Семинар №1. Человек в системе современного человекознания. (2 часа) Науки о человеке



Скачать 133.36 Kb.
Дата26.06.2016
Размер133.36 Kb.
Учебно-методические материалы по работе на семинарских занятиях

Семинарские занятия 1-го блока:
Семинар №1. Человек в системе современного человекознания .

(2 часа)


  1. Науки о человеке.

  2. История вопроса и традиции его решения.

  3. Проблема комплексного изучения человека.

При изучении данной темы следует особое внимание уделить следующим моментам.

1. Изучением проблем личности зани­мается не только психология, но и многие другие науки, напри­мер, философия, педагогика, социология, криминология, история и др. Существуют раз­ные определения понятия личности, которые, несмотря на все от­личия между собой, все-таки в главном не противоречат друг другу. Говоря «личность», следует иметь в виду, что личность — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Социальное в человеке не оторвано от биологического. Инди­видное начало включено в личность и проявляется в личност­ном. Но проявляется уже будучи «переработанным», ассими­лированным в личность, то есть проявляется на более высоком личностном уровне.

2. Существуют две основные позиции по вопросу соотношения личности и индивидуальности. Петербург – индивидуальность шире, чем личность, т.к. включает и биологические, и социальные характеристики. Москва - индивидуальность встроена в личность и объединяет лишь незначительное количество специфических черт. Итак, индивидуальность – это особая форма бытия отдельного человека в обществе, в рамках которого он живет, действует как автономная, уникальная система, сохраняя свою целостность в условиях постоянных изменений.

Личность – это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение. Есть и другие позиции:

- множество черт,

- система личностных смыслов - отношение мотива к смыслу,

- социальные качества человека,

- субъект отношений.

3. Следует учитывать, что личность представляет сложное многоуровневое образование, включающее элементы биологической и социальной организации. Поэтому изучение личности в полном объеме возможно лишь усилиями многих наук, входящих в т.н. систему человекознания. Элементами этой системы выступают гуманитарные и социальные науки, такие как психология, история, педагогика, социология. Благодаря им возможно определить внешние социальные факторы формирования личности. Науки биологического цикла дают возможность определить генетически заложенные основания человека. Можно говорить и о философии с ее видением проблем человека, личности, сознания и познавательной деятельности.

Литература:


  1. Асмолов А. Г. Психология личности.- М. : ACADEMIA: Смысл, 2007.- Глава 1.3.

  2. Столяренко Л.Д. Психология личности.- Ростов н/Д., Изд-во «Феникс», 2011.- Глава 1, 2.

  3. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Равновесие, 2010.- Введение, глава 1.

  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер,- 2007.- Глава 1, 2.

  5. Аверин В.А. Психология личности.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.- Глава 1.

Источники из карты методического обеспечения из раздела периодической литературы : [7.3.1, 7.3.2, 7.3.5 ]



Семинар №2. Социокультурные факторы развития личности.

( 2 часа)


  1. Личность и общество.

  2. Социальные и культурные факторы развития личности.

  3. Противоречия в процессе формирования личности.

При изучении данной темы следует особое внимание уделить следующим моментам.



  1. Человек — существо социальное. С первых дней своего суще­ствования

он окружен себе подобными и включен в социальные взаимодействия. Начальный опыт социального общения чело­век приобретает еще до того, как научится говорить. В процес­се социального взаимодействия человек приобретает определен­ный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоен­ным, становится неотъемлемой частью личности.

2. Выступая источником развития личности, общество задает человеку вектор его развития, определенный порядок его социальных действий. Жесткость этого сценария зависит от того, насколько реализована свобода выбора. Весьма условно пеструю мозаику культур можно разделить на два основных типа: культуры, где полезность для общества ставится во главу угла. В этих культурах безличное социотипическое поведение преобладает над индивидуальным как результат стремления культуры к самосохранению, а также сокращается время, отводимое на детство, а старость не имеет общественной ценности. Другой тип основан на принципе соблюдения достоинства личности. В таких культурах индивидуальное превалирует, а ценность человеческой жизни как минимум признается и защищается государством. Общественной добродетелью становится забота о слабых.

3. Процесс формирования личности протекает как внутренне противоречивый. Можно выделить несколько уровней противоречий. Уровень « личность - общество». Любой человек испытывает давление со стороны общества, причем направление этого давления определяется интересами общества, а точнее, той группы, которая и в интересах которой осуществляется управление обществом. Противоречия другого уровня протекают в системе малой группы. Противоречия могут протекать в рамках ролевого набора и проявляться в отношениях человека с другими людьми. Особая категория противоречий – это внутриличностные противоречия.

Литература:

1. Асмолов А. Г. Психология личности.- М. : ACADEMIA: Смысл, 2007.-

Раздел III, глава 10, 11.

2. Столяренко Л.Д. Психология личности.- Ростов н/Д., Изд-во «Феникс»,

2011.- Глава 4.

3. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Равновесие,

2010.- Глава 2.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер,- 2007.- Предисловие, глава 1.

5. Аверин В.А. Психология личности.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,

2008.- Глава 2.

Источники из карты методического обеспечения из раздела периодической литературы : [7.3.2, 7.3.5, 7.3.6 ]


Семинар №3. Периодизация возрастного развития. (2 часов)

1. Относительность и многоаспектность понятия возраста.

2. Биологический, соматический, психологический, интеллектуальный возраст.

3. Критерии и виды периодизаций личностного развития.


При изучении данной темы следует особое внимание уделить следующим моментам.

1. Необходимо учитывать, что понятие возраста имеет различные трактовки, что связано с наличием нескольких аспектов. Выделяют следующие аспекты: биологический, соматический, психологический, интеллектуальный, социалный. Реальные показатели по этим возрастам могут не совпадать. Из этого следует вывод об относительности возраста личности, а для возрастной ее характеристики требуется учет указанных параметров, т.е. необходима выработка определенных критериев оценки возраста личности. Возраст – объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксируемая характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени.

2. Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни.

3. В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации ученый разделил на три группы. Первую группу составили периодизации по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. Ко второй группе относятся периодизации, которые основаны на каком-либо одном, реже нескольких отдельно взятых признаках развития. В третьей группе – периодизации, основанные на выделении существенных особенностей самого детского развития.

Литература:


  1. Асмолов А. Г. Психология личности.- М. : ACADEMIA: Смысл, 2007.- Раздел IY, глава 17.

  2. Столяренко Л.Д. Психология личности.- Ростов н/Д., Изд-во «Феникс», 2011.- Глава 3.

  3. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Равновесие, 2010.- Глава 4.

  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер,- 2007.- с. 118-127, 221-235.

  5. Аверин В.А. Психология личности.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.- Глава 3.

Источники из карты методического обеспечения из раздела периодической литературы : [7.3.3, 7.3.4 ]
Семинар №4. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности. ( 2 часа)



  1. Организация личности и индивидные свойства человека.

  2. Индивидные свойства и особенности регуляции поведения.

  3. Принципы интерпретации поведения личности.

При изучении данной темы следует особое внимание уделить следующим моментам.

1. Чтобы раскрыть роль индивидных свойств в развитии личности, необходимо выделить следующие аспекты данной проблемы.

Во-первых, историко-эволюционные закономерности, которым подчиняется развитие индивидных свойств человека в антропогенезе и онтогенезе. С исторической точки зрения время формирования индивидных свойств в процессе биологической эволюции прошло, но индивидные свойства продолжали преобразовываться и менять свой характер в естественноисторическом процессе развития человечества. И у этого процесса есть свои закономерности.

Во-вторых, как определяет сущность и виды индивидных свойств современная психология.

В-третьих, какова роль индивидных свойств в организации личности.

2. Индивидные свойства подразделяют на два больших класса: возрастно-половые свойства и индивидуально-типические свойства (конституциональные особенности: телосложение и биохимические свойства); нейро-динамические свойства и особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарий. По Б. Ананьеву эти два класса индивидных свойств называются первичными (в широком смысле нейродинамическими) и определяют динамику таких вторичных свойств, как психо-физиологические функции и органические потребности. Вторичные свойства, а также темперамент и задатки относятся к психодинамическим свойствам человека.

3. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, определяют диапозон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения. В процессе коммуникации происходит «означение» индивидных свойств человека, их сигнификация и символизация. Превращение индивидных свойств в знаки коренным образом меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности.

4. В качестве конкретно-научной методологии изучения личности принимается принцип деятельностного подхода, включающего в том числе и принцип системности. Нельзя понять личность вне контекста реального процесса взаимоотношений с миром, отношений, представляемых как непрерывный процесс различных видов деятельности. Психологи исходят из признания единства психики и деятельности (поведения) личности.

Литература:


  1. Асмолов А. Г. Психология личности.- М. : ACADEMIA: Смысл, 2007.- Раздел II, IY, глава 14.



  1. Столяренко Л.Д. Психология личности.- Ростов н/Д., Изд-во «Феникс», 2011.- Глава 6.

  2. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Равновесие, 2010.- Глава 5.

  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер,- 2007.- Глава 12.

  4. Аверин В.А. Психология личности.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.- Глава 3.

Источники из карты методического обеспечения из раздела периодической литературы : [7.3.2, 7.3.3, 7.3.4 ]



Семинарские занятия 2-го блока:
Семинар №5. Личность в социогенезе. ( 2 часа)



  1. Понятие социогенеза.

  2. Социотипическое поведение личности в истории культуры.

  3. Уровни межличностных отношений в совместной деятельности.

При изучении данной темы следует особое внимание уделить следующим моментам.

1. Социогенез – это происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и формациях. Личности свойственна историческая гетерогенность как одна из важнейших особенностей ее природы. В личности сосуществуют пласты разной геологической древности (Л. Выготский), социотипическое и индивидуальное поведение.

2. Социотипическое поведение личности – это поведение, при котором субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления, в основе которых лежит существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений.

3. Социотипическое поведение личности выполняет важные социальные функции: обеспечивает межпоколенную связь, социализацию личности, стабильное функционирование самого общества; облегчает процедуру выбора схемы поведения в той или иной социальной ситуации и освобождает личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях.

4. В любом социально-историческом образе жизни существуют зона неопределенности, в которой и проявляются индивидуальные качества личности при встрече с непредвиденными ситуациями, т.е. формируется индивидуальное поведение личности, которое свидетельствует об эффективности процесса её формирования.

Литература:



  1. Асмолов А. Г. Психология личности.- М. : ACADEMIA: Смысл, 2007.- Раздел III, глава 10, 11.

  2. Столяренко Л.Д. Психология личности.- Ростов н/Д., Изд-во «Феникс», 2011.- Глава 4.

  3. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Равновесие, 2010.- Глава 6.

  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер,- 2007.- Глава 8.

  5. Аверин В.А. Психология личности.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.- Глава 6.

Источники из карты методического обеспечения из раздела периодической литературы : [7.3.3, 7.3.5, 7.3.6 ]



Семинар №6. Решение вопроса структуры личности в основных теориях психологии. ( 4 часа)
1. Проблема комплексной теории личности.

2. Теоретические вопросы по изучению личности в рамках основных психологических направлений и школ:

- психоанализа;

- бихевиоризма;

- гуманистического направления и др.

При изучении данной темы следует особое внимание уделить следующим моментам.

1. В истории психологии предпринимались попытки создания комплексной теории личности, в рамках которой были бы раскрыты основные вопросы теории личности: структура личности, движущие силы и источники ее развития, условия и факторы психологического баланса, варианты психических отклонений и поведенческих девиаций, возможности психокоррекции. Среди перечисленных вопросов, несомненно, центральное место занимает вопрос о структуре личности. В рамках различных направлений и школ психологии ответ на этот вопрос формулируется по-разному.

2. В русле теории черт личности ее формирование и развитие рас­сматривается как процесс становления отдельных черт личности, их соединения в комплексы и дальнейшего преобразования этих ком­плексов как целостных систем черт, отражающих периоды возрастно­го развития ребенка.

3. Понимание сущности и структуры личности в психоаналитической традиции исходит из того, что человеком движет его бессознательное, а контроль за поведением осуществляется за счет влияния сверх-Я.

4. Социодинамический подход представляет процесс личностного развития как формирование индивидуально типичных форм социаль­ного поведения, в частности ролевого.

5. Теория социального научения рассматривает личностное развитие
как приобретение человеком определенных привычек, умений и навы­ков общения с людьми. Источником личностного развития здесь
служит извне организованная система подкреплений: поощрений и
наказаний.

6. Гуманистическая теория личности трактует процесс личностного развития ребенка как обретение человеком определенного сознательного и высокого смысла существования, а также свой­ства быть и становиться личностью.

Литература:

1. Асмолов А. Г. Психология личности.- М. : ACADEMIA: Смысл, 2007.- Раздел I, глава 3.

2. Столяренко Л.Д. Психология личности.- Ростов н/Д., Изд-во «Феникс», 2011.- Глава 1.6, 1.7; глава 3.

3. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Равновесие, 2010.- Глава 4.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер,- 2007.- Глава 3, 4, 5.

5. Аверин В.А. Психология личности.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.- Глава 6.


Источники из карты методического обеспечения из раздела периодической литературы : [7.3.1, 7.3.2, 7.3.5 ]

Семинар № 7. Жизненный путь личности как путь становления ее индивидуальности. ( 2 часа)


    1. Социализация личности и ее психологическая характеристика.

    2. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности.

    3. Мотивация развития индивидуальности.

При изучении данной темы следует особое внимание уделить следующим моментам.

1. Истоки современных теорий социализации находятся в трудах французского социолога Г. Тарда. В психологию понятие «социализация» было введено А. Бандурой, Дж. Кольманом. Г. М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта с последующим его воспроизведением в процессе социальной активности индивида.

2. Выделяют следующие стадии социализации: Первичная стадия или стадия адаптации. Это совпадает с детством. Социальный опыт перенимается некритически, через подражание, приспособление.



Вторичная стадия, которая имеет внутреннее деление:

- Стадия индивидуализации, когда появляется стремление выделить себя, критическое отношение к социальным нормам. Данная стадия протекает в период подросткового и юношеского возраста.

- Стадия интеграции, когда появляется стремление найти именно свое место в жизни. Человек интегрируется в систему социальных отношений. Это период молодости.

- Трудовая стадия, период зрелости человека.

- Послетрудовая стадия.

3. Основными механизмами являются следующие. Имитация – осознанное стремление копировать определенное поведение; подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей. Идентификация – отождествление с реальным или вымышленным другим; подкрепление – поощрение желаемого поведения. Интериоризация – процесс формирования внутренней структуры психики, процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я». Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий. Проекция – приписывание собственных нежелательных черт другим людям, что позволяет сохранить самоуважение и уверенность в себе. Стыд – переживание возможного разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей. Чувство вины – переживание возможного разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.



Литература:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности.- М. : ACADEMIA: Смысл, 2007.- Раздел IY, глава 14, 16.

  2. Столяренко Л.Д. Психология личности.- Ростов н/Д., Изд-во «Феникс», 2011.- Глава 7.

  3. Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Равновесие, 2010.- Глава 4.

  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер,- 2007.- Глава 4, 10.

  5. Аверин В.А. Психология личности.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.- Глава 5, 6.


Источники из карты методического обеспечения из раздела периодической литературы : [7.3.1, 7.3.2, 7.3.5, 7.3.6 ]


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница