин В.В., Дятлов В.А. Управление персоналом : Учеб.-практ. пособие. М.: ПРИОР, 1999.

  23. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997.

  24. Управление персоналом: Учеб / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.А. Еремина. М.: ЮНИТИ, 1998.

  25. Цветаев В.М. Управление персоналом. СПб.: Питер, 2000.

  26. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  27. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиздат, 1997.

  28. Чижов Н.А. Кадровые технологии. М.: Экзамен, 2000.

  29. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.





IV. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЭССЕ

  1. Кадровый менеджмент в современной организации.

  2. Возможности внедрения достижений мирового опыта кадрового менеджмента в практику управления персоналом организации России.

  3. Типология и методология подходов к кадровому менеджменту.

  4. Формирование корпоративного духа и организационной культуры в фирме.

  5. Формирование системы персонального менеджмента.

  6. Роль руководителя в современной организации.

  7. Методология оценки деятельности службы управления персоналом.

  8. Оценка эффективности управления трудовой карьерой специалистов организации и разработка рекомендаций по ее повышению.

  9. Особенности деятельности кадровых служб в современных условиях (на примере хозяйственной организации).

  10. Формирование современных кадровых служб в организации.

  11. Приоритетные изменения направлений деятельности кадровых служб в организации (на примере нескольких организаций).

  12. Разработка системы управления персоналом в организации.

  13. Повышение эффективности деятельности системы управления персоналом организации.

  14. Организация информационного обеспечения процессов управления персоналом в организации.

  15. Обоснование и проектирование консультационного центра управления персоналом.

  16. Формирование консультационного центра управления персоналом учебного, производственного или управляющего типа.

  17. Диагностика системы управления персоналом организации в условиях кризиса.

  18. Исследование системы управления персоналом кризисной организации и разработка рекомендаций по ее стабилизации.

  19. Разработка технологии кадрового аудита на производстве.

  20. Повышение конкурентной способности фирмы за счет улучшения использования кадрового потенциала.

  21. Управление качеством труда специалиста в организации.

  22. Формирование и повышение эффективности деятельности управленческой команды в организации.

  23. Планирование личной работы специалиста.

  24. Пути интенсификации и рационализации труда специалиста.

  25. Технология определения жизненных целей и выбора карьеры.

  26. Самоуправление личной карьерой специалиста.

  27. Рабочее место и информационное обеспечение специалиста.

  28. Пути повышения работоспособности специалиста.

  29. Система организации управленческого труда в фирме.

  30. Адаптация специалиста в новом коллективе.

  31. Стратегия и тактика управления персоналом организации.

  32. Кадровое планирование в организации.

  33. Современные методы планирования в организации.

  34. Механизм совершенствования кадрового планирования в организации.

  35. Набор, отбор и найм персонала в фирме.

  36. Формирование норм и требований к персоналу организации (на конкретных примерах).

  37. Организация оценки специалиста при найме на работу.

  38. Подготовка, повышение квалификации и продвижение управленческих кадров в фирме.

  39. Система количественных и качественных показателей оценки подготовки и повышения квалификации специалистов.

  40. Управление трудовой карьерой специалистов.

  41. Обеспечение собственной мотивации специалистов в управлении их трудовой карьерой.

  42. Управление мотивацией персонала в организации.

  43. Внутрифирменные социальные программы.

  44. Повышение эффективности управления персоналом на основе внедрения контрактной системы.

  45. Социально-экономические и психологические факторы адаптации сотрудников к инновациям в организации.

  46. Оценка деловых качеств специалиста. Формирование модели персонального менеджмента специалиста.

  47. Разработка механизма оценки эффективности труда руководителя организации.

  48. Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя.


V. Тематический расчет часов


№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Контроль-ные или курсовые работы

Самостоятельные работы

Всего часов

Лекции

Семинарские или практи-ческие занятия

ВВсе-го

1.

Система управления персоналом

2

2







2




2.

Организационная культура







2




3.

Кадровое планирование

2







2




4.

Набор и отбор персонала







2




5.

Служба персонала и ее функции

2


2







2




6.

Структура персонала и формирование коллектива организации







2




7.

Мотивация труда

2








2




8.

Основные направления развития персонала







2




9.

Коррекция лидерства как элемент развития персонала

2

2







2




10.

Система оценки персонала

2







2




11.

Трудовые споры и конфликты в управлении персоналом. Правовое регулирование трудовых отношений

2







4




Всего:




14

6

20

эссе- 1

зачет- 1


24

44

Ассистент кафедры

управления человеческими

ресурсами М.Л. Фадеева






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница