Системный подход в преподавании информатики



Скачать 50.01 Kb.
Дата29.05.2016
Размер50.01 Kb.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

Л.Ю. Уразаева, Н.Ю. Уразаева

Башкирский государственный педагогический университет

lili@ufanet.ru



Обучение информатики в свете требований современных стандартов обучения должно удовлетворять принципу системности. В общем виде система определяется как множество, элементы которых закономерно связаны между собой. Непременным свойством систем любой природы считается их целостность. Поставив во главу угла требование системности в обучении информатики и информационных технологий как системы операционного познания мира, мы должны признать, что существующие методы преподавания далеки от совершенства. Используемые методы преподавания информатики являются эмпирическим обобщением сложившихся подходов к преподаванию этой дисциплины. Не разработаны теоретически обоснованные модели преподавания информатики. Важнейшим этапом в создании и обосновании такой модели является прогноз. По нашему мнению система преподавания информатики и информационных технологий должна содержать несколько блочных модулей. Соотношение модулей должно оптимально варьироваться в зависимости от специализации обучаемых. Создание оптимальной блочно-модульной модели обучения, профессионально адаптированной является важной целеполагающей задачей преподавания и должна строится на основе теоретической модели обучения данному предмету. Теоретическая модель представляет собой обоснование возможных способов взаимосвязей и взаимоотношений между блоками материала, способов и средств подачи учебного материала блоков. Для прогноза результатов комбинирования и взаимоотношений между модулями можно использовать в частности математическое моделирование, компьютерные методы поддержки принятия решений, но пригодны не любые имитационные модели. Прогноз можно строить и итеративно уточнять, применяя систему моделей нарастающей сложности. В первую очередь можно использовать простые статистические модели для оценки влияния ресурсных показателей на результаты обучения согласно той или иной модели для данного контингента обучаемых. В аспекте задач управления процессом обучения прогноз результатов обучения и цели обучения можно рассматривать как начальные последовательные фазы процесса обучения. В то же время прогнозирование и планирование процесса обучения является не только фазами, но и видами преподавательской деятельности. Исходя из этого, прогноз и цели обучения, наряду с контролем за результатами обучения, оперативной корректировкой процесса обучения и его детализацией, должны постоянно использоваться для обеспечения непрерывности процесса обучения. Успешное прогнозирование и корректировка процесса обучения требует достаточного обеспечения первичной информацией. Объем информации определяется целью, структурой и функциональной схемой процесса обучения. Общетеоретический подход к организации процесса обучения как к сложной системе подразумевает предположение о целесообразной стратегии и тактике функционирования этой системы. Стратегическая цель процесса обучения может быть определена как целесообразное движение в направлении формирования максимально возможного количества. Движение в общем случае является циклическим и итеративным, но всегда стремящимся к когнитивному замыканию/1/. Тактические приемы достижения цели состоят в поэтапном регулировании процессом сообразно со складывающимися условиями среды, при этом необходим «некоторый запас прочности» в виде заложенного заведомо потенциала знаний и умений, практических навыков.

Авторами была предложена /4/ использование компьютерного моделирования процесса усвоения и закрепления материала. В основу компьютерного моделирована положена математическая модель, система дифференциальных уравнений, описывающая процесс усвоения нового материала на базе имеющегося старого, замедление процесса усвоения при превышении допустимой нагрузки, вымещение старого, неиспользуемого материала. Особый интерес при исследовании модели представляет возможность прогнозирования заданных уровней усвоения знаний при ограничениях на время, моделирование процесса в зависимости от вида функции обучения, выявление условий при которых функция результатов обучения остается возрастающей или хотя бы неубывающей функцией. Особый интерес представляет определение промежутков спада и подъема способности к обучению. В самой модели заложено описание естественных процессов цикличности и запаздывания усвоения материала. Имитационное компьютерное моделирование с использованием экспериментальных данных по группам обучаемых дает возможность построения процесса обучения оптимально адаптированного к возможностям обучаемых и удовлетворяющего целям обучения. Проблема обеспечения непрерывности и последовательности в процессе обучения требует не только и не столько строгую согласованность и последовательность изложения материала, не только получение механической суммы знаний, а прежде всего профессиональной нацеленности и значимости усваиваемых знаний. При этом в результате прохождения определенного блока единого предмета информатики перед студентом должны приоткрываться новые возможности применения полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности, новые связи и функциональные зависимости существующие между блоками-разделами информатики и блоками-разделами предметов профессиональной специализации. Создание теоретической модели обучения информатики невозможно без построения и уточнения в процессе обучения модели обучаемого. Входной информацией для этой модели служит базовое состояние знаний и способностей обучаемого, его обучаемость и способности продуктивного воспроизведения и использования знаний. Экспериментальные данные по оценке возможностей обучаемости информатике субъектов обучения были обработаны при помощи простых статистических моделей. Интерес представляет отсутствие тесной линейной связи между обучаемостью по информатике и обучаемостью по математике. Последнее связано с тем, что в математике основой деятельности является знаковое(идеальное) моделирование, я в информатике - основой деятельности является материально-идеальное моделирование. Большое влияние на результаты процесса усвоения оказывает установка в начале обучения, интерес представляет степень консерватизма выделенных групп по адаптации при изучении новых программных средств, новых практических приемов. Можно отметить влияние пола: женщины быстрее адаптируются к новым требования, новым программным продуктам. Мужчины более последовательны, и при усвоении определенных навыков практически не требуют дополнительного закрепляющего обучения. Проблема построения теоретической модели оптимального обучения информатики очень обширна, имеет различные аспекты приложения. Разработка этого направления может существенно помочь в интенсификации процесса обучения информатики.

Литература

1.Наппельбаум Э.Л. Решение задач, принятие решений, искусственный интеллект и системная организация знаний. - Системные исследования: Методологические проблемы.: Ежегодник. –М.: Наука, 1991.-с.7-36.

2. Уразаева Л.Ю., Уразаева Н.Ю. Важнейшие аспекты компьютерной подготовки на гуманитарных факультетах.//Проблемы современного математического образования в вузах и школах России: Тезисы докладов 1-ой межрегиональной научной конференции. - Киров: Изд-во Вятского гос. пед. ун-та, 1998.- 237-238с.



3. . Уразаева Л.Ю., Уразаева Н.Ю. Использование экспертных как составная часть в подготовке педагогов.//Проблемы современного математического образования в вузах и школах России: Тезисы докладов 1-ой межрегиональной научной конференции. - Киров: Изд-во Вятского гос. пед. ун-та, 2001.-239--240с.

4. Уразаева Л.Ю., Уразаева Н.Ю. Компьтерное моделирование процесса усвоения и закрепления нового материала .//Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике: Труды 5-ой международной электронной научной конференции. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2000.-33-34с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница