«Социальная работа»



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.51 Mb.
  1   2   3   4

Программа производственной практики

для студентов 3 курса

по направлению 0400400.62 «Социальная работа»
Автор: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальных наук
Производственная практика способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального и вертикального уровней. При прохождении производственной практики студенты сталкиваются с реальными жизненными ситуациями и формами их разрешения. Поэтому очень важно, чтобы на этом этапе практики они смогли познакомиться с максимально широким спектром направлений социальной работы: учреждениями социального обслуживания, органами управления социальной защиты, клиентами социальных служб и их потребностями, методиками и технологиями удовлетворения этих потребностей.

Производственная практика осуществляется в организациях и учреждениях, соответствующих профилю специальности (см. Приложение 1).


Сроки проведения практики: производственная практика проводится на 3 курсе обучения студентов во втором семестре, общая продолжительность – 2 2/3 недели.
Цель практики: ознакомление студентов с основным содержанием работы учреждений социального обслуживания, функционирующих в системе социальных служб; с особенностями профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в данных учреждениях.
Задачи практики:

- изучить опыт деятельности учреждения - базы практики (системы социальной защиты, образования, здравоохранения), функции, место и роль социального работника в данном учреждении;

- познакомиться с содержанием основных должностных обязанностей сотрудников, документацией, нормативно-правовыми основами их профессиональной деятельности;

- изучить личностные особенности, интересы, потребности клиентов учреждения (базы практики);

- освоить метод первичной социальной диагностики личности клиента (социальный паспорт), научиться систематизировать и анализировать полученную информацию;

- познакомиться с формами, методами, технологиями социальной работы в оказании социальной помощи различным категориям населения;

- формировать у студентов умение и навыки саморефлексии.
Программа разработана в соответствии с «Положением о порядке проведения практики студентов» Мурманского государственного педагогического университета, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400.62 «Социальная работа». Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 21).

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по направлению 040400.62 «Социальная работа» В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой, И.Д. Зимней, Т.Ф. Золотарёвой, Т.Б. Ивановой, Н.П. Клушиной, А.А. Козлова, А.И. Ляшенко, Г.В. Сорвачёвой, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой и др.



Содержание производственной практики и характер деятельности студентов


Задания

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

Познакомиться с программой практики, выбрать базовое учреждение для прохождения практики, заполнить программное заявление «Чему я хочу научиться»


Прохождение медицинской комиссии (при необходимости).

Участие в работе установочной конференции и встрече со специалистами базовых учреждений.



Анкета «Чему я хочу научиться» (Приложение 2);

Оформить в «Дневнике практики» (см. Приложения 3, 3а, 17):

- наименование учреждений и организаций баз практики);

- адресные данные и ф.и.о. руководителей учреждений и организаций;

- цель и задачи практики;

содержание заданий.



Рабочий этап

Подготовить вопросы для первой встречи со специалистами учреждения;

Изучить законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения;

Познакомиться с представителями администрации учреждения (организации), составить «Визитную карточку» учреждения.


Беседа с представителями администрации и специалистами учреждений (организаций), ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении, прохождение необходимых инструктажей.

Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по социальной работе.




Оформить в «Дневнике практики»:

- перечень законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения;

- «Визитную карточку» учреждения (см. Приложение 4);

- запись беседы с представителями администрации учреждения (организации).




Составить индивидуальный план работы в учреждении.

Совместно с групповым руководителем и специалистами учреждения (организации) составить план прохождения практики, наметить мероприятия, задания, порядок и сроки их выполнения. Определить мероприятия, которые студент будет проводить самостоятельно.

Консультирование по проведению мероприятий.



Оформить в «Дневнике практики» индивидуальный план работы (см. Приложение 18).


Изучить основные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативно-правовые документы, законодательные акты, регламентирующие деятельность специалистов по социальной работе учреждения (организации).

Самостоятельная работа студентов с документами, регламентирующими деятельность специалистов по социальной работе («Квалификационные характеристики», «Должностные обязанности»).

В «Дневнике практики» оформить «Извлечения» из основных федеральных, региональных, муниципальных и локальных нормативно-правовых документов законодательных актов, регламентирующих деятельность конкретного учреждения (организации).

Зафиксировать в дневнике общие сведения: о должностных обязанностях специалиста по социальной работе, социального работника, социального педагога.



Ознакомиться с содержанием деятельности и документацией ведущего специалиста учреждения (организации).

Наблюдение за работой специалиста (социального работника, социального педагога, специалиста по социальной работе, волонтёра и др.)

Самостоятельная работа студентов с основными документами специалистов по социальной работе (основы делопроизводства).



В «Дневнике практики» оформить фотозаписи наблюдений. Отразить: условия деятельности специалиста учреждения; перечень документов, которые ведёт специалист.


Подготовиться к проведению

социальной диагностики совместно со специалистом учреждения.



Выбрать методики для проведения социальной диагностики; подготовить необходимые материалы; обсудить со специалистами учреждения условия проведения диагностики.

Проведение диагностики и обработка результатов исследования.

Подготовка отчета по результатам исследования.


В «Дневнике практики» отразить:

- содержание методики,

- данные диагностики,

- отчёт по результатам исследования.



Изучить план специалиста по социальной работе на неделю, определить мероприятия для совместной деятельности.

Помощь специалисту по социальной работе в повседневной деятельности, выполнение конкретных поручений; участие в мероприятиях (по плану учреждения).

В «Дневнике практики» зафиксировать мероприятия, проведённые совместно со специалистами учреждения (организации); дать их краткое описание; проанализировать результаты.

Ознакомиться со списками клиентов «группы риска» социального учреждения.

Участие в работе с клиентами группы риска (неблагополучные семьи, безнадзорные дети, дети с аддиктивным поведением и т.д.) совместно со специалистами учреждения.

Подготовить документы (анкеты, социальные паспорта, социальные карты и пр.) (см. Приложения 9, 11, 12), подтверждающие проведение мероприятий; проанализировать итоги мероприятий в «Дневнике практики».

Ознакомиться с программами социальной помощи и поддержки людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях (по материалам учреждения, организации).

Разработка примерной стратегической программы (перечень мероприятий) для решения конкретных проблем клиента.

Примерная стратегическая программа (перечень мероприятий) оказания содействия и социальной поддержки клиенту службы (см. Приложение 10).

Итоговый этап

Обобщить полученные на практике результаты.

Подготовить тематическое выступление на заключительной конференции.



Оформить фотовыставку «Социальная работа - социальная практика».

Выступление на итоговой конференции.



Отчёт по практике в установленной форме (см. Приложение 6).

Отзыв (характеристика) группового руководителя с оценкой по итогам практики (см. Приложения 8, 20).




Компетенции:

ПК-1 – готовность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества;

ПК-2 – способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан;

ПК-3 – готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации

ПК-4 – готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам;

ПК-5 – способность к созданию социальной и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах

ПК-6 – способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой, личной и общественной жизнью

ПК-7 – готовность решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента

ПК-8 – готовность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания»

ПК-9 – целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению.

ПК-10 – способность осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации

ПК-11 – способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней

ПК-12 – способность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности;

ПК-13 – способность исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;

ПК-14 – способность анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп

ПК-15 – способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению.

ПК-16 – способность определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия;

ПК-17 – готовность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья;

ПК-18 – способность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований

ПК-19 – готовность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений

ПК-20 – способность к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи

ПК-21 – способность к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия.

ПК-22 – владение высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны;

ПК-23 – способность учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия.

ПК-24 – способность к координации деятельности по выявлению лиц нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи.

ПК-25 – способность к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб;

ПК-26 – готовность к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения

ПК-27 – способность к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи.

ПК-28 - готовность к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения

ПК-29 способность к разработке предложений по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализу и разработке предложений по повышению эффективности системы контроля их деятельности

ПК-30 – готовность к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения

ПК-31 – способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы

ПК-32 – готовность к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи.

ПК-33 – способность участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы

ПК-34 – готовность разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)

ПК-35 – способность создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей.


Ожидаемые результаты:

После прохождения практики студент 3 курса должен знать:



- основные направления проводимой региональной социальной политики социальной защиты населения;

- типологию учреждений современной системы социального обслуживания населения;

- законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность социальных служб и специалистов по социальной работе;

- основные направления деятельности учреждений социальной защиты населения;

- функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности специалистов социальных служб, учреждений, организаций;

- методы социальной работы;

- отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.
После прохождения практики студент должен уметь:

- вести документацию специалиста по социальной работе;

- работать с законодательными, нормативно-правовыми документами, научной и методической литературой;

- устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами и руководителями учреждений (организаций);

- наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности деятельности специалистов;

- устанавливать психологический контакт с клиентами службы, компетентно участвовать в организации социальной работы совместно со специалистами учреждения (организации);

- использовать методы социальной диагностики для определения личностных социальных проблем клиента.
Формы отчётности
1. Дневник практики, в котором приводятся индивидуальный план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий (см. Приложение 3).

2. Отзыв (характеристика) группового руководителя, заверенный печатью учреждения (см. Приложения 8, 20).

3. Отчёт студента о прохождении производственной практики (см. Приложение 6).

4. Тезисы выступления на итоговой конференции.


Итоговая аттестация
Вся отчётная документация сдаётся студентами для проверки групповому руководителю в течение недели после завершения последнего выхода на практику в учреждение. По итогам производственной практики проводится заключительная конференция, на которой объявляются результаты (оценки) практики, студенты зачитывают доклады, обмениваются впечатлениями, полученными знаниями. На конференцию приглашаются групповые руководители, ведущие специалисты из учреждений, в которых была организована практика. В ходе конференции рассматриваются вопросы по совершенствованию организации практики. Обязательным элементом итоговой конференции являются фотостенды, иллюстрирующие наиболее значимые фрагменты практики.

Оценка за прохождение практики выставляется на основании характеристики, предоставленной групповым руководителем, отчёта студента, его выступления на заключительной конференции.



Список литературы

  1. Аверина С.Г. и др. Организация, технологии и методы управления социальной защитой населения: опыт, проблемы, перспективы. – Электросталь, 1998.

  2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.

  3. Асенова С.А.. Методы эффективного обучения взрослых. – М., 1998.

  4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

  5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.

  6. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студен­тов. – М., 2001.

  7. Гарднер Р. Психология детских проблем. – СПб., 2002.

  8. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб., 1997.

  9. Данилова Р.И. Программа практического обучения социальной работы. – Архангельск: ПГУ, 2005.

  10. Доэл М., Шардлоу С. Практика социальной работы (пер. с англ.) / Под ред. Б.Ю. Шапиро. – М., 1995.

  11. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы / Под ред. А.Н. Дашкиной, Е.И. Холостовой, В.В. Колкова. – М., 1999.

  12. Иванов И. П. Энциклопедия коллективной творческой деятельности. –М., 1986.

  13. Клушина Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: учеб. пособие для студентов. – М., 2004.

  14. Козлов А.А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. – Ростов на /Дону, 2001.

  15. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. – М., 2006.

  16. Курбатов В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие для студ. вузов / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  17. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М., 2004.

  18. Лотова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М., 1998.

  19. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999.

  20. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  21. Методика и практика социальной работы // Обучение социальной работе в России: В 4 ч. – Ч. 4. / Под ред. М.Я. Гурьяновой. – М., 1998.

  22. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2002.

  23. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической рабо­ты с педагогически запущенными детьми. – Минск, 2001.

  24. Методические рекомендации по организации и проведению практики для студентов всех курсов дневного отделения специальности «Социальная работа» / Авт. – сост. Е.А. Миронова, А.Ю. Шевченко. – Самара, 2003.

  25. Михневич Т.П., Мартынова В.В., Клипинина В.Н., Лаврович А.П. Практическая подготовка социальных педагогов. – Минск, 2002.

  26. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. – М., 2002

  27. Немов Р.С. Психология: В 3 т. Т. 3. – М., 1998.

  28. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки спе­циалистов: Учеб. пособ. - М., 2002.

  29. Никишина В.Б. , Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М., 2004.

  30. Обучение практике социальной работы / Под ред.М. Доэла и С. Шадлоу. – М., 1997.

  31. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М., 1996.

  32. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

  33. Организация и проведение практики студентов по специальности «Социальная работа» / Сост. Е.С. Новак, В.Г. Краснова, А.Ю. Чернов. – Волгоград, 2000.

  34. Организация, контроль и оценка педагогической практики студентов: Методические указания / Автор-составитель Т.Б. Гребенюк. – Калининград: КГУ, 2000.

  35. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. – М., 1993.

  36. Проблемы теории и методологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой и др. М., 2000.

  37. Психология социальной работы / Под общей редакцией М.А. Гулиной. — СПб: Пи­тер, 2002.

  38. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

  39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

  40. Руководство по организации практик по специальности 350500 «Социальная работа» / А.М. Вязьмин, Т.И. Великолуг, Е.П. Констатинова, Л.Г. Градова, Е.Б. Федорова. – Архангельск: СМГУ, 2004.

  41. Сборник задач и упражнений по социальной работе / Под ред. Л.Г. Гусляковой и др. – Барнаул, 2000.

  42. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М., 2002.

  43. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. – Изд. 2. – М., 2006.

  44. Технологии социальной работы: Учеб. для студ. вузов по спец. «Социальная работа» / Под ред. Е.И. Холостовой.- М., 2002.

  45. Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 400 с.

  46. Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. И. Г. Зайнышева. — М., 2002.

  47. Черносвитов Е. В. Социальная медицина. – М. , 2000.

  48. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

  49. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педаго­га. – М., 2001.

  50. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. – М., 2004.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница