Схемы Методика как наука. Базовые категории методики обучения ия



Скачать 119.61 Kb.
Дата29.04.2016
Размер119.61 Kb.
Схемы
Методика как наука. Базовые категории методики обучения ИЯ.
Иностранный язык как предмет обучения.


Обучения иностранным языкам как наука, ее связь с другими науками.





Методика как наука



Способы обучения и способы учения.

Методы и приемы обучения.

Цели обучения иностранным языкам, их

определение и реализация в отечественных и зарубежных

стандартах и программах.
Содержание обучение ИЯ, его

лингвистический, психологический

и методологический

компоненты.



Базовые категории методики обучения ИЯ



Принципы обучения, их взаимосвязь

и взаимозависимость,

дидактические и специфические

методические принципы

обучения иностранному языку.
Средства обучения и их

классификация.



Психолингвистические и дидактические основы методики.
Отношение методики и дидактики

Психолингвистика




Дидактика





Психология






Цели, задачи и содержание обучения иностранному языку в школе.


Цели обучения иностранным языкам, их

определение и реализация в отечественных и зарубежных

стандартах и программах.


практические воспитательные образовательные



задачи

Содержание обучение ИЯ


лингвистический психологический методологический

компоненты.
языковой материал речевой материал знания навыки
Цели обучения на современном этапе - сформировать


  • лингвистическую

  • социолингвистическую

  • социокультурную

  • дискурсивную или стратегическую

  • социальную компетенции


Урок иностранного языка: виды уроков, система упражнений.

отечественные и зарубежные УМК

для различных этапов обучения ИЯ;

определение критериев их анализа


УМК

соответствие УМК интересам

и возрастным особенностям учащихся

(отбор тематики и проблематики,

ситуаций общения;

уровень языковой сложности;

объем материала)

компоненты УМК и их взаимосвязь


образовательный и воспитательный потенциал,

адекватность и приемлемость содержания

культурного наполнения
простота использования для учителя и ученика
физические показатели и долговечность

обеспечение контроля и оценки уровня владения ИЯ.



впрямая со стрелкой 2иды уроков

прямая со стрелкой 1прямая со стрелкой 3


Урок выработки первичных умений


Урок выработки предречевых умений и навыков


Урок выработки речевых умений и навыков





система уроков

структура урока

начало урока

центральная часть урока

завершающая часть



система упражнений

прямая со стрелкой 7прямая со стрелкой 8

речевые упражнения условно-речевые упражнения



  • Имитативные

  • Подстановочные

  • Трансформационные

  • Репродуктивные

Методическое содержание

современного урока ИЯ.
Индивидуализация, речевая направленность,

ситуативность, функциональность

и новизна на уроке ИЯ;

способы их обеспечения.


Требования к современному уроку ИЯ,

его основные черты.


Схема анализа урока.


Роли учителя и учеников на уроке ИЯ,

различные модели их взаимодействия.



Урок ИЯ




Особенности использования

различных режимов работы

(фронтального, группового,

парного, индивидуального).
Осуществление обратной связи.
Контроль и способы исправления ошибок.

Дисциплина на уроке и действия

учителя по ее поддержанию.
Мотивация, ее источники и роль

в решении дисциплинарных проблем.

Составление плана урока.

Формирование фонетических навыков речи.

Роль фонетических навыков в процессе

формирования иноязычной коммуникативной компетенции.


Цели и задачи, особенности работы по формированию данных навыков, обусловленные характером аудитории, учебного курса.
Слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки.




Типология ошибок.
Сущность акустического, артикуляторного, дифференцированного

подходов к обучению фонетики.
Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка.

Определение цели и содержания фонетической зарядки

при формировании смежных языковых и речевых навыков.

Формирование лексических навыков речи.

Роль лексических навыков в формировании

Иноязычной коммуникативной компетенции.
Трудности, связанные с формой, значением

и употреблением слов, пути их предвосхищения

и минимизации.
Коннотативные особенности слов, фоновая

и безэквивалентная лексика.


Способы ознакомления с ЛЕ и их выбор

с учетом потенциальных сложностей.


Лексические навыки и умения, роль синтагматических

и парадигматических связей слов при их формировании.




Система лексических упражнений,

направленная на установление различных связей слова.


Семантическое поле и факторы, определяющие его динамику.




Лексические игры на уроке ИЯ, их роль и значение.


Контроль уровня сформированности

лексических навыков.



Ппрямая со стрелкой 44прямая со стрелкой 43риемы работы над лексикой

Лексические игры Лексические упражнения



  • «ассоциации»

  • «запомни новые слова»

Формирование грамматических навыков речи.

Роль грамматических навыков

в процессе формирования иноязычной

коммуникативной компетенции.


Сущность имплицитного, эксплицитного,

дифференцированного подходов

к формированию грамматических навыков.


Межъязыковая и внутриязыковая интерференция

и типология грамматических ошибок.
Задачи использования грамматических игр

на уроке ИЯ.


Формы контроля уровня сформированности

грамматических навыков, принятые в отечественной

и зарубежной практике обучения ИЯ.

Обучение аудированию.

Аудирование и его роль в практическом овладении

иностранным языком.
Аудирование как цель и как средство обучения.


Основные механизмы аудирования

и способы их формирования и развития.
Типология трудностей, встречающихся

при обучении аудированию.



обучение аудированию

Система упражнений на формирование

различных механизмов аудирования.
Этапы работы с аудио текстами.
Способы контроля сформированности

данных речевых умений.


Содержание и структура тестовых заданий

по аудированию в системе международных экзаменов.



Объём текста для аудирования:

начальная ступень
3-6 предлож.

средняя ступень
10-15 предлож.

старшая ступень
20-25 предлож.


Система упражнений для обучения аудироваиию :

  • Подготовительные упражнения.

1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера

2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.



Обучение чтению.

Чтение как цель и как средство

обучения иностранному языку.


Этапы обучения чтению.




Соотношение чтения вслух и про себя

на различных этапах обучения.


Виды чтения и система упражнений

по их формированию.
обучение чтению


Текст и система работы с ним.


Способы контроля сформированности

навыков и умений чтения,

сложившиеся в отечественной

и зарубежной практике

преподавания иностранного языка.

Формы контроля сформированности умений чтения,

принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.

Впрямая со стрелкой 54прямая со стрелкой 55прямая со стрелкой 56прямая соединительная линия 58прямая соединительная линия 62прямая соединительная линия 65иды чтения:


По целевой направленности деятельности


  • ознакомительное

  • просмотровое

  • изучающее

  • поисковое




По форме

  • про себя

  • индивидуальное

  • хоровое

  • громкое




По способу раскрытия содержания

  • аналитическое

  • синтетическое

  • переводное

  • беспереводное






По характеру организации деятельности

  • подготовленное

  • неподготовленное

  • тренировочное

  • контрольное



прямая со стрелкой 61 прямая со стрелкой 63 прямая со стрелкой 66


В зависимости от целевой установки

  • просмотровое

  • ознакомительное

  • изучающее

  • поисковое






По месту чтения

  • домашнее

  • классное





Обучение говорению.
Формы речи и формы общения.
Условия порождения речи.


Реальные, условные и проблемные

ситуации, способы их создания

на уроке.


Монолог и диалог,

их разновидности и характеристики.





обучение говорению

Способы обучения говорению

"сверху вниз”(на базе текста)

и “снизу вверх”(без опоры на текст).


Роль речевой установки и опор

при обучении говорению.


Контроль сформированности умений

устноречевого общения в отечественной

и зарубежной практике обучения ИЯ.

говорение

диалогическая речь монологическая речь



Виды упражнений:

  • предтекстовые

  • текстоые

  • послетекстовые

Обучение письму.
Письмо и письменная речь

в лингвистике и методике.


Обучение письму как цель

и как средство обучения

иностранному языку.


Цели, содержание, этапы

формирования навыков письменного

общения.


обучение письму

Обучение графике, орфографии,

различным формам записи

собственно письменной речи

в курсе обучения ИЯ в школе.
Место обучения письму на уроке

иностранного языка.


Виды письменного контроля,

используемые в отечественной

и зарубежной практике обучения ИЯ.

Обучение письму



обучение графике обучение орфографии

письмо по правилам



  • Узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать

  • Писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации

  • Правильно соединять буквы в словах

Контроль в обучении иностранному языку: виды, формы, объекты контроля.

Функции контроля.

Виды контроля


Предварительный контроль




Итоговый контроль


промежуточный контроль





Текущий контроль

Формы контроля:

1) фронтальный, групповой, индивидуальный и дифференцированный;

2) устный и письменный;

3) одноязычный и двуязычный.



Внеклассная работа по иностранному языку.


Выбор темы внеклассного мероприятия

Принципы внеклассной работы по ИЯ

добровольности

массовости

принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников

принцип связи внеклассной работы с уроками

Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку


индивидуальные

групповые

массовые

Виды внеклассной работы

КВН

кружок

неделя ИЯ и др.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница