Школьных пресс-центров



Скачать 49.71 Kb.
Дата16.05.2016
Размер49.71 Kb.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН

ПЕДАГОГОМ — ОРГАНИЗАТОРОМ ЯКИМОВОЙ Н. Г.

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ ОТРЯДОВ ЮИД,

ШКОЛЬНЫХ ПРЕСС-ЦЕНТРОВ

Давайте поговорим об интервью подробнее.

Три четверти своего времени журналист посвящает общению с людьми. Поэтому вы понимаете, насколько важно умение общаться в этой профессии. Ведь общение журналиста служит средством получения информации.

Интервью — один из главных методов получения информации. Удачность вашего интервью во многом зависит от цели и задач, которые вы ставите перед собой. Прежде, чем приступить к работе, задайте себе вопрос: «Зачем вы это делаете? Что вы этим интервью хотите сказать? А надо ли это вашему читателю, зрителю, слушателю?»


ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ

Существует шесть видов интервью:



  1. Интервью-монолог сообщение одного лица по вопросу, предложенному журналистом. Содержание беседы передаётся в виде цельного рассказа.

  2. Интервью-сообщение ответы собеседника журналист или пересказы­вает, или воспроизводит в сокращённом виде. Это своего рода отчёт.

  3. Интервью-диалог классический вариант интервью, приводится полный текст беседы (вопрос корреспондента — ответ собеседника).

  4. Интервью-зарисовка кроме содержания беседы передаётся обстанов­ка разговора, его характер. Автор (журналист) может по ходу разговора крат­ко комментировать факты и события, о которых идёт речь.

  5. Интервью-мнение. Есть какой-то факт, и специалист даёт к нему развёр­нутый комментарий.

  6. Экспресс-опрос (анкета) считается разновидностью интервью, пото­му что даёт возможность провести широкий опрос по проблеме, выяснить мне­ние многих лиц по одному и тому же поводу.

Имейте в виду: чтобы задавать вопросы человеку, профессионально занимающемуся какими-то проблемами, вы должны хотя бы элементарно знать его сферу деятельности. Идти к специалисту с «пустой головой» — значит отнять у него время и даже обидеть его.

К интервью нужно очень серьёзно готовиться!

Интервью называют жанром широких возможностей. Но, наверное, это еще и один из самых трудных журналистских жанров. В нем участвуют два собеседника – интервьюер и интервьюируемый. При этом главную роль играет интервьюируемый, у которого журналист получает интересующую его информацию, а также узнает о фактах и ситуациях, о которых он сообщает.

Приходится буквально раздваиваться: думать за себя и за того, с кем беседуешь, сочинять вопросы и предугадывать ответы. Но существуют несколько хитростей, проверенных опытом, которые помогут вам в освоении этого жанра. Сначала – что касается вопросов, потом – что касается ответов.



1. Вопросы нужно придумывать заранее. Не стоит перекладывать на собеседника всю ответственность за то, чтобы разговор был интересным и познавательным – лучше с самого начала определить тему разговора и стратегию.

2. Вопросы неплохо бы отпечатать и предоставить собеседнику за несколько дней до интервью. Если вы собираетесь обсуждать погоду за окном или задавать вопросы о дате рождения, можно обойтись и без такой подготовки – уж что-нибудь человек вам ответит. А если хотите узнать его мнение о тенденциях современной музыки или о перспективах высшего образования в связи с глобальным потеплением, стоит дать человеку время подготовиться. Сами знаете, как это бывает: как закончился разговор, так и вспоминается, что еще интересного можно было сказать, какой довод привести, каким примером подтвердить. Вот и ваш собеседник должен иметь время собраться с мыслями - и вам будет легче текст обрабатывать, и читателям приятнее читать.

3. Вопросы бывают умные и не очень умные. Отличить их довольно просто. Умные – это те, что возникают из самой проблемы, ради которой вы пришли беседовать именно с этим человеком. Не очень умные – те, что ни с ней (той самой проблемой, ради которой и возникла необходимость побеседовать именно с этим человеком), ни с этим человеком никак не связаны.

4. Вопросы должны выражать позицию спрашивающего – только тогда можно надеяться, что из ответов будет понятна позиция отвечающего. Более того, каждый следующий вопрос должен логически вытекать из полученного вами ответа, как это собственно и бывает при естественном человеческом разговоре. «А каким образом совместить это требование с заранее заготовленным списком вопросов?» – спросите вы. А мастерство на что?

Ответы – особая тема. Приходится мириться с горькой правдой: людей, которые сами отвечают на вопросы так, что бери и печатай, не так много, как вам хотелось бы. Кто-то, начав фразу, тут же заканчивает ее. Кто-то предпочитает повторять к месту или не к месту слова - «паразиты», ойкать, кашлять, запинаться… Для журналистики это не годится. Ответы приходится корректировать с учетом русской грамматики. Но превращать устную речь в письменную тоже нехорошо: ведь человек с вами разговаривал, думал, может быть, волновался, может быть, пытался вас в чем-то убедить, горячился, возражал. Поэтому интервьюер должен постараться совместить и эффект живой человеческой речи, и ее грамматическую правильность. Сложно? Конечно! Но если вы будете стараться, то со временем у вас все получится!

У кого берут интервью?

- у людей, которым известны факты, события, интересующие общественность;

- у лиц, мнение которых авторитетно для читателя;

- у людей, которые в связи с тем или иным событием находятся в центре внимания общественности;

- у новаторов производства, писателей, артистов, ученых, руководителей крупных новостроек и. т.д;

- у обычных людей, которые могут рассказать много интересного и полезного о своем мнении, опыте, работе и т.д.



Этапы подготовки:

  1. Решение организационных вопросов – договориться о времени и месте встречи, определить, какие технические средства будут использоваться и т.д.

  2. Продумывание темы беседы, знакомство со специальной литературой, составление приблизительного вопросника. Интервью может быть взято по любому важному вопросу, на любую оперативную тему.

  3. Подготовка к встрече. Интервьюер должен определить, какие основные вопросы надо задать собеседнику. От подготовленности газетчика нередко зависит исход беседы, ценность интервью. Вопросы должны быть краткими, точными и в то же время конкретными.

  4. Во время беседы следует внимательно выслушать все, что собеседник высказывает по данному вопросу, а уж затем перейти к следующему вопросу или к уточнению некоторых моментов, затронутых, но не раскрытых до конца.

  5. Интервьюер выступает как активное действующее лицо, ведущее беседу и направляющее ее в нужное русло. А поэтому – не просто пассивно фиксирует услышанное, а руководит беседой, задает вопросы, которые интересуют редакцию и читателя.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница