Сборник методических материалов 2010 Редакционная коллегия



страница1/5
Дата07.06.2016
Размер0.76 Mb.
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»


Методический кабинет





СИМФОНИЯ УРОКА
Сборник методических материалов


2010


Редакционная коллегия:
А.Ф. Костенко – руководитель по научной и инновационной

деятельности ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»,



Н.В. Кувшинова – методист ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»

Печатается по решению методического совета

ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»

Симфония урока: Сб. материалов фестиваля педагогических идей. – Борисоглебск: ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум», 2010. – 63с.

В данном сборнике собраны материалы, подготовленные участниками фестиваля педагогических идей «Симфония урока», проводимом среди преподавателей ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум» в 2010 году.

Цель фестиваля: обобщение передового педагогического опыта, обмен опытом с начинающими преподавателями.

Все представленные материалы прошли этап рецензирования и могут быть полезны преподавателям техникума и другим работникам средних специальных учебных заведений.

Сборник подготовлен методическим кабинетом ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум» на основе электронных копий материалов, представленных разработчиками.

© ФГОУ СПО «Борисоглебский

сельскохозяйственный техникум»
Содержание
Воспитание экологической культуры у студентов

через внеурочную деятельность(из опыта работы) 4

Экология города и здоровье человека 9

Праздник цветочных фантазий 18

Заимствованные слова 22

В стране молекулярной физики 35

Берлин – столица Германии 45

Своя игра 60



Воспитание экологической культуры у студентов через внеурочную деятельность

(из опыта работы)
М.Н. Зенькова, преподаватель

естественнонаучных и агрономических дисциплин

ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Данная разработка представляет педагогический опыт в области экологического воспитания студентов при преподавании дисциплины Экология. Разработана с целью оказания помощи преподавателям ОУ СПО естественнонаучных дисциплин.
Сведения об авторе

Зенькова Марина Николаевна 1972 года рождения, образование высшее (Воронежский государственный университет в 1994 г). Вторая квалификационная категория. Педагогический стаж составляет 13 лет.

М.Н. Зенькова – преподаватель экологии и географии.

Направления инновационной деятельности: применение современных педагогических технологий.

Методическая проблема: Применение инновационных дидактических методов в преподавании дисциплины Экология.

Научная проблема: Поиск эффективных воспитательных приемов с целью развития экологической культуры студентов для формирования гармонично развитой личности.

Дидактические методы и формы, применяемые в деятельности: проблемно-поисковый, исследование и анализ, эксперимент, мониторинг, самостоятельная работа студентов и др.

Осуществляю опытническую работу со студентами через исследования экологических проблем городской среды, назначение которой – расширение знаний по экологическому состоянию окружающей среды своей местности.

Повышение квалификации на курсах обучения: в 2007 году в Белгородском Государственном университете.

Но также активно занимаюсь самообразованием, посещая открытые уроки, участвуя в научных конференциях и выступая с докладами на педчтениях и МО классных руководителей.


Пояснительная записка

В условиях современной экологической ситуации наблюдается экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения, которая призвана поднять уровень экологической культуры молодежи, путем развития у них потребностей и интересов, направленных на социально значимую деятельность. Экологическое образование сегодня, это не часть образования, а новый смысл и новые цели современного образовательного процесса. Эффективность экологического воспитания студентов во многом определяется состоянием культуры, их взаимоотношений с окружающей природной средой. Экологическая культура формируется, прежде всего, при целенаправленном воздействии на духовно- нравственную сферу личности. Составной частью педагогического процесса по развитию экологической культуры является система внеурочных форм экологического воспитания экологической деятельности. Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, ориентированная на создание условий для неформального общения студентов, имеющая ярко выраженную воспитательную и социально – педагогическую направленность. По сравнению с учебным процессом воспитательная работа позволяет расширить и углубить знания студентов, закрепить приобретенные на уроках умения и навыки, развивать способности, удовлетворять их разнообразные интересы в познании окружающего мира. При этом роль преподавателя особенно велика, его влияние на цели, содержание и организацию внеучебной деятельности носит во многом непосредственный характер, и вместе с тем от него требуется особое мастерство и такт с тем, чтобы обеспечить последовательное развитие таких качеств, как активность, инициативность, самостоятельность студентов. Методическая разработка представлена в виде опыта работы преподавателя по экологическому воспитанию студентов. Состоит из двух частей. 1 часть- организация экологической деятельности в рамках кружка «Экологический патруль». 2 часть – организация и проведение всемирного дня Земли в рамках техникума. 3 часть - игра «Экологической тропой». Данную работу рекомендуется использовать классным руководителям учебных заведений в своей работе.


Основные направления работы по развитию экологической культуры студентов

  1. Ведение студентами самостоятельных наблюдений за объектами и явлениями природы. Это дает возможность чувственного познания природы, накопления конкретных сведений о речных ресурсах, почвенных, явления неживой природы, установление причинно – следственных связей, существующих в природе.

  2. Экспериментирование и практическое участие членов кружка в подготовке и проведении различных форм уроков по методике экологического образования (интегрированных уроков, уроков пресс- конференций). Ценность экспериментирования студентов с природными объектами заключается в том, что они самостоятельно получают новые знания, делают «маленькие» открытия. Эксперименты помогают находить студентам решение всевозможных задач и дают возможности понять, почему все происходит так, как оно есть, не иначе. Участие членов проблемной группы в изложении нового материала осуществляется через демонстрацию ими экспериментов, моделей, показ фрагментов наблюдений, занятий, это обеспечивается за счет определяющего усвоения экологического учебного материала, с целью взаимообучения однокурсников на уроке.

Данная форма работы позволяет не только опережающему усвоению материала, но и знания позицию преподавателя, повышает познавательный интерес, стимулирует желание активно взаимодействовать с преподавателем, способствует развитию у студентов ряда профессиональных умений: коммуникативных, организаторских, умение владеть собой, ответственность.

  1. Практически – исследовательский. Значение исследовательской деятельности в том, что студенты самостоятельно получают новые знания об окружающей среде местного края, в частности нашего города. Круг изучаемых вопросов: исследование и анализ шумового загрязнения городских улиц; замер и анализ проб воды; анализ вредоносного действия мусора на сточные воды и почву, анализ загазованности улиц транспортными средствами.

  2. Проведение природоохранных акций. Акция состояла из комплекса мероприятий, в которых задействованы различные виды деятельности студентов (не только членов кружка): природоохранная, трудовая, художественная, творческая.

Ее значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико, участие в реальных практических делах, выходящих за пределы техникума, оказывает влияние не только на сознание студентов, готовящих и осуществляющих их, но и на сознание окружающего населения. Например: «Нет табачному дыму», «Украсим дом, в котором мы живем», «Очистим город от пластиковых бутылок» и др.

  • Ведение систематического контроля за состоянием прибрежной зоны р. Ворона, (экологический мониторинг) уборка и вывоз мусора.

  • Конкурс информационных стенных газет, посвященных Всемирному дню Земли- (22 апреля).

  • Оформление цветника и посадка цветочной рассады около здания техникума и общежития.

Участие в благоустройстве города, природоохранных акциях и другие виды деятельности позволяют студентам приобрести правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщение к созидательному процессу. Но для того, чтобы экологические знания и идеи прочно переросли в действия, поступки необходимо в сознании студентов предварительно подготовить для них почву в чувственной и эмоциональной сфере. Поэтому чрезвычайно важным моментом в данной педагогической технологии является

акцент на восприятие студентами идей, учений о ноосфере, современных экологических знаний не только умом, но и сердцем.

Эмоции и чувства – это внутренняя деятельность человека, в результате которой первичная экологическая информация подвергается субъективной обработке, становится побудительным мотивом к практической экологической деятельности. Поэтому большое место в системе форм внеучебной деятельности отводится в техникуме праздникам и конкурсам. Особый интерес вызывает такая форма работы как игра – соревнование: «Экологической тропой», проводимое в рамках общетехникумовских мероприятий посвященных Всемирному дню Земли- проводимый 22 апреля. Игра – соревнование предполагает:


  • Интегрированный характер;

  • Массовость;

  • Участие по интересам;

  • Раскрытие творческих способностей;

  • Совместную деятельность педагогов и студентов;

  • Использование объемного материала;

  • Владение навыками работы с компьютером и использование мультимедийного оборудования.

Проявление студентов в экологических мероприятий – это показатель их степени воспитанности и экологической культуры. Такие формы способствуют обогащению знаний о природе, развитию творческих способностей, инициативности, самостоятельности, находчивости.
Сценарий внеклассного мероприятия

«Экологической тропой»
Подготовительная работа

Группа делится на несколько команд, каждой из которых дается домашнее задание:



  • Рассказать о животных что-то необычное, интересное: «А знаете ли вы,

что …»

  • Изучить на досуге особенности местности: лесов, лугов, оврагов.

  • Подготовить название команд, эмблему, девиз.

Для проведения дела выбирается жюри, которое готовит призы и грамоты победителям и участникам «Тропы», а также обговаривает критерии оценки и баллы каждого этапа. По итогам каждого конкурса подводятся предварительные итоги.

Цели: Воспитательная: воспитывать у студентов чувство коллективизма и организованности.

Образовательная: систематизировать и углубить знания студентов о флоре и фауне, расширить кругозор студентов в данной области знаний.

Развивающая: развивать межпредметную связь с биологией, краеведением, географией и познавательные интересы студентов; развитие интереса к изучению географии; развитие умения применять знания на практике.

Инициативная группа: команды студентов 1-х курсов.

Работа инициативной группы: изготовление эмблем, оформление аудитории, обеспеченность готовности команд к мероприятию.

Оформление аудитории: гербарии лекарственных растений, пустые пластиковые бутылки, листы ватмана, рисунки и фотографии необычных животных.

ТСО: музыкальная аппаратура, фонограмма песни, мультимедийная установка

Основная часть

Ведущий: «Уважаемые натуралисты, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень познавательное путешествие. В пути вас очень пригодятся знание и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача».



I этап

Кто стоит на старте?

Команды отправляются в путь. Кто стоит на старте? (Объявляются команды – участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз)


II этап

Необычное животное.

На пути первыми встретились очень необычные животные, (каждая команда рассказывает что-то необычное о животных, сопровождая свое повествование фотографиями, рисунками и другим иллюстрированным материалом.) Ведущий дополняет:

1) Знаете ли вы, что крокодилы ревут, как быки? Их страшный рев по смыслу означает то же, что пение соловья: «Это мой участок!» В основном они питаются рыбой, но иногда нападают на антилоп во время водопоя.

2) Знаете ли вы, что енот – полоскун, житель Северной Америки, прозван так за то, что, питаясь раками, рыбой и лягушками, перед тем как съесть, он полощет в воде? Вот чистюля!

3) Знаете ли вы, что акулы относятся к древнейшим представителям рыбьего царства? Их предки существовали 150 миллионов лет тому назад. Акулы – хищники. Опасны для купальщиков 3-5 метровые акулы. А вот 15- метровая китовая акула, которая питается мелкой рыбой и рачками, безопасна и на людей не нападает. У акул есть спутники, которые питаются остатками акульего обеда: пестрая рыба – лоцман и прилипала. Прилипалы плохо плавают и поэтому особой присоской в верхней части головы прилипают к акульему брюху и так катаются на своей хозяйке.
III этап

Привал

Ведущий: Оглянитесь. Столько знакомых и неизвестных растений вокруг! Капитанам команд предлагается выбрать билет с названием лекарственного растения.

Задание: необходимо из представленных гербариев выбрать тот, который нужно, и максимально полно рассказать о его лекарственных свойствах. Нужно вспомнить, где растет это растение, как и для чего его используют.

(Предлагаются такие растения, как ландыш, корень валерианы, ромашка , шалфей, подорожник, одуванчик, зверобой, мята, хвощ полевой и др.)


IV этап

Ведущий: Какой же привал без отдыха, песен, игр? Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, воспевая их красоту, прелесть ароматов.

Каждая команда за 3 минуты должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений (обязательно исполнение одного куплета.)


V этап

Сделал дело – гуляй смело.

Когда туристы снимаются с ночлега, привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор. Куда убирают пустые бутылки, склянки, консервные банки?

Задание: попробуйте за 19 минут из пустых пластмассовых бутылок из- под воды сделать полезные вещи для леса, для проходящих по тропинке туристов.
VI этап

Прочитать русскую пословицу по первым буквам предлагаемых слов.

Предлагаются слова: петух, улитка, горох, арбуз, носорог, ы, й, зебра, акула, ястреб, цыпленок; индюк; подсолнух, ель, незабудка, ь, корова, ананас; белки, огурец, иголка, тигр, страус, яблоко.

(Ответ: «Пуганый заяц и пенька боится»)
VII этап

В конце пути вам встретился большой завод на окраине города


(Защита экологических проектов)
Каждая команда в течение 10 минут должна изобразить на половине листа ватмана завод будущего, который не отравляет окружающую среду. Можно поблизости с ним расположить оригинальные очистительные или перерабатывающие сооружения. Главное – защита проекта с доказательностью полной экологической чистоты завода. Команды – соперницы могут задавать по два вопроса.

Подведение итогов. Награждение команд.


Используемая литература

  1. Гальперин М.В Экологические основы природопользования. - Москва, 2006

  2. Енин А.В. Новые классные часы. – Воронеж, 2003

  3. Лось В.А. Экология. - Москва, 2006

  4. Читаем, учимся, играем/ №5, 1999


Экология города и здоровье человека
М.Н. Зенькова, преподаватель

естественнонаучных и агрономических дисциплин

ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Автором представлена разработка урока в форме пресс-конференции по дисциплине Экология, предназначенная для учителей средних общеобразовательных школ, образовательных учреждений среднего профессионального образования и для всех, кто интересуется экологией. Она может быть использована в качестве повторительно-обобщающего урока или при проведении внеклассного мероприятия.
Введение

После изучения раздела «Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда» провожу итоговое занятие, на котором обобщаются знания студентов первых курсов по данной проблеме. Урок проходит в нетрадиционной форме, пресс- конференции, в которой задействованы студенты 1-х курсов. Для работы выбираем общую тему, в данном случае «Экология города и здоровье человека». Студентам было предложено оценить экологическое состояние городской среды и состояния здоровья людей, проживающих в городе Борисоглебске. Провести исследования городских промышленных объектов их вред на самочувствие и здоровье людей, проследить мониторинг шумового загрязнения от автотранспорта, проверить, как решается проблема по утилизации отходов и бытового мусора. Одно из требований к любому методу – требование активности. При работе со студентами попытались использовать имитационную технологию обучения, так специфика имитационной технологии состоит в моделировании в учебном процессе, внеклассной работе различного рода отношений и условий реальной жизни. Цель данного урока – расширить знания по экологическому состоянию городской среды, углубить и закрепить их; формирование экологического мышления студентов, познавательной потребности; с помощью проблемных задач и практических заданий развивать творческие способности, способствовать воспитанию ценностного отношения к знаниям, расширению кругозора, осознания важности данной темы для изучения. Цель методической разработки – показать возможность использования информационных технологий обучения. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео, фото в интерактивном режиме и тем самым расширяет области приложения компьютера в учебном процессе.

В ходе данного урока осуществляется межпредметная связь со следующими дисциплинами: география, биология, информационные технологии

Оформление: на уроке используется мультимедийная установка, таблички с надписями «экологи», «гидролог», «метеоролог», «эксперты», «врач», «корреспонденты». Столы расставляются таким образом, чтобы класс напоминал конференц - зал.


Подготовительная часть

  1. За две недели студенты во главе с преподавателем начинают подготовку к уроку в форме – конференции.

  2. Все студенты делятся на две группы: на корреспондентов газет, и экспертов. Преподаватель проводит индивидуальные консультации с наиболее сильными студентами («экологами», «экспертами»), которым предстоит отвечать на вопросы.

  3. Преподаватель совместно со студентами определяют проблемы, выносимые на обсуждение.

  4. Подбирается научно-методическая, публицистическая литература.

Действующие лица:

Координатор проекта – преподаватель.

Пресс- секретарь – ведущий пресс- конференцию (студент).

Корреспонденты газет: «Свежий ветер», «Аргументы успеха», «Шанс», «Борисоглебские известия», «Белая ворона», «Чистый воздух», «Жизнь» ( из числа студентов).

Эксперты ( из числа студентов).

Специалисты института экологии человека и гигиены окружающей среды ( из числа студентов).

Экологи, метеоролог, гидролог, врач (студенты).
Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня у нас необычный урок, урок – пресс- конференция, на котором мы рассмотрим наиболее важные экологические проблемы городской среды в частности экологическое состояние г. Борисоглебска, выявим основные виды загрязнений влияющих на здоровье горожан и их последствия, а также методы их предотвращения и борьбы с ними.

На экране тема урока: «Пресс конференция. Экология города и здоровье человека»

Эксперт: Все мы любим свой город и гордимся его историей. Радостно видеть, как сегодня преображается, строятся новые районы многоэтажек, сносится ветхое жилье, возводятся новые современные культурные центры и магазины. Но сегодня мы обсудим вопрос о влиянии на здоровье людей окружающей нас городской среды. Ведь жизнь в городе отличается не только цивилизацией, но, к сожалению, и платой за нее. Участники конференции не только о проблемах нашего города , но и дадут ценные советы. Послушайте их. (слайд 1-8)

Представление специалистов и корреспондентов газет. Ведет пресс- конференцию – пресс-секретарь.

«Корреспондент газеты «Свежий ветер»: Есть сведения, что из 273 городов России, где ведется наблюдение за состоянием атмосферы, в каждом 7-ом в принципе невозможно жить. Почему?

Эксперт: 20-век – век урбанизации, то есть роста числа городов и количества городского населения. В связи с этим резко изменяются условия проживания людей. В городах человек стремится как можно больше изменить окружающую среду с целью создания для себя комфортных условий. В городе изменены практически все характеристики окружающей среды: температура воздуха выше на 1-2. С, а влажность ниже на 6%. Загрязненная часть атмосферы задерживает значительную долю солнечных лучей. Изменяется и спектр света, это влияет на растительность и повышает токсичность вредных веществ, например свинца. Ветровым режимом города зависит от архитектурной застройки. Она может усиливать или менять его. В любом городе наблюдается загрязнение атмосферы, связанное с работой предприятий, автотранспорта и т.д.

Характер загрязнения и уровень зависит от количества специализации предприятий, состояния от очистных сооружений, автопарка города. Виды загрязнений: химическое, шумовое и биологическое.



Координатор: Давайте вспомним, что такое химическое загрязнение? (отвечают студенты)

Ответы: Попадание в природную среду в больших количествах газообразных, жидких и твердых отходов производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека. Главные источники загрязнения – тепловые электростанции, промышленные предприятия, автотранспорт.

Координатор: Что представляет собой шумовое загрязнение?
(отвечают студенты)
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница