Создание электронного наглядного пособия для младшего школьника как средство эстетического воспитания



Скачать 70.15 Kb.
Дата01.05.2016
Размер70.15 Kb.
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Игошина Вера Дмитриевна, учитель изобразительного искусства в начальных классах (e-mail:iverda53@mail.ru), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

(МБОУ СОШ №4) город Урай, ХМАО-Югра

Аннотация

Для пробуждения интереса учащихся к предмету изобразительного искусства электронные наглядные пособия позволяют сделать процесс обучения ярким, динамичным. В тезисах рассматриваются способы создания электронных наглядных пособий на примере мастер - класса по флористике. Использование электронных наглядных пособий и общение с миром природы позволяет эффективнее проводить занятия, варьировать индивидуальную, групповую работу, что способствует укреплению межличностных отношений и нравственно-эстетическому воспитанию.

«Природа всегда рядом с нами.

Смотрите на чудо рождения:

Пишем картину цветами.

Прекрасно это мгновение!
Листья, травы и цветы —

Это наши инструменты.

Ждёт мир новой красоты

И прекрасные моменты.


Все моменты сохранить

ИКТ поможет.

Сканер, принтер, SMART-доска

Красоту умножит»



В. Д. Игошина

Проблема нравственно-эстетического воспитания, воспитания чуткости, доброты, гордости за свой край остаётся актуальной. Моя главная цель в работе — это формирование творческого отношения ребёнка к действительности, так как сама суть эстетического воспитания в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Видеть красоту, ценить её и наслаждаться ею, нужно учить детей с раннего детства и учиться этому всю жизнь. В век цивилизации и новых технологий надо всегда помнить, что ребёнок - это частица природы, и рядом с ней он будет умный, добрый, красивый и здоровый. В своей работе я рассматриваю возможности творческого развития детей и экологического воспитания на образах живой природы (цветов, трав, веток, листьев и т.д.) Сама природа является средством такого воспитания. Для решения цели определены следующие задачи:



  • защитить детей от нервного возбуждения и стрессов;

  • учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы;

  • пробудить зрительную активность, стремление к самостоятельному постижению красоты природы;

  • развивать творческие способности, используя современные образовательные технологии, в том числе ИКТ, электронных образовательных пособий;

  • показать красоту обычных растений и научить создавать из них яркие произведения;

  • воспитать любовь к прекрасному, готовность психологически и практически участвовать в создании красоты, умение воспринимать окружающее средствами эстетики;

  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой край, свою Родину.

Принцип наглядности один из самых необходимых в плане формирования представления детей о процессах и явлениях, формировании понятийного аппарата и набора образов. Наглядное представление наряду с объяснениями учителя помогает ребенку проанализировать предоставляемые ему данные самостоятельно, сформировать ассоциативные ряды и пополнить наборы образов. От того, насколько грамотно организуется наглядное представление, зависит узнавание изучаемых процессов и явлений, понятий на основании построенного ассоциативного ряда. Это касается и электронных наглядных пособий. Они отличаются от неэлектронных наглядных пособий формой представления: экран или монитор, способом их подготовки к уроку. Электронные наглядные пособия гораздо ярче своих неэлектронных собратьев, однако, надо знать способы разработки таких пособий. В качестве готовых наглядностей могут использоваться отсканированные и оцифрованные ранее подготовленные рисунки, схемы, таблицы, алгоритмы. После обработки изображение сохраняется в формате jpeg или gif. Обрабатывать полученные растровые изображения можно в AdobePhotoshop. Другой способ – создание пособий средствами графического редактора и сохранение полученных рисунков в соответствующем формате. В первом удобнее создавать чёткие объекты, схемы и надписи. При растрировании к этим компонентам можно применять различные графические эффекты. Обратите внимание на выраженность эффекта: он не должен перетягивать на себя внимание учащихся, а только подчёркивать наиболее важные части наглядного материала. Кроме того, очень эффективно использовать анимированные ЭНП и видеофрагменты. Анимация и видеоролик не должны быть сложными, обязательно здесь должен быть плавный переход от конца воспроизведения до начала, либо возможность запуска и остановка воспроизведения. Самым простым и распространённым является приём подготовки ЭНП при помощи программ офисного пакета:Word, Excel, PowerPoint, Publisher. Такие файлы удобнее не импортировать в библиотеку рисунков, а работать в режиме офиса.

Описанные способы относятся к этапу подготовки учителя к уроку или к внеурочному занятию. Примером электронного наглядного пособия может служить авторский видеофильм (мастер-класс) по флористике. Растения, цветы и созданные из них художественные композиции вызывают восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создать красоту. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять её. Флористика соединяет в себе элементы профессионального искусства и индивидуального творчества. Занятия флористикой открывает новые возможности перед теми, кто перегружен заботами, помогает им защититься от шумного напора современности.

Разнообразие растительного мира позволяет создавать декоративные композиции и панно. Интересные натюрморты, пейзажи, портреты из листьев, трав, цветов и других материалов живой природы могут быть созданы без кисти и красок и как бы в новом виде продолжают новую, вторую жизнь растений. Создание флористического коллажа похоже на искусство художника, пишущего картину. Словно мазки широкой кисти, ложатся на полотно засушенные листья, травинки, стебли, лепестки... Рождается новое творение, отражающее гармонию внешнего и внутреннего, красоту мира и фантазию ребёнка. Природа щедра на краски. В пору листопада выдаются дни, когда природа как бы замирает в благоговении. Каких только здесь нет оттенков: и лилово-красные листья осины, и багряные - черёмухи, и золотые - берёзы. Эта красота ждёт художника. Природа даёт ему в руки материал, обладающий необычайными возможностями. Ведь можно создать произведения в любой манере, под любые техники - и под живопись маслом, когда листья и лепестки — как мазки краски, и под графику, когда соломинки и травы -штрихи, и под изделия народных промыслов. Сама природа рисует за вас. Каждый цветок, каждый листик, каждый стебелёк несёт свои художественные возможности. Звёздочки тополиного пуха сразу рождают образ снежной метели. Тополиный пух позволяет делать работы, близкие к графике (белым по чёрному).

Листья лапчатки и цинерарии словно декоративное узорочье в серебряном шитье или заснеженные ели. Лёгкие линии из донника дают возможность создавать даже портреты. Листья декоративной капусты, созданные тонким резцом великого художника-природы, словно ажурные деревья золотой поры. А в прозрачности и воздушности лепестков мальвы или тюльпанов можно увидеть акварельную нежность утренней свежести.

Красота растений подскажет много образов и сюжетов — фантазируйте. Решить проблемы эстетического воспитания и развития творчества детей помогают современные технологии. Видеофильм «Природа и фантазия» даёт возможность не только познакомиться с искусством флористики, но и увидеть вторую жизнь цветов. Достоинство применения мастер - класса в электронном виде: показан весь процесс работы; процесс комментируется; демонстрируются все приёмы; у детей не возникает вопросов; мастер-класс учителя даёт ученикам уверенность в своих силах; ученики начинают работы, воплощая свои замыслы, без затруднений. Создание фильма, как учебно-наглядного пособия (в данном случае это необходимо для того, чтобы дети наглядно увидели работу педагога с флористическим материалом, усвоили этапы выполнения действия). Пособие мастер-класс может являться алгоритмом, его можно использовать многократно, с разными детьми.

Образовательный процесс, обеспечиваемый предметами искусства, отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса. Его значимость и специфика определяются задачей формирования и развития эмоционально-образной сферы, связанной с ценностным отношением к действительности, а так же первичным опытом творческой деятельности.

Учитывая, что на изучение изобразительного искусства для современного маленького человека в общеобразовательной школе отводится мало часов, то за это короткое время учитель должен оптимально использовать все возможности технологии для того, чтобы ребёнок прикоснулся, проникся, осознал и полюбил эту наиважнейшую область из всех областей человеческой деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии включают в себя такие процессы: обработка, хранение и передача информации. Использование ИКТ позволяет мне проектировать грамотный, технологический урок. А это даёт возможность формировать целостную систему знаний, умений, навыков. За последние два года я создала ряд методических разработок и дидактических материалов для использования на уроках и внеклассных занятиях в виде презентаций, комплектов раздаточных материалов, наглядных пособий, сформированы цифровые коллекции иллюстративного материала по различным темам; цифровые коллекции детских работ, (представленных на городские, окружные, областные и российские конкурсы). Благодаря использованию ИКТ, на уроках и внеклассной работе, я увидела результаты: у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства, повысилась познавательная активность; цель достигается гораздо эффективнее; повысилось качество творческих работ (из-за доступного иллюстративного и информационного материала); у детей появилась способность к творчеству, а это — высший показатель эстетической активности; к детям пришло осознание значения искусства в жизни, многие дети начинают мечтать побывать в лучших музеях нашей страны и мира.

Использование компьютерных технологий, электронных наглядных пособий и общение с миром природы является средством нравственно-эстетического воспитания ребёнка и позволяет заинтересовать школьников, эффективнее проводить занятия, совмещать плодотворную работу и здоровый образ жизни.

Литература



  1. Кутугина Е. С., Тутубалин Д. К. Информационные технологии: Учебное пособие. - Томск, 2005.

  2. Тутубалин Д. К., Ушаков Д. А. Компьютерная графика: Учебное пособие. - Томск, 2006.

  3. Новикова Е. В., Гасымов М. Ф. и др. Умные уроки со SMART: Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами, Москва, Полимедиа, 2007.

  4. Стецюк В. Картины из сухих цветов – М.:АСТ-ПРЕСС. 2002.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница