Семинарских занятий (26 часов) Тема Наука в системе культуры (4 часа)



Скачать 74.16 Kb.
Дата29.04.2016
Размер74.16 Kb.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (26 часов)

 

Тема 1. Наука в системе культуры

(4 часа)                 

Ключевые понятия: альтернатива двух культур, научно-техническая революция, культурная эволюция, символ, образ, понятие.

1.     Естественнонаучная и гуманитарная культура. Основные характеристики. Сциентизм и антисциентизм.

2.     Основные аспекты изучения науки. Функции науки в культуре. Идеалы, нормы и ценности науки. Научная картина мира.

3.     Научное и вненаучное познание. Когнитивные (познавательные) способности человека. Типы мышления (знаково-символическое, образное, логическое).

4.* Какие из известных вам видов оружия основаны на законах физики, биологии, психологии?

5.* В чем заключается феминистская критика науки?

6.* Какие когнитивные способности востребованы в вашей специальности?

7.* Является ли очевидность синонимом достоверности?

8* Чем научный закон отличается от правового?

9.*  Можно ли понять что-либо, не представляя этого? Не осознавая? Не умея выразить?



Тема 2. Рациональные революции в культуре

(4 часа)

Ключевые понятия: архаичный менталитет, внутренний и внешний опыт, архетипы коллективного бессознательного, законы логики, доказательство, наглядность и абстрактность, “осевое время”.

1.     Проблема исторического возраста науки.

2.     Особенности архаичного менталитета. Сакральность знания.

3.     Античность: первая интеллектуальная революция.  Предпосылки – социально-культурные, геополитические, когнитивные. Формирование систематического и доказывающего мышления. Первая научная картина мира (по Аристотелю-Птолемею).

4.     Научная революция нового времени: истоки, этапы, структура, герои, результаты. Мировоззренческие последствия научной революции. Механическая картина мира и классическая наука.

5.     Научная революция конца XIXв.– начала XXв.: социально-культурные и философские аспекты.

6.     История возникновения первых научных теорий.

7.     Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

8.* Что такое корреляционное мышление и какова его роль в разных системах знания?

9.* Почему наука как рациональное знание возникла лишь в античности?

10.* Каковы особенности средневековой и ренессансной науки?

11.* К какой парадигме Вы относите свой род научно-технической деятельности?

 Контрольная работа.

 Доклады по теме.



Тема 3. Методологические концепции философии науки

(4 часа)


Ключевые понятия: позитивизм, эмпирический и теоретический язык, протокольные предложения, верифицируемость, фальсифицируемость, третий мир, парадигма, кумулятивизм, структура научного знания, рост научного знания, личностное знание.

1.     Логический позитивизм: теория как пирамида, достоверность языка наблюдения, принцип верифицируемости.

2.     Критический рационализм К.Поппера: принцип фальсифицируемости, проблема роста научного знания.

3.     Исторический метод Т.Куна: понятие парадигмы, “нормальная” и “анормальная наука”. Научные революции.

4.     Эпистемологический анархизм П.Фейерабенда: принцип альтернативности, проблема несоизмеримости теорий.

5.     Философия науки в России.

6*. Проблема демаркации: можно ли провести границу между наукой и не-наукой (вне-наукой, лже-наукой, квазинаукой)?

7.* Исходя из истории развития науки, какой можно сделать прогноз относительно неизбежности научных революций в информационных цивилизациях?

8.* Поясните тезис М.Шлика: «Философия царица наук, но сама не наука».

 Контрольная работа.

 Защита рефератов.

Тема 4. Методологические концепции философии техники

(4 часа)


Ключевые понятия: техническая реальность, техносфера, инженерная философия техники, гуманитарная философия техники, изобретательство, конструирование, проектирование, социальное проектирование, проект-предписание, проект-модель.

1.     Знания и техника в древних цивилизациях.

2.     Эволюция техники. Эволюция представлений и отношения к природе.

3.     Концепции техники. Сущность и природа техники.

4.     Концепции технологий. Наукоемкие технологии.

5.     Формирование и особенности проектирования. Традиционное и нетрадиционное проектирование.

6.     Техносфера. Противоречия техногенной цивилизации. Социальная экология.

7.* Что такое гуманитаризация инженерно-технического образования и почему этот фактор рассматривается как путь выхода из кризиса инженерии?

8.* Что такое виртуальная реальность? Каковы перспективы и последствия виртуальных технологий?

  Защита рефератов.



Тема 5. Пространство и время в научной картине мира

(2 часа)


Ключевые понятия: внешнее и внутреннее пространство, пространственно-временная форма, природа пространства и времени, свойства пространства и времени, парадоксы.

1.     Пространство, время, материя, движение.

2.     Пространство и время: объективное (физическое), концептуальное (мыслимое) и перцептуальное (воспринимаемое).

3.     Основные свойства пространства и времени.

4.     Природа пространства и времени. Субстанциальные и релятивистские концепции.

5.     Природа становления: статическая и динамическая концепции времени.

6.     Понятие времени в конкретных науках (физика, геология, география, биология, социология, психология, антропология).

7.     Пространство и время в художественных мирах.

8.* Парадоксы времени.

9.* Можно ли управлять биологическим временем?

10.* Как вы понимаете “овремененное” пространство и “опространственное” время в жизненном мире человека?

 Защита рефератов.



Тема 6.  Эволюция Человека, Земли, Космоса

(2 часа)


Ключевые понятия: глобальный эволюционизм, коэволюция, биосфера, ноосфера, антропоцентризм, биоцентризм, космизм, космоцентризм.

1.     Общая концепция эволюции. Основные направления и характеристики.

2.     Основные закономерности эволюционного процесса.

3.     Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

4.     Современные представления о космической эволюции.

5.* Русский космизм в философии и в науке.

6.* Что такое живое и чем оно отличается от неживого?

7.* Диалог науки и религии по проблемам возникновения и развития человека и вселенной.

 Контрольная работа.

 Защита рефератов.



Тема 7.  Сознание, самосознание, личность

(2 часа)

Ключевые понятия: когнитивная система, когнитивная эволюция, анализаторы, коммуникации, сознание, самосознание.

1.     Когнитивная эволюция животных и человека.

2.     Общие и отличительные характеристики человека и животных.

3.     Значения терминов «сознание» и «самосознание».

4.     Модели личности.

5.     Природа сознания: диалог науки и религии.

6.* Каковы основные смыслы термина «коммуникация»? Что такое невербальная коммуникация? Какую роль она играет в человеческом общении?

7.* Что такое изменённые состояния сознания?

 Защита рефератов.

Тема 8.  Личность и этика ученого

(2 часа)

Ключевые понятия: замкнутая и открытая индивидуальность, качества идеального ученого, одухотворенный интеллект, этика науки, инженерная этика.

1.     Безличность в науке и значение личности в науке.

2.     Тип идеального ученого (изобретателя, ученика. Реальные типы ученых.

3.     Соотношение науки и морали. Этические ценности и нравственные качества ученого.

4.     Биоэтика и ее задачи. Проблемы компьютерной, инженерной, экологической этики.

5.* Как соотносится между собой “духовное” и “разумное”?



6.* Что такое эстетика общения? Возможна ли она в среде интеллектуалов? Инженеров?


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница