Система управления содержанием корпоративного портала



Скачать 54.57 Kb.
Дата30.04.2016
Размер54.57 Kb.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕМ КОРПОРАТИВНОГО ПОРТАЛА



А.А. Коршунов


Центр телекоммуникаций и технологий Интернет Московского государственного университета

e-mail: korsh@msu.ru

На протяжении последних нескольких лет мы являемся свидетелями непредсказуемо быстрого развития информационных технологий. Этот процесс характеризуется не только количественными характеристиками (число хостов, пользователей и объем размещаемой информации в сети Интернет; пропускные способности каналов связи; вычислительные возможности коммуникационного оборудования и т.п.), но и появлением новых стандартов и протоколов, предоставляющих качественно иной уровень сервиса (протоколы передачи аудио и видео информации по запросу; обеспечение гарантированного качества обслуживания; программные средства для распределенных приложений и параллельных вычислений, языки разметки, ориентированные на структуру документов, объектно-ориентированные базы данных, базы данных для работы с полуструктурированными документами).

В тоже время, несмотря на относительно высокий средний уровень индустриальной оснащенности промышленных предприятий, фирм, учреждений науки и образования, уровень информационных систем, призванных автоматизировать процессы как основной, так и вспомогательной деятельности, включая управление, пока значительно отстает. Такое положение указывает на необходимость поиска новых подходов к построению многофункциональной интегрированной корпоративной системы. Создание подобной системы   сложный процесс, предполагающий различные методы и сценарии интеграции. Одним из таких сценариев, который в настоящее время достаточно эффективно реализуется, является корпоративный портал.

Для обеспечения работы корпоративного портала необходимо реализовать ряд функций, основные из которых приведены ниже.



  • Клиентские функции призваны создать «сообщество» пользователей портала и обеспечить мониторинг их деятельности с помощью системы регистрации и разделения прав доступа.

  • Функции извлечения и визуализации данных отвечают за предоставление информации пользователю из множества источников как внутри компании, так и вне ее.

  • Функции обеспечения безопасности служат для защиты информации от несанкционированного доступа как изнутри самой организации, так и из-за ее пределов.

  • Функции разграничения прав доступа и персонализации обеспечивают разделенное, персонифицированное представление данных и доступ к приложениям и корпоративным службам и информационным каналам.

  • Функции интеграции приложений – дают возможность, не затрагивая уровень бизнес-логики, отображать посредством браузера данные из любого приложения.

  • Функции публикации материалов. Кроме набора функций, предоставляющих доступ к информационным потокам предприятия, в портал должны быть включены средства для размещения на нем материалов самими пользователями.

На основе анализа функциональности, которой должен располагать создаваемый портал были предложены принципы и идеи, лежащие в основе предлагаемой системы для построения портала.

1. Представление материалов в виде XML документов

Содержание или материал в системе представляется в виде XML документов. Язык разметки XML стандартизирован Интернет консорциумом W3C в 1998 году и уже существует немало утилит и библиотек для работы с ним (Apache XML Project, Expat, LM XML, XML4J). Применение XML позволяет достичь полного отделения содержания документа от его представления, что дает возможность использовать один и тот же документ многократно, не изменяя его, а только лишь применяя другие правила отображения, описываемые языком XSL.

2. Древовидная структура материалов

Материалы подразделяются на рубрики, которые, в свою очередь, организованы в виде дерева. Источниками материалов могут служить не только внутренние документы системы, но и внешние интерфейсы и приложения.

3. Блочно-древовидная структура страницы, используемая для визуализации материала.

Визуализация материалов происходит на странице. Страница представляет собой набор блоков разных типов, организованных в виде дерева. Введение блоков разных типов позволяет комбинировать в рамках одной страницы как XML материалы, преобразуемые с помощью XSLT шаблонов, так и чистые HTML фрагменты, не несущие смысловой нагрузки но необходимые для построения вспомогательных элементов оформления (навигационные меню, статические элементы, такие как «шапки» или «подвалы» и т.п.). Также такой подход позволяет добавить странице некоторую функциональность, необходимую для корректной работы портала (авторизация пользователей, поддержка сессий, добавление документов и т.п.).

4. Хранение структуры сайта в реляционной базе данных

Шаблоны и вся вспомогательная информации содержится в реляционной базе данных. Для хранения самих материалов предпочтительнее использовать специализированное хранилище. Однако в настоящее время для этой цели также применяется реляционная СУБД. Кроме удобства при написании программной части системы, применение базы данных позволяет осуществлять взаимодействие с внешними приложениями, например для обмена документами или шаблонами.

5. WEB-ориентированная система подготовки материалов и управления сайтом

В системе выделяются две основные компоненты – подсистема подготовки материалов и управления сайтом и подсистема визуализации материалов. Первая подсистема предоставляет возможности для ввода, изменения, удаления материалов и шаблонов, создания страниц, компоновки блоков на странице и предназначена для администрирования и первоначального создания сайта. Вторая подсистема предназначена для визуализации страницы по запросу пользователей. Для этого используется описание страницы, созданное с помощью подсистемы подготовки материалов и хранящееся в базе данных.

6. Группы пользователей.

Наличие групп позволяет организовать некоторое подобие сообщества пользователей, имеющие одинаковые права на доступ к информации.

В настоящее время в системе управления содержанием заложенная на этапе проектирования функциональность реализована полностью, за исключением механизмов безопасности (аутентификация пользователей и разграничение доступа), которые находятся в стадии разработки.



В настоящее время Центром телекоммуникаций и технологий Интернет МГУ им. М.В. Ломоносова разрабатывается Концепция интегрированной системы распределенных информационных ресурсов. Она призвана ответить на основные вопросы в виде представления основных идей и принципов организации работ, подходов к разработке архитектуры, общей модели системы и механизмов хранения, обработки данных и манипулирования ими, перечня требований к разработкам отдельных приложений. Согласно Концепции, одним из основных сценариев для интеграции большинства макроблоков является корпоративный портал. Система управления содержанием, обсуждаемая в докладе, обладает необходимой функциональностью и может использоваться при построении портала. Анализ разработанных на базе рассматриваемой системы приложений также позволяет сделать вывод о применимости приведенных выше подходов и решений.

Литература

  1. Вавилов К., Щербина С. Web-интеграция, «Открытые Системы», №1, 2001 г.

  2. Application Integration. Management Guide, Butler Group, may 1999.

  3. Коршунов А.А. Система подготовки и управления информацией в Интернет. Материалы Всероссийской конференции «Технологии информационного общества   Интернет и информационное общество», Санкт-Петербург, 20-24 ноября, 2000 г.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница