Социальная педагогика основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению



страница1/5
Дата29.04.2016
Размер0.81 Mb.
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

Методические рекомендации к изучению дисциплины



Б3. Б. 15
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ:

040400.62 «Социальная работа»

Утверждено на заседании кафедры

педагогики ППИ

(протокол № от 09 сентября 2013 г.)


Зав. кафедрой

педагогики _________ Н.А. Рычкова



1. Программа учебной дисциплины «Социальная педагогика».

2. Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент Тишулина С.Г.

3. Цель освоения дисциплины «Социальная педагогика» – вооружение будущих социальных работников знаниями теоретических основ современной социально-педагогической науки, а также умениями, необходимыми для эффективной организации социально-педагогической деятельности; подготовка студента к профессиональной деятельности, направленной на личностное и социальное развитие личности.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

- дать представление о социальной педагогике как одной из отраслей педагогической науки и практики;

- раскрыть условия и задачи, содержание и технологию социально-педагогической деятельности;

- охарактеризовать особенности социума как фактора социализации, воспитания и саморазвития человека;

- сформировать у студентов представление об исторических закономерностях и логике формирования социально-педагогических знаний;

- охарактеризовать будущим специалистам картину социально-педагогической действительности.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

ПК-3: быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации;

ПК-4: быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам;

ПК-7: быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:



  • научно-теоретические основы профессиональной социально - педагогической деятельности;

  • методологию социально-педагогической науки, ее структуру, взаимосвязи с другими науками;

  • сущность социально-педагогического процесса, его закономерности и организацию;

  • место, роль, виды и основные принципы социально-педагогической деятельности;

  • специфику организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи человеку в воспитательных организациях.

2. Уметь:

  • анализировать и прогнозировать объективную информацию;

  • выбирать различные методы исследования и осуществления социально- педагогической деятельности;

  • выявлять рациональные и гуманистически ориентированные средства социально- педагогической деятельности;

- анализировать социально-педагогические явления;

- проектировать эффективное социально-педагогическое взаимодействие.

3. Владеть навыками:


  • основными навыками коммуникации полученного знания в пределах общекультурных и профессиональных компетенций;

- поиска необходимой социально-педагогической информации;

- взаимодействия с различными категориями воспитуемых в социально-педагогических ситуациях.




5. Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:







Наименование раздела/темы

Количество часов

Всего ауд. часов/ в интеракт. форме

ЛК

ПР

СР

1

Раздел 1. Научно-теоретические основы социальной педагогики

6/2

2

4

6

1.1

Социальная педагогика, ее предмет и задачи.




1

2

3

1.2

Основные принципы социальной педагогики




1

2

3

2

Раздел 2. Социализация как социально-педагогическое явление

4/2

2

2

6

2.1

Социализация: сущность, этапы, механизмы.




1

1

3

2.1

Человек в процессе социализации.




1

1

3

3

Раздел 3. Факторы социализации

10/2

4

6

9

3.1

Мегафакторы социализации




1

1




3.2

Макрофакторы социализации




1

1

3

3.3

Мезофакторы социализации




1

2

3

3.4

Микрофакторы социализации




1

2

3

4

Раздел 4. Создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека в воспитательной организации

8/2

4

4

9

4.1

Организация социального опыта.

6/1

1

2

3

4.2

Образование

8/1

2

1

3

4.3

Индивидуальная помощь.




1

1

3




Раздел 5. Издержки социализации

4

2

2

12

5.1

Социальные отклонения, их причины и пути преодоления.




1

1

6

5.2

Социально-педагогическая виктимология.




1

1

6




ИТОГО:

36

30

40

38



6. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Научно-теоретические основы социальной педагогики

Тема 1.1 Социальная педагогика, ее предмет и задачи.

Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики.

Методологические основы социальной педагогики.

Основные категории социальной педагогики: социально-педагогический процесс; социально-педагогическая деятельность; социальное развитие; социальное воспитание; социальная адаптация и дезадаптация; социализация; перевоспитание, реабилитация, коррекция.

Функции социальной педагогики: познавательная, научная, диагностическая, прогностическая, коррекционная, образовательная, управленческая и др.

Задачи социальной педагогики: задачи социопедагогики; социального воспитания; изучения человека как социальной единицы; изучения личностной позиции и активности человека в социальном совершенствовании.


Тема 1.2. Основные принципы социальной педагогики

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Принципы социальной педагогики как науки. Принципы социальной педагогики как практики. Принципы природосообразности, индивидуальной обусловленности, гуманизма, личностной обусловленности, культуросообразности, средовой обусловленносьти.


Раздел 2. Социализация как социально-педагогическое явление

Тема 2.1. Социализация: сущность, этапы, механизмы.

Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого, социально контролируемого взаимодействия с обществом.

Сущность социализации и ее содержание.

Возрастные этапы социализации. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: психологические, социально-психологические, социально-педагогические.


Тема 2.2. Человек в процессе социализации

Человек как объект социализации: ожидания и требования социума.

Человек как субъект социализации: возрастные задачи.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации: опасности и их источники.


Раздел 3. Факторы социализации

Тема 3.1. Мегафакторы социализации

Космос (Вселенная), планета, мир, их влияние на жизнь землян.

Зависимость социализации человека от совокупности глобальных планетарно-мировых условий, тенденций их развития и проблем. Учет глобальных проблем в педагогическом целеполагании.

Тема 3.2. Макрофакторы социализации

Страна как географически-культурная «рамка» социализации населения и отдельных половозрастных и социальных слоев.

Понятие «этнос». Витальные особенности влияния этнокультурных условий на социализацию человека. Менталитет этноса и его усвоение человеком в процессе стихийной социализации. Менталитет и воспитание: имплицитные концепции личности и воспитания.

Понятие «общество». Гендерная (полоролевая) структура общества. Возрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений в процессе социализации. Влияние на социализацию человека социальной структуры, уровня экономического развития и политико-идеологических процессов. Воспитание как социальный институт, его становление, функции и особенности в конкретных обществах.

Понятие «государство». Влияние государства на стихийную социализацию. Осуществление государством относительно направляемой социализации отдельных половозрастных групп населения. Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) как функция государства. Государственная система воспитания: задачи, функции, инфраструктура.
Тема 3.3. Мезофакторы социализации

Регион: географические, природно-климатические, культурные особенности и их влияние на стихийную социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. Региональная политика в сфере воспитания: выявление, актуализация и интеграция воспитательных возможностей.

Средства массовой коммуникации: тенденции развития средств коммуникации; функции СМК в стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации, социально-педагогические возможности СМК.

Субкультуры: понятие, признаки; влияние субкультуры на стихийную социализацию; учет субкультурных особенностей в процессе воспитания.

Тип поселения (деревня, город, малый город, поселок): образ жизни в поселении определенного типа и его влияние на социализацию благодаря специфическим возможностям для формирования мобильности личности и осуществления ею выбора ценностных ориентаций, кругов общения, способов самореализации в различных сферах жизнедеятельности, стилей жизни.

Муниципальная система социального воспитания: многообразие воспитательных организаций; выявление, актуализация и интеграция воспитательных возможностей.


Тема 3.4. Микрофакторы социализации

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Пути повышения воспитательных возможностей семьи.

Соседство и его роль в социализации детей, подростков, юношей.

Характеристика группы сверстников. Группы сверстников и воспитание.

Религиозные организации и религиозное воспитание.

Воспитательные организации: понятие, функции.

Микросоциум и его границы. Создание воспитательного пространства в микросоциуме.

Раздел 4. Создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека в воспитательной организации

Тема 4.1. Организация социального опыта

Организация быта: архитектурно-планировочное решение и предметно-пространственная среда помещения; режим жизни; этикет; традиции повседневной жизни; самообслуживание; одежда.

Организация жизнедеятельности: общение, познание, деятельность, игра, спорт как сферы жизнедеятельности; стиль руководства; соотношение управления и самоуправления с самоорганизацией; пути актуализации содержания жизнедеятельности, дифференцированный и гендерный подходы.

Организация группового, межгруппового и массового взаимодействия в жизнедеятельности воспитательной организации; содержание и способы обучения взаимодействию


Тема 4.2. Образование

Образование: систематическое обучение, просвещение и стимулирование самообразования в процессе жизнедеятельности воспитательной организации. Социально-педагогический процесс.


Тема 4.3. Индивидуальная помощь

Индивидуальная помощь: решение возрастных задач, преодоление опасностей возраста; возрастной и индивидуальные подходы в жизнедеятельности воспитательной организации.


Раздел 5. Издержки социализации

Тема 5.1 Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

Норма и патология в социальном развитии человека.

Асоциальное и антисоциальное поведение.

Девиантное поведение. Теории формирования девиантного поведения человека.

Основные факторы, обуславливающие формирование социально-негативного поведения: отклонения в психическом и физиологическом развитии; несоответствие воспитания индивидуальности ребенка; несоответствие воспитания возрасту; негативные факторы среды формирования личности; недостатки в воспитании ребенка; негативная личностная позиция.

Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков.


Тема 5.2 Социально-педагогическая виктимология

Проблема человека как жертвы неблагоприятных условий социализации в социальной теории и практике. Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики и как пограничная область знаний. Реальные, потенциальные и латентные виды жертв.

Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятной социализации.

Основные понятия социально-педагогической виктимологии: виктимогенность, виктимизация и виктимность.

Факторы виктимизации: объективные и специфические.

Обстоятельства, обусловливающие виктимизацию человека на различных возрастных этапах. Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.


7. Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела

дисциплины, тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля

выполнения самостоя-

тельной работы

1.

1.1.Социальная педагогика, ее предмет и задачи.

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой


3

Практическое

занятие,


собеседование

2.

1.2. Основные принципы социальной педагогики

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

3

Практическое

занятие,


собеседование

3.

2.1. Социализация: сущность, этапы, механизмы.

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

3

Практическое

занятие,


собеседование

4.

2.2. Человек в процессе социализации.

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

3

Практическое

занятие, собеседование



5.

3.2. Макрофакторы социализации

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

3

Практическое

занятие, собеседование



6.

3.3. Мезофакторы социализации

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

3

Практическое

занятие, собеседование



7.

3.4. Микрофакторы социализации

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

3

Практическое

занятие, собеседование



8.

4.1. Организация социального опыта.

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

3

Практическое

занятие, собеседование



9.

4.2. Образование в воспитательной организации

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

3

Практическое

занятие, собеседование



10.

4.3. Организация индивидуальной помощи в воспитательной организации

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

3

Практическое

занятие, собеседование



11.

5.1. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления.

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

6

Практическое

занятие, собеседование



12.

5.2. Социально-педагогическая виктимология

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

6

Практическое

занятие, собеседование









Итого

38






8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Практические занятия
Практическое занятие №1

История становления и развития социальной педагогики
План

  1. История становления социальной педагогики как науки и практики (зарубежный опыт).

  2. Особенности становления социальной педагогики в России.


Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Каков вклад в становление теории социальной педагогики И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера, А. Дистервега, П. Наторпа.

  2. Значимость трудов классиков педагогики, ставших истоками социальной педагогики, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко и др.

  3. Назвать этапы в становлении и развитии социальной педагогики.


Задания для самостоятельной работы:

Дайте определения основным категориям социальной педагогики.



Основная литература:

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2010.

  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., Гардарики, 2011.

  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика /Под ред. В.А. Слестенина. – М., Академия, 2009.

  4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2009.

  5. Ромм Т. А. История социальной педагогики : учеб. пособие / Ромм Т. А. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 346 с.

  6. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447 с.



Дополнительная литература:

1.Словарь по социальной педагогике /Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: «Академия», 2002.

2.Социальная педагогика /Под ред. М.А. Галагузовой. – М.,Владос, 2003.

3.Социальная педагогика /Под ред. В.А. Никитина. – М.,Владос, 2002.

4.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.
Практическое занятие №2

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница