С. В. Курочкин Творческие задачи как средство развития познавательного интереса учащихся



Скачать 33.38 Kb.
Дата06.06.2016
Размер33.38 Kb.

С.В. Курочкин Творческие задачи как средство развития познавательного интереса учащихся


С.В. Курочкин

Руководитель: Е.Д.Соколова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Проблема развития личности в специально организованных условиях является одной из важнейших проблем педагогической теории и практики. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика же изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармонического развития личности в процессе обучения и воспитания.

В данном случае немаловажную роль играет развитие познавательного интереса путем использования творческих заданий, так как с их помощью учащиеся активно овладевают новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют имеющиеся, развивают свои способности.

Исследования показывают, что на уроке учитель в большинстве случаев не успевает организовывать творческий поиск и поэтому у учеников пропадает интерес к учению. Но если на уроках использовать такие задания, которые являются одновременно и привлекательными для учеников, и дидактически строго целесообразными, то качество усвоения материала будет более высоким.

Познавательный интерес — важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.

В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе - познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам - формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Одним из направлений в развитии познавательного интереса является включение учащихся в творческую познавательную деятельность, в процессе которой они выполняют различные творческие задания и, в частности, работают с творческими задачами.

И.Ж. Арсланов, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров в качестве отличительного признака творческой задачи, по сравнению с нетворческой, указывают на наличие интуитивного мышления, скачка, происходящего при решении творческой задачи. А.Ф. Эсаулов, исследуя процесс решения творческой задачи, отмечает, что ее непременным признаком является переформулировка структурно–компонентного состава творческой задачи и то, что она требует в процессе переформулирования опосредованных поисковых форм деятельности, а не формализованных, готовых процедур.

Учебно-творческая задача – это такая форма организации содержания учебного материала, при помощи которой педагогу удается создать учащимся творческую (проблемную) ситуацию, прямо и косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно овладевают знаниями, умениями, навыками, развивают творческие способности личности [1].

При методике организации творческих задач полезно применять известные виды учебно-творческой деятельности. Если мысленно все известные методы решения творческой задачи разделить по признаку доминирования логических или, наоборот, эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов.

Первая – логические методы решения творческих задач – это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции.

Вторая – эвристические методы решения творческих задач – система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач.

От класса к классу задачи должны постепенно усложняться и, в результате, ученики, оканчивающие среднюю школу, должны не только хорошо знать основы наук, но и уметь творчески мыслить, самостоятельно решать новые практические творческие задачи.

Литература



  1. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого – педагогич. аспект. - М.: Педагогика, 1990. – 183с.

  2. Шамсутдинова Т.М. Развитие творческого мышления на уроках информатики //Информатика и образование. - 2001. - №5. - С.46.

  3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 203с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница