Создание системы воспитания: формы, методы и приемы Е. Степанов



Скачать 136.35 Kb.
Дата27.04.2016
Размер136.35 Kb.
Создание системы воспитания:

формы, методы и приемы
Е. Степанов, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии Псковского областного института повышения квалификации работников образования

Вы поставили перед собой задачу: создать модель воспитательной системы. Есть множество форм, методов и приемов этой работы, и выбирать следует те, которые наиболее соответствуют вашим конкретным условиям. Назовем наиболее характерные из них.
Самое первое - это создание инициативной группы.

Она может возникнуть стихийно или быть специально подобранной руководителем школы. Главное, чтобы в нее вошли люди, пользующиеся авторитетом среди детей и взрослых, осознающие потребность в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса и проявляющие желание стать инициаторами изменений. Желательно, чтобы они обладали способностью к продуцированию и осуществлению новых педагогических идей, умели системно мыслить и действовать. В состав группы целесообразно включить представителей администрации, обладающих реальными полномочиями в управлении жизнедеятельностью школы, а также педагогов, имеющих опыт научно-исследовательской работы.
Вторая ступень - инициативная группа формирует свое видение настоящего и будущего состояния школы, ее воспитательной системы.

Инициаторы, используя простейшие приемы и методы диагностики, выявляют основные проблемы и недостатки в работе педагогического коллектива. Важное значение на данной стадии имеет изучение членами инициативной группы научно-методической литературы, особенно публикаций в педагогических газетах и журналах. Весьма эффективно использование такой формы, как диалог. В некоторых случаях применяется метод «мозгового штурма», когда все члены группы участвуют в обсуждении и решении наиболее важных и сложных вопросов.
Третья ступень - инициаторы ищут своих сторонников среди педагогов, учащихся и родителей.

Заметим, что для моделирования и построения воспитательной системы характерно то, что почти на каждой новой стадии увеличивается количество людей, участвующих в этих процессах. Инициаторы предпринимают попытки для того, чтобы их сторонниками стали все представители администрации учебного заведения, а также лидеры педагогического, ученического и родительского коллективов. Проводятся различные заседания, собрания, совещания, на которых анализируется жизнедеятельность учебного заведения, выявляются проблемы и недостатки, предлагаются пути и способы обновления и совершенствования школьной жизни. Путем совместных размышлений и действий инициаторы стараются убедить педагогов, учащихся и родителей в целесообразности внесения изменений в воспитательный процесс и в другие стороны функционирования образовательного учреждения.
Четвертая ступень - установление контактов с научно-методическими центрами района, города, области, страны или отдельными учеными и методистами.

Наибольшие затруднения руководители и педагоги учебных заведений испытывают при теоретическом обосновании создаваемой модели, разработке новых подходов к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса, выборе критериев, показателей и методик психолого-педагогической диагностики состояния и эффективности функционирования воспитательной системы. Необходима помощь ученых и опытных методистов, которые и приглашаются в школу для работы по совместительству в должности заместителя директора по научно-методической работе, заведующего кафедрой, научного руководителя или консультанта. При отсутствии такой возможности проводятся консультации в научно-исследовательских институтах, высших учебных заведениях, центрах послевузовского профессионального образования, городских и районных методических кабинетах. В последние годы широкое распространение получили договорные отношения между школами и научными центрами на проведение совместной исследовательской деятельности, когда учебное заведение становится школой-лабораторией или экспериментальной площадкой научно-исследовательского коллектива. Используется и такая известная форма, как участие руководителей и педагогов школ в научно-практических конференциях и методологических семинарах.
Пятая ступень - ознакомление педагогов с теорией и практикой воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения.

В первую очередь теорию и практику изучают руководители образовательного учреждения и члены инициативной группы. Как правило, они становятся слушателями целевых (проблемных) курсов в вузах или институтах повышения квалификации педагогических кадров, на занятиях которых рассматриваются следующие проблемы: использование системного подхода в познании и управлении педагогическим процессом; сущность, признаки и компоненты воспитательной системы образовательного учреждения; теоретические и методические основы построения и развития воспитательной системы учебного заведения; формирование модельных представлений о воспитательной системе учреждения образования и его структурных подразделений; взаимодействие учителей, учащихся и родителей в воспитательной системе школы (класса, кружка, клуба); совместная деятельность и общение как основные системообразующие и системоинтегрирующие факторы; критерии и показатели эффективности воспитательной системы образовательного учреждения; взаимодействие школьного сообщества с окружающей социальной и природной средой.

Свой теоретический и методический арсенал инициаторы пополняют и посредством изучения научно-методической литературы. Вместе с научными консультантами и методистами инициативная группа организует работу психолого-педагогического семинара, на занятиях которого учителя знакомятся с теоретическими и технологическими аспектами использования системного подхода в педагогической деятельности, моделирования и создания воспитательной системы, проектирования образа выпускника. Руководители и педагоги школы посещают образовательные учреждения, где уже накоплен опыт применения системного подхода в обучении и воспитании учащихся.

Шестая ступень - разработка программы (плана) действий по построению модели воспитательной системы.

При этом очень важно учесть реальные возможности школьного коллектива, особенности осуществления процесса моделирования в этом учебном заведении. Особое значение имеет определение сроков всего цикла моделирования и его отдельных этапов. С одной стороны, этот процесс не должен затягиваться, так как задержка может привести к снижению активности и интереса детей и взрослых к реализации модельных представлений, а с другой - определяемый промежуток времени не должен быть кратким, ведь в таком случае возможно некачественное выполнение работы, да и педагоги, учащиеся, родители могут не осознать целесообразность проектируемых изменений. Нами установлено, что оптимальная продолжительность построения модели воспитательной системы образовательного учреждения - от одного года до полутора лет.

Седьмая ступень - диагностика состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьников, определение воспитательного потенциала окружающей среды, путей и способов его реализации.

Совместно с научным консультантом (руководителем) инициативная группа проводит диагностическое исследование, направленное на изучение: а) состояния и эффективности педагогического процесса; б) процесса и условий развития личности ребенка; в) воспитательного потенциала окружающей среды. В нем принимают участие и педагоги, и учащиеся, и родители. В исследовании используются разнообразные методы психолого-педагогической диагностики, такие, как анкетирование, тестирование, методы экспертной оценки, групповой и индивидуальной самооценки, социометрия и др.

Результаты диагностического исследования позволяют более объективно оценить состояние и результативность учебно-воспитательного процесса, выявить стратегически сильные и слабые стороны учебного заведения, определить основные недостатки и проблемы педагогического обеспечения развития личности учащихся. На основе этой информации очерчивается так называемое проблемное поле, где проблемы располагают в зависимости от степени их влияния на эффективность учебно-воспитательного процесса. Это способствует более обоснованному выбору путей и средств совершенствования и обновления воспитательной работы.

Восьмая ступень - формирование образа учебного заведения.

Он может формироваться как спонтанно, так и преднамеренно. В первом случае образ, как правило, редко бывает полным, целостным, детальным, адекватно отражающим характерные черты учебного заведения. Чаще всего он состоит из нескольких фрагментов-представлений, не взаимосвязанных друг с другом и возникающих на основе воспроизведения прошлых восприятий и прошлого опыта. В нем практически не содержится представлений о будущем школьного сообщества, которые формируются с помощью творческого воображения. Такой образ не может стать основой для построения модели воспитательной системы. Нужна специальная работа по формированию модельных представлений у педагогов, учащихся и родителей. Из чего она складывается? Так, например, школьники принимают участие в конкурсе фантастических и реальных проектов «Школа XXI века», смотре сочинений «Школа, в которой я хотел бы учиться», в коллективных творческих делах «Поэма о школе», «Путеводитель по школе» и т.п. Педагоги и родители участвуют в конкурсе идей и проектов «Будущее нашей школы», совещаниях-размышлениях о совершенствовании и обновлении школьной жизни. Взрослым и детям предлагается выполнить следующее задание: представьте образ своей школы и попробуйте его описать наиболее подходящим словом или строкой стихотворения (песни), схемой или рисунком. Все эти дела направлены на поиск возможных вариантов развития учебного заведения.

Девятая ступень - действия по интеграции индивидуальных и групповых представлений членов школьного сообщества в коллективный образ учебного заведения.

Наиболее эффективный способ - деловая игра по проектированию образа учебного заведения и его воспитательной системы. В ней принимают участие педагоги, учащиеся седьмых-одиннадцатых классов и их родители. Все участники игры делятся на пять-шесть микрогрупп. Им предлагается выполнить ряд заданий.

Первое задание: определите качества, которыми должен обладать выпускник учебного заведения.

Второе задание: назовите главные идеи обновления и совершенствования жизнедеятельности нашей школы.

Третье задание: сформулируйте основные правила (принципы) построения жизни в школе, которые помогут воспитать ученика, обладающего качествами образа выпускника.

Четвертое задание: предложите конкретные формы и способы совместной деятельности учителей, учащихся и родителей, которые будут способствовать формированию желаемых качеств выпускника.

Каждая группа выполняет перечисленные задания и информирует о результатах обсуждения той или иной проблемы. Таким образом, не только становятся очевидными представления детей и взрослых о будущем своей школы, членов школьного сообщества об учебном заведении и его воспитательной системе, но и происходит их согласование и интеграция. В конце игры из представителей администрации, учителей, учащихся и родителей создается творческая группа, которой поручается на основе анализа и обобщения полученных результатов завершить проектирование образа выпускника учебного заведения и разработать концептуальные положения о построении воспитательной системы. Такая группа с помощью инициаторов и научных консультантов справляется с этим заданием, как правило, за три-четыре недели.

Десятая ступень - создание творческих групп и их деятельность по уточнению и разработке деталей образа школы.

После определения основных концептуальных положений необходимо уточнить и разработать некоторые детали образа учебного заведения. Своими силами инициаторы не могут этого сделать, да и нецелесообразно решать такую задачу в узком кругу. Поэтому из числа педагогов, учащихся и родителей создается несколько творческих групп, каждая из них выполняет одно или два задания. Например, при моделировании воспитательной системы русской национальной школы творческим группам предлагалось выполнить следующие задания:

- разработать предложения об изучении учащимися народных ремесел на уроках труда и технологии;

- определить основные направления деятельности фольклорного клуба «Родник»;

- продумать систему изучения истории и культуры русского народа на уроках, при проведении классных часов и других внеклассных мероприятий;

- предложить подходы, формы и способы освоения младшими школьниками ценностей русской культуры;

- выявить возможности взаимодействия учебного заведения и окружающего социума в воспитании личности ребенка на основе традиций русской культуры;

- подготовить предложения о содержании и способах организации работы по повышению квалификации педагогических кадров в соответствии с инновационным замыслом учебного заведения.

Инициативная группа координирует работу этих творческих коллективов и готовит на основе результатов их деятельности материалы, которые непосредственно используются при конструировании модели воспитательной системы и составлении программы действий по реализации этих модельных представлений.

Одиннадцатая ступень - конструирование модели воспитательной системы и составление программы ее построения.

Чаще всего избирают такую форму модели, как концепция (концептуальная модель). Под концепцией понимается «система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея». Исходя из такого понимания, можно дать определение концепции воспитательной системы как комплекса взаимосвязанных ведущих идей школьного сообщества, отражающих его представления об индивидно-групповых, ценностно-ориентационных, функционально-деятельностных, отношенческо-коммуникативных и диагностико-результативных характеристиках воспитательной системы.

Мы рекомендуем разрабатывать концептуальную модель со следующими разделами:

1. Исходное состояние воспитательной системы.

Основные параметры образовательного учреждения.

Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.



2. Проектируемое состояние воспитательной системы.

Теоретико-методологические основы системы.

Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).

Механизм функционирования системы (функции воспитательной системы; системообразующие виды деятельности и системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса; педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управление и самоуправление; внутренние и внешние связи; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение).

Этапы построения системы.

Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.



Наряду с концепцией воспитательной системы разрабатывается программа ее построения, рассчитанная на два-три года. Она может быть составлена по следующей форме:


Опыт разработки концептуальной модели воспитательной системы и программы реализации модельных представлений свидетельствует о том, что написание текста этих документов на основе материалов, подготовленных практически всем школьным сообществом, целесообразно вести одному или двум человекам. Как правило, это делают руководитель учреждения образования или его заместители по воспитательной и научно-методической работе.

Двенадцатая ступень - мысленное экспериментирование реализации модельных представлений и апробация отдельных элементов воспитательной системы.

Такое экспериментирование позволит вам избежать ошибочных представлений и своевременно внести коррективы в разработанную модель. Однако не все, что моделируется, должно осуществиться после утверждения школьным сообществом концепции и программы построения воспитательной системы. Некоторые педагоги или специально создаваемые группы опережения проводят предварительную апробацию нововведений в ограниченном пространстве воспитательной системы, чтобы подтвердить целесообразность их включения в жизнедеятельность учебного заведения и определить наиболее оптимальные формы и способы использования новшеств.

Тринадцатая ступень - обсуждение в школьном сообществе модельных разработок и программы построения воспитательной системы.

Как правило, первыми в процесс обсуждения вступают члены инициативной группы, руководители школы и научные консультанты. Они выявляют степень соответствия подготовленных документов коллективному замыслу и сформированному образу учебного заведения, выясняют меру готовности к реализации модельных представлений, определяют формы и способы дальнейшего обсуждения концепции и программы в педагогической, ученической и родительской среде, решают вопросы о проведении научно-методической и управленческой экспертизы данных разработок. Следующими обсуждают содержание концепции и программы педагоги, которые пытаются понять, смогли ли разработчики учесть высказанные ими идеи и предложения, как в дальнейшем будет развиваться учебное заведение, что изменится в учебно-воспитательном процессе, какая конкретная роль отводится тому или иному педагогу. Затем основные идеи этих документов становятся предметом обсуждения учащихся и их родителей на заседаниях органов самоуправления школы, классных часах, родительских собраниях. В процессе и по окончании обсуждения в концепцию и программу могут быть внесены изменения.

Четырнадцатая ступень - проведение научно-методической и управленческой экспертизы модели воспитательной системы и программы ее построения, утверждение этих документов на заседании педагогического совета и общешкольной конференции.

Обсуждение концепции и программы в школьном сообществе можно считать периодом их внутренней экспертизы. Однако не все изъяны заметны изнутри, поэтому необходимо провести внешнюю экспертизу. Ее могут осуществить руководящие и методические работники органов управления образованием, преподаватели и методисты высших учебных заведений и институтов повышения квалификации педагогических кадров, ученые из региональных и федеральных центров. При проведении научно-методической экспертизы анализируются и оцениваются: социально-педагогическая значимость реализации модельных представлений; новизна замысла разработчиков; обоснованность концептуальных идей и действий по обновлению и совершенствованию процесса обучения и воспитания учащихся; соответствие проектируемых условий жизнедеятельности школьного сообщества психолого-педагогическим требованиям и санитарно-гигиеническим нормам организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; прогнозируемая эффективность педагогической деятельности; возможности научно-методического обеспечения реализации модельных разработок.

Управленческая экспертиза направлена на установление соответствия положений подготовленных материалов Закону РФ «Об образовании», другим законам и нормативно-правовым актам, кадровым и финансово-материальным возможностям учебного заведения. После получения положительной экспертной оценки концепция и программа деятельности по созданию воспитательной системы утверждаются на заседании педагогического совета и общешкольной конференции.
* * *

Разработанная нами технология моделирования первоначально предназначалась для сельских малокомплектных школ, но уже вскоре после успешного применения стало ясно, что она подходит для самых разных учебных заведений как сельских, так и городских. В чем ее преимущества? Во-первых, здесь предусмотрена реализация основных функций управления - планирование, организация, мотивация, анализ и контроль. Во-вторых, основу этой разработки составляет довольно четкий алгоритм действий. И, в-третьих, и это особенно существенно и важно, она экономична, не требует излишних затрат средств, усилий и времени.

ã Журнал «Директор школы», №2 2000 г.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница