Система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении комитет по образованию



Скачать 421.72 Kb.
страница1/2
Дата01.05.2016
Размер421.72 Kb.
  1   2


Петербургский опыт общего образования
Антикоррупционное воспитание:

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Антикоррупционное воспитание:



СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методические рекомендации
Под научной редакцией С.В. Жолована

Рекомендовано к печати

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт-Петербурга

к изданию и использованию

в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2010


ББК 74.2.517

А72


Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПбАППО
Авторы:

Е.Н. Барышников, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой социально-педагогического образования СПбАППО (введение, раздел 1, 3, 4, заключение);

Н.В. Григорян, зав. центром начального образования (раздел 2);

Л.М. Беловицкая, методист центра начального образования (раздел 2);

М.В. Бойкина, методист центра начального образования (раздел 2)
Рецензенты:

О.Н. Журавлева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

социально-гуманитарного образования;



А.В. Захарова, методист по воспитательной работе НМЦ Московского района
Научный редактор

С.В. Жолован, кандидат педагогических наук,

ректор СПбАППО


А72


Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: методические рекомендации / Е.Н. Бары-шников, Н.В. Григорян, Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина; под науч. ред. С.В. Жолована. – СПб.: СПбАППО, 2010. – (Петербургский опыт общего образования). – 59 с. – ISBN 978-5-7434-0539-8

В пособии приводятся методические рекомендации, разработанные учеными и методистами Санкт-Петербурга и представляющие собой особый взгляд на осуществление антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении.

Пособие адресовано классным руководителям и заместителю директора по воспитательной работе.




ISBN 978-5-7434-0539-8

© СПбАППО, 2010

© Авторы, 2010



Введение

В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное прежде всего миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями. Данный вид преступления изучается на уроках права, обществознания, граждановедения. К моменту окончания школы учащиеся получают целостное представление о коррупции как социальном явлении (на уроках истории и обществознания) и как преступлении: о причинах, по которым оно совершается, и мере наказания (на уроках права). В рамках сложившейся системы воспитательной работы в образовательных учреждениях России задача антикоррупционного воспитания не ставилась. Ориентация учащихся на идеалы справедливости, честности, порядочности в системе нравственного воспитания школьников обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий. Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения учащихся в целом.

Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Исторический опыт показывает сложность оперативного решения такой задачи из-за консервативности педагогической деятельности. Речь идет об изменении педагогического сознания, когда необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного воспитания. Методические рекомендации – это попытка предложить определенную систему педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания.



1. Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе

Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления.

Корру́пция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Выделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:


  • коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;

  • коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);

  • коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;

  • коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.



Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;

  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;

  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Выделим ряд задач, последовательно решаемых в образовательном учреждении. Понятие «коррупция» вводится и объясняется в процессе преподавания права и обществоведения. Особого смысла вводить это понятие раньше не существует.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка. С нашей точки зрения, это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила. В связи с этим возникает необходимость введения особого раздела в содержание воспитания 1–4-х классов: «Хранители порядка». В рамках этого раздела педагоги будут знакомить детей с различными профессиями и должностями, носители которых являются хранителями порядка, и правилами взаимодействия с людьми этих профессий. Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать закреплению этой роли, выращиванию человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть примером, выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того, как к нему относятся учащиеся класса, не позволять их нарушать. Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций, когда делается исключение из правил. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе.

В 5–7-х классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил. Необходимо, чтобы к концу 7-го класса большинство учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы в 5–7-х классах добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой деятельности.

В 8–9-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно-просветительной составляющей, направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной: демонстрация учащимися эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями. Важным элементом антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти.

В работе с учащимися 9–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу. Основные элементы системы антикоррупционного воспитания отражены в табл. 1.

Таблица 1

Система антикоррупционного воспитания
в образовательном учреждении


Возраст учащихся

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

Учащиеся начальных классов

Формирование положительного отношения к хранителям порядка,

стремление стать хранителем порядка



Хранители порядка:

правила охраны порядка, отношения с хранителями



Беседы-убеждения,

ролевые игры




Учащиеся 5–7-х классов

Формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе

Организаторы порядка

Коллективно-творческие дела,

ролевые игры



Учащиеся 8–9-х классов

Формирование компетентности в решении

жизненных задач по существующим нормам и правилам



Успех без нарушений

Обучающие практикумы

Учащиеся 10–11-х классов

Формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения

Коррупция как особый вид правонарушения

Уроки,

дискуссии





4. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников в профильной школе
Для учащихся 10–11-х классов предлагается проведение социального практикума «Боремся с коррупцией», в рамках которого анализируются типичные социальные ситуации коррупционного поведения, идет поиск грани, отделяющей преступление от взаимопомощи и сделки.

Данный практикум может включать в себя следующие темы для обсуждения и осмысления:



  • Поступление в вуз.

  • Сдача экзамена.

  • Несоблюдение правил дорожного движения.

  • Получение пособия.

  • Получение справки.

  • Разрешение конфликта.

  • Организация предпринимательской деятельности.

Основной формой осуществления социального практикума будет являться дискуссия, в ходе которой учащимся будет предложено высказать свое мнение и предложить свой способ решения данной ситуации. Самоопределение учащихся во время занятий социального практикума позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от коррупционных действий.

Особое внимание следует обратить на проведение разнообразных игр, в которых на учащихся возлагают различные властные полномочия. В ходе этих игр можно как диагностировать уровень отношения ребенка к коррупции, так и формировать антикоррупционное мировоззрение. К сожалению, сломать сложившиеся привычки и стереотипы достаточно сложно. Фактически речь идет о воспитании культуры властных отношений.



Классный час может быть рассмотрен как определенный разговор классного руководителя с учащимися. Цель, связанная с изменением собеседников (их индивидуально-личностных качеств, жизненной позиции, поведения), является воспитательной и превращает разговор в воспитательную беседу. Одной из возможных целей воспитания в современных условиях является формирование осознанного отказа, а затем ценностного неприятия учащимися коррупции. Решение этой проблемы невозможно в рамках отдельного классного часа, но технологически грамотно организованная беседа является важным элементом в системе антикоррупционного воспитания. Воспитательная беседа как способ решения педагогической задачи в процессе общения имеет четко определенную структуру и включает ряд обязательных этапов, превращающих просто разговор в законченное воспитательное мероприятие.

Этап 1 «Приглашение к разговору» направлен на обеспечение мотивации и включение в разговор. Для этого объявляется тема беседы, осуществляется настрой на беседу, определяется цель, излагается план проведения беседы. При необходимости излагаются правила поведения. Беседа невозможна, если ваши собеседники не готовы слушать и разговаривать. Вызвать человека на разговор порой получается за один миг, а иногда приходится прилагать массу усилий («Я с кем разговариваю?», «Интересно, а меня кто-то слушает?», «Перестань дуться, давай поговорим»). Предлагаемые цель и тема разговора должны быть интересны и важны всем участникам беседы. На данном этапе определяется и фиксируется характер отношений в процессе разговора. Ведущий выбирает тон разговора, определяет свое место по отношению к воспитанникам. «Я хочу поговорить» – эта фраза свидетельствует о его желании оказать воздействие в процессе разговора. «Давайте поговорим» – есть показатель направленности усилий воспитателя на организацию взаимодействия со слушателями. «Мне бы хотелось от вас услышать…»; «Готовы ли вы со мной поделиться и рассказать» – эти фразы свидетельствуют о готовности выслушать собеседников.

Этап 2 «Точка зрения» направлен на выявление позиции участников беседы по заданной теме. Не зная взглядов участников беседы, невозможно определить предмет обсуждения. Для этого формулируются соответствующие вопросы, создается механизм высказываний и способ фиксации этих высказываний. В конце этапа анализируются высказывания, тем самым создаются условия для перехода к следующему этапу. Ведущий в рамках данного этапа может зачитать поступившие вопросы, отметив, что на каждый из них в ходе беседы будут даны ответы.

Этап 3 «Информационное сообщение» включает изложение аргументов и новых фактов. Существуют различные варианты данного изложения:

  • Рассказы педагога, гостей, учащихся.

  • Кино, видео.

  • Организация дискуссии.

  • Чтение.

  • Групповое выступление.

Это основной и обычно самый продолжительный этап беседы. Основное его назначение – организация коммуникации (информационного обмена). Один и тот же факт можно преподнести в различном словесном оформлении, что окажет различное влияние на воспитанников.

Этап 4 «Понимание» направлен на анализ того, что услышали и поняли участники беседы. Для этого с помощью специально подобранных вопросов организуется общее обсуждение темы и содержания беседы.

Для проверки понимания важно обеспечить обратную связь с участниками беседы. Специалисты по коммуникации выделяют следующие способы установки обратной связи:



  • Расспрашивание.

  • Перефразирование или вербализация.

  • Отражение чувств.

  • Резюмирование.

Важным элементом этого этапа являются вопросы, которые могут задавать участники беседы. Вопросы побуждают к размышлению. С помощью вопросов обеспечивается включение учащихся в контекст беседы. Выделяют открытые, закрытые и наводящие вопросы.

Этап 5 «Обобщение» обеспечивает логическое завершение беседы. Очень важную роль играет финальная точка – момент перехода от разговора к осмыслению и оценке его результатов. Завершение беседы может быть внешним, формальным: время, отведенное для разговора, закончилось. Об этом может сообщить специальный сигнал: высыпавшийся песок песочных часов, звонок заведенного будильника, сообщение «хранителя времени». Возможен внутренний смысловой финал: цель разговора достигнута, больше говорить не о чем. Об этом может свидетельствовать возникшая пауза. Беседа о состоявшемся разговоре начинается с рефлексии воспитанников: что осталось в памяти, о чем задумался, какие сделал выводы? В зависимости от вида и тематики беседы возможна самооценка воспитанниками своих высказываний и оценка высказываний других. Воспитатель, внимательно выслушав воспитанников, комментирует их выступления, делает необходимые выводы, повторяет основные мысли, прозвучавшие в ходе беседы.

Этап 6 «Послесловие» позволяет поразмышлять о будущем. Казалось бы, беседа завершена, и в ней поставлена финальная точка, но жизнь продолжается, и воспитатель позволяет себе поразмышлять о «завтрашнем» поведении воспитанников в соответствии с темой и выводами беседы. Для этого обозначаются основные ситуации поведения, называются варианты решения, из которых необходимо совершить выбор оптимального для данной ситуации. Выражается вера в полезность прошедшей беседы и успешность поведения воспитанников в будущем.

Предложим несколько вариантов проведения классного часа в рамках антикоррупционного воспитания.



1. Классный час-убеждение (предъявление требований) строится как демонстрация правильного (не нарушающего нормы) поведения, формирование потребности соблюдать нормы и правила, изложение последствий нарушения закона. Ведущий выступает в роли человека, обеспечивающего соблюдение порядка (это соответствует статусу работников прокуратуры). Проявление экстремизма рассматривается как действия, направленные на разрушение существующего порядка по причине недовольства этим порядком.

Для учащихся можно провести классные часы следующей тематики:



  • Коррупционное поведение: возможные последствия.

  • Российское законодательство против коррупции.

  • Быть честным.

  • Поступить по справедливости.

В процессе подготовки беседы следует обратить внимание на подбор примеров из реальной жизни. Причина проведения такой беседы очень прозрачна. Воспитанники ведут себя не так, как положено: не соблюдают нормы, правила, законы, традиции, считают коррупцию нормой жизни. Возмущенный воспитатель убеждает их в том, как следует действовать, что нельзя делать и по каким причинам. Идеальный пример убеждения описан в стихотворении В.В. Маяковского «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Мудрый отец-воспитатель убеждает несмышленого сына-воспитанника жизненными примерами, давая им положительную или отрицательную оценку. Особо хотелось бы обратить внимание на два момента. Беседа начинается с того, что «крошка сын к отцу пришел и спросила кроха». К сожалению, воспитатели часто забывают дождаться детского вопроса. А убеждать того, кто не хочет, чтобы его убедили, очень сложно. Заканчивается беседа тем, что «решила кроха: «Буду делать хорошо и не буду плохо». Обратите внимание: решила кроха! Как часто мы доводим свое убеждение до положительного детского решения? Увы, в реальной жизни наши дети чаще решают поступать наперекор нашим убеждениям. При этом ссылаться на сложность убеждения современного ребенка бессмысленно.

Этап 1 «Приглашение к разговору» включает:

  • Четкое изложение причин проведения беседы (рост проявлений коррупции, изменения законодательства в данном направлении).

  • Объяснение необходимости беседы на данную тему с этой категорией слушателей (без понимания проблемы невозможно остановить волну коррупции).

  • Обоснование тематики беседы (коррупция разрушает государство).

Этап 2 «Точка зрения» направлен на выяснение отношения воспитанников к закону, правилу, норме через опрос, анкетирование, свободное высказывание мнений. Для этого воспитатель может выбрать определенное высказывание, пословицу, поговорку, цитату из документа. Возможно прямое отношение: «Как ты относишься к коррупции?» А возможно выяснение отношения к поведению нарушителей. Нежелание воспитанников отвечать на вопросы – это показатель отсутствия контакта с учителем и уважения к нему. А нежелание воспитателя задавать вопросы – показатель неуверенности (вдруг дети не ответят или скажут не то). Увы, не уверенный в себе человек не способен убедить других. Можно начинать с простого поднятия рук: «Поднимите руки те, кто знает, как по современному российскому законодательству наказываются проявления коррупции». Письменное анкетирование в ходе самой беседы непродуктивно, лучше огласить обработанные результаты анкетирования, проведенного накануне. Чтобы в одиночку убедить целый класс, требуется особое мастерство, поэтому на этом этапе важно показать самым сомневающимся, что у вас есть единомышленники среди слушателей.

Этап 3 «Информационное сообщение» направлен на изложение необходимой информации. Положительные и отрицательные примеры, занимательные истории из жизни, неизвестные воспитанникам факты. Структурирование сообщения помогает его пониманию и усвоению: семь аргументов, три довода о необходимости борьбы с коррупцией. Воспитанники быстро устают только слушать, поэтому продуктивно сочетать информацию с заданиями. К примеру, воспитанникам предлагается изготовить памятку «Правила хорошего тона», фиксируя прозвучавшие в выступлении воспитателя фразы.

Этап 4 «Понимание» направлен на выявление изменений в сознании воспитанников под воздействием пламенной речи воспитателя. Для этого воспитатель предлагает заранее подготовленные вопросы или ситуации, действуя в которых нужно найти правильный выбор. Возможно проведение небольшой письменной работы, в которой излагается логика поведения. Для активизации воспитанников может быть организована работа в парах, в процессе которой воспитанники выясняют друг у друга, что они усвоили в процессе выступления воспитателя.

Этап 5 «Обобщение» позволяет подвести итоги беседы. Прежде всего, воспитатель оценивает поведение воспитанников в процессе беседы, хвалит внимательно слушающих и не нарушавших поведение, делает замечание тем, кто, по его мнению, был недостаточно внимателен. Затем оцениваются результаты, продемонстрированные воспитанниками на этапе понимания. Воспитанникам предлагается пообещать не нарушать норму.

Этап 6 «Послесловие» содержит призыв вести себя как положено. Воспитатель выражает свою уверенность в том, что в дальнейшем учащиеся будут действовать в соответствии с предложенными нормами и правилами. При этом воспитатель показывает, какие последствия ожидают тех, кто будет вести себя правильно (будут хвалить, не будет проблем и т. п.), и тех, кто не пожелает вести себя так, как надо (наказание, замечание со стороны окружающих, вечные проблемы в жизни и т. д.).

Успешность проведения классного часа-убеждения обеспечивается даром воспитателя убеждать, красноречием, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников и грамотной аргументацией.



2. Классный час-увлечение строится на основе влияния на эмоции и чувства слушателей. Основной задачей такого выступления становится отторжение участников беседы от коррупционного поведения, ориентация на другие жизненные ценности. Возможны различные варианты названия классного часа: внушение (внушаем отвращение к проявлениям коррупции), призыв (призываем задуматься и изменить образ жизни), потрясение (показать всю неприглядность коррупции, заставить слушателей испытать эмоциональное потрясение и сформировать негативное отношение к коррупции). В художественной литературе и публицистике такое выступление называют пламенной речью, заставившей слушателей изменить свое поведение. В религии существует еще одно название подобного выступления: проповедь. Оратор для достижения цели превращает свое выступление в маленький спектакль. К сожалению, не любое яркое выступление заставляет изменить жизненные взгляды, зато всегда остается в памяти.

Тема классного часа-увлечения обычно задается ярким лозунгом–призывом.

В качестве вступления могут быть использованы художественные произведения, например, басня И.А. Крылова «Лисица и Сурок»:

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» –


Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска недоедала,
Ночей недосыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько». –
«Нет, кумушка; а видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху».

Иной при месте так вздыхает,


Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,—
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

Выступление-увлечение для учащихся может быть организовано по следующим темам:



  • Коррупция – порождение зла.

  • Коррупционеры разрушают страну.

  • Жить по совести и чести.

  • Путь к справедливости.

Эффективности данного классного часа способствует наличие у педагога артистических способностей, гипнотическое воздействие на слушателей, владение психотехниками словесного воздействия на людей.

Важным становится не только смысл слов, а интонация, эмоции и чувства, с какими эти слова произносятся, какие яркие образные слова и выражения используются при этом.



Этап 1 «Приглашение к разговору» ориентирован на создание атмосферы, обеспечивающей определенный эмоциональный настрой. Беседа может начаться с прослушивания музыки, просмотра видеофрагмента, чтения стихов, показа театральной сцены. Очень важно создать образ, в котором коррупция показана как одна из страшных бед нашей жизни. Можно предложить слушателям на минуту задуматься о том, почему страдают от коррупции невинные люди.

Этап 2 «Точка зрения» обеспечивает включение учащихся в разговор. Для этого им предлагается ответить на предложенные воспитателем вопросы. Например, завершить начатые воспитателем предложения. Возможен разбор конкретных ситуаций: «Что мы сделаем, если увидим…» В завершение этапа воспитатель эмоционально оценивает отношение воспитанников к теме и содержанию беседы. Кроме этого, воспитатель предлагает воспитанникам выполнить определенные задания по теме беседы. К примеру, что-то нарисовать, сочинить сказку, придумать девиз, подобрать четверостишие и т. д.

Этап 3 «Информационное сообщение» отличается эмоциональной речью воспитателя, чтением стихов и прослушиванием музыки, просмотром короткого, но эмоционально яркого видеофрагмента. Основной упор делается на внушение определенного отношения: это прекрасно, это надо ценить, так следует действовать – и наоборот, это ужасно, так ведут себя только некультурные люди, это запрещено и действовать так нельзя. Самое сложное на данном этапе – это найти «золотую середину» между разговором об основных жизненных ценностях и разбором реальных жизненных ситуаций.

Этап 4 «Понимание» направлен на проявление и фиксацию эмоциональной оценки воспитанниками услышанного и увиденного. Это возможно как через некое творческое задание: придумай и запиши свой жизненный девиз поведения в данной ситуации, сочини четверостишие, в котором отражается твое отношение и т. п. Для закрепления понимания воспитатель использует приемы хоровой декламации, эмоциональной похвалы, выражение чувств.

Этап 5 «Обобщение» направлен на оценку поведения воспитанника в процессе беседы. Происходит выражение благодарности со стороны воспитателя наиболее активным участникам беседы.

Этап 6 «Послесловие» направлен на демонстрацию желаемого поведения и отношения к жизни со стороны воспитанника. Воспитатель высказывает свои пожелания к воспитанникам в соответствии с тематикой беседы.

Успешность проведения классного часа-увлечения обеспечивается даром внушения воспитателя, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, владением навыками эмоционально-чувственного воздействия и грамотной аргументацией.



3. Классный час информационное сообщение представляет собой изложение путей и способов решения проблемы коррупции. Достаточно часто такое выступление носит название лекции. Лектор выступает в роли специалиста, хорошо знающего и глубоко изучившего данную проблему, что позволяет ему давать слушателям полезные советы по ее решению (таким специалистом вполне может быть работник прокуратуры). Проявление коррупции рассматривается как определенная социальная проблема, связанная с наличием определенной группы людей, пытающихся использовать свое служебное положение в корыстных целях.

Тема обычно определяется проблемой, анализу которой будет посвящен классный час. Возможная тематика классных часов:



  • Возможно ли преодолеть коррупцию?

  • Способна ли борьба с коррупцией изменить мир в лучшую сторону?

  • Причины коррупции их преодоление.

  • Борьба с проявлениями коррупции в Санкт- Петербурге.

Девиз подобной беседы – объяснить, как правильно действовать. Воспитатель осуществляет информационное воздействие на воспитанников с точки зрения выбора способа достижения цели: «Если ты хочешь достичь конкретной цели, это лучше всего делать следующим образом». Причина проведения классного часа заключается в осмыслении проблем, возникающих у воспитанников в процессе самостоятельной деятельности. Воспитательная цель беседы состоит в формировании компетентности воспитанников, информировании о конкретном способе решения проблемы и основных ее составляющих.

Этап 1 «Приглашение к разговору» направлен на предъявление проблемы, решению которой будет посвящена беседа. На данном этапе воспитатель ставит и обосновывает цель, аргументируя ее в доступной для воспитанников форме. Обращаясь к сознанию учащихся, важно заинтересовать их содержанием беседы. Воспитатель объясняет необходимость беседы и полезность информации, которая будет в ней изложена. В целом, педагог стремится сделать данный этап максимально коротким и переходит к следующему этапу, как только видит готовность учащихся к осознанному восприятию информации.

Этап 2 «Точка зрения» позволяет уточнить, нуждаются ли воспитанники в объяснении. Может быть, они догадываются, как действовать, но не хотят этого делать? Воспитатель с помощью грамотно и доступно сформулированных вопросов, требующих односложных ответов, определяет уровень информированности учащихся по теме беседы. Вопросы задаются в порядке их усложнения. Воспитатель дает возможность ответить на эти вопросы наиболее подготовленным, по его мнению, детям. Отметив наиболее удачные ответы и поблагодарив за них учащихся, воспитатель отмечает степень информированности учащихся и выражает свое отношение к ней («я рад, что вы так много знаете», «меня огорчает, что вы так мало знаете» и т. д.).

Этап 3 «Информационное сообщение» направлен на изложение логики решения конкретной проблемы. Воспитатель излагает необходимую информацию, которую может подкрепить просмотром видеофрагментов, показом демонстрационных материалов, выступлением заранее подготовленных учащихся или приглашенных гостей. Наиболее сложные термины можно выписывать на доску. При необходимости воспитатель предлагает учащимся записать в свои тетради опорные слова, даты, выражения, этапы деятельности. Желательно изложение максимально широкого спектра способов решения проблемы. Продолжительность данного этапа зависит от объема информации и возможности ее освоения.

Этап 4 «Понимание» направлен на проверку степени освоения информации. Воспитатель предлагает ответить на вопросы по прослушанной информации. Особое внимание уделяется воспитанникам, которые, по мнению воспитателя, не услышали и не усвоили необходимую информацию. Для них может быть подготовлено индивидуальное задание.

Этап 5 «Обобщение» направлен на анализ готовности воспитанников к решению жизненной проблемы, которой посвящена беседа. Воспитатель выражает свое отношение к поведению учащихся во время беседы и оценивает качество освоения содержания беседы. Лучшие учащиеся, по мнению воспитателя, могут быть отмечены как похвалой воспитателя, так и определенным призом-сувениром. При необходимости воспитатель дает негативную оценку отдельным воспитанникам.

Этап 6 «Послесловие» позволяет изложить последствия, которые ожидают воспитанников в случае использования (неиспользования) изложенной информации: надеюсь, что теперь каждый из вас знает, как вести себя, чтобы не услышать замечания от окружающих и не стать коррупционером.

Успешность проведения обеспечивается интеллектом воспитателя, компетентностью в содержании беседы, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, грамотной аргументацией.



4. Классный час коррекция точки зрения представляет собой способ коррекции жизненных устремлений учащихся в процессе дискуссии. Проявление коррупции рассматривается как заблуждение человека в процессе самоопределения, связанное с желанием самореализоваться в процессе государственной службы и демонстрировать свою власть. Каждый человек в силу своих индивидуально-личностных особенностей по-своему понимает коррупцию. Понять и повлиять на подобные взгляды проще всего в ходе индивидуальной беседы. Существует необходимость в организации индивидуального консультирования по данной проблеме. В ходе массовой беседы на основе использования социологических данных ведущий анализирует наиболее распространенные точки зрения на проблему молодежного экстремизма. В ходе беседы рассматриваются возможные варианты поведения и их последствия.

Выбор названия обусловлен воздействием на индивидуальность воспитанника посредством преобразования его жизненных взглядов, выраженных в наличии собственного мнения по определенной жизненной проблеме. Воспитательная задача беседы заключается в коррекции индивидуального миропонимания. Даже при большом педагогическом мастерстве и желании невозможно всех воспитанников привести к одному мнению. Зато можно заставить задуматься, соотнести свое мнение с мнением других, искать аргументы в защиту своей позиции. Очень часто в подобных беседах используются приемы манипуляции. Организатор выступления не навязывает общего мнения, а помогает становлению критически осмысленного индивидуального мнения.

Тема классного часа – коррекции точки зрения обычно задается как ситуация, требующая самостоятельного выбора действий. Выступление – коррекция точки зрения для учащихся по проблемам коррупции может быть организовано по следующим темам:


  • Негативные последствия коррупции.

  • Сказать коррупции: нет.

  • Коррупция: иллюзии и реальность.

  • Мое отношение к коррупции.

Этап 1 «Приглашение к разговору» направлен на формирование у воспитанников желания высказаться по определенной теме. Это достаточно сложная задача, решаемая в процессе всестороннего представления темы беседы. В этом может помочь проведенное накануне анкетирование. Воспитатель объявляет тему беседы, формулирует проблему, по которой существуют различные точки зрения.

Этап 2 «Точка зрения» направлен на высказывание воспитанниками своей точки зрения. Самый простой вариант, когда воспитанники по кругу высказывают свою точку зрения на данную проблему. Когда в дискуссии принимает участие большое количество участников, возникает необходимость в разбиении их на группы.

Этап 3 «Информационное сообщение» направлен на организацию столкновения мнений. Задача воспитателя заключается в том, чтобы выстроить определенным образом высказывания воспитанников и их оценку. Для этого могут быть использованы различные игровые приемы и способы организации групповой работы. Воспитатель, предоставляя слово для выступления воспитанникам, задавая вопросы на уточнение и понимание, заставляет детей задуматься. Воспитанники приводят аргументы в защиту своей точки зрения, пользуясь различной литературой и различными ссылками на мнение авторитетных людей.

Этап 4 «Понимание» направлен на структурирование высказанных мнений. Воспитатель анализирует и раскрывает сложившуюся ситуацию: «В процессе спора возникло три принципиально разных точки зрения. Приверженцев первой точки зрения оказалось пятеро. Но нам удалось найти в позиции несколько слабых мест. К примеру…» От четкости структурирования зависит продуктивность беседы, ведь чем лучше мы проанализируем недостатки и достоинства разных позиций, тем сильнее будет влияние, оказанное на воспитанников. В ходе выступления воспитатель может тактично похвалить или покритиковать взгляды конкретного ребенка.

Этап 5 «Обобщение» направлен на выяснение изменений во взглядах воспитанников. Воспитатель предоставляет им возможность высказать свои мысли по поводу спора. Это можно сделать с помощью незаконченного предложения: «Я остался при своем мнении и считаю…», «Меня заставил задуматься следующий вопрос…»

Этап 6 «Послесловие» направлен на использование воспитанниками высказанных взглядов в реальной жизни с учетом возможных последствий. Классный руководитель позволяет себе дать ряд советов о том, что желательно изменить в своих речах и поступках.

Успешность проведения занятия обеспечивается аналитическими способностями воспитателя, умением понять и выслушать любое мнение, знанием психологических особенностей воспитанников, мастерством ведения спора. Возможные риски связаны с неумением слушателей излагать свою точку зрения в культурной форме.

Выбор варианта проведения классного часа зависит от поставленной цели, особенностей учащихся и уровня компетентности классного руководителя.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница