Самостоятельная работа студентов в объеме 54, 94, 98 часов



Скачать 472.94 Kb.
страница1/3
Дата26.06.2016
Размер472.94 Kb.
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Рабочей программой дисциплины «Философия» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 54, 94, 98 часов.

Конкретный вид самостоятельной работы и время на самостоятельную работу оформлены в виде таблицы в рабочей программе изучаемой дисциплины.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:


Для овладения знаниями:

- чтение  текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);


- составление плана текста;
- графическое изображение структуры текста;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- работа со словарями и справочниками;
- учебно-исследовательская работа;
- использование аудио- и видеозаписи;
- использование компьютерной техники, Интернет и др.;
Для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции (обработка текста);


- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы,  аудио - и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- ответы на контрольные вопросы;
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов.



Классические виды самостоятельной работы по учебной дисциплине «Философия».

Для каждой самостоятельно изучаемой темы, возможно, использовать такие виды самостоятельной работы.



  1. Написание рефератов.

  2. Эссе.

  3. Составление схемы.

  4. Подготовка докладов.

  5. Подготовка студентов к семинарским занятиям.

  6. Подготовка студентов к контрольным работам (тестам) (промежуточный рейтинг-контроль).

  7. Подготовка к экзамену.

Реферат. Преподаватель персонально обсуждает со студентом тематику реферата (доклада). Тему реферата (доклада) рекомендуется выбирать после ознакомления с программой курса. При этом важно учитывать предварительное знакомство с лите­ратурой, указанной в этих разделах учебно-методического комп­лекса, и личную заинтересованность студента в данной проблема­тике.

Студент должен работать с учебной литературой, которая определяется в методической литературе, а также индивидуально с преподавателем. Определяются первоисточники, которые являются базой для написания реферата. После того как выбор сделан, следует просмотреть всю ли­тературу по теме (основную и дополнительную) и законспекти­ровать те фрагменты текстов, которые могут помочь раскрыть тему.

Начинать работу над темой рекомендуется с составления плана и выделения основных разделов текста, сформулировав их названия.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет________________________________

Кафедра _______________________________________

Реферат


Тема: « ... »

Выполнил студент гр.

Ф.И.О.

Проверил:



Ф.И.О. преподавателя.

Ростов-на-Дону,

год

В реферате должны иметься, по меньшей мере, такие части.



- Введение.

- Содержание, разбитое на параграфы (главы), каждый из которых должен иметь название.

- Заключение.

- Список используемой литературы.

а). Во «Введении» должен иметься обзор литературы по теме реферата, надо сформулировать проблему, цели и задачи, решение которых ведет к поставленной цели.

б). В «Содержании» название каждого параграфа (главы) должно в точности отображать содержание параграфа. Желательно в каждом параграфе делать выводы, тогда легче сделать общие выводы по теме реферата. Каждый параграф (кроме первого) должен служить по содержанию основанием следующего параграфа. В случае использования цитат, нужно в точности указать источник.

в). В «Заключении» должны иметься обоснованные выводы, которые бы свидетельствовали, что цель реферата достигнута.

д). Список «Литературы» по теме реферата должен быть более или менее полным. Каждый источник, входящий в список литературы должен быть правильно оформлен. Образцы оформления можно найти в любой журнальной статье философского журнала (например, в журнале «Вопросы философии»).



Доклад.

- изучить предлагаемую литературу;

- сформулировать различные точки зрения по данной теме и выяснить основания этих различий, если они имеются в предлагаемой литературе по данной теме;

- оформить доклад («Введение», «Содержание», «Заключение»); на доклад отводится 10-15 минут, ввиду этого надо уметь выделять главное в содержании темы, но докладчик также должен ориентироваться в деталях обсуждаемой темы;

- быть готовым отвечать на вопросы.

Подготовка студентов к семинарским занятиям.

Студент просматривает лекционный материал, прочитанный преподавателем, в котором он ставит главные акценты рассматриваемой проблемы. Важным аспектом самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям является методическая литература, разработанная кафедрой. Студенты должны обращаться к учебным, учебно-методическим, научным изданиям, что позволяет им более углубленно освоить курс.

Важную роль играет работа студентов с источниками. Преподаватель акцентирует внимание студентов на наиболее важных работах по предполагаемой тематике. При этом студент, обращаясь к источнику, обогащает знания для подготовки к семинарскому занятию.

Преподаватель, направляя самостоятельную работу студента при подготовке к семинару должен указать на наличие разных точек зрения на рассматриваемую проблему, отметить работы, не являющиеся научными.

Темы семинарских занятий конкретной изучаемой дисциплины отражены в методических рекомендациях к ней.

Подготовка студентов к контрольным работам (промежуточный рейтинг-контроль).

Преподаватель заранее определяет тематику контрольных работ, либо дает примерный перечень тем, по которым будут писаться контрольные работы (промежуточный рейтинг-контроль).

При подготовке к контрольным работам студент должен работать с лекционным материалом (лекции, прочитанные в период рейтинга), прочитанным преподавателем; опираться на методическую литературу, в которой отражены основные проблемы указанной тематики (преподавателю необходимо указать студентам необходимую литературу).

Подготовка к экзамену.

Самый надежный путь к своевременному получению высокой оценки на экзамене - предшествующая активная работа на семинарах в сочетании с качественно выполненным рефератом (докладом) или другими формами научно-творческой внеаудиторной работы.

При подготовке к экзамену в первую очередь следует основательно проработать лекционный материал, дополняя его чтением соответствующей литературы. Далее следует просмотреть конспекты, составленные при подготовке к семинарским занятиям, чтобы вспомнить источники, которые были изучены.

Форма проведения экзамена может быть любой: устной и письменной. Традиционно применяется опрос по билетам. В билетах обычно предлагается два вопроса. Составление билетов производится преподавателем, в соответствии с их трудностью и взаимодополняемостью. Список билетов студенту не выдается. Студент вытягивает билет и готовится 10–20 минут, после чего происходит собеседование. Во время экзамена экзаменатор имеет право задавать студенту вопросы по всем темам изученного курса.

Анализ уровня проделанной самостоятельной работы студентов предполагает их проверку различными способами: собеседование по теме; обсуждение рефератов; проверка знаний по тестам; контрольные работы.

Эссе – творческая форма самостоятельной работы студентов, заключающаяся в кратко-сочинительном изложении прочитанного, просмотренного или обдуманного материала. Образовательный аспект – формирование навыка самостоятельного «мышления» исходя из «золотых правил журналиста». Учебный аспект – студенты учатся вычленению, и обобщению материла в излагающей форме, а также использованию приемов конкретизации и индукции. Воспитательный аспект – эссе предполагает оценку, данную в работе и касающуюся значения и роли того фактора, который описывается в работе.

Эссе состоит примерно из трех частей:

- введение (краткая история вопроса и указание актуальности рассмотрения, указание причины обращения именно к этой тематике, угол зрения, под которым будет рассматриваться какая-либо проблема);

- основная часть (изложение фактов и частных проблем, «окружающих» исследуемый вопрос, обоснование концепта исследуемого вопроса);

- заключение (обобщение материала в форме выводов и умозаключений, анализ перспектив дальнейшего изучения указанной темы).

Схемы – формализованная форма самостоятельной работы студентов, заключающаяся в характеристике основных понятий, которые охватывает выбранная тема по правилам продвижения от «абстрактного к конкретному». Вершиной схемы является самое общее понятие и группа понятий, а основанием – конкретное понятие или группа понятий. Образовательный аспект – формирование навыка выдвижения самостоятельных умозаключений и причинно-следственных связей между понятиями определенной предметной области (указанной темы). Учебный аспект – студенты обучаются самостоятельному использованию дедуктивного метода рассуждения (ход мысли от общих понятий к частным). Воспитательный аспект – данный вид работы формирует у студентов общую культуру мышления и дает возможность приобщиться к полю науки.

Схемы бывают: - уточняющие (дальнейшие понятия уточняют значение первого понятия); - систематизирующие (дается краткая характеристика интересующей темы как системы понятий или дисциплин); - классифицирующие (исходное понятие делится на составные элементы, которые классифицируются).

Особо следует отметить такой вид самостоятельной работы, как работа над статьей для участия в студенческой научной конференции

Статья для выступления на студенческой научной конференции – это научная работа. Она создается на основе изучения специальной литературы и требует творческого подхода к проблеме и развивает аналитические способности студента.

Общее направление работы осуществляется преподавателем и связано с его научными интересами. Но студент должен определить для себя интересующую его научную проблему, исследовать её и результаты исследования изложить в статье.

Объем статьи – 12-20 страниц в редакторе Microsoft Word, с выделением абзацев; текст разбивается на параграфы, главы. В начале статьи указывается Ф.И.О., шифр группы, научный руководитель Ф.И.О., тема статьи.



Порядок работы. С преподавателем определяются область интересов, четко формируется проблема, которой будет посвящена статья, определяется конкретное название. Потом собирается материал, анализируется и оформляется статья.

Структура статьи: постановка проблемы, различные способы её решения исследователями, обоснование актуальности темы, изложение (логическое, последовательное) содержания, в конце – четко сформулированные выводы.



ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

Одной из основных форм учебной работы студентов заочного отделения является написание контрольной работы. Ее выполнение помогает выработке навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, способствует формированию исторического мышления, более глубокому и прочному усвоению содержания мирового развития. Целью контрольной работы является:



  1. Выработка навыков самостоятельного ознакомления с философской литературой (учебной и дополнительной).

  2. Формирование умения выделять главное для ответа на вопросы составленного плана.

  3. Обучение способности обдумывать изучаемую тему, грамотно и логично излагать свои мысли в письменной форме.


1. Алгоритм выбора варианта контрольной работы

В соответствии с учебным планом студенты выполняют одну контрольную работу по философии, состоящую из двух вопросов: один по первой части, другой - по второй. Выбор темы осуществляется по строго определенному правилу: последняя цифра шифра зачетной книжки должна совпадать с последней цифрой номера темы. Например: если последняя цифра шифра - «7», то студент выбирает тему № 7, либо № 17, либо № 27, по первой части, и, таким же образом – по второй. Объем работы составляет 25 – 30 листов. Если контрольная работа отвечает предъявленным требованиям, и студент успешно прошел индивидуальное собеседование по избранной теме, то она оценивается как «зачтено».

В случае выявления в контрольной работе серьезных ошибок и недостатков работа возвращается студенту с отметкой «не зачтено» для полной или частичной переработки. Повторно работа рецензируется, только если к ней приложена ранее не зачтенная работа.

2. Требования к выполнению контрольной работы

2.1. Требования к форме исполнения

Форма исполнения: рукописный или печатный вариант.

Требования к рукописному выполнению контрольной работы следующие:

1. Объем работы составляет 15 – 20 листов школьной тетради.

2. Каждая страница должна быть пронумерована, должны быть поля.

3. Таблицы и схемы при наличии указываются как приложения (например, приложение №1) и помещаются в конце работы, после списка используемой литературы.

Требования к печатному выполнению контрольной работы следующие:

1. Лист стандартный А4. Поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см. Шрифт: 14 кегль Times New Roman. Абзацный отступ стандартный 1, 25 см; 1,5 интервал; выравнивание по ширине.

2. Объем работы составляет 25 – 30 страниц машинописного текста.

3. Титульный лист не нумеруется, но считается. Нумерация страниц производится по центру, начиная со 2 страницы.

4. При наличии сносок оформляются концевые сноски.

5. Таблицы и схемы при наличии указываются как приложения (например, приложение №1) и помещаются в конце работы, после списка используемой литературы.



2.2 Требования к структуре контрольной работы

Контрольная работа, не зависимо от формы исполнения, должна включать:

• Титульный лист

• План контрольной работы

• Введение

• Основную часть

• Заключение

• Выводы


• Список используемой литературы

При использовании электронных ресурсов в списке литературы указывается: фамилия автора, название работы, ссылка на сайт.

При выполнении любой темы контрольной работы следует использовать учебники, словари и энциклопедию, включенные в список «Обязательная литература». Контрольная работа должна быть хорошо оформлена. Текст пишется грамотно, разборчиво, с выделением абзацев. Сокращать слова не допускается.

Изложение темы должно быть снабжено научным аппаратом. Цитаты, цифровые данные, таблицы должны иметь концевую или подстрочную ссылку на источник, в которой указывается фамилия, инициалы автора, название работы с обязательным указанием места, года издания и страницы.

Примерная тематика контрольных работ включает основные разделы учебного курса философии: основные этапы истории философии, проблемы онтологии (бытие и сознание), философии познания, социальной философии и философской антропологии.

Для написания контрольной работы необходимо изучить учебную и научную литературу, можно использовать оригинальные философские тексты, представленные в собраниях сочинений философов или хрестоматиях (материал можно найти не только в обычных, но и в Интернет-библиотеках). Необходимо использовать учебные пособия и учебники, а так же монографии, различные философские словари и энциклопедии. Использовать журнальные статьи (например, в специализированном издании «Вопросы философии»).

После ознакомления с литературой необходимо сделать выписки из текста: выписываются наиболее интересные цитаты, идеи, выводы и т.п. Выписки лучше делать на отдельных листах с точным указанием выходных данных источников. Накапливающийся материал распределяется по разделам плана контрольной работы.

План работы должен целиком охватить тему, а каждый пункт плана фиксировать один из существенных моментов темы. Качество контрольной работы во многом зависит от соответствия найденного материала теме, поставленной проблеме, а также от четкого плана и формулировки каждого вопроса. После окончательной обработки плана, установив порядок и соотношение частей будущей работы, следует приступать к ее написанию.

Как уже было отмечено в структуре контрольной работы должно быть введение, основная часть, заключение и список использованной литературы. При этом не следует обозначать разделы непосредственно словами «Введение», «Основная часть» и «Заключение» - каждая часть должна иметь содержательный заголовок! Например, для темы «Философия И. Канта» введение может включать определение цели и задач написания работы, обоснование актуальности темы. Основная часть включает краткий биографический очерк, изложение теории познания и этическое учение, заключение – оценку влияния идей Канта на последующее развитие философии и их актуальность сегодня. В заключении также следует сделать краткие выводы по теме.

Завершает контрольную работу список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке. Список должен быть оформлен в соответствии с требованиями библиографического стандарта.



Образец библиографического оформления:

Книги

  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 5-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 2010.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авторск. колл. И.Т.Фролов и др. - Изд. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, 2007.

  3. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов /В.О.Голубинцев, А.А. Данцев, В.С.Любченко. – Изд. 5-е, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  4. Кармин А.С. Философия: Учебник для вузов / А.С.Кармин, Г.Г Бернадский. – 2-е изд.– СПб.: Питер, 2009.

  5. Философия/ Под ред. В.Г. Кохановского. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.

Статьи из справочных изданий:

  1. Кант И. // Философский энциклопедический словарь. – М., 2004. С. 140.

  2. Шохин В.К. Аксиология// Новая философская энциклопедия. - М., 2000. Т.1. С. 62-64.

Газетная или журнальная статья

  1. Кессиди Ф.Х. «Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996, № 2, с. 137-143.



Выбор темы контрольной работы по «Философии»

Последняя цифра зачетки

№ контрольной работы

1

1, 11, 21

2

2, 12

3

3, 13

4

4, 14

5

5, 15

6

6, 16

7

7, 17

8

8, 18

9

9, 19

0

10, 20


Образец оформления титульного листа контрольной работы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница