Семинар №1 Законодательство, регулирующее отношения в области образования. План



Скачать 434.94 Kb.
страница1/3
Дата28.04.2016
Размер434.94 Kb.
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
«Нормативно-правовое обеспечение образования»

Составитель: Рогозина Л.Д., кандидат педагогических наук, доцент



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Семинар № 1


Законодательство, регулирующее отношения в области образования.

План


  1. Принципы государственной политики в области образования

  2. Компетенция различных уровней управления (государства, субъекта, муниципалитета, образовательного учреждения) в развитии кадровой и образовательной политики в сфере образования, материально-технической базы.

  3. Права и обязанности учащихся.

  4. Права и обязанности педагогов.

  5. Нормы, регламентирующие образовательный процесс.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Сформулируйте определение системы образования и назовите ее основные элементы.

  2. Охарактеризуйте многоуровневую структуру высшего профессионального образования.

  3. В чем особенности правового статуса образовательной организации?

  4. Типы и виды образовательной организации.

  5. Правовое положение педагогических работников.

Задания для самостоятельной работы

Изучить и проанализировать ст. 3,7,8,9 главы1, главу 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,

Литература

Основная


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.12 г.

  2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / Федорова М. Ю. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 173, [2] с.

Дополнительная

  1. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования : правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Ягофаров Д. А. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 399 с.

Семинар № 2. Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования

План


  1. Портрет выпускника школы, учреждений профессионального образования, предполагаемые в концепции модернизации российского образования и ФГОС.

  2. Предполагаемые меры по обеспечению доступности качественного образования для лиц, которые отличаются как по территориальному признаку так и социальному.

  3. Критический анализ предполагаемых мер повышения качества образования.

  4. Охарактеризуйте понятие, признаки и структуру государственного образовательного стандарта (основного общего образования, среднего общего образования)

  5. Каково соотношение образовательного стандарта и образовательной программы; образовательной программы и программы учебной дисциплины?

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Модель выпускника школы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, специалиста высшего образования Вашего факультета и специальности (включая личностные качества, метапредметные и предметные умения).

  2. Назвать перечень мер изменений в образовательной организации, предлагаемых в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

  3. Переход на 2 – уровневую систему педагогического образования.

  4. Болонский процесс.

Задания для самостоятельной работы.

Знать основное содержание следующих документов: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС всех ступеней и уровней общего образования

Литература:

Основная


  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

  2. Национальная доктрина образования в РФ (Постановление Правительства от 04.10. 2000 г. № 751)

  3. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»http://pedsovet.org/content/view/5850/241/, http://mon.gov.ru/files/materials/5233/09.03.16-nns.doc

  4. Федеральные государственные образовательные стандарты: начальное общее образование (1-4 кл.) (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373), основное общее образование (5-9 кл.) (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897).

Дополнительная

  1. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2011 году (ежегодный доклад Минобразования России). М., НИИВО, 2012.

Семинар № 3. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ.

План


  1. Мир и насилие. Дети. Дискриминация и ксенофобия.

  2. Права ребенка (их законных представителей) на образование с учетом неоднородности этих категорий.

  3. Обязанности государства по защите и реализации прав ребенка. Формы защиты.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Дать основные понятия в области прав человека: свобода, справедливость, равенство, человеческое достоинство, недискриминация, демократия, универсальность прав, права, ответственность, взаимозависимость и солидарность.

  2. Убедите, что права человека являются основой выработки и согласования стандартов поведения в семье, в школе, в обществе и во всем мире.

  3. Роль прав и их значение в жизни каждого, в жизни общества, в жизни людей во всем мире.

  4. Различия в восприятии и осознании прав человека в разных странах, в разных слоях одного общества, различные источники легитимности, включая религиозные, нравственные и правовые.

Задания для самостоятельной работы

Знать основное содержание таких документов, как «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».

Литература

Основная


  1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / Федорова М. Ю. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 173, [2] с.

  2. Конвенция о правах ребенка: Сб. международных и российских за­конодательных актов. - М., 1999.

  3. Семейный кодекс Российской Федерации. Кодекс о браке и семье РСФСР. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 176 с.

  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.12 г.

  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка» №124-ФЗ.

Дополнительная

  1. Широ С.В. Права ребенка: необходимость внедрения новых механизмов защиты: Монография. – Мурманск: ОАО МИП «Север», 2009. – 168 с.

Семинар № 4. Особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

План.


  1. О порядке аттестации работников образования.

  2. Права и обязанности работников образования.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции руководителя.

  2. Цель и процедуры аттестации работников образования.

  3. Организация повышения квалификации педработников.

Задания для самостоятельной работы

Изучить и знать: «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», «Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования», «Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий».

Литература

Основная


  1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / Федорова М. Ю. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. – с.151-174

  2. Приказ Министерства образования и науки № 209 от 24.03.2010 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

  3. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н

Дополнительная

  1. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие /Под ред. В.С. Лазарева. – М., ЦСиЭИ, 1997. – с. 319-336

Семинар № 5. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций

План.


  1. Основные положения Устава образовательной организации.

  2. Механизмы регулирования деятельности ОО со стороны государственных и муниципальных органов управления (создание, ликвидация и реорганизация образовательной организации; ее лицензирование, аккредитация).

  3. Типы и виды образовательных организаций, их назначение.

  4. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Права и обязанности студентов.

  • Механизм контроля за деятельностью образовательных организаций.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Изучить и знать основное содержание таких документов, как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.12 г., Устав МГГУ, «Типовое положение об общеобразовательном учреждении».

Литература:

Основная


  1. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / Федорова М. Ю. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - с.121-151.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.12 г.

  3. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 10.12.1999 г., № 1379)

Дополнительная

  1. Маскин В.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации: Сборник документов и материа­лов. - М., 2004.

  2. Настольная книга директора школы / Сост. Л.И. Максимова, Е.М. Шибанова. - М., 2002.

  3. Сборников нормативных документов для директоров школы, ли­цея, гимназии / Сост. А.И. Вавилов. - М., 2004.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Рекомендуемая литература



Основная:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 от 29.12.12 г.: htt://www.rg.ru/2012/30/obrazovanie.dok.html

  2. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования пособие для студ. учреждений ВПО / Федорова М. Ю. - 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. - 173, [2] с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат).

  3. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Ягофаров Д. А. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 399 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-305-00199-0[Гриф]

  4. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. Под ред. Ю.П. Орловского. М., ИНФРА-М., 2002. с. 950.

  5. ФГОС.

Дополнительная:

  1. Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка: юридический путеводитель родителей / Белянинова Ю. В; Федер. палата адвокатов РФ. – М.: Юрайт-Издат, 2007. - 170 с. - (Сам себе адвокат: вып. 16).ISBN 5-94879-658

  2. Болотина Т. В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях: метод. пособие /Т. В. Болотина : М-во образования РФ, Акад. повышения квалификации и переподготовки раб. образования . - М. : ЦГЛ : АПK и ПРО, 2004. ISBN 5-94916-030-4.

  3. Воробьева С. В. Основы управления образовательными системами пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) "Педагогика» / Воробьева С. В. - М.: Академия, 2008. - 207, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

  4. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка - М.: Пед. общество России, 2007. - 48 с. - ISBN 5-93134-281-8.

  5. Документы ООН о детях, женщинах и образовании: (сб. документов) – М.: Нар.образование, 1995. - 112 с. - (Библиотека журнала "Народное образование" : № 2). - ISBN 5-87953-015-9.

  6. Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в Российской Федерации : [в 30 т.] / М-во образования РФ, АНВУЗ. - М, 1999 - Российская Федерация. Законы / Об образовании: федер. закон: Вып, 9 (433) - [с изм. и доп.]. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 78 с. - ISBN 978-5-16-003337-2.

  7. Документы международного права по вопросам образования. Под ред. Г.А. Лукичева и В.М. Сырых. М., «Готика», 2003, т. 1-3.

  8. Конвенция о правах ребенка.

  9. Магистратура в вузах России. М., Экономическое образование, 1999.

  10. Российская магистратура на рубеже веков. М., РУДН. 1999.

  11. Труды международной конференции «Проблемы реализации многоуровневой системы образования. Наука в вузах». М., РУДН, 1999.

  12. Федеральные законы:

  1. Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 1996.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. ИНФРА, М, Норма, 1996, с. 560.

  3. Семейный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 1 окт. 2010 г.- М.: Проспект, 2010; КноРус. - 64 с.

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001, № 197-ФЗ

  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

  6. «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 12.01. 1996 г., № 7-ФЗ

  1. Нормативно-правовые документы по отрасли образования:

  1. Национальная доктрина образования в РФ (Постановление Правительства от 04.10. 2000 г. № 751)

  2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  4. Федеральные государственные образовательные стандарты: начальное общее образование (1-4 кл.) (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373), основное общее образование (5-9 кл.) (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897)

  5. Положение о получении общего образования в форме экстерната (Приказ МО РФ от 23.06. 2000 г., №1884)

  6. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях РФ (Приказ МО РФ от 14.10. 97 г., № 2033)

  7. Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в ОУ среднего профессионального образования не допускается (Постановление Правительства РФ от 22.04.97 г., № 463)

  8. Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме и в форме экстерната не допускается (Постановление Правительства РФ от 22.11.97 г., № 1473)

  9. Типовые положения об образовательных учреждениях:

  10. Приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2010 № 117 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате"

  11. Приказ Минобрнауки РФ от 27 октября 2011 № 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

  12. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 № 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"

  13. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 № 196 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"

  14. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 № 867 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"

  15. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 № 1204 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"

  16. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 № 1117 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

  17. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 № 288 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"

  18. Постановление Правительства РФ от 01 июля 1995 № 676 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

  19. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 612 "Об утверждении типового положения об общеобразовательной школе-интернате"

  20. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 № 420 "Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"

  21. Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 № 233 (ред. от 10 марта 2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей"

  22. Постановление Правительства РФ от 03 ноября 1994 № 1237 (ред. от 18 августа 2008) "Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении"

  23. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ от 25.03.2003 г., №1155);

  24. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ МОиН РФ от 24 марта 2010 г. № 209)

  25. О праве на внеконкурсное поступление в вузы участников боевых действий (Письмо Минобразования РФ от 04 апреля 2002 г., № 14-55-230ин/15

  26. Об условиях приема победителей и призеров олимпиад (Письмо Минобразования РФ от 12 июля 2002 г., № 18-52-1332/18-17 и письмо Минобразования РФ от 3 июля 2002 г., № 03-14ин/14-03

  27. 0 рекомендациях по организации приема в первый класс (Письмо Минобразования РФ от 21 марта 2003 г., № 03-51-57ин/13-03

  28. Положение о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 г., № 796; Приказ Минздравмедпрома РФ от 12.08.1994 г.,№ 168)

  29. 0 целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (Постановление Правительства РФ от 19.09.95 г., №942).

  30. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки (Приказ Минобразования РФ от 13 мая 2002 г., № 1725)

  31. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (Приказ Минобразования РФ от 06.09. 2000 г., № 2571)

  32. Положение о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 г., № 796)

  33. Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях (Приказ Минобразования РФ от 09.01.1997 г., № 15)

  34. Требования к минимальной оснащенности и минимальной обепеченности образовательного процесса высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы магистерской подготовки (Приказ Минобразования РФ от 07.07.2000 г., №)

  35. О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования РФ от 21.03.2002 г., № 419/28-5)

  36. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях""

  37. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 10.02.1999 г., № 1379)

  38. Правила оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 г., № 505), лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования (Письмо Минобразования РФ от 25.12.2002 г., № 31-52-122)

  39. Инструкция о платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Приказ Минобразования РФ от 16.06.1998 г., № 1578)

  40. Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования (Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 г., № 2994)

  41. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования (Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 г., № 3177)

  42. Письмо Минобразования РФ от 19.06.1998 г., № 06-51-13ин/14-06) О справке-вызова, дающей право на представление по месту работы дополнительного оплачиваемого отпуска и других льгот, связанных с обучением в среднем специальном учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию (Приказ Минобразования РФ от 17.12.2002 г., № 4426)

  43. О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 г., № 191)

  44. Перечень образовательных учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска (Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г., № 1052)

  45. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам ОУ (Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 г., №724)

  46. Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 г., № 377)

  47. Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам ОУ длительного отпуска сроком до одного года (Приказ Минобразования РФ от 7.12.2000 г., №3570)

  48. О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования (Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 г., № 1039)

  49. Об организации выезда несовершеннолетних граждан РФ из РФ на отдых, обучение или лечение (Письмо Минобразования РФ от 14.06.2001 г., № 736/28-5)


1.9. Материально-техническое обеспечение образования

1.9.1. Перечень используемых технических средств: компьютер

1.9.2. Перечень используемых пособий: см. п.п. 1.8

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения: не используется.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница