Самостоятельная работа студентов (далее срс) является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением фгос спо



Скачать 181.02 Kb.
Дата29.04.2016
Размер181.02 Kb.




1. Общие положения
1.1. Самостоятельная работа студентов (далее СРС) является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО. В программах и профессиональных модулях организация самостоятельной работы студентов занимает приоритетную позицию. Идет не формальное увеличение часов на самостоятельную работу, а организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающих субъективную позицию студента, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе – овладения профессиональными и общими компетенциями.

1.2. Увеличение роли СРС означает пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, т.к. в стандарте ФГОС СПО указывается , что обеспечение образовательным учреждениям эффективной СРС в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Самостоятельная работа становится основой организации образовательного процесса, так как данная форма обучения обеспечивает реализации субъективной позиции студента, т.к. требует от него высокой самоорганизации и самостоятельности.

1.3. Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана ОУ деятельность студентов по освоению содержания ОК и ПК, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

1.4. Цель самостоятельной работы - формирование у обучающихся ОК и ПК, обеспечивающих развитие у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

1.5. Специфика самостоятельной работы обучающегося как формы обучения заключается в том, что ее основу составляет работа студентов над определенным учебным заданием в специально предоставленное для этого время; студент сам выбирает способы выполнения задания, непосредственное фактическое участие преподавателя в руководстве самостоятельной работой отсутствует, но есть опосредованное управление преподавателем самостоятельной познавательной деятельностью студентов (на основе инструктажа, рекомендаций); студент сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих действий.

1.6. Самостоятельная работа обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку в ее ходе происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения работать с различными видами информации, умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развиваются познавательные способности и активность обучающихся; формируются такие качества личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста.

1.7. Знание видов классификации самостоятельной работы позволяют преподавателю более эффективно сконструировать или подобрать задания для самостоятельной работы в соответствии с решаемыми образовательными задачами.

2. Виды самостоятельных работ
2.1. По дидактической цели:

2.1.1. самостоятельная работа обучающихся по овладению новыми знаниями, овладению умением самостоятельно приобретать знания: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарем и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.;

2.1.2. самостоятельная работа обучающихся по закреплению и систематизации полученных знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа с учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей и т. д.); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование и др.); подготовка сообщений, докладов, рефератов, составление библиографии, тематических кроссвордов; составление тематического портфолио; составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; анализ современного опыта в профессиональной сфере и др.);

2.1.3. самостоятельная работа обучающихся по формированию практических умений (основного компонента компетенций): решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделиование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); разработка проектов; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам; проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио-, видеотехники и др.

2.2. По времени и месту проведения:

2.2.1. аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

2.2.2. внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия (конспектирование и работу с книгой, документами и первоисточниками; доработку и оформление записей по лекционному материалу; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации; выполнение рефератов; подготовку к семинарам, конференциям, конкурсам; участие в проведении различных исследований и обработке их данных; анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме; подготовку к деловым играм; выполнение курсовых, дипломных работ и др.

2.3. По нарастанию продуктивного и творческого начал в заданиях и деятельности обучающихся:

2.3.1. воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа, предполагающая знания-копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

2.3.2. реконструктивная самостоятельная работа, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации;

2.3.3. эвристическая (частично-поисковая) самостоятельная работа, которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

2.3.4. творческая самостоятельная работа, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

2.4. По характеру учебной деятельности в процессе решения различных учебных задач выделяются следующие виды самостоятельных работ:

2.4.1. выполнение (изготовление): лабораторных работ, операций, приемов; чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала, макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных конспектов и др.

2.4.2. составление, формулировка: задач, примеров; кроссеордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок; рецензий, отзывов, выводов; формул, зависимостей, характеристик; таблиц, графиков; контрольных вопросов, заданий и т.д.;

2.4.3. анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий, методов и способов работы (производство); итогов работы, операций, действий, их качества и эффективности и др.;

2.4.4. изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала; наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ, счетной и компьютерной техники и др.

2.5. По количеству обучающихся:

2.5.1. фронтальная самостоятельная работе (Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся состоят в следующем: выполняется общее для всех задание; преподаватель дает общий инструктаж к выполнению заданий; используются общие приемы организации и руководства дальнейшими действиями обучающихся. При фронтальной СР главную роль играет коллективный анализ выполняемых заданий, анализ типичных ошибок, допускаемых обучающимися в процессе выполнения работы);

2.5.2. групповая самостоятельная работа (до 5 человек);

2.5.3. парная самостоятельная работа (успешно использовать для совместной проработки материала у учебника, документа, для взаимной проверки письменных упражнений и т.д.);

2.5.4. индивидуальная самостоятельная работа (Под индивидуальной СР предусматривается обязательное личное выполнение заданий, исключается сотрудничество обучающихся. К особенностям выполнения индивидуальных самостоятельных работ можно отнести возрастание роли самого обучающегося в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения, возможность сотрудничества обучающегося с преподавателем при выполнении трудоемких заданий).

2.6. По видам деятельности, в которые включается обучающийся:

2.6.1. учебно-познавательная;

2.6.2. научная (научно-исследовательская)

2.6.3. социальная.
3. Проектирование самостоятельной работы студентов
3.1. Внедрение ФГОС СПО нового поколения в образовательных учреждениях требует четкого проектирования системы организации самостоятельной работы студентов. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, планируется в рабочем учебном плане, распределяется в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулях. С ориентировочным распределением по разделам и темам.

3.2. При планировании самостоятельной работы необходимо сначала определить вид работ. Более целесообразно при планировании СР указывать не виды, а примерную тематику СР и по ПМ и учебным дисциплинам. При этом тематика должна представляться в «задачной» формулировке. Например: «Оформление фрагмента занятия по образцу»; «Разработка праздника»; «Моделирование конспекта урока нестандартной формы»; «Составление системы работы по нравственному (трудовому) воспитанию» и т.п.

3.3. Одним из сложных и трудоемких этапов при планировании и проектировании самостоятельной работы обучающихся является конструирование (разработка) заданий.
4. Требования к заданиям по СР студентов
4.1. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям формирования общих и профессиональных компетенций, отражать содержание дисциплины, ПМ (МДК), предусматривать все уровни: ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, в том числе должны быть задания с применением компьютерных технологий. Для разработки заданий для самостоятельной работы различных уровней сложности необходимо иметь в виду различные подводы к ее классификации.

4.2. Задания должны предполагать разнообразные формы и методы самостоятельной работы для придания, ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов обучающихся. Нужно увеличить число заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций. Нужно также расширять самостоятельную работу, проводимую в форме учебно-профессиональной деятельности (учебная и производственная практика) обучающихся.

4.3. В рамках компетентностной модели образования задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер. Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать, трансформировать его в определенного рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные умения. Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи (проблемы).

4.4. В соответствии с уровнями освоения учебного материала виды заданий для СР могут быть:

4.4.1. ознакомительные - конспектирование литературы;

4.4.2. репродуктивные - написание контрольной работы;

4.4.3. продуктивные - подготовка эссе.

4.5. Задания должны быть ориентированы на организацию продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, при которой задания не даются в готовом виде, а «открываются» студентами самостоятельно в процессе работы с учебно-профессиональными ситуациями.
5. Виды заданий для СР студентов
5.1. При составлении фонда заданий могут быть использованы различные варианты конструкторов учебно-познавательных заданий для самостоятельной работы (См. Приложение). Наибольшую дидактическую ценность имеют учебно-познавательные задания:

- с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интереьюирования и т.д.;

- с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни) много ненужной информации и требуется отделить значимую информацию от шума (выбрать только то, что нужно для выполнения задания);

- с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию/критерию).



5.2. Такие общие компетенции, как осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности), формируются в условиях работы с заданиями на обработку информации. К ним можно отнести:

- задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций М$ Роwer Роint к учебному материалу, учебных пособий по теме и т.д.);

- задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование, рейтингование);

- задания на перекодировку информации (составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот);

- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;

- задания на обобщение и/или оценку (рецензирование) материалов дискуссии, обсуждения, состоявшихся на аудиторном занятии;

- задания на решение ситуационных задач и работа с учебными кейсами, в том числе и с представлением кейсов на электронных носителях (мультимедиа-презентации) или в виде web-публикации в Интернете.

5.3. Ведущими типами заданий являются: задачи на рефлексию профессиональной деятельности; проектно-конструкторские; коммуникативные и исследовательские задания.

5.4. Для формирования общих и профессиональных компетенций задания на самостоятельную работу должны быть оформлены как практические (в том числе - проектные) задания. Практическое задание представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Практические задания, которые используются на практических занятиях, учебной практике, могут быть связаны с изготовлением какого-либо изделия или другого материального продукта.

Проектное задание - это связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и «сюжетной линией). Одним из видов проектных заданий являются курсовые работы.
6. Методика организации аудиторной и внеаудиторной СР студентов
6.1. В ФГОС нового поколения на внеаудиторную работу отводится не менее трети бюджета времени обучающегося - 18 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, часть времени, по требованиям модульно-компетентностного подхода, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

6.2. Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

- мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; повысить ответственность обучающихся за свое обучение;

- способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;

- создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.



6.3. Основным в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее входе всех видов самостоятельной учебной деятельности:

- мотивирование студентов на выполнение самостоятельных учебных заданий;

- четкое и полное информирование студентов о сущности предстоящей самостоятельной работы;

- формулирование цели СР (ожидаемый результат);

- формулирование условий выполнения СР;

- информирование о средствах для выполнения СР и возможности их использования, трудоемкости СР;

- информирование о формах отчетности, объеме работы и сроках выполнения СР (графики);

- предъявление образцов оформления СР и ее результатов;

- предъявление критериев оценки результатов СР;

- информирование о формах контроля и самоконтроля;

- оказание консультационной помощи (индивидуальной и групповой) по ходу выполнения СР, в том числе через взаимодействие в сети Интернет;

- дифференциация и индивидуализация самостоятельной работы, ориентация на уровень подготовки обучающихся, на ранее приобретенный опыт: ориентация на особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.), ориентация на особенности характера и темперамент личности обучающегося;

- создание достаточного числа регулярно обновляемых заданий нового поколения для самостоятельной работы.

6.4. Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и освоенностей изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.

6.5. Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя следующие этапы:

6.5.1. подготовительный (планирование самостоятельной работы, определение целей, форм, способов и принципов выполнения заданий и контроля за самостоятельной работой обучающихся, подготовка методических рекомендаций, необходимого оборудования, списка литературы, диагностика уровня подготовленности обучающихся);

6.5.2. основной (организация самостоятельной работы обучающихся, обеспечение использования ими приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения знаний, фиксирования результатов, само- организации процесса работы, определяются цели индивидуальной и групповой СР обучающихся; проводятся индивидуально-групповые установочные консультации: устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов, обеспечивается положительная мотивация деятельности; происходит проверка промежуточных результатов; организация самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверка в соответствии с выбранной целью);

6.5.3. заключительный (контрольно-оценочный) (оценка значимости и анализ результатов самостоятельной работы, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы, выводы о направлениях ее оптимизации).
7. Аудиторная самостоятельная работа
7.1. Аудиторная самостоятельная работа реализуется на учебных занятиях: при проведении практических и лабораторных занятий, семинаров, на уроках, во время чтения лекций.

7.2. В начале самостоятельной работы на учебном занятии преподавателю необходимо:

- обозначить тему занятий и познакомить с инструкцией;

- провести краткую беседу, нацеливая обучающихся на связь темы самостоятельной работы с базовыми знаниями, умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения задания;

- четко контролировать ход работы и при необходимости помогать обучающимся (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий и т.п.);

- подведение итогов занятия по выполнению самостоятельной работы.

8. Внеаудиторная самостоятельная работа
8.1. Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

8.2. Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым материалом;

- формирование общетрудобых и профессиональных умений;

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие самостоятельности мышления;

- формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации.

Все виды самостоятельных работ, перечисленные выше, можно отнести и к внеаудиторной самостоятельной работе.

8.3. Дополнительно можно отнести следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

- работа в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т. п.:

- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т. п.:

- участие в научной и научно-методической работе ОУ.

- творческих заданий межпредметного характера с элементами научного исследования.
9. Самостоятельная работа в интернете с использованием средств ИКТ
Формы организации СР с использованием средств ИКТ:

9.1. Поиск и обработке информации:

- написание реферата-обзора;

- рецензия на сайт по теме;

- анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание;

- написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента;

- составление библиографического списка;

- подготовка фрагмента практического занятия;

- подготовка доклада по теме;

- подготовка дискуссии по теме;

- работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным е сети.



9.2. Диалог в сети:

- обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы; общение в синхроннной телеконференции (чате) со специалистами или обучающимися других групп или ОУ НПО, СПО, изучающими данную тему;

- обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции;

- консультации с преподавателем и другими обучающимися через отсроченную телеконференцию.



9.3. Создание web -страниц и web -квестов:

- размещение выполненных рефератов и рецензий на сейте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме;

- публикация библиографий по теме;

- создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах;

- создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сейте курса. Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам.
10. Контроль и оценка результатов самостоятельной работы студентов
Организация системы контроля самостоятельной работы студентов является важным условием эффективности самостоятельной работы.Формы контроля:

- текущий контроль;

- решение ситуативных задач по профессии;

- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

- представленный текст контрольной работы;

- отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур и т. п.;

- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;

- рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса;

- отчёт о учебно-исследовательской работе (о этапе, части работы и т.п.);

- статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации образовательного учреждения;

- представление изделия или продукта творческой деятельности;

- интернет конференции;

- обмен информационными файлами;

- семинарские занятия;

- электронные презентации;

- защита творческих работ и т.п.


11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Одним из условий эффективной СР студентов является разработка методического обеспечения включающая в себя:

11.1. Составление графиков самостоятельной работы, содержащих перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней.

11.2. Разработку учебно-методического комплекта для обеспечения самостоятельной работы: теоретический материал, тексты заданий, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы; карточки с алгоритмами и образцами выполнения заданий; рабочие тетради, инструкционно-технологические карты по выполнению практических занятий; электронные материалы; методические пособия, указания, рекомендации по выполнению заданий, практических, контрольных работ, курсовых проектов (работ); а также указать требования к контролю и оценки уровня сформированности компетенций обучающихся в области самообразования и выстраивания индивидуальных траекторий обучения (постановки учебных задач, планирования процесса самообучения, осуществления самоконтроля за результатами такого обучения и др.).

11.3. Разработку средств диагностики эффективности и учета СР и др. (для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы такой комплект может быть различным).

Важную роль при организации самостоятельной работы имеют четко и грамотно составленные методические указания обучающимся.



11.4. Методические указания для обучающихся по самостоятельной работе содержат целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, профессионального модуля, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые обучающийся может выполнять целевые виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях), алгоритмы деятельности обучающихся при выполнении полученных заданий на практических занятиях; требования к результатам выполнения заданий и др.

Приложение







База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница