Семинар Философия как тип мировоззрения (2 часа) Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества



Скачать 447.66 Kb.
страница1/3
Дата07.06.2016
Размер447.66 Kb.
  1   2   3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Философия как тип мировоззрения (2 часа)


  1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества.

  2. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

  3. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание.

  4. Структура и функции философии.


Методические рекомендации:

При изучении первого вопроса обратите внимание на то, что философия – это учение о человеке, его месте в мире. Философия занимается исследованием общих закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Поэтому первоначально выпишите определение философии из философского словаря. Попробуйте очертить круг вопросов, которыми занимается философия. Подумайте, чем отличается научное понимание философии от житейского;

при изучении второго вопроса обратите внимание на структуру мировоззрения, рассмотрите основные типы: мифологическое, религиозное, философское, проанализируйте отличия и сходства каждого из типов;

при подготовке третьего вопроса необходимо обратить внимание на формулировку основного вопроса философии Ф. Энгельсом, рассмотреть две стороны О.В.Ф.: онтологическую и гносеологическую; в третьем вопросе, опираясь на предлагаемую литературу, проанализируйте связь философии с наукой, религией и искусством;

в четвертом вопросе рассмотрите разделы философского знания: онтология (учение о наиболее общих категориях и законах бытия); философская антропология (учение о человеке); социальная философия (учение о наиболее общих законах развития общества); гносеология, или эпистемология (учение о познании); этика (учение о морали); логика (учение о законах мышления); эстетика (учение о канонах и законах прекрасного); аксиология (учение о ценностях); герменевтика (учение о смыслах).

Рассмотрите функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, идеологическая (социальная), гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, аксиологическая (ценностно-регулятивная), эвристическая, прогностическая. Попробуйте вычленить основную функцию философии на ваш взгляд.




Литература:

  1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 588 с. - Разд. 1.

  2. Основы философии : учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / В. П. Кохановский [и др.] ; под ред. В.П. Кохановского. - 8-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 315 с. - Гл. 1.

  3. Канке В.А. Философия: учебник. – М., 2007. Ведение.

  4. Межуев В.М. Культурная функция философии // Философские науки. 2008, № 1.


Дополнительная литература:

  1. Лешкевич Т.Г. Философия: вводный курс. – Ростов н/Д: Издательство «Гефест», 1997. - Разд. 1, темы 4-7.

  2. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. - М.: Гардарики, 1999. - Разд. 1, вопросы 1-4.


Темы вариативных заданий:

  1. Доклад по работе Ортеги-и-Гассета Х. «Что такое философия?»

  • Ортега-и-Гассет Х. «Что такое философия?»

  1. Доклад по работам Мамардашвили М.К. «Как я понимаю философию», «Быть философом - это судьба».

  • Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Быть философом - это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990.


Семинар 2. Философия Древнего Востока

  1. Каковы важнейшие понятия и идеи индуизма?

  2. Охарактеризуйте этико-философские идеи буддизма.

  3. Сравните проблематику древнеиндийских и древнекитайских философских школ.

  4. Охарактеризуйте различия даосизма и конфуцианства в содержании исследуемых ими проблем.

Методические указания.

При изучении всех вопросов данного семинарского занятия необходимо обратить внимание на особую специфику восприятия мира восточным человеком. Эти философские традиции существенно отличаются от западноевропейской философии, основанной на античной мысли, как по стратегиям философского исследования, так и по способам выражения знания. Проанализировать основные понятия индийской философии:



Атман — высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой – тождественно ему.

Брахман — понятие, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает, и в котором растворяется все мироздание.

Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение. (Существуют и другие значения).

Карма – закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских учениях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо рано или поздно настигают последствия всех его добрых и злых мыслей, слов и деяний. От кармы зависят условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

Локка – область, место, сфера, мир.

Майя – иллюзия, мираж, космическая сила, создающая объективный мир. В философских текстах употребляется для обозначения материального бытия, которое считается объективно воспринимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реальностью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман). Ее достижение невозможно, пока не разрушена майя, авидья, не преодолены карма и сансара.

Мукти – освобождение от сансары и власти земной кармы.

Нирвана – состояние высшей душевной и духовной гармонии.

Пуруша – духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека - «небесный человек»; иногда - высшее духовное «Я» человека.

Сансара — круг постоянных странствований, или перевоплощений человеческой души.

Основные понятия китайской философии:

Дао (букв, «путь») — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.

Дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. Дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру.

Жэнь — «гуманность», «милосердие», «человечность».

Инь — ян — парные понятия, в широком значении выражающие

идею двойственности начал бытия.



Ли — «ритуал», «церемония», «этикет». Ли — это всевозможные нормы поведения — религиозного, светского, семейного.

Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект.

Сяо — один из этических принципов конфуцианства — «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо — значит служить родителям по правилам ли.

Увэй («недеяние») — в даосизме означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй — это не полное бездействие, а скорее действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью.

Ци — букв, «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». В общем смысле ци — духовно-материальная энергия, жизненная сила.

Цзюнь-цзы — «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире.

Основная литература:

  1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. С. 75-95.

  2. Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2009. — С. 274-275.

Дополнительная литература:

  1. Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2005. С. 29-60.

  2. Мыслители древнего и средневекового Китая. М., 2003.

  3. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., 2005.

  4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. С.43-50, 55-79.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные различия западной и восточной философии.

2. Как понимается страдание в буддизме?

3. Почему конфуцианство является не только философской, но и религиозной системой?

4. Объясните понятие «дао».

Семинар 3. Античная философия (2 часа)


    1. Период становления античной философии. Учение о сущности мира и его принципах в философии досократиков.

    2. Софисты и Сократ о человеке и его мире.

    3. Идеализм Платона.

    4. Философское учение Аристотеля.

    5. Эллинистическо-римский период философии.


Методические указания.
Используя рекомендуемую литературу, в первом вопросе обратите внимание на то, что античность (от лат. antiquus – древний) – эпоха классической греко-римской древности. Она оказала определяющее влияние на развитие всей последующей философии. Периодизация данной эпохи достаточно условна, но можно принять следующую: 1) досократовская натурфилософия (6–5 вв. до н.э.); 2) классическая философия (4 в. до н.э.); 3) философия эллинистической эпохи (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.).

Важнейший принцип досократовской философии – космоцентризм. Обратите внимание на то, что мир для досократиков – это упорядоченный Космос, порожденный неким первоначалом; человек в нем выступает мерой всех вещей, который способен познать миропорядок Космоса. Выясните, каким образом в данную эпоху решалась проблема первоначала. Попробуйте, используя предложенную литературу ответить на вопрос, в чем состоял так называемый переход «от мифа к логосу».

При подготовке второго вопроса заострите внимание на тезисе Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют», объясните, что имел в виду мыслитель. Обратите внимание на понятие майевтики у Сократа, попробуйте проанализировать, почему Сократа называют основателем этического рационализма? Почему он считается наивным рационализмом?

В третьем вопросе схематично изобразите основные характеристики платоновского мира идей и мира вещей. Обоснуйте, почему учение Платона об идеях носит название объективного идеализма.

В четвертом вопросе выпишите основные понятия философии Аристотеля. Обратите внимание на то, что Аристотель, подвергший сомнению истинность платоновского учения об идеях, создает энциклопедическую научную систему, в которой философия занимает центральное место как учение о природе вещей (метафизика и физика), познании (аналитика, логика) и ценностях (этика).

При изучении пятого вопроса рассмотрите философские школы эллинистическо-римского периода: стоики, скептики, эпикурейцы. Обратите внимание на этическую проблематику. Посмотрите, как поменялся предмет философии в данный период.


Основная литература:

1. Алексеев П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 588 с. - Разд. 1. С 4-14, 28-76, 80-89.

2. Основы философии: учеб. пособие для сред. спец. учебн. заведений/ В.П. Кохановский [и др.]; под ред. В.П. Кохановского – 20-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 568 с. С. 6-30

3. Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2009. — С. 11—21.

4. Философия: учеб. пособие/ Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 5 – 26.

Дополнительная литература:

1. Канке В.А. Философия: учебник. – М., 2007. С. 4-15

2. Шермухамедов С. Философия сегодня: национальная, региональная, мировая // Вопросы философии. — 2008. — №7. С.29-38.

3. Межуев В.М. Культурная функция философии // Философские науки. 2008, № 1. С.10-25.



Темы вариативных заданий:

1. Доклад по работе Ортеги-и-Гассета Х. «Что такое философия?»

• Ортега-и-Гассет Х. «Что такое философия?»

2. Доклад по работам Мамардашвили М.К. «Как я понимаю философию», «Быть философом – это судьба».

• Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Быть философом - это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем философия отличается от мировоззрения?

2. Охарактеризуйте мифологическое сознание.

3. Какова структура философского знания?

4. В чём состоит гуманистическая функция философии?

5. Является ли философия наукой?



Семинар 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения (2 часа)


  1. Религиозный характер философии Средних веков.

  2. Патристика. Учение Августина Аврелия.

  3. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

  4. Антропоцентризм. Пантеизм и натурфилософия Возрождения.


Методические рекомендации:

при подготовке к данному семинару в первом вопросе обратите внимание на то, что Средневековье (5 – 15 вв. н.э.) – период между Античностью и ее «Возрождением» (14-16 вв.). Важнейший принцип западноевропейской философии этого периода – теоцентризм. Подумайте, почему в данную эпоху философия объявляется служанкой богословия. Воспользуйтесь философским словарем и выпишите такие термины как: теоцентризм, креационизм, монотеизм, провиденциализм.



Во втором и третьем вопросах обратите внимание на то, что средневековая христианская философия весьма условно делится на апологетику, патристику и схоластику. Апологетика – это защита божественного происхождения Священного Писания и истинности христианского вероучения. Патристика (от лат. pater – отец) – учение «Отцов Церкви». Проанализируйте важнейшие проблемы патристики: совершенная природа Бога, проблема оправдания Бога за существующее в мире зло (теодицея), отношения человеческой души и тела, проблема греха, проблема предопределенности судьбы и спасения человека. Важнейшие проблемы схоластики: схоластика (от лат. schola – школа). Это проблемы соотношения сущности и существования, веры и разума, философии и теологии. Обратите внимание на решение проблемы универсалий: что существует раньше – универсалия (общее понятие) или единичная конкретная вещь? Обратите внимание на то, что в ответе на этот вопрос выработаны противоположные позиции: реализм и номинализм.

При подготовке четвертого вопроса необходимо учитывать социально-исторические предпосылки возникновения философии Возрождения. Обратите внимание на то, что теоцентризм средневековой философии был преодолен в эпоху Возрождения (14-16 вв.). Возрождение – это эпоха становления индивидуальности – титанической личности, стремящейся стать богом. Воспользуйтесь философским словарем и выпишите такие понятия как антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.


Основная литература:

  1. Алексеев П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 588 с. - Разд. 1. С. 110-122.

  2. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2009. — С. 80—100.

Дополнительная литература:

1. Августин Аврелий. Исповедь. — М.: АСТ, 2006.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 1994.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 100 – 116.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте роль и место религии в средневековой философии (приведите примеры).

2. Назовите этапы развития средневековой философской мысли.

3. Что такое «патристика»?

4. Раскройте сущность схоластического метода.

5. В чём состоял антропоцентризм и пантеизм эпохи Возрождения?

6. Соотнесите понятие «натурфилософия» с учением Н. Кузанского.

Темы вариативных заданий:

1. Проблема взаимоотношения веры и разума.

• Жильсон Э. Философия в средние века. - М., 2010.

• Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М., 2010.

• Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 2003.

2. Учение Николая Кузанского.

• Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М., 2010, с. 379-391.

• Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. 2-е изд. М., 1996. С. 35 – 55.



Семинар 5. Философия Нового времени (2 часа)


    1. Общая характеристика философского мировоззрения Нового времени.

    2. Эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона.

    3. Рационализм Р. Декарта.


Методические рекомендации:
При подготовке к данному семинару в первом вопросе проследите общие изменения в культуре Европы, достижения в области научных открытий и технических изобретений. Обратите внимание на то, что философия Нового времени во многом определила те способы взаимодействия с миром и его осмысления, которые мы используем сегодня. Новое время – время новых представлений о мире и месте в нем человека, связанных с великими географическими открытиями, развитием техники. Философия Нового времени – это философия нового буржуазного общества, в котором особую роль играет преобразовательная способность человека. В данный период актуализируется гносеологическая проблематика, так как чтобы преобразовывать, надо знать, как это делать. Философы занимаются поиском нового метода исследования природы.

Во втором вопросе обратите внимание на то, что Ф. Бэкон предлагает эмпирический, т.е. основанный на опыте и эксперименте, индуктивный (от множества частных наблюдений к обобщающим выводам) метод познания. Бэкон является представителем новоевропейского эмпиризма. Согласно воззрениям Бэкона, правильная индукция – это путь пчелы, которая собирает нектар фактов и преобразует его в мед истины, а не путь муравья, который неспособен к преобразованию множества исходного материала, или паука, делающего умозрительные выводы, не опираясь на опыт. Неправильная индукция связана с тем, что наш разум тоже подвержен иллюзиям – «идолам» (ложным представлениям о мире), которые можно сравнить с неровностями на ровном зеркале разума, отражающего мир.

В третьем вопросе проанализируйте, что означает положение Декарта: «сogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). Декарт является представителем новоевропейского рационализма. Выпишите из философского словаря понятия эмпиризм, сенсуализм, рационализм.

Основная литература:


  1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С. 122-130.

  2. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2009. — С. 101—133.

  3. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С.143-145.



Дополнительная литература:


  1. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Сочинения — СПб.: Наука, 2006. — С. 93—131.

  2. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. — Соч. в 2 т. — Т. 1. — М., 1978. — С. 60—81, 303—311.

  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 3. — Новое время. — СПб., 1996.

  4. Шестаков В. П. Ренессанс — рассвет или закат Европы? // Вопросы философии. — 2007. — № 4.С. 158-170.

  5. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С. 292-330.

  6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 187-212, 222-257, 271-281, 394-396.

  7. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 117 – 139, 140-147.


Темы вариативных заданий:
1. Социальные теории XVII века (Дж. Локк, Т. Гоббс).

• Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003.

• Соколов В.В. Историческое введение в философию. – М., 2004.

2. Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.

• Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. – М.: Наука, 1980.

• Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 2003.

3. Гносеологическая концепция Б. Спинозы.

• Соколов В. В. Европейская философия в 15-17вв. – М., 1996.

• Нарский И.С. Западноевропейская философия 17в. – М., 1974.

4. Теория познания Дж. Локка.

• Соколов В.В. Европейская философия в 15-17вв. – М., 1996.
Вопросы для самоконтроля:


  1. Почему философия Нового времени является антропоцентричной?

  2. Какие философские проблемы рассматривались в новоевропейской философии?

  3. Раскройте смысл понятия «рационализм».

  4. Перечислите основные правила познания Р. Декарта.

  5. Что такое «идолы» в философии Р. Бэкона?



Семинар 6. Немецкая классическая философия (2 часа)


  1. Общая характеристика немецкой классической философии.

  2. Теория познания И. Канта.

  3. Этика И. Канта

  4. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля.

Методические рекомендации:
При подготовке первого вопроса проведите параллель с предшествующей философской мыслью. Немецкая классическая философия – удивительное порождение эпохи конца 18 – начала 19 вв., возникшее в Германии. Обратите внимание на специфику данного периода.

Немецкая классика дает образцы философских систем, первой из которых можно считать кантовскую, а самого И. Канта – родоначальником немецкой классической философии;



во втором вопросе обратите внимание на различие понятий трансцендентный и трансцендентальный, проанализируйте понятия а priori, a posteriori, аналитические и синтетические суждения, «вещь в себе», антиномии в философии Канта;

в третьем вопросе рассмотрите более подробно знаменитый кантовский категорический императив;

в четвертом вопросе обратите внимание на то, что система Гегеля – диалектический идеализм: все мировое развитие обусловлено движением Абсолютной идеи или Мирового духа. Попробуйте обосновать, почему сам Гегель называл свою систему абсолютным идеализмом? Как вы понимаете высказывание Гегеля о том, что все действительное разумно, все разумное действительно. Выпишите основные категории и законы гегелевской диалектики.
Основная литература:


  1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. С.148-162.

  2. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2009. — С. 134—156.

  3. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С.264-269.


Дополнительная литература:


  1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 2003.

  2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия 2-й половины XVIII-начала XIX века. Учебное пособие. - М., 1994.

  3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С 148 – 164.

  4. Кант И. Критика чистого разума. — СПб.: Наука, 2008.



Темы вариативных заданий:
1 «Коперниканский» переворот И. Канта и его значение.

• Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

• Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

2 Категорический императив и его различные формулировки.

• Гулыга А.В. Кант. – М., Мол. гвардия, 1981. – 303 с.

• Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М, 1986.

3 Гегель – вершина классической немецкой философии.

• Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. – 1993. - № 5.

• Пушкин В.Г. Философия Гегеля. Абсолютное в человеке. - СПб., 2000.

4 Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

• Гулыга А.В. Гегель. - М., 1994.

• Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

• Дворцов А.Т. Гегель. Жизнь, деятельность, учение. – М., «Наука», 1972. – 173 с.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница