Словарь основных терминов по дисциплине «Социальная психология»



Скачать 272.7 Kb.
Дата27.04.2016
Размер272.7 Kb.
Словарь основных терминов по дисциплине «Социальная психология»

Авторитарность стиль поведения и отношений к другим людям, харак­теризующийся доминированием, давлением на других, принуждением, подчинением себе, антидемократичностью.

Авторитет добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-то одного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию на них.

Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Адаптация приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое) к измененным внешним условиям.

Адаптация социально-психологическая результат взаимодействия лич­ности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотноше­нию целей и ценностей личности и группы.

Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения. Выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего пси­хического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики, лекарственные препараты, чрез­мерное употребление крепкого кофе и т.д.) или постоянной фик­сации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием сильных эмоций. Понятие аддиктивного поведения разработано в рамках современной психотерапии (Ц. П. Короленко и др.). В социальной психологии данное поня­тие имеет значение для осмысления проблем социальной адапта­ции, социализации и социальной виктимологии.

Активность социальная поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику.

Альтруизм черта характера, побуждающая человека бескорыстно при­ходить на помощь другим людям.

Амбивалентность личности - взаимная компенсация и взаим­ное дополнение разнонаправленных личностных тенденций (черт, подсистем, структурных компонентов, особенностей, характери­стик и т.д.), а также их проявление в деятельности и общении.

Амбивалентность чувств - противоречивость нескольких од­новременно испытываемых эмоциональных отношений человека к тем или иным субъектам и явлениям окружающего мира.

Антиципация способность человека предвосхищать, предвидеть собы­тия, предугадывать изменения, прогнозировать и определять вероятность их наступления.

Апатия — психическое состояние безразличия к окружающему, может воз­никать в экстремальных условиях.

Апперцепция зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Асоциальное поведение поведение, противоречащее нормам, принятым в обществе.

Ассертивность социальное качество личности, проявляющееся в ориен­тации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимо­действия и характеризующее личностно зрелого человека, который точ­но знает, что он хочет и чего не желает, и может это выразить без агрес­сивных реакций по отношению к другим людям.

Ассоциация соединение, связь психических явлений друг с другом.

Атрибуция приписывание человеком причин и мотивов поведения, лич­ностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Аттракция процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формиро­вание привлекательности одного человека для других, механизм форми­рования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Аффект сильная, бурно протекающая эмоция взрывного характера, не поддающаяся сознательной регуляции и сопровождающаяся интенсив­ными двигательными реакциями.

Аффилиация потребность в общении, в эмоциональных контактах.

Барьер психологический внутреннее препятствие психологической при­роды (заикание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.

Бессознательное совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком.

Бесстрашие способность подавлять в себе страх и безусловно подчинять поведение необходимости, целесообразности, разуму, моральным нор­мам, приказу (его разновидности — смелость, храбрость, отвага).

Борьба мотивов столкновение двух противоречащих друг другу моти­вов, сопряженное с трудным выбором человеком одного из них (напри­мер, борьба мотива долга и инстинкта самосохранения, которая может возникать в экстремальных ситуациях).

Вера безоговорочное (порой необоснованное) принятие чего-то (утверждения, решения, прогноза будущего и др.) за истину, правду, полная убежденность в них.

Вдохновение состояние внутреннего подъема, характерное переживани­ем стенических (активизирующих, положительных по окраске) эмоций, ясностью и продуктивностью мышления. Вербализация — словесное описание того, что человек чувствует, видит, намерен делать, делает.

Ведущая деятельность - такая деятельность, которая обеспе­чивает максимально благоприятные условия развития для челове­ка на данном этапе его социализации. Выполнение такой деятель­ности определяет возникновение и формирование основных пси­хологических новообразований человека на той или иной стадии его социального развития. Например, для ребенка дошкольного возраста в качестве такой деятельности выступает игра, для подростка - общение, для взрослого человека - профессиональ­ная деятельность. Понятие разрабатывалось А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.

Вербальный (словесный) — термин, применяемый в психологии для обо­значения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.

Взаимоотношения межличностные — субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.

Виктимология - отрасль знания, изучающая виктимностъ.

Виктимность - «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психоло­гии, но используется и в социально-психологических исследова­ниях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и со­циализации личности

Влечение желание или потребность что-либо сделать, побуждающее чело­века к соответствующим действиям.

Внутригрупповой фаворитизм стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Восприятие человека человеком процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

Гендерные различия - половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения.

Группа социальная относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личности социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Групповая поляризация социально-психологический феномен, прояв ляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.

Гуманизм мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих спо­собностей, утверждение блага человека как критерия оценки обществен­ных отношений.

Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как откло­нение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лече­ния человека, исправления или наказания нарушителя.

Действенная групповая эмоциональная идентификация один из специ­фических социально-психологических феноменов межличностных отно­шений, свойственных развитому коллективу.

Действие социальное форма или способ разрешения социальных про­блем и противоречий.

Дезадаптация нарушение процессов и состояний людей, отвечающих требованиям обстановки и осуществляемой деятельности.

Депрессия подавленное психическое состояние, внутренняя угнетенность, сопровождающиеся восприятием всего окружающего и себя в нем в мрач­ном, негативном свете.

Депривация состояние человека, вызванное недостатком собственной ак­тивности (движений, занятий любимым делом), привычных внешних контактов и удовлетворения потребностей.

Дефектология наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками, о проблемах и мето­дах их воспитания, образования и обучения.

Деятельность групповая возникает при объединении людей для дости­жения общих целей.

Деятельность динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных отношений субъекта в предметной деятельности.

Диагностика социально-психологическая теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей.

Дидакпюгении - определенные психические состояния субъек­та, возникающие вследствие социальной ингибиции во время обу­чения.

Диспозиция готовность, предрасположенность субъекта к поведенческо­му акту, действию, поступку, их последовательности.

Дистресс отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения.

Жест движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Идеал образ желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

Идентификация - механизм перцепции социальной, способ по­нимания одного человека другим посредством интеллектуального отождествления.

Иллюзия ложное, искаженное восприятие воспринимаемых реальных предметов и явлений.

Имидж воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимо­действии с другими людьми.

Импульсивность особенность поведения человека, заключающаяся в склон­ности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних об­стоятельств или эмоций.

Ингибиция социальная — тормозящее, негативное влияние социальных фак­торов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы и возникающее в условиях негативного отношения друг к дру­гу субъектов взаимодействия.

Индивид человек как носитель индивидуально своеобразных черт, от­дельный представитель человеческой общности.

Индивидуальность своеобразное сочетание индивидных свойств челове­ка, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности устойчивое сочетание особенно­стей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инсайт внезапное интуитивное решение, внутреннее озарение, возник­новение понимания сущности чего-то, ситуации в целом.

Инстинкт врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечи­вающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Институты социальные социальные группы, составляющие ближай­шее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различ­ных норм и ценностей.

Интеграция групповая согласованность, упорядоченность и стабиль­ность системы внутригрупповых процессов.

Интеллектуальный коэффициент показатель уровня умственного раз­вития по отношению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуальное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100.

Интеракция взаимодействие, обусловленное индивидуальными особен­ностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегия­ми взаимодействия, целями участников, возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения.

Интерес избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности.

Интериоризация процесс формирования внутренних структур психики через усвоение структур внешней социальной деятельности.

Интерференция нарушение нормального хода одного процесса вмеша­тельством другого.

Интроверсия обращенность сознания человека к самому себе, его погло­щенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Инфантилизм проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Истерия — патологическое состояние психики человека, характерное сла­бостью сознательной регуляции поведения и самообладания, для которо­го характерны несдержанность и определенная театральность: крики, плач, энергичная жестикуляция и даже мнимые обмороки, бросание пред­метами, царапание лица, выдирание волос, демонстрация решимости пой­ти на любую крайность.

Заторможенность выраженная замедленность протекания всех психи­ческих процессов и реакций на окружающее, снижение или прекращение двигательной активности.

Защита психологическая саморегуляционный психологический меха­низм преднамеренного и подсознательного ограждения сознания челове­ка от травмирующей его информации.

Катарсис освобождение от внутренних состояний, требующих выхода внешнего проявления (в психиатрии — освобождение от невротических расстройств).

Каналы коммуникации (в группе) — понятие, относящееся к структуре со­циальной группы, характеризует систему деловых и межличностных кон­тактов людей в процессе совместной деятельности.

Климат социально-психологический психологический настрой в группе или коллективе.

Коммуникация в социальной психологии передача информации, сообще­ний, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и од­носторонний характер.

Коммуникатор - субъект общения, передающий информацию.

Компенсация способность человека избавляться от переживаний по по­воду собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и раз­вития других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности сложное состояние человека, связанное с не­достатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навы­ков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными пере­живаниями.

Коллектив - высокоорганизованная просоциалышя группа лю­дей, обладающая благоприятными для развития индивида инте­гральными психологическими характеристиками и параметрами.

Конфликт острое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаи­модействия, характеризующееся сильными эмоциональными пережива­ниями и элементами агрессивного поведения.

Конфликт внутриличностный состояние неудовлетворенности челове­ка какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием про­тиворечащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Конформность — психологическая характеристика позиции индивида от­носительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Кризис состояние душевного расстройства, вызванное длительной не­удовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окру­жающим миром.

Культура поведения поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и соблюдении норм и правил человеческого общежития.

Лидер человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе неформальных отношений.

Лидерствомеханизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг неформального лидера.

Личностная зрелость высший уровень развития личности, связанный с формированием и стабилизацией важнейших социальных качеств че­ловека: ответственности, потребности заботиться о других, активности, самореализации, толерантности к другим людям, высокий уровень об­щей жизнедеятельности, высокие и социально значимые результаты дея­тельности, интернальность в основных сферах жизнедеятельности.

Личностно-групповые социально-психологические явления феномены, характеризующие психологические связи между отдельным человеком и группой.

Личностные социально-психологические явления явления, возникаю­щие у отдельных личностей в группах (являясь достоянием индивидуальной психики, они тем не менее представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явлениями, а также иными социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, обще­нием и др.).

Локус контроля устойчивое свойство личности, сформированное в про­цессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Медитация процесс достижения глубокой внутренней сосредоточенно­сти, «ухода в себя», отрешенности от всего постороннего, внутреннего просветления.

Межгрупповые отношения субъективные отношения многообразных свя­зей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Межгрупповые явления явления, присущие двум или нескольким груп­пам и отношениям между ними.

Межличностные отношения — субъективно переживаемая связь между людьми.

Межличностные явления явления, характеризующие психологические связи между отдельными личностями.

Механизмы психологической защиты приемы, используемые созна­тельно или подсознательно человеком для нейтрализации неприятных, болезненных переживаний, беспокоящих его.

Межнациональное общение (на межличностном уровне) — интерсубъект­ное взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как пред­ставители больших социальных групп — этнических общностей.

Механизмы социализации относительно сложные способы, посредством которых человек усваивает и воспроизводит социальный опыт.

Мимика совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, об­думывает, припоминает и т. п.).

Мораль система ценностей и норм поведения, воплощающая сложившие­ся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправед­ливости, честности и порядочности.

Мировоззрение личности система взглядов на природу, общество, дру­гих людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность.

Моделирование построение понятийной, знаковой или процессуальной конструкции, внутренние связи которой отражают наиболее важные свойства изучаемого объекта.

Мотив внутренняя сила, которая побуждает человека к активности, к конкретному выбору, решению и действию, характеризует то, ради че­го это делается.

Мотив достижения устойчивое побуждение, характеризующее стремле­ние человека к наилучшему выполнению деятельности, к достижению высоких результатов в жизни.

Намерение сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Научение — непреднамеренное, стихийное, неосознанное приобретение че­ловеком навыков и умений в опыте жизни или определенного поведения, действий, образа жизни.

Национальная определенность личности это органический сплав объек­тивно существующих связей личности с данной общностью и субъектив­ного, личностного к ним отношения, отражение во внутриличностной структуре национальных связей, выраженное в национальной опреде­ленности личности, что в той или иной мере проявляется в национальном самосознании.

Национальное самосознание осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание националь­ных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-эт­ническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.

Национальное сознание одна из форм группового сознания, система взгля­дов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих ее зна­ние о них, отношение к ним, а также состояние и формы самоосознания роли и места своей этнической группы.

Национальный характер совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-экономических, культурных и природных условиях ее развития.

Невроз — обратимое расстройство психической деятельности.

Нормы правила, стандарты, ожидания, регулирующие поведение и отно­шения между людьми.

Нормы групповые принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

Нормы социальные совокупность кодифицированных и неформальных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам.

Образ жизни система разновидностей материальной и духовной жизне­деятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, лич­ности.

Общение - процесс и результат установления контактов между людьми. Межличностный и групповой процесс, в основе которого лежит обмен между субъектами определенными результатами их психической деятельности.

Общественная психология совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выраже­ние в целостном представлении об определенной взаимосвязи социаль­но-психологических феноменов.

Обычай воспринятая из прошлого форма поведения и отношений, кото­рая воспроизводится в обществе (общественные обычаи) или социальной группе (групповые обычаи) и является привычной для его членов: раз­личные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. (по мне­нию Г.Тарда, обычай состоит в подражании своему и древнему в то вре­мя как мода — подражание «новому и чужому»).

Оглушение психологическое временное состояние расстройства созна­ния, пониженный уровень его, затрудняющий ориентировку в обстанов­ке, понимание происходящего.

Онтогенез развитие индивида от рождения до конца жизни.

Основные стороны культуры личности совокупность компонентов по­знавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентировано содержа­ние образования.

Ответственность контроль над деятельностью и поведением, связан­ный с выполнением норм и правил и осуществляемый в личных формах.

Отклоняющееся поведение поведение человека, которое приводит к де­стабилизации межличностных отношений, нарушению норм социально­го контроля, социальной дезадаптации и в конечном счете блокирует со­циальное развитие индивида.

Переживание ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Персеверации навязчивые, назойливые (приходящие в голову), повтор­ные, обычно без сознательного намерения человеком, воспроизведения в его представлениях имевшихся в прошлом ощущений и восприятий (сенсорно-перцептивные представления), действий и движений (мотор­ные представления), мыслей (навязчивые идеи), чувств и эмоций (навяз­чивые переживания).

Перцепция социальная - процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделяют, соответствен­но, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие.

Поведение (в широком понимании) — любое проявление наблюдаемой ак­тивности человека.

Подражание один из механизмов социализации, сущность ко­торого заключается в стремлении человека воспроизводить вос­принимаемое поведение других индивидов. Это стремление, им­манентно свойственное каждому человеку, является особенно ак­туальным в детском возрасте и в условиях ресоциализации взрос­лого человека.

Полоролевая идентификация - один из механизмов социализа­ции, заключающийся в усвоении индивидом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей опреде­ленного пола.

Понимание психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Поступок сознательно совершенное человеком управляемое волей дей­ствие, исходящее из определенных убеждений.

Профессиональная культура высокий уровень знаний, умений и навы­ков в определенной области трудовой деятельности.

Психологическая совместимость людей способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудни­чать друг с другом.

Психическая травма одно из последствий экстремальной ситуации, ока­завшейся чрезмерной для конкретного человека, возникает в форме на­рушения психического здоровья.

Психическое состояние форма психической активности, характерная целостным своеобразием всех процессов, происходящих в психике чело­века в данный момент или за определенный отрезок времени.

Психогении расстройства психики, возникающие под влиянием психиче­ских травм.

Психогенный (в широком смысле) фактор — причина, воздействие, вызы­вающие (порождающие) те или иные психологические реакции, измене­ния в психике: мысли, побуждения, эмоции, воспоминания и пр. (в узком, психиатрическом смысле) — сверхсильные, психологически травмирую­щие воздействия, приводящие к психическим заболеваниям, расстрой­ствам (психогениям), требующим медицинского вмешательства.

Психодрама вид групповой психотерапии, в котором пациенты попере­менно выступают в качестве актеров и зрителей, их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения имеющихся у них устойчивых неадек­ватных эмоциональных реакций, обучения правильной социальной пер­цепции и более глубокого самопознания.

Психологическая помощь направление практического применения науч­ных знаний и возможностей психологии, ориентированное на содействие человеку, испытывающему психологические трудности.

Психологический стресс особое психическое состояние, характерное не­специфическими системными изменениями активности психики челове­ка и выражающими ее организацию и мобилизацию в связи с возникши­ми повышенными требованиями, содержащимися в новой ситуации или изменении состояния организма.

Психомоторика система психологически обусловленных мышечных ре­акций человека: сенсомоторных (вызываемых ощущениями, связанны­ми с работой органов чувств — зрения, слуха и др.), кинестезических (вызываемых раздражением части проприорецепторов — чувствитель­ных клеток, расположенных в самих мышцах — «мышечное чувство») и идеомоторных (вызываемых непроизвольно представлением о движе­нии).

Психопрактика обобщенный термин, обозначающий сферу и способы использования психологических знаний в практической жизни и дея­тельности людей.

Развитость человека уровень достигнутых основных качественных из­менений в нем, произошедших с момента его рождения, выражающих степень усовершенствования его задатков и способностей, использова­ния прижизненно представляющихся возможностей и отвечающих кри­териям социального, культурного, интеллектуального, физического, профессионального и иного специального (творческого, музыкального, эстетического, волевого, организаторского, ораторского и пр.) совер­шенства.

Раппорт тип связи между людьми, характеризующийся положительны­ми эмоциональными отношениями и определенным взаимопониманием.

Релаксация расслабление.

Референтность признак значимости какого-либо феномена, связанный с отношением к нему человека (референтная группа, референтный человек), определяющий избирательность людей относительно объектов окру­жающей среды.

Рефлексия — 1) процесс самопознания субъектом собственно психической деятельности, психических актов, состояний, индивидуальных особен­ностей; 2) воспроизводство мыслей, понимание ситуации другим челове­ком путем мысленной постановки себя на его место.

Рефлексия социальная самовосприятие индивида, обусловленное его взаи­модействием с социальными субъектами.

Реципиент - субъект общения, принимающий информацию.

Решительность готовность перейти к практическим действиям, сформи­ровавшееся намерение совершить определенный поступок.

Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.

Ритуал — форма социально санкционированного упорядоченного симво­лического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

Роль социальная - социальная функция человека, имеющая во­площение на уровне общественного сознания в экспектациях, нор­мах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Руководитель - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формальных отношений.

Руководство - механизм групповой интеграции, объединяю­щий индивидов вокруг формального лидера.

Санкции социальные - все процедуры, при помощи которых по­ведение индивида приводится к социальной норме. Санкции осу­ществляются в виде поощрений и наказаний. Они могут быть по­ложительными и отрицательными, формальными и неформаль­ными, непосредственными и опосредованными. Санкции сущест­вуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы. Санкции являются составной частью социального контроля.

Самообладание способность человека сохранять внутреннее спокойст­вие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самоопределение личности самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей про­фессии и условий жизни.

Самооценка оценка человеком собственных качеств, достоинств и недо­статков.

Самореализация личности наиболее полное выявление личностью сво­их индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция процесс управления человеком собственными психоло­гическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Сензитивность социальная - повышенная чувствительность че­ловека к определенным внешним влияниям (педагогическим воз­действиям, социальным факторам и т.д.), обусловленная его воз­растными особенностями.

Симпатия чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, по­вышенный интерес и влечение к нему.

Склонность любое положительное, внутренне мотивированное отноше­ние (влечение, интерес и др.) к какому-либо занятию.

Совместимость способность людей работать вместе, успешно решать за­дачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопо­нимания.

Совместимость групповая один из компонентов групповой сплоченно­сти.

Согласие групповое общность картины мира у людей, объединенных в социальную группу.

Сопереживание испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Соперничество стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Социализация - усвоение и воспроизводство человеком соци­ального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнооб­разные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью. Воспитание и обучение являются состав­ной частью социализации.

Социальная оценка желаемого поведения - один из механизмов социализации. Состоит в том, что человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных и отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окруже­ния. Человеку свойственно стремление к положительным санкци­ям и избегание отрицательных. Реализация данного механизма сопровождается обычно феноменами фасилитации социальной или ингибиции социальной.

Социальный контроль - влияние общества на установки, пред­ставления, ценности и идеалы человека, определяющие его пове­дение. Социальный контроль рассматривается также как механизм саморегуляцпи в социальной системе, действующий по принципу обратной связи, когда социальное управление влияет на факторы дестабилизации социальной системы с целью восстановления соци­альной стабилизации. Социальный контроль охватывает психоло­гический, правовой, нравственный, экономический, политический и другие уровни социальной жизни. Он является абсолютным гаран­том существования любых социальных систем. Проявляется через различные формы социального контроля: законы, табу, обычаи, тра­диции, моду, мораль, нравы, этикет, привычки и др.

Социальное окружение макро- и микросреда, с которой прямо или опо­средованно взаимодействует индивид.

Социально-психологические отношения различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Социально-психологический тренинг теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучше­ние их общения и приспособление к условиям жизни.

Социальный стереотип упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социаль­ном объекте.

Социограмма специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выбо­ров и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного при помощи социометрической методики.

Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству сим­патий и антипатий по отношению к нему со стороны других чле­нов группы.

Социометрия психологическая теория внутригрупповых от­ношений и метод, применяемый для оценки общей картины меж­личностных отношений в группе и позиции каждого члена группы в системе таких отношений. Автор теории и метода - Дж. Морено.

Социометрическая методика способ исследования эмоционально-непо­средственных отношений внутри малой группы.

Социум большая устойчивая общность, характеризуемая единством усло­вий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

Специальная психология раздел психологии, изучающий психологиче­ские особенности аномальных детей и подростков, дефект развития ко­торых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга или нарушением речевой системы.

Сплоченность групповая характеристика степени связанности, едине­ния членов группы.

Статус (социально-психологический) — понятие, обозначающее положе­ние человека в системе межличностных отношений и меру его психоло­гического влияния на членов группы. Стиль лидерства (руководства) — типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на членов группы.

Стереотип социальный - упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью. Содержит в себе искажение действи­тельного явления, проявляющееся в предвзятости, преувеличении второстепенных деталей, игнорировании наиболее существенных свойств и т.д.

Стиль общения индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодейст­вия — в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и т. д. Стратегии взаимодействия — совокупность преобладающих особенно­стей поведения человека в отношениях с другими людьми в конкретной ситуации, которые определяются по соотношению тенденций направлен­ности на себя и направленности на партнера в процессе взаимодействия. Стратификация социальная — деление общества на различные социаль­ные слои (страты), принадлежность к которым обусловливает социаль­но-экономический статус человека. Стремление — желание и готовность действовать определенным образом.

Стресс состояние душевного (эмоционального) и поведенческого рас­стройства. связанное с неспособностью человека целесообразно и разум­но действовать в сложившейся ситуации.

Суггестия внушение.

Ступор полная обездвиженность и заторможенность психической дея­тельности, сопровождающаяся отсутствием реакций на окружающее, пря­мые воздействия на человека (до известного предела — и болевые).

Сублимация один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктив­ных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

Суицид умышленное лишение себя жизни, акт самоубийства.

Схема мышления система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.

Т-группа учебная группа, создаваемая для воздействия на ее членов путем моделирования межличностных отношений с целью развития у обучаю­щихся социально-психологической компетенции, навыков общения и взаи­модействия.

Теория деятелъностного опосредования межличностных отношений — концепция, согласно которой в любой реальной развитой группе меж­личностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы.

Толерантность отсутствие или пониженная чувствительность к воздей­ствию неблагоприятных факторов.

Трансакция - функциональная единица общения между двумя субъектами (обмен репликами), включающая в себя контакт эго-состоянии партнеров.

Тревожность свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Убежденность уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Уверенность в себе переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни и которые он ставит перед собой сам.

Уровень притязаний личности стремление к достижению целей той сте­пени сложности, на которую человек считает себя способным.

Установка социальная социально-психологическое понятие, обозначаю­щее готовность индивида или группы определенным образом реагиро­вать на те или иные явления социальной действительности.

Фанатизм чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождае­мая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в сужде­ниях об объекте своей увлеченности.

Фасилитация социальная стимулирующее влияние социальных факто­ров на мысли, чувства, активность человека или группы.

Фрустрация тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровож­дающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении опре­деленной желаемой цели. i

Фобия навязчивые состояния страха.

Харизма свойство некоторых лидеров внушать своим последователям ве­ру в их исключительные способности и вызывать преклонение перед со­бой и послушание.

Хронотип - влияние пространства и времени на уровень и глу­бину коммуникативных процессов взаимодействующих субъектов.

Ценности социальные разделяемые в обществе (общности, группе) непо­колебимые убеждения в значимости, необходимости уважения, соблюде­ния, защиты, умножения определенных исторически сложившихся, под­твержденных в опыте духовных идей, идеалов, символов, отношений, норм, целей и средств их достижения (идентификация с ними и следова­ние им считаются обязательным критерием духовной и реальной принад­лежности человека к группе, обществу, показателем его социальной зре­лости и культуры.

Ценностные ориентации субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и приро­ды на данном историческом этапе.

Черта личности устойчивая характеристика личности, определяющая характерное для нее поведение и мышление.

Честолюбие стремление человека к успехам, рассчитанное на повыше­ние его авторитета и признание со стороны окружающих.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к себе и явлениям окружающего мира. Чувства относительно устойчивы (в отличие от эмоций), поскольку имеют мотивационную основу.

Эго-состояние актуальный способ существования Я-субъекта, опреде­ляющийся по доминированию в опосредованном реагировании одной из психических сфер человека: эмоциональной, интеллектуальной, волевой.

Эгоцентризм сосредоточенность сознания и внимания человека исклю­чительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Эйфория состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Экспектации завуалированные, скрытые требования, выступающие в форме ожиданий, т. е. такие требования, которые не высказываются вслух.

Экстернальность — интернальность индивидуальные социализирован­ные установки личности, определяющие отношение человека к собственной ответственности за себя и те события, которые с ним происходят (интернальность определяется высоким стремлением человека взять ответст­венность на себя, экстернальность — стремлением передать ответствен­ность другим людям или обстоятельствам).

Экстраверсия обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него (противоположна интроверсии).

Эмоциональность характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмпатия способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Этикет — формализованный и установленный предписаниями образец или ритуал поведения.

Этническая психология — отрасль социальной психологии, изучающая на­циональные особенности психики людей, национальный характер, зако­номерности формирования и функции национального самосознания, эт­нических стереотипов и т. д.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница