Создание комфортной обстановки в доу по художественно-эстетическому



Скачать 140.77 Kb.
Дата03.05.2016
Размер140.77 Kb.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок»



Создание комфортной обстановки

в ДОУ по художественно-эстетическому

развитию дошкольников

Детский сад как дом и мир детей — проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успеш­ными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Многие думают: дошкольное образование — первая ступенька системы образования, и это если не маленькая школа, то место, где к ней готовят.

С «результативностью» такого рода дошкольного образования приходится

сталкиваться уже в 1 классе, когда дети не только плохо готовы к школе, а, что еще хуже, не желают учиться вовсе, пройдя через множественные испытания методиками раннего обу­чения чтению и письму. Как и в бою, форсирование непреступных укреплений чревато невосполнимыми потерями... Кто-то назовет их естественными: «А чего вы хотели? На пути к...»

Но жизнь дошкольника — это не подготовка к школе, к жиз­ни, а уже жизнь!

По его потребностей и воз­можностей, которые присущи исконно дошкольным видам

дея­тельности. Источники развития с этой точки зрения коренятся в творческом

характере детской игры и активного восприятия худо­жественного слова, прежде всего сказки. Предпочтительны игры и сказки, формирующие морально-личностные, творческие, эстети­ческие способности детей. Потому что становление этических норм,

эстетических вкусов, коммуникативных умений и навыков, сохра­нение психического

здоровья — это то, что необходимо для детей в пору их раннего детства. Здесь все

для ребенка интересно, по­сильно и важно уже сегодня, а значит, и потом. Ведь

тот, кто вырастет на лучших образцах национальной культуры, непременно впитает ее дух. А если еще попробует себя в разнообразных искусст­вах, то, прежде всего

подготовится к эмоциональным открытиям в мире людей и в мире природы. Да просто привыкнет комфортно жить по общечеловеческим нормам, а не вопреки им. Разве этого мало?..

Но как большие благие намерения воплотить в жизнь детского сада, где не только маленькие дети, но и взрослые: воспитатели, родители, методисты, инспектора... Об этом мои мысли...

Но помимо умений отвечать на вопросы «как» и «почему», нужно еще и другое,

без чего морального права быть руководите­лем детско-взрослого коллектива просто не дано. Это другое, наи­важнейшее, заключается в умении сохранить в себе, вопреки времени, циркулярам и обязанностям администратора, — дет­ское, ненасытно-любознательное, исследовательское, действен­ное восприятие жизни. С его уверенностью в обязательной победе добра, красоты, справедливости, с его удивительным свойством жить одновременно в двух мирах: реальном и сказочном, жить тем, что есть, и тем, что будет! Обязательно будет!

Сегодня дошкольные учреждения находятся в условиях выжи­вания и вместе с тем развития. Вопрос финансирования — самый главный и важный. В настоящее время созданы все условия и много сделано для реализации данной проблемы.

В нашем учреждении представлен широкий спектр бесплатных дополнительных образовательных услуг:

изостудия, хореография, под­готовка будущего первоклассника, фольклорная студия, театрализованная студия, занятия в Музее Русского быта.

Очень долго между специалистами и воспитателями детского сада стояла проблема — отсутствие преемственности в их работе по приоритетному (художественно-эстетическому) направлению дет­ского сада.

Данная проблема решается: в учрежде­нии созданы условия для эстетического развития детей.

Следующая решаемая нами проблема — это организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей, достижение цели образования. Особо активна наша позиция в отношении родителей. В работе с ними мы перешли от педагогического общения к актив­ному их включению в образовательный процесс через различные формы взаимодействия: совет родительско­го комитета, родительские клубы, совместные встречи со специа­листами детского сада, подготовку и совместное проведение внутрисадовских мероприятий.

Чтобы добиться совершенства в умении эффективно управлять людьми, необходимо

научиться управлять своими чувствами, пе­реживаниями и поведением.

«Некоторые люди, — отмечал Ф. Честерфилд — никогда ничему не научатся только потому, что они понимают все очень быстро».

Я глубоко убеждена в том, что обучать других возможно только при условии постоянного самообразования, самоизменения, соот­ветствующего требованиям времени. И следую своеобразному алго­ритму, как бы состоящему из моих любимых афоризмов.

Необходимо твердо знать, чего я хочу.

«Знания непременно проложат нам путь к успеху, если мы зна­ем, какую дорогу выбрать» (С. Моэм).



Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план.

«Начните с простого плана, и вы начнете не с нуля» (Дж. Пар-кинсон).



Необходимо вообразить желаемый результат.

«Любое дело будет эффективнее, когда точно определены цели» (В. Аткинс).



Необходимо сформулировать мотивацию достижения успеха.

«Каждый в жизни имеет все, что хочет, а если чего и не имеет, то недостаточно хочет» (Т. Уолдер).



Важно верить в себя.

«Людей сдавшихся гораздо больше, чем побежденных» (Б. На­полеон).



Научиться уважать окружающих.

«Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других» (В. Сухомлинский).



Превращать препятствия в трамплин для нового прыжка к цели.

«Если ты на пути не встретил препятствий, значит, ты не со­стоялся» (Ф. Честерфилд).



Оглянись в прошлое, насладись настоящим, интересуйся будущим.

«Сумей посмотреть на свою жизнь как на песочные часы» (М. Аргайл).

«Нужно радоваться тому, что мы имеем, а не тому, что у нас могло бы быть»

(Д. Карнеги).



Овладеть умением преуспевать с ощущением радости и счастья.

«Радуйтесь жизни, наслаждайтесь каждой минутой ее, ведь удо­вольствие кончается раньше жизни» (Ф. Честерфилд).

И возможно, благодаря всем нашим общим усилиям, удастся создать систему образования, которую можно будет определить по-настоящему высококачественной и гармоничной, потому что она будет включать в себя функции обучения, развития, оздо­ровления, коррекции в каждом образовательном учреждении, и прежде всего — в дошкольном!

При условии стандартизации образования, необходимо иметь примерные (единые базисные) программы, как общеобразователь­ные, так и профильные. Их наличие и распространение — дело государственной важности и государственной ответственности.

Уча­стники образовательного процесса, организаторы и педагоги дол­жны иметь современную профессиональную подготовку по педа­гогике, методикам, психологии, менеджменту, мировой художе­ственной культуре, этике, что позволяет сформировать у них гуманистическое педагогическое сознание.

В связи с модернизацией образования, декларацией идеи гума­нистического отношения к ребенку, я надеюсь, что будет пере­смотрен характер и содержание взаимодействия специалистов раз­личных отраслей: образования и здравоохранения, образования и культуры, образования и органов социальной защиты населения.

В заключение хотелось бы отметить.

Воплощение этих ценностных ориентиров в жизнь требует на­личия целого ряда факторов:



  • достойного финансирования дошкольного образования;

  • сохранения сети ДОУ;

  • развития нормативно-правовой базы;

  • роста педагогического мастерства и образовательного уровня
    персонала;

  • создания новых моделей ДОУ и новой модели управления
    образованием;

  • дальнейшего совершенствования программного содержания
    дошкольного образования.

Ведь только вместе мы сможем сделать так, чтобы дошколь­ное образование в стране наконец перестало выживать и начало жить полнокровной жизнью.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его куль­тура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утон­ченность и творческую активность. Культура человека есть отраже­ние его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

В связи с этим ключевая роль нашего детского сада — создание усло­вий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетиче­ским сознанием, задатками художественной культуры, творче­скими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс фор­мирования творческой личности, способной воспринимать, чув­ствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные цен­ности. Такое определение применимо к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагиро­вать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюде­ния за детьми дают основания считать, что эстетическое воспи­тание возможно и необходимо уже применительно к детям до­школьного возраста.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмо­циональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника по­нятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое разви­тие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Составляющей этого процесса становится худ. об­разование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, уме­ний, навыков, развития способностей к худ. твор­честву.

Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей

Эстетическая развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:



  • внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети (окраска всех поверхностей — стен, потолков, пола),должно быть спокойных тонов;

  • световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки произведения изобразительного искусства, дет­ского творчества; соответствие возрастным психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для раз­нообразных игр и занятий должны быть доступны детям и
    радовать их не только своим назначением, но и внешним видом; произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения.

Центр изобразительного искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами

изобразительного и декоративно-прикладного искусства — живописью, графикой,

скульптурой, предметами народных промыс­лов, архитектурой; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной

деятель­ности, ручного труда и художественного конструирования. Следует опираться

на половые различия детей — предоставлять материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирова­ния, интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного искусства, книжной графики, произведений детского творчества) способствует твор­ческой активности детей.

Для систематической работы по знакомству детей с произведе­ниями изобразительного искусства целесообразно отвести в группе специальное место. На стене на уровне глаз ребенка вывешивается небольшая «полочка красоты». Под ней оборудуется стол со сту­льями — место для встреч с прекрасным готово!

Окружающая ребенка среда должна содержать лучшие образ­цы общечеловеческой

культуры — должна быть насыщена клас­сическими и авангардными произведениями

не только детской, но и «взрослой» живописи, графики, скульптуры, архитектуры,

музыки, декоративно-прикладного искусства.

Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка — неотъем­лемая часть интерьера группы. Развивающая эстетическая среда дол­жна включать содержательные компоненты, которые активизиро­вали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народ­ные (дымковские, филимоновские, богородские).

Театральный центр

Здесь собрано все необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игруш­ки и декорации для настольного театра, театр на фланелеграфе и т.д.



Музыкальный центр

Должен быть оборудован: шкафом или полками для хранения музыкальных пособий,

столом со стульями (1—2) для музицирова­ния и настольных дидактических игр. Необходимы комплект портре­тов композиторов, фотографии детей, играющих на музыкальных инструментах. Основное содержание центра представляют разнооб­разные музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-са­моделки, детские музыкальные инструменты (в том числе комплект народных инструментов), элементы костюмов. Необходимо иметь эк­ранные (диа и кинофильмы, диапозитивы, слайды), звуковые (грам­записи, видео и магнитофонные записи), аудио, видеотехнику (му­зыкальный центр, телевизор — в старшем дошкольном возрасте).

Центр развития сенсорики

Этот центр в большей степени предназначен для малышей — в нем собраны

пособия, игры, книги, материалы, позволяющие раз­вивать представления детей о различных цветах и оттенках, фор­мах, величинах предметов, шершавости — гладкости их поверхно­сти, о звуках — их высоте, громкости и т.д.

Центр «Моя семья»

Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы различных жанров, сделанные членами семьи и т.д.



Центр «Моя группа»

Здесь размещаются фотографии детей группы, взрослых, ко­торые с ними работают, собраны сведения о днях рождения, интересах, склонностях, симпатиях и антипатиях, о проведен­ных праздниках традициях, об участиях в конкурсах, работы изоб­разительного творчества детей и родителей и т.д. (если у группы есть название, то хорошо, если центр будет оформлен в соответ­ствии с названием группы).

Эстетическая среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством эстетического, нравствен­ного воспитания и духовного развития детей. В группе должны быть растения, рыбки, птицы, некоторые животные. На участке детского сада данной группы весной организуется огород, на котором педагоги с детьми выращивают овощи, ягоды. Это также создает природную среду, обладающую эстетическими свойства­ми и качествами, позволяющими формировать у детей эстети­ческое отношение к природе. К созданию эстетической, пред­метной и природной среды необходимо активно привлекать де­тей, вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой ак­тивности у детей будут формироваться художественное чутье, развиваться необходимые способности. Эстетическая среда акти­визирует художественно-творческую деятельность детей.


Требования к педагогу

Содержание нового учебно-воспитательного процесса требует от педагога соответствия новым требованиям. Прав В.А. Сухомлинский, утверждавший, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать, что от того, как будет чувствовать себя ребе­нок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зави­сит весь его дальнейший путь к знаниям.

Педагогу необходим целый ряд педагогических и специальных умений.

Приведем основные.



Гностические умения (связанные с познанием ребенка)

♦ Наблюдать все виды художественной деятельности детей и давать анализ их развития.

♦ Изучать по продуктам художественной деятельности интере­сы, склонности и другие индивидуальные способности детей.

♦ Заметить «продвижение» ребенка в овладении художествен­ной деятельностью.

♦ Выделить детей, требующих особого внимания конкретно­го вида художественной деятельности.

Конструктивные умения (проектирование развития личности отдельного

ребенка, группы детей в целом)


  • Обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития их художественной деятельности.

  • Планировать художественную деятельность детей, опреде­лять перспективы в ее развитии.

  • Отобрать материал, в наибольшей степени отвечающий це­лям определенного вида художественной деятельности и конкретного занятия, в частности грамотно размещать ма­териал для самостоятельной художественной деятельно­сти детей в группе.

  • Отобрать методы и приемы в работе с детьми, наиболее от­вечающие их возрастным и индивидуальным особенностям.

  • Предусмотреть возможные затруднения детей в художествен­ной деятельности.

Коммуникативные умения (установление взаимоотношений)

  • Вызывать эмоциональное отношение к предметам окружа­ющей действительности, художественным произведениям.

  • Стимулировать образное мышление, создавать в процессе руководства художественной деятельностью проблемные си­туации, решения которых детьми способствовало бы созданию наиболее выразительных точных художественных об­разов.

  • Создавать в процессе руководства художественной деятель­ностью атмосферу сотворчества, вступать с детьми в личностно-деловое общение.

  • Владеть мимикой, жестами, выразительностью речи, ис­пользовать данные умения как при прямом, так и косвен­ном руководстве.

Организаторские умения

  • Организовывать художественную деятельность всей груп­пы, отдельных групп детей.

  • Быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности.

  • Заразить детей своей энергией, увлечь их художественной деятельностью.


Специальные умения

Умение рисовать, лепить, петь, танцевать, владеть кукловождением, конструировать, изготовить (при необходимости) нуж­ный материал для данного вида

Деятельности (развести краски, сделать декорации, костюмы и т.д.) и др.

Смешанные умения

♦ Коммуникативно-гностические:



  • уметь проявлять гибкость в ходе руководства художествен­ной деятельностью детей;

  • учитывать уровень развития художественных способностей, положение ребенка в системе межличностных отношений;

  • уметь дать оценку с учетом зоны ближайшего развития ребенка, указывающую пути и средства ее совершенство­вания, сформировать доступные детям критерии оценки в области художественной деятельности.

♦ Коммуникативно-организаторские:

—уметь использовать игру с целью создания положитель­ного микроклимата в группе, включать в групповую ху­дожественную деятельность неуверенных в себе детей.

♦ Коммуникативно-специальные:

—уметь грамотно сочетать показ приемов художественной деятельности с доступным детям объяснением и др.



Ожидаемые результаты

♦ Создание условий для художественного эстетического развития детей.



♦ Выпускник детского сада:

  • самостоятелен, активен, проявляет инициативу в худо­жественной деятельности, имеет яркую индивидуаль­ность;

  • эмоционально отзывчив на состояние других детей, кра­соту окружающего мира и произведений искусства, име­ет практические умения и навыки для внесения измене­ний в окружающую среду.




  • Повышение профессионального уровня управления про­цессом художественно-эстетического воспитания дошколь­ников.

  • Повышение знаний родителей в различных видах искусства.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница