Семинара гбоу сош №700 «На пути к освоению фгос»



Скачать 65.81 Kb.
Дата30.04.2016
Размер65.81 Kb.
Полковникова Т.А., к.п.н., зам. директора по ОЭР.
К вопросу об учебном исследовании и учебно-исследовательской деятельности школьников.

Из материалов Научно-практического семинара ГБОУ СОШ №700 «На пути к освоению ФГОС».
В настоящее время, по мере того, как развивается система образования, все более усиливается ориентация целей образования на обучение ребенка самостоятельному поиску знания, так как динамичному обществу будущего требуется самостоятельный, активный, творческий человек, который способен критически мыслить и исследовать окружающий мир.

Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, результатом которого становится формирование навыков исследования фактов и явлений окружающего мира.



Исследование – это деятельность, направленная на изучение объектов и явлений окружающего мира или разрешение проблем. Отличительными признаками исследовательской деятельности являются наличие таких составляющих как проблема, гипотеза, практическая методика, экспериментальный материал, анализ полученных данных и вытекающие из него выводы.

Во всяком исследовании существенную роль играют сознательно формулируемые цели и проблемы, состав познавательных задач и познавательных операций или действий, методы и средства познания, получаемые результаты.

Дж. Брунер писал: «Исследовательская деятельность везде является той же самой, на переднем ли фронте науки или в третьем классе школы. Деятельность ученого за его письменным столом или в лаборатории это деятельность того же порядка, что и деятельность любого человека, который занят подобными вещами, если перед ним стоит задача достигнуть понимания определенных явлений. Различие здесь в степени, а не в роде. Школьник, изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому-физику, чем делать что-либо еще».

Таким образом, на наш взгляд, об уровне развития исследовательской культуры можно судить по уровню сформированности отдельных ее компонентов:



  1. Содержательный – знания о самой исследовательской деятельности, определенный уровень знаний в области исследования (уровень образованности), определенным образом структурированные знания, которые представляют собой инструменты исследования (методологические знания), понимание учащимися смысла исследовательской деятельности, осознание ее значимости;

  2. Операционный – исследовательские способности, а также способы и приемы, необходимые для осуществления исследовательской деятельности, в том числе процедуры творческой деятельности. К ним можно отнести: умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, выделять объект и предмет исследования, определять цели исследования, умение наблюдать, работать с различными источниками информации, осуществлять экспериментальную деятельность, проверять гипотезу результатами эксперимента, умение давать определения понятиям, делать необходимые выводы, осуществлять рефлексию собственной исследовательской деятельности, осуществлять коррекцию собственной исследовательской деятельности и на ее основе определять направления дальнейших исследований;

  3. Мотивационный – мотивы и личностные ориентации исследовательской деятельности, повышенный уровень мотивации, основа которого – это потребность в познавательной, исследовательской деятельности;

  4. Практический – успешный опыт исследовательской деятельности учащегося, включающий в себя активность и самостоятельность исследовательской деятельности.

Нам представляется следующий обобщенный образ ученика-исследователя, обладающего исследовательской культурой: он обладает определенной суммой знаний, как о самой исследовательской деятельности, так и в области исследования, понимает, в чем состоит смысл исследовательской деятельности (содержательный компонент), он хочет заниматься исследовательской деятельностью, испытывает положительные эмоции от осуществления исследовательской деятельности (мотивационный компонент), он знает и понимает, зачем и как, с помощью каких приемов, способов осуществляется исследовательская деятельность (операционный компоненты), он принимает активное участие в исследовательской деятельности, обладает позитивным опытом ее осуществления (практический компонент).

Процесс становления исследовательской культуры учащихся может протекать только в процессе осуществления ими продуктивной исследовательской деятельности. В современной педагогической литературе термин «исследовательская деятельность учащихся» трактуется по-разному. Под этим термином понимают особую организацию учебного процесса или относят исследовательскую деятельность к одной из новых современных образовательных технологий. Одной из наиболее устоявшихся концепций является понимание исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. Следует отметить, что исследовательская деятельность учащихся может протекать как на уроках, так и во внеучебное время. Во втором случае речь идет, прежде всего, о написании учащимися учебно-исследовательских работ и участии их в научно-практических конференциях школьников.

Многие исследователи (М.Н. Арцев, Н.В. Новожилова, М.В. Степанова и др.) обращают внимание на различие таких понятий, как «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». Главное различие между этими видами деятельности лежит, прежде всего, в области целей. Так, научно-исследовательская деятельность направлена на получение новых объективных научных знаний. Главной целью учебно-исследовательской деятельности является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Знания, получаемые учащимися в ходе учебно-исследовательской деятельности, являются субъективно новыми, т.е. новыми только для самих учащихся.

С функциональной точки зрения главная цель учебного исследования состоит в том, чтобы учащиеся приобретали навыки исследования как универсального способа освоения действительности путем повышения мотивации к учебе и активизации личностной позиции в образовательном процессе.

Н.В. Новожилова считает, что в исследовательской деятельности учащихся меняются функциональные позиции субъектов образовательного процесса. В типичной образовательной ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная схема «учитель-ученик». При этом учитель играет роль транслятора знаний, ученик их усваивает. При использовании в образовательном процессе исследовательского подхода эти позиции меняются, так как нет больше готовых знаний, каждое явление или факт требует самостоятельного анализа. При этом главные результаты смены позиций участников образовательного процесса в рамках исследовательского подхода: расширение границ толерантности у ее участников, развитие у них критического мышления.

В настоящее время в педагогической литературе предлагаются следующие определения исследовательской деятельности учащихся:



  • творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения;

  • деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, изучение теории, овладение методикой исследования, сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы;

  • процесс решения школьниками научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.

Такие исследователи, как А. Обухов, А. Леонтович отмечают, что педагог, организующий эффективную исследовательскую деятельность школьников, должен учитывать следующие моменты:

  • исследовательская деятельность не может быть абстрактной, учащийся-исследователь должен понимать суть проблемы, иначе для него поиск ее решения будет бессмысленным;

  • учитель не должен вести ученика за руку к решению тех проблем, которые поставил сам. Задача учителя помочь учащемуся сформулировать интересную для него проблему исследования и найти ее решение совместно с учеником. Для этого само преподавание учебных предметов должно быть проблемным, учебный материал должен содержать различные точки зрения на то или иное событие, явление;

  • ученик принимает как истинные только те знания, которые он получил сам в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;

  • при постановке проблемы особое внимание следует уделить ее актуальности, значимости на сегодняшний день. Причем актуальность можно рассматривать в разных аспектах: проблема должна быть актуальна для данного возраста, для конкретного человека в частности, для города, региона, в котором живет учащийся;

  • учителю необходимо найти опору в личном интересе учащегося, то есть проблематика исследования должна быть интересна самому учащемуся. Тогда побуждение к исследовательской деятельности будет идти «изнутри» ученика;

  • организуя исследовательскую деятельность учащихся, учителю необходимо найти оптимальное сочетание научной традиции с новизной, неординарностью постановки вопроса. Решение такой непростой задачи является творческой проблемой, прежде всего, для самого педагога;

  • внутренняя мотивация и интерес к проблеме должны быть не только у школьников, но, прежде всего, у самого учителя. Этот момент является основой успеха в реализации исследовательской деятельности школьников.

Следует отметить, что исследовательская деятельность – это творческий процесс, в котором обе стороны взаимодействия – учитель и ученик – это субъекты самостоятельной, творческой деятельности. Это означает, что ученик – это активный деятель, а не пассивно ведомый, а учитель не является «истиной в последней инстанции», а выступает как носитель опыта организации исследовательской деятельности. Педагог как научный руководитель исследовательской работы консультирует, советует, направляет, но не пишет работу за учащегося.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница