Социально-педагогическая деятельность инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 339.13 Kb.
Дата07.06.2016
Размер339.13 Kb.

На правах рукописи




СИДАКОВА Ильвина Владленовна

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ у СТАРШЕКЛАССНИКОВ КУЛЬТУРЫ здоровья

13.00.01 – общая педагогика,


история педагогики и образования

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Астрахань – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном
учреждении высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор



БОРЫТКО Николай Михайлович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
СЕМЧУК Надежда Михайловна;

кандидат педагогических наук



МУШТАКОВА Нина Александровна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный
университет»


Защита состоится 24 сентября 2010 года в 10:00 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 при ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http://www.aspu.ru.


Автореферат разослан 19 августа 2010 г.

Ученый секретарь


диссертационного совета Попова И.О.

Общая характеристика работы


Актуальность исследования. В современном мире реформы коснулись всех сфер жизни. преобразования инновационного характера в области образования (в том числе введение профильного обучения), апробация новых методик, программ, учебников, компьютеризация процесса обучения реализуются сегодня, как правило, без учёта перегрузки учащихся и самих учителей, что приводит к ухудшению их физического и психического здоровья. Эта проблема поставлена рядом исследователей (М.М. Безруких, К.Д. Чермит, Л.Г. Татарни­ко­ва, Г.К. Зай­цев). Увлекаясь инновационными изменениями, администрация школы и педагоги нередко забывают о здоровье детей. Исследования учёных показывают, что среди выпускников начальной школы число здоровых детей не превышает 10–12 %, средних классов — 8 %, старших классов — 4–5 %. Особенно остро проблема сохранения здоровья обнаруживается в работе с учащимися старшего школьного возраста, когда начинается профильное обучение, увеличивается объём информации, нарушается двигательный режим учащихся, что приводит к их психической и физической перегрузке. В этой связи особого внимания требует выявление педагогических условий, новых технологий обучения школьников здоровому образу жизни на основе современных теоретических концепций, а также возможностей участия гражданского сообщества в формировании и реализации социального заказа на здорового выпускника. Современное рассмотрение этой проблемы невозможно без определения степени участия в здоровьесберегающей деятельности школы самих школьников, без изучения этой проблемы в контексте культуры.

Даже в тех случаях, когда в практике инновационной школы обнаруживается здоровьесберегающая деятельность, она является фрагментарной и не даёт устойчивых результатов, поскольку не определено научное понимание культуры здоровья как цели социально-педагогической деятельности образовательного учреждения. Закрепить формирование культуры здоровья школьника в повседневной образовательной практике можно лишь, нормировав эту деятельность, что невозможно без обоснования принципов деятельности инновационной школы по формированию культуры здоровья обучающихся. В социально-педа­го­ги­­че­ской деятельности инновационной школы по формированию у школьников культуры здоровья всё более обнаруживается необходи­мость привлечения общественности и разработки модели включения в эти процессы институтов гражданского общества.

Вместе с тем можно утверждать, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для разработки основ социально-педагогической деятельности по формированию культуры здоровья школьников.

В своей работе мы опирались на методологические идеи о культуре и здоровом образе жизни, в которых обстоятельно рассматриваются условия формирования культуры здоровья. В исследованиях Л.И. Алёшиной, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехмана, В.И. Волынкина, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, В.Н. Касаткина, В.В. Колбанова, Е.В. Степкиной, Л.Г. Татарниковой и др. рассматриваются различные аспекты процесса формирования культуры здоровья, развития здорового образа жизни.

Большое значение имеют исследования С.Д. Полякова, М.М. Поташника, О.Г. Хомерики о специфике работы инновационной школы; М.М. Безруких, Н.Н. Куинджи о дидактогенных факторах риска и здоровьесберегающей деятельности школы; И.Е. Нургатиной и Ю.В. Науменко об интеграции педагогических условий и комплексном формировании социокультурного феномена «здоровье» у подростков в общеобразовательной школе, совместной деятельности учителей и семьи по формированию культуры здоровья школьников; О.Е. Подгорной о проектировании здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования; М.М. Безруких, Н.Н. Куинджи, Л.А. Калинкин, Н.Т. Лебе­де­ва об ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья.

Различные аспекты социально-педагогической деятельности школы рассмотрены в трудах А.И. Адамского, В.В. Бойко, В.А. Болотова, Д.Ш. Матрос, В.П. Симонова, Г.В. Палаткиной, Х.Г. Тхагапсоева, Е.А. Ямбурга, что позволяет обосновать способы участия гражданского сообщества в управлении инновационной школой. Для создания модели социально-педагогической деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся, для разработки принципов социально-педагогической деятельности по формированию культуры здоровья школьников необходимо понимание содержания смысла педагогической диагностики, которое исследуется в работах Н.М. Борытко, Л.Н. Давыдовой, А.И. Кочетова.

Кроме теоретических сформировались и практические предпосылки разработки средств эффективного формирования культуры здоровья обучающихся. К ним относятся целевые национальные проекты «Образование» и «Здоровье», доктрина развития образования в Российской Федерации (2000 г.), в которых формулируется государственный заказ на творческую, разносторонне развитую, физически и психически здоровую личность, способную к социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Передовой опыт школ (СШ №№ 56, 144 г. Омска, 1317 г. Москвы, школы «Эврика» в Республике Саха, лицея «Наука» г. Челябинска) подтверждает возможность и необходимость системной социально-педагогической деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся, вовлечения в этот процесс различных социальных институтов, родителей и самих школьников.

Однако данные предпосылки не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о сущности, структуре и принципах социально-педагогической деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся в инновационной школе. Всё более явными становятся противоречия между:



  • потребностью общества в здоровых детях и неразработанностью понимания культуры здоровья учащихся как социально-педагогической цели инновационного образовательного учреждения;

  • необходимостью создания здоровьесберегающей образовательной среды и необоснованностью системы принципов деятельности инновационной школы по формированию культуры здоровья обучающихся;

  • насущной потребностью общества в формировании культуры здоровья учащихся в инновационной школе и отсутствием теоретически обоснованной модели социально-педагогической деятельности инновационной школы по достижению этой цели.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости научно-педагогического обоснования деятельности инновационной школы по формированию культуры здоровья обучающихся и возможности участия в этой деятельности институтов гражданского общества.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Социально-педагогическая деятельность инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья».



Объект исследования — процесс формирования культуры здоровья у старшеклассников инновационной школы.

Предмет исследования — социально-педагогическая деятельность инновационной школы, направленная на формирование у старшеклассников культуры здоровья.

Цель исследования — научное обоснование особенностей социально-педагогиче­ской деятельности инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья.

Гипотеза исследования: социально-педагогическая деятельность инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья будет эффективной, если:

  • в структуре ведущих целей инновационного образовательного учреждения будет рассматриваться формирование культуры здоровья учащихся как интегративного свойства человека, направленного на ведение здорового образа жизни через здоровьесберегающую деятельность;

  • социально-педагогическая деятельность инновационной школы по формированию культуры здоровья старшеклассников будет строиться в соответствии с системой принципов непрерывности и общедоступности, развивающего характера системы образования, гражданского характера образования, конкурентоспособности выпускников;

  • участие общества в педагогической деятельности школы через гражданские институты (попечительские советы, ассоциации школ) будет направлено на создание здоровьесберегающей образовательной среды, создающей предпосылки для формирования культуры здоровья обучающихся.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить научное понимание культуры здоровья как социально-педа­го­ги­ческой цели инновационных преобразований в школе.

2. Обосновать систему принципов деятельности инновационной школы по формированию культуры здоровья старшеклассников.

3. Разработать модель социально-педагогической деятельности инновационной школы, которая определяется гражданским заказом на формирование культуры здоровья старшеклассников.



Теоретико-методологическую базу исследования составили:

  • на философском уровне — диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего, единства преемственности и поступательности (традиции и новации);

  • на общенаучном уровне — системный подход и системный анализ; деятельностный подход; целостный подход к изучению педагогического процесса (научная школа проф. В.С. Ильина);

  • на конкретно-научном уровне — аксиологический (ценностный) подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель общественного развития; выводы о самосозидательности человека в культуросообразной среде (Е.В. Бондаревская); теоретические основы концепции личностно-ориентированного образования (Л.П. Алексеева, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков); индивидуально-ориентированная система обучения (А.А. Ярулов); современные представления о здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении (М.М. Безруких, Н.Н. Куинджи, Л.А. Калинкин, Н.Т. Лебедева, Н.К. Смирнов); теоретические основы формирования здоровья в системе школьного образования (Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Н.Н. Куинджи, Н.Т. Лебедева);

  • на технологическом уровне — теория модульного обучения (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова); теоретические разработки основ профильного обучения; современные концепции управления инновационными образовательными системами (В.П. Беспалько, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики, Т.И. Шамова); идеи организации учебной деятельности учащихся старших классов при профильном обучении (Н.М. Борытко); конкретные технологические разработки по созданию здоровьесберегающей образовательной среды (Н.Ф. Талызина, Н.К. Смирнов, С.В. Попов).

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

  • теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы и др.;

  • эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, выполнение тестовых заданий, наблюдение, обобщение педагогического опыта, диагностический и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и их групп;

  • статистические: ранжирование, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспе­ри­мен­тальной работы в образовательном учреждении, устойчивой повторяемостью его основных результатов; репрезентативностью объёма выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом, а также применением эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы со старшеклассниками муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» г. Тырныауза Кабардино-Балкар­ской республики. Всего в исследовании приняли участие 123 человека, обучавшихся в 9–11 классах.

Диссертационное исследование проводилось в 2004–2009 гг. и включало в себя три этапа.



Первый этап (2004–2005 гг.). Теоретический анализ проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы, оценка современного состояния проблемы влияния неблагоприятных факторов на здоровье учащихся в инновационной школе. Основными результатами данного этапа стали определение и уточнение цели, гипотезы, задач исследования, составление его плана, разработка методики эксперимента.

Второй этап (20052007 гг.). Проведение эксперимента и анализ его результатов. В этот период были выявлены: уровень культуры здоровья учащихся, состояние их здоровья, влияние окружающей среды и общества на формирование у учеников здорового образа жизни, особенности управления педагогическим процессом при решении поставленной проблемы. Состоялось моделирование педагогических условий, необходимых для создания здоровьесберегающей образовательной среды.

Третий этап (20072009 гг.). Создание экспериментального школьного кабинета «Здоровье и гармония», уточнение и апробирование программы экспериментального обучения (проектная деятельность учеников), анализ эффективности данной работы, обобщение и систематизация материалов. Была оформлена диссертация и сформулированы практические рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура здоровья старшеклассника — социально-психо­ло­ги­ческая характеристика деятельности школьника в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками осознанного ведения здорового образа жизни. К факторам формирования культуры здоровья старшеклассника относятся: научное понимание культуры здоровья, потребность в систематизации валеологических знаний, сформированность качеств саморегуляции эмоционального состояния, внутренняя потребность личности на ведение здорового образа жизни, устойчивое стремление к овладению положительными видами жизнедеятельности общества, стремление успешно адаптироваться к любым изменениям среды. Основным условием формирования культуры здоровья старшеклассников в инновационной школе является применение гибкой системы активного стимулирования учащихся к здоровьесберегающей деятельности.

2. Основополагающими принципами формирования культуры здоровья старшеклассников в инновационной школе являются: непрерывность и общедоступность (целевая ориентация участников педагогического процесса на здоровье как приоритетную ценность; направленность содержания и организации учебно-воспитательной работы на формирование потребности ученика в здоровье и ЗОЖ); развивающий характер образования (раскрытие сущности основных компонентов здоровья и ЗОЖ через организацию взаимодействия участников педагогического процесса); взаимодействие школ и гражданских институтов в развитии валеологической концепции образования (приобщение семьи и оздоровление микросоциальной среды; валеологизация управления, требующая соответствующих структурных изменений и обновления самого механизма управления); конкурентоспособность выпускников после окончания школы, что напрямую связано с физическим и психическим здоровьем (предполагает наличие способов повышения адаптивности учащихся к стрессогенным факторам образовательного процесса и социализации личности).

3. Модель социально-педагогической деятельности инновационной школы по формированию культуры здоровья старшеклассников включает в себя выполнение гражданского заказа (безопасность и сохранность здоровья учащихся; партнерство семьи и школы на правовой основе; гражданский характер образования через взаимодействие школ и гражданских институтов в развитии образования и воспитании граждан должно стать основным механизмом образовательной политики; конкурентоспособность выпускников и образовательных организаций) и осуществляется через учебно-воспитательный, диагностический, профилактический, коррекционный и научно-методический процессы. Основным содержанием социально-педагогической деятельности является формирование здоровьесберегающего образовательного процесса через гражданские институты и обеспечение полной доступности стандарта образования (профилизация через индивидуальные образовательные траектории на старшей ступени обучения). Осуществление социально-педагогической деятельности предполагает создание гражданских институтов (ассоциаций школ, попечительских советов), осуществляющих государственно-общественный характер управления образованием, где органы государственной власти и гражданского общества оформят реальные отношения социального партнерства в сфере образования. Результатом социально-педагогической деятельности является выпускник с развитой культурой здоровья, социально адаптированный и способный реализовать себя в личной жизни и на рынке труда.



Научная новизна результатов исследования состоит в обосновании особенностей социально-педагогиче­ской деятельности инновационной школы и взаимодействия ее с институтами гражданского общества по формированию у старшеклассников культуры здоровья, разработке способов участия институтов гражданского общества в здоровьесберегающей деятельности инновационной школы через социальный заказ и государственно-общественное управление образованием; конкретизации понятия культуры здоровья как интегральной характеристики человека, включающей в себя здоровьесберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья; уточнении принципов формирования культуры здоровья старшеклассников в русле теории целостного подхода к образованию.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научного понимания культуры здоровья в старшем школьном возрасте, что является вкладом в развитие теории здоровьесберегающего образования, в обосновании научных основ процесса формирования здорового образа жизни в русле теории целостного подхода к образованию. Принципы деятельности инновационной школы по формированию культуры здоровья старшеклассников (непрерывность и общедоступность, развивающий характер системы образования, гражданский характер образования, конкурентоспособность выпускников) могут стать основой для разработки целостной концепции формирования культуры здоровья детей и молодёжи с опорой на здоровье как педагогическую ценность. Кроме того, они подтверждают необходимость участия гражданских институтов общества в управлении инновационной школой. Предложенная модель социально-педагогической деятельности по формированию культуры здоровья старшеклассников может служить теоретической основой для исследований, связанных с участием гражданских институтов в управлении инновационной школой.

Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что обоснованное в диссертации научное понимание культуры здоровья в старшем школьном возрасте составляет основу для решения такой актуальной задачи образовательной практики, как создание здоровьесберегающей образовательной среды в инновационной школе. Система принципов по формированию культуры здоровья старшеклассников может стать основой деятельности не только педагогов, но и представителей гражданских институтов общества, участвующих в управлении образовательной деятельностью. Модель социально-педагогической деятельности инновационной школы, включающая в себя структуру формирования культуры здоровья старшего школьника, критерии и оценки состояния здоровья учащихся, участие гражданских институтов в реализации социального заказа на здорового выпускника, может быть использована представителями управления образованием, методистами, учителями, психологами, социальными педагогами, валеологами в педагогической и общественной деятельности, направленной на создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась через участие в работе Научно-исследовательского центра современных проблем воспитания и Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании при кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, выступления на кафедре социальной педагогики и психологии Астраханского государственного педагогического университета, а также посредством участия в работе научно-исследовательского центра «Мысль» лицея № 1 г. Тырныауза, экспертно-ана­ли­ти­че­ских семинаров «Инновационные проекты» педагогов-исследователей в Кабардино-Балкар­ской республике (г. Тырныауз, 25–26 марта 2006 г.). полученные результаты обсуждались в ходе работы конференции по проблемам инновационных школ института проблем образовательной политики «Эврика» (Москва, 2005 г.). Кроме того, осуществлено участие во Всероссийских конкурсах и научных конференциях, материалы исследования опубликованы в различных научно-ме­то­ди­ческих изданиях, периодической печати.

Внедрение результатов исследования в практику образования осуществлялось при проектировании и реализации программ развития инновационной школы, в деятельности гражданских институтов (попечительских советов, ассоциаций школ), при разработке и реализации программ учебных курсов и рекомендаций по их изучению для педагогов-психологов, валеологов, учителей-предметников. Отдельные выводы диссертации проверялись в работе со студентами 1–2-х курсов филиалов Гуманитарного Московского университета и Армавирского государственного университета в г.Тырныауз».

в лицее №1 г. Тырныауз Кабардино-Балкарской Республики создан экспериментальный школьный кабинет «Здоровье и гармония», который позволил организовать социально-педагогическую деятельность по формированию культуры здоровья старшеклассников. При участии исследовательской группы школьников 9-го класса был разработан проект «Школа будущего — школа здоровья», который на региональном этапе Всероссийского конкурса «Я гражданин России» получил Гран-при в Кабардино-Балкарской Республике.

На основе данных, полученных в ходе исследований в МОУ «Лицей №1», был разработан законопроект «Содействие развитию “Школы будущего — школы здоровья” через Гражданский Институт независимой аттестации общеобразовательного учреждения». этот проект был признан одним из лучших на Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива». Доклад по проекту заслушивался на II всероссийском молодёжном форуме «Моя законотворческая инициатива». А в 2008 г. был разработан законопроект «О попечительской деятельности», который в ходе заочного тура III всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» стал победителем.

По теме диссертации было опубликовано 7 статей (общий объём — 2,75 п.л.), в том числе 2 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведённого исследования. Диссертация (212 с.) состоит из введения (13 с.), двух глав (73 с., 73 с.), заключения (4 с.), библиографического списка (183 наименования) и 14 приложений. Диссертация включает в себя 12 таблиц и 1 рисунок.

Основное содержание работы


В первой главе «Основы социально-педагогической деятельности инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья» представлено теоретическое обоснование здоровьесберегающей деятельности инновационной школы.

Ретроспективный анализ работ различных авторов (Сократ, Платон, Аристотель, Авиценна) и сопоставление их выводов с результатами современных исследователей (Г.Л. Апанасенко, О.И. Даниленко, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, В.Н. Касаткина, М.Г. Колесниковой, В.В. Колбанова, Л.Г. Татарниковой, В.Г. Запорожченко и др.) позволили определить здоровье как физическое, психическое и социальное состояние индивидуума, характеризующееся способностью к саморегуляции, самосовершенствованию и социальной адаптации в обществе. Здоровым в полной мере можно признать того человека, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

Выводы исследований Э.Н. Вайнера, В.В. Колбанова, А.П. Лаптева и др. показывают, что в последнее время в качестве части общей культуры человека особым образом выделяется культура здоровья, которая необходима для социализации личности в условиях усложнённой, изменчивой, неустойчивой и ненадёжной среды в эпоху перемен. Культура здоровья даёт функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, успешности, отношениях между людьми, путях реализации своих целей и стремлений. Рассматривая здоровье в культурном контексте, мы понимаем кризис культуры здоровья как отражение общесистемного кризиса современной культуры. Статус личности определяется не только уровнем образованности, но и состоянием здоровья, зависящим от многих факторов, среди которых, как утверждает В.Н. Беленов (2000), особое значение отводится образу и стилю жизни индивида. С учётом анализа современных подходов мы определили культуру здоровья как социально-психологическую характеристику деятельности школьника в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Анализ сущностных характеристик культуры здоровья позволил выделить в личностном становлении старшеклассников следующие её функции и компоненты:



  • познавательная функция обеспечивается нормативно-гигиеническим компонентом, т.е. совокупностью социально-медицинских, социально-психологи­ческих, социально-правовых знаний, проявляющихся в потребности здорового образа жизни, стремлении старшеклассника к осознанию своих личностных возможностей для успешного духовно-нравственного самосовершенствования;

  • регулятивная функция обеспечивается эмоционально-волевым компонентом, который включает в себя систему жизненных ценностей, определяющих отношение человека к проблеме здоровья и здорового образа жизни и характеризующихся такими показателями, как потребность в здоровом образе жизни, стремление к нему, ориентация на здоровый образ жизни и убежденность в его необходимости;

  • рефлексивная функция обеспечивается социально-поведенческим компонентом, представляющим собой систему взаимосвязанных действий, которые осуществляются субъектом с целью сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья и требуют его особых отношений во взаимодействии с внешней средой, что способствует формированию ценности здорового образа жизни, социально-психологического здоровья, успешной адаптации личности в обществе.

Интеграция выделенных трёх компонентов реализуется в креативной функции, которая является системообразующей и состоит в принятии школьником ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, в стремлении к творчеству, а также развитии творческих способностей и проявлений.

Таким образом, выделив сущностные характеристики, функции и компоненты, мы получили представление о культуре здоровья как цели социально-педагогической деятельности школы.



Для обоснования принципов формирования культуры здоровья старшеклассников требовалось выявить лежащие в их основе закономерности. С этой целью мы обратились к анализу специфики культуры здоровья в старшем школьном возрасте. Суммируя выводы различных исследователей (М.М. Безруких В.В. Колбанов, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Н.К. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман и др.) с результатами собственных наблюдений, мы пришли к выводу, что развитие культуры здоровья старшего школьника проходит через следующие уровни сформированности:

  1. неустойчивый — стихийные представления о здоровье и здоровом образе жизни, не­гативное отношение к своему здоровью и здоровью других людей; пассивным (иногда негативным) восприятием валеологической информации; отсутствием валеологических знаний и умений, готовности к их использованию;

  2. базовый — фрагментарные представления о здоровом образе жизни, неустойчивое отношение к здоровьесберегающим видам деятельности, готовность к применению валеологических знаний в жизни, понимание важности здо­рового образа жизни, бережного отношения к здоровью человека;

  3. результативный — системное представлением о здоровом образе жизни и способах сохранения здоровья, понимание важности отноше­ния к своему здоровью и здоровью окружающих людей, реализация этой позиции в своем пове­дении;

  4. креативный — устойчивое по­ложительно-эмоциональное отношение к ценностям здоровья и здо­рового образа жизни, что проявляется в их повседневной жизни, высокая степень развития рефлексии и творческой самостоятельности.

Эта уровневая шкала стала основой для классификации наблюдений и диагностики факторов и условий формирования культуры здоровья старшеклассников. Анализ же устойчиво повторяющихся связей между факторами и соответствующими им шестью группами социально-педагогических условий позволил выявить закономерности формирования культуры здоровья старшего школьника, которые стали объективным основанием для формулирования принципов социально-педагогиче­ской деятельности инновационной школы по формированию культуры здоровья старшеклассника.

Принцип непрерывности и общедоступности формирования культуры здоровья обосновывается взаимосвязью потребности в системных валеологических знаниях с направленностью всего образовательного процесса на поддержку и развитие здоровой личности. Непрерывность подразумевает не эпизодическое приобретение знаний и умений сохранения собственного здоровья, а систематический процесс повышения уровня культуры здоровья, постоянное расширение и общедоступность знаний, умений и навыков школьников по ведению здорового образа жизни.

Принцип развивающего характера образования вытекает из закономерного формирования мотивационно-ценностных ориентаций на здоровый образ жизни в зависимости от возрастных, половых и индивидуальных особенностей школь­ников. Он предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития личностных, индивидуальных и субъектных свойств человека.

Принцип взаимодействия школ и гражданских институтов отражает зависимость формирования культуры здоровья школьника от степени взаимодействия между школами и другими организациями. Его применение предполагает подход к валеологическому развитию школьника как к совокупности взаимодополняющих процессов, связанных с природными, социальными, экономическими и культурными условиями.

Принцип конкурентоспособности основан на взаимосвязи успешной адаптации старшеклассника в обществе с применением проектной и исследовательской технологии обучения, теоретической и практической реализацией задач здоровьесбережения, уровнем здоровья и социализации школьника. Социолизированность предполагает баланс адаптации человека в обществе и обоснования в нем, становления у человека двух противоположных качеств — мобильности и устойчивости (Н. М. Борытко, 2006). Этот принцип является ведущим, поскольку именно он связан со способностью к созиданию своего физического, психического и нравственного состояния, а также с осознанием социальной ответственности за здоровье других людей, что является основой формирования культуры здоровья старшеклассника.

В диссертации подробно излагаются содержание деятельности и правила, реализующие каждый принцип. Теоретическое рассмотрение проблемы завершается построением модели организации социально-педагогической деятельности инновационной школы по формированию культуры здоровья старшего школьника (см. с. 14). Её блоки выделены в соответствии с характеристиками педагогической технологии: целостностью (целевой блок), оптимальностью (структурно-содержательный блок), результативностью (мониторинговый блок), применимостью в реальных условиях школы (блок условий). Подробному рассмотрению каждого блока модели посвящен параграф 1.3 диссертации.



Вторая глава «Проектирование социально-педагогической деятельности инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья» посвящена экспериментальной апробации и технологической разработке полученных в исследовании теоретических выводов и разработанной модели формирования культуры здоровья старшеклассников в инновационной школе.

Модель организации социально-педагогической деятельности инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья

В начале главы обосновывается комплекс из трех групп методов диагностики: 1) на выявление уровней сформированности культуры здоровья старшеклассников: изучение документации (школьной и медицинской), наблюдение, констатирующий эксперимент (включал в себя беседу с классными руководителями, анкетирование, метод цветописи А.Н. Лутошкина); 2) на выявление степени развития компонентов культуры здоровья: ранжирование, тестирование и анкетирование; 3) на оценку условий формирования культуры здоровья: наблюдение, метод анализа ситуаций социально-педагогической деятельности (case-study метод).



Диагностический эксперимент проводился среди старшеклассников 10–11-х классов, обучающихся в лицейских и общеобразовательных классах. Всего в эксперименте приняли участие 80 человек, из них в лицейских классах обучались 48 старшеклассников (экспериментальная группа), в общеобразовательных — 32 (контрольная группа).

Диагностика проводилась в условиях естественного образовательного процесса, что позволило уточнить предварительные теоретические выводы о характерных для каждого уровня внутренних факторах и внешних условиях формирования культуры здоровья. Были также выявлены характерные для старшеклассников каждого уровня сформированности культуры здоровья затруднения в личностном развитии и эффективные приемы оказания педагогической помощи в успешном преодолении этих затруднений. В соответствии с этим мы определили три фазы расширения социально-педагогической деятельности инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья: осознание старшеклассником научного понимания культуры здоровья — формирование ценностно-мотивационных установок — формирование индивидуального валеологически обоснованного поведения.

На выявление приемов педагогической помощи и условий динамики формирования культуры здоровья старшеклассников существенно влияло то, что МОУ «Лицей №1» перешел на профильное обучение, что и стало определяющей характеристикой инновационной деятельности. Разработке путей совершенствования социально-педагогической деятельности по формированию культуры здоровья в условиях профильного обучения был посвящен очередной этап исследования.

Анализ формирующего потенциала учебно-воспитательного процесса (инновационные формы обучения, способствующие формированию культуры здоровья, профильное обучение, блочно-модульная технология) и направлений социально-педагогической деятельности в формировании культуры здоровья старшеклассников в условиях профильного обучения (структурно-содержательный блок модели), а также влияния общественных институтов на формирование и повышение уровня культуры здоровья старшеклассников (реализация социального заказа на здоровую личность) позволил содержательно наполнить модель формирования культуры здоровья старшеклассников, которая прошла апробацию в 2005–2009 гг. на базе МОУ «Лицей №1» г. Тырныауза.



Формирующему эксперименту предшествовала диагностика культуры здоровья старшеклассников, обучающихся в экспериментальных классах, которая включала как общую оценку уровней развития культуры здоровья, так и покомпонентный анализ. Результаты этой диагностики послужили впоследствии в качестве контрольных для проверки эффективности экспериментальной работы. В формирующем эксперименте были выделены три этапа.

Поисково-диагностический этап формирующего эксперимента ориентирован на выявление уровня культуры здоровья старшеклассников, определение основных препятствий ее повышения, а также поиск оптимальных методов социально-педагогического воздействия в условиях модульного обучения. В основном он предполагал развитие нормативно-гигиенического компонента, проявляющегося в познавательной функции культуры здоровья старшеклассников.

В контрольную выборку были включены учащиеся традиционных классов со стандартной программой обучения, а в экспериментальную — старшеклассники, обучающиеся по модульной системе. для выявления уровня физического здоровья изучались медицинские карты ребят. Результаты мониторинга здоровья старшеклассников, показали, что старшеклассники, обучающиеся по модульной системе, имеют более низкие показатели физического здоровья. Возможно, модульное обучение и способствует определённым успехам в приобретении знаний, умений и навыков, но без должного внимания к формированию культуры здоровья старшеклассников в школе модульная система обучения, как и любая другая, становится ущербной для здоровья.

Мотивационно-деятельностный этап эксперимента предполагала развитие ценностных установок на ведение здорового образа жизни, через применение возрастного подхода к организации структуры учебно-воспитательного процесса в профильной школе. Суть этого подхода заключается в том, что при разработке и внедрении различных моделей и технологий обучения учитывались закономерности психофизиологического развития старшеклассников, которые выявлялись с психологом (оценка стрессоустойчивости, мотивации к учебе, волевых качеств, коммуникабельности). Возрастной подход к обучению и воспитанию детей, ориентированный на сохранение и укрепление их здоровья, обеспечивает формирование эмоционально-волевого компонента культуры здоровья старшеклассника, что подтверждается результатами мотивационно-деятельностного этапа эксперимента.

Ещё одним средством формирования культуры здоровья в ходе эксперимента являлась вариативность содержания образовательных программ в МОУ «Лицей №1», что дало возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения и воспитания с учётом возрастных возможностей детей, особенностей их развития,  в соответствии с достижениями современной науки, потребностями общества и социокультурными особенностями региона.

В структуру учебно-воспитательного процесса были включены программы психолого-педагогической поддержки старшеклассников. с целью сохранения высокого уровня адаптивных возможностей учащихся в лицее стали использоваться следующие оздоровительные технологии:



  • развитие способности к активному социальному взаимодействию, через проектную и исследовательскую деятельность старшеклассников, проведение тренинговых занятий с участниками образовательного процесса;

  • создание условий для позитивного отношения к себе и осознания своего «образа Я» — организация и деятельность «Школы волшебства»;

  • программы психолого-педагогической поддержки учащихся: «Развитие способности к целеполаганию у старшеклассников», «Развитие мотивов межличностных отношений у старшеклассников», «Гражданско-патриотическое воспитание в общеобразовательном учреждении», «Развитие личности учащихся через групповую творческую деятельность в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования», элективный курс «Моя жизнь — мое здоровье»;

  • разработка и внедрение в практику работы школы специализированных комплексов восстановительного лечения для лиц с временно утраченным или сниженным уровнем здоровья с учётом наиболее часто встречаемой патологии и привлечением комплекса восстановительных средств (лечебная физическая культура, массаж, фитотерапия, вакцинотерапия, физиотерапия, психотерапия); организация летнего отдыха учащихся лицея с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся через совершенствование индивидуальных адаптивных возможностей.

В результате такой работы у старшеклассников развивались целеполагание, умение самостоятельно выстроить собственную образовательную программу с учётом индивидуальных способностей и физиологических возможностей. Работа психолога была направлена на формирование волевых качеств, мотивации на успех, развития уверенности в себе, коммуникабельности. Групповые и индивидуальные занятия, тренинги способствовали формированию благоприятного психологического климата среди старшеклассников.

Рефлексивно-проектный этап эксперимента заключался в смещении акцента с процесса получения знаний, умений и навыков на процесс их осознания и применения в жизни для успешной адаптации в обществе. В результате проектной, научно-исследовательской работы старшеклассники закрепляли полученные знания, умения и навыки, находили решения в сложных жизненных ситуациях. Это получалось только у тех старшеклассников, которые могли сформулировать цель своей деятельности, проанализировать своё психофизиологическое состояние, возможности улучшения своего здоровья, а также вести контроль и коррекцию своей деятельности и оказывать помощь сверстникам. Умение найти свой индивидуальный путь развития является признаком высокого уровня культуры здоровья. Подобная деятельность характерна только для старшеклассников креативного уровня, что даёт им возможность для творческого саморазвития.

Важным моментом в формировании культуры здоровья старшеклассников является внеурочная занятость, организация досуга и дополнительного образования. С помощью различных форм внеучебной деятельности (физкультурные паузы, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, дни здоровья, туристические походы, научно-исследовательские, проектные работы и др.) мы обеспечили закрепление валеологических знаний и умений, полученных старшеклассниками в ходе учебного процесса, реализовано содействие формированию мотивации старшеклассников к здоровому образу жизни и валеологически обоснованному поведению. С целью формирования социально-поведенческого компонента культуры здоровья в индивидуальном и коллективном сознании ценности здоровья, во внеурочное время были организованы следующие мероприятия:


  • проведение теоретических конференций и семинаров по вопросам здоровья, качества жизни и основным оздоровительным технологиям для учащихся, родителей и педагогов;

  • проведение практических занятий по традиционным и нетрадиционным видам физической культуры на примере мастер-классов, проводимых тренерами-ин­струк­торами;

  • психологическое консультирование участников образовательной среды;

  • волонтёрское движение, основанное на добровольной работе старшеклассников по пропаганде ЗОЖ - один из методов профилактической работы употребления психически активных веществ (ПАВ).

При этом повысилась активность старшеклассников в делах класса, школы, ребята стали ощущать свою значимость, у них стали формироваться умения работы с младшими подростками.

Для организации творческой научно-исследовательской деятельности учащихся в лицее было создано научное общество «Мысль», главная задача которого — предоставить старшекласснику возможность для развития своих творческих способностей посредством участия в научно-исследовательской деятельности и тем самым способствовать формированию социально-поведенческого компонента культуры здоровья.

Результаты эксперимента считались положительными, если ни по одной из групп показателей формирования культуры здоровья старшеклассников не отмечалось отрицательной динамики. После завершения трёх этапов эксперимента по формированию культуры здоровья учащихся мы обнаружили, что к моменту завершения эксперимента с неустойчивого уровня на базовый перешли 4 человека (8,3%), с базового на результативный — 7 учеников (14,6%) и с результативного на креативный — 4 человека (8,3%). Таким образом, у 15 старшеклассников (31,2%) отмечено изменение уровня культуры здоровья, при этом снижения уровня не наблюдалось (см. табл. 1).

Таблица 1



Распределение старшеклассников
по уровням сформированности культуры здоровья (чел., %)


Этап эксперимента

Уровень культуры здоровья

неустойчивый

базовый

результативный

креативный

Начало

6

12,6

25

51,2

14

28,9

3

6,5

Поисково-диагностический

5

10,4

27

56,2

16

33,3

4

8,3

Мотивационно-деятельностный

4

8,3

29

60,4

17

35,4

5

10,4

Рефлексивно-проектный

2

4,1

32

66,6

18

37,5

6

12,6

В ходе формирующего эксперимента всё более очевидным становилось, что реализация социально-педагогической деятельности по формированию культуры здоровья старшеклассников в инновационной школе невозможна без активного взаимодействия различных гражданских институтов, без четко сформулированного гражданского заказа школе.

Соуправление в социально-педагогической деятельности МОУ «Лицей №1» предполагало участие родителей, общественности города, институтов социального воспитания в управлении образовательным учреждением через Попечительский совет и Управляющий Совет школы. Сотрудничество школы и гражданских институтов способствовало организации совместной культурно-досуговой, творческой, социально-значимой, спортивной, трудовой, шефской, поисковой деятельности.

В процессе осуществления социально-педагогической деятельности в МОУ «Лицей №1» до введения программ по формированию культуры здоровья (1-й этап анкетирования) родители учащихся отмечали наиболее важным такой аспект, как «развитие личности с учётом его индивидуальных особенностей» (76 %). Этот же показатель наиболее значим и для учителей (93 %). На втором месте и для педагогов и родителей важным является психологический комфорт. Все эти характеристики являются составными частями культуры здоровья старшеклассника. На втором этапе анкетирования для родителей повысилась значимость таких умений, как «навыки поведения в экстремальных ситуациях» (на 24 %), что связано с изменением социальной ситуации в регионе. Ученики старших классов в ряду ценностей продолжают отмечать здоровье как приоритетное направление.

Результатом участия общественных институтов в формировании культуры здоровья в МОУ «лицей №1 явился проект «Содействие развитию “Школы будущего — школы здоровья” через Гражданский Институт независимой аттестации общеобразовательного учреждения», а также созданный в лицее Центр взаимодействия «Ученик-учитель-родитель», целью которого является обучение старшеклассников правовым отношениям в условиях инновационной школы. Реализация проектов способствует социальной адаптации старшеклассников в обществе, формированию таких качеств как коммуникативности, толерантности, ответственности.

В заключении диссертационного исследования обобщены результаты исследования, сформулированы выводы. Для реализации модели формирования у старшеклассников культуры здоровья инновационной школе необходимо дополнить базовую модель здоровьесберегающей деятельности:

а) валеологическим дополнением содержания общего образования с целью усиления его направленности на формирование у старшеклассников культуры здоровья;

б) изменением тактических целей процесса воспитания старшеклассников с учетом разработанной в исследовании системы принципов формирования культуры здоровья;

в) изменением форм и методов социально-педагогической деятельности на основе системного использования в целостном учебно-воспитательном процессе разнообразных по содержанию жизнеутверждающих ситуаций, требующих активных действий учащихся по овладению опытом разрешения жизненных проблем на основе полученных валеологических знаний;

г) привлечением общественности для выработки механизмов участия гражданского общества в социально-педагогической деятельности инновационной школы по формированию у школьников культуры здоровья.

Поставленные в исследовании задачи решены, однако актуальность проблемы от этого не снижается. Перспективы дальнейших исследований связаны с инновационными преобразованиями в образовании, что требует дальнейшего изучения и разработки программ по формированию культуры здоровья для конкретных возрастных периодов. В специальном исследовании нуждается проблема, уточнения содержания и форм подготовки кадров, ориентированных на освоение новых социально-педагогических видов деятельности по формированию культуры здоровья учащихся.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:


Статьи в научных журналах, включенных в перечень изданий, утверждённых ВАК для публикации основных результатов
диссертационных исследований по педагогическим специальностям:


1. Сидакова И.В. Педагогические технологии при разработке и осуществлении проекта «Школа будущего — школа здоровья» / И.В. Сидакова // Омский научный вестник. Омск, 2007. №4 (58). С. 130–133 (0,6 п.л.).

2. Сидакова И.В. Формирование культуры здоровья старшеклассников в инновационной школе / И.В. Сидакова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград, 2010. №1(45). С.78–82 (0,6 п.л.).


Научные статьи, тезисы:


3. Сидакова И.В. Влияние неблагоприятных экологических факторов на функциональное развитие и здоровье детей / И.В. Сидакова // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. М., 2005. Вып. 6. С. 214–219 (0,4 п.л.).

4. Сидакова И.В. Школа здоровья — это возможно / И.В. Сидакова // Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем: мат. междунар. научно-практич. конф. Новосибирск, 2006. Ч. 3. С. 126–128 (0,25 п.л.).

5. Сидакова И.В. Валеологические проблемы профессионального образования / И.В. Сидакова // Проблемы модернизации и пути развития реализации программы профессионального образования в заочной форме: мат-лы Всероссийской научно-практ. (заочн.) конф. Омск, 2006. С. 228–232 (0,3 п.л.).

6. Сидакова И.В. Профильное обучение как средство реализации преемственности основной и профессиональной школы / И.В. Сидакова // Преемственность основной и профессиональной школы: проблемы, поиски, решения: сб. ст. Омск, 2007. С. 69–72 (0,2 п.л.).



7. Сидакова И.В. Формирование валеологической культуры старшеклассников как целостный педагогический процесс в инновационной школе / И.В. Си­да­кова // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы методологич. семинара памяти проф. В.С. Ильина. Волгоград, 2009. Вып. 9. Ч.1. С. 236-241 (0,4 п.л.)




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница